Напоминание

" Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"


Автор: Мартыненко Оксана Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №76"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: статья
Тема: " Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего

возраста в период адаптации к ДОУ

В период адаптации детей раннего возраста особенно важна роль

педагога–психолога, организующего всестороннюю психолого-педагогическую

поддержку детей, способствующую сохранению и укреплению психического

здоровья каждого ребенка.

Для того чтобы адаптация раннего ребенка к условиям детского сада

прошла успешно, Е.Д. Фейзуллаева и И.А. Лыкова рекомендуют педагогам

активно сотрудничать с семьей, объединять усилия для обеспечения ребенку

защиты и безопасности, эмоционального комфорта и спокойствия.

Технология

психолого-педагогического

сопровождения

реализуется

поэтапно и включает диагностический, основной и аналитический этапы. В

ходе реализации технологии педагог-психолог и воспитатель могут применять

различные формы и методы работы. Исходя из основных видов деятельности

детей

раннего

возраста

(двигательной,

предметной,

предметно-

манипулятивной, речевой, слушания музыки и т.д.), воспитатель подбирает

способы для адаптации, обучения и воспитания воспитанников. В раннем

возрасте ребенок еще не умеет играть с игрушками по сюжету, он просто

действует с предметами, поэтому роль педагога заключается в постоянном

наблюдении за действиями детей и при необходимости – руководить ходом

игры. Очень важно, чтобы ребенок научился играть самостоятельно, выбирая

понравившиеся ему игрушки, начинал вступать в контакт с другими детьми.

С целью дальнейшей адаптации ребенка педагог может использовать

такие

технологии,

как

музыкотерапию,

сказкотерапию,

куклотерапию

в

различных режимных моментах. Возможно использование воспитателем

индивидуальных технологий релаксации, способствующих снятию напряжения

ребенка после ссоры, какого-либо напряжения, расставания с родными, с целью

укрепления его нервной системы.

Важное значение для обеспечения эффективной адаптации детей имеет

создание такой среды, где будет присутствовать предметно-пространственная

область для активных развивающих действий. Такую среду должен создавать

педагог таким образом, чтобы каждый ребёнок мог найти то занятие, которое

ему наиболее интересно и которое будет давать положительный эмоциональный

эффект, подкрепленный чувством защищенности в условиях новой социальной

среды.

В исследованиях различных психологов и учёных проводилась оценка

степени влияния адаптационных процессов, которые организованы в системе

ДОУ, где было определено, что длительность адаптации зависит не только от

образовательного учреждения и его сотрудников, важное значение отводится

семье ребёнка, так как вне дошкольного образовательного учреждения ребёнок

проводит

много

времени,

где

также

формируется

его

личность

и

психологическое состояние. Н.М. Аксарина рассматривая процесс адаптации

детей

в

дошкольном

образовательном

учреждении

сравнивает

его

с

взращивания растения, для которого необходимо предварительно подготовка

почвы. Данный автор отмечает, что одним из существенных факторов для

обеспечения

эффективного

адаптационного

периода

в

дошкольном

образовательном учреждении является систематическое тесное взаимодействие

родителей ребёнка с педагогами и сотрудниками дошкольного образовательного

учреждения.

Ниже

представлены

основные

рекомендации,

которые

необходимо

выполнять для более эффективной адаптации ребёнка к социальной среде в

дошкольном образовательном учреждении:

- во-первых, рекомендуется увеличить число детей, с которыми ребёнок

общается на постоянной основе;

- во-вторых, рекомендуется познакомить ребёнка с группой, а родителям

– с воспитателем и со стороны понаблюдать за взаимодействием детей в группе;

- в-третьих, рекомендуется научить ребёнка здороваться с людьми при

встрече и прощаться;

в-четвёртых, рекомендуется в период адаптации чаще общаться с

ребёнком и обнимать его;

- в-пятых, рекомендуется показать ребёнку игрушки в группе, помочь

сами разобраться и вовлечь его во совместные виды деятельности;

- в-шестых, рекомендуется не демонстрировать ребёнку со стороны

родителей такие чувства, как страх волнения или тревогу, что будет оказывать

на него негативный эффект.

Формы и методы совместной деятельности ДОУ с семьями воспитанников

также

могут

быть

разнообразными.

Одной

из

традиционных

форм

взаимодействия с родителями сегодня используются консультации для них в

режиме

online

и

offline.

Материалы

необходимых

консультаций

предоставляются родителям в индивидуальном и групповом формате.

Основным

содержанием

консультаций

для

родителей

является

информация

педагога

о

необходимости

подготовки

ребенка

к

самостоятельности. Педагог имеет в виду навыки самостоятельного приема

пищи, элементарных правил соблюдения гигиены, поведения со взрослыми и

т.д. Большое значение имеет готовность ребенка к выполнению режима дня,

привыканию набора блюд за обедом (первое, второе, третье). Родители должны

знать, что частичные умения ребенка одеваться самостоятельно (белья, обуви и

др.) помогут каждому ребенку быстрее адаптироваться в детском коллективе.

Актуальными

станут

темы

консультаций

для

молодых

родителей:

«Собираемся в детский сад», в которых даются рекомендации по созданию

благоприятной атмосферы в общении с ребенком утром, без возбуждения и

спешки, с проговариванием потешек и прибауток для уверенности ребенка в

предстоящем дне. Консультации из серии «Особенности развития Вашего

ребенка»

могут

быть

посвящены

психологическим

и

индивидуальным

особенностям развития детей раннего возраста, особенностям протекания

детских кризисов и их профилактики. Успех таких проведенных консультаций

зависит и от доверия родителей к педагогу, который должен подобрать

эффективный подход, и методики установления коммуникативных отношений

с детьми.

Родителям маленьких детей не следует забывать о развитии речи ребенка

и обогащении его словарного запаса в раннем возрасте. Рекомендации по

подбору загадок, стихотворений и потешек для родителей могут оказаться очень

полезными. Например, о сахаре, «Белый комочек тает в воде», об огурце, «Без

окон, без дверей, в комнате полно людей» и т.д. Консультации «Мы говорим

правильно!» расскажут родителям о необходимости правильного употребления

слов. Предлагаемые вопросы для упражнения, например: «Какой цыпленок?» –

«Маленький, желтый»; «Что это за волк?» – «Злой, серый».

Успех адаптационного периода детей раннего возраста зависит как от

профессиональных компетенций педагога, так и организации совместной

деятельности ДОО с семьей.

Таким образом, адаптацию следует рассматривать с точки зрения трех

сторон участников этого процесса: дети, родители и сами педагоги. Каждый

участник данного процесса проходит адаптацию, поэтому сопровождение

необходимо всем участникам на протяжении всего адаптационного периода.

Можно выделить следующие

направления психолого-педагогической

сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному

образовательному учреждению:

1. Прогноз адаптации. На этом этапе педагоги проводят первую встречу с

родителями малыша. По возможности, на этом этапе необходимо познакомиться

с самим малышом. На первой встрече с мамой и малышом устанавливаются

позитивные контакты и доверительные отношения.

В это время необходимо провести анкетирование родителей на тему «Вы

и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад», из которой можно получить

информацию о готовности ребенка к посещению детского сада, личностных

особенностях, привычках, что поможет педагогу сделать прогноз о том, как

быстро малыш адаптируется к новым условиям.

2. Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями групп раннего

возраста в виде лекций-консультаций. На этом этапе педагог-психолог знакомит

педагогов

с

возрастными

особенностями

детей

раннего

возраста,

особенностями адаптационного периода детей разной степени готовности к

посещению дошкольного учреждения.

Также на этом этапе просматриваются медицинские карты поступающих

детей. Это позволяет выявить детей с отклонениями в развитии, выделить

«группу риска» и выявить детей, которые нуждаются в большем внимании в

период адаптации, что поможет снизить риски тяжелой и сверхтяжелой

адаптации.

Учитывая состояние здоровья детей, педагог-психолог совместно с

воспитателями составляет график приема детей. Также с учетом возраста детей

составляются планы адаптации, которые включают игры и упражнения,

направленные на поддержку ребенка в период привыкания к детскому саду.

3. Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего

возраста в виде лекций-консультаций.

Родители получают информацию о том, что же такое адаптация, как она

происходит, на какие моменты необходимо обратить внимание родителям.

Также

педагог-психолог

знакомит

родителей

с

различными

аспектами

нахождения ребенка в детском саду, требованиями к режиму дня и т. д. Все это

можно провести в виде групповых лекций-консультаций, а также подготовить

для родителей памятки на темы: «Как помочь привыкнуть быстрее привыкнуть

к детскому саду?», «Режим дня детей раннего возраста», «Примерный перечень

игрушек и развивающего оборудования для детей».

4. Проведение адаптационных занятий с детским коллективом. На этом

этапе педагог-психолог совместно с воспитателями проводит серию занятий с

детьми, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечного

перенапряжения и оказание им помощи в привыкании к новой обстановке.

Важной составляющей таких мероприятий является знакомство детей друг с

другом и сплоченность детского коллектива.

Программу

занятий

каждый

педагог-психолог

выбирает

для

себя

самостоятельно. Можно найти пример какой-либо программы и составить свою

программу, которая будет адаптирована под конкретный детский коллектив в

конкретном учреждении.

Как

правило,

программа

рассчитана

на

10-12

занятий,

которые

проводятся 1 раз в неделю или 2 раза в неделю (на усмотрение педагога-

психолога). Рекомендуется проводить серию занятий несколько раз в течение

адаптационного периода в связи с тем, что малыши часто болеют, кто-то

постоянно посещает детский сад, а кто-то длительно болеет. Поэтому

повторение занятий позволяет включить в процесс всех детей.

На протяжении всего периода адаптации процесс привыкания маленьких

детей

к

детскому

саду

контролируется

с

помощью

индивидуального

"Адаптационного

листа"

для

каждого

ребенка,

который

заполняется

воспитателями,

педагогом-психологом

и

медицинским

работником.

Это

позволяет ежедневно следить за поведением, эмоциональным состоянием и

состоянием здоровья ребенка в течение первого месяца пребывания в детском

саду.

Таким образом, представленная технология психолого-педагогического

сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ позволяет

одновременно взаимодействовать с детьми, родителями и педагогическим

коллективом ДОУ, что значительно повышает количество детей с легкой и

средней степенью адаптации и снижает количество детей с тяжелой и

сверхтяжелой степенью адаптации.



В раздел образования