Автор: Мартыненко Оксана Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №76"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: статья
Тема: " Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего
возраста в период адаптации к ДОУ
В период адаптации детей раннего возраста особенно важна роль
педагога–психолога, организующего всестороннюю психолого-педагогическую
поддержку детей, способствующую сохранению и укреплению психического
здоровья каждого ребенка.
Для того чтобы адаптация раннего ребенка к условиям детского сада
прошла успешно, Е.Д. Фейзуллаева и И.А. Лыкова рекомендуют педагогам
активно сотрудничать с семьей, объединять усилия для обеспечения ребенку
защиты и безопасности, эмоционального комфорта и спокойствия.
Технология
психолого-педагогического
сопровождения
реализуется
поэтапно и включает диагностический, основной и аналитический этапы. В
ходе реализации технологии педагог-психолог и воспитатель могут применять
различные формы и методы работы. Исходя из основных видов деятельности
детей
раннего
возраста
(двигательной,
предметной,
предметно-
манипулятивной, речевой, слушания музыки и т.д.), воспитатель подбирает
способы для адаптации, обучения и воспитания воспитанников. В раннем
возрасте ребенок еще не умеет играть с игрушками по сюжету, он просто
действует с предметами, поэтому роль педагога заключается в постоянном
наблюдении за действиями детей и при необходимости – руководить ходом
игры. Очень важно, чтобы ребенок научился играть самостоятельно, выбирая
понравившиеся ему игрушки, начинал вступать в контакт с другими детьми.
С целью дальнейшей адаптации ребенка педагог может использовать
такие
технологии,
как
музыкотерапию,
сказкотерапию,
куклотерапию
в
различных режимных моментах. Возможно использование воспитателем
индивидуальных технологий релаксации, способствующих снятию напряжения
ребенка после ссоры, какого-либо напряжения, расставания с родными, с целью
укрепления его нервной системы.
Важное значение для обеспечения эффективной адаптации детей имеет
создание такой среды, где будет присутствовать предметно-пространственная
область для активных развивающих действий. Такую среду должен создавать
педагог таким образом, чтобы каждый ребёнок мог найти то занятие, которое
ему наиболее интересно и которое будет давать положительный эмоциональный
эффект, подкрепленный чувством защищенности в условиях новой социальной
среды.
В исследованиях различных психологов и учёных проводилась оценка
степени влияния адаптационных процессов, которые организованы в системе
ДОУ, где было определено, что длительность адаптации зависит не только от
образовательного учреждения и его сотрудников, важное значение отводится
семье ребёнка, так как вне дошкольного образовательного учреждения ребёнок
проводит
много
времени,
где
также
формируется
его
личность
и
психологическое состояние. Н.М. Аксарина рассматривая процесс адаптации
детей
в
дошкольном
образовательном
учреждении
сравнивает
его
с
взращивания растения, для которого необходимо предварительно подготовка
почвы. Данный автор отмечает, что одним из существенных факторов для
обеспечения
эффективного
адаптационного
периода
в
дошкольном
образовательном учреждении является систематическое тесное взаимодействие
родителей ребёнка с педагогами и сотрудниками дошкольного образовательного
учреждения.
Ниже
представлены
основные
рекомендации,
которые
необходимо
выполнять для более эффективной адаптации ребёнка к социальной среде в
дошкольном образовательном учреждении:
- во-первых, рекомендуется увеличить число детей, с которыми ребёнок
общается на постоянной основе;
- во-вторых, рекомендуется познакомить ребёнка с группой, а родителям
– с воспитателем и со стороны понаблюдать за взаимодействием детей в группе;
- в-третьих, рекомендуется научить ребёнка здороваться с людьми при
встрече и прощаться;
в-четвёртых, рекомендуется в период адаптации чаще общаться с
ребёнком и обнимать его;
- в-пятых, рекомендуется показать ребёнку игрушки в группе, помочь
сами разобраться и вовлечь его во совместные виды деятельности;
- в-шестых, рекомендуется не демонстрировать ребёнку со стороны
родителей такие чувства, как страх волнения или тревогу, что будет оказывать
на него негативный эффект.
Формы и методы совместной деятельности ДОУ с семьями воспитанников
также
могут
быть
разнообразными.
Одной
из
традиционных
форм
взаимодействия с родителями сегодня используются консультации для них в
режиме
online
и
offline.
Материалы
необходимых
консультаций
предоставляются родителям в индивидуальном и групповом формате.
Основным
содержанием
консультаций
для
родителей
является
информация
педагога
о
необходимости
подготовки
ребенка
к
самостоятельности. Педагог имеет в виду навыки самостоятельного приема
пищи, элементарных правил соблюдения гигиены, поведения со взрослыми и
т.д. Большое значение имеет готовность ребенка к выполнению режима дня,
привыканию набора блюд за обедом (первое, второе, третье). Родители должны
знать, что частичные умения ребенка одеваться самостоятельно (белья, обуви и
др.) помогут каждому ребенку быстрее адаптироваться в детском коллективе.
Актуальными
станут
темы
консультаций
для
молодых
родителей:
«Собираемся в детский сад», в которых даются рекомендации по созданию
благоприятной атмосферы в общении с ребенком утром, без возбуждения и
спешки, с проговариванием потешек и прибауток для уверенности ребенка в
предстоящем дне. Консультации из серии «Особенности развития Вашего
ребенка»
могут
быть
посвящены
психологическим
и
индивидуальным
особенностям развития детей раннего возраста, особенностям протекания
детских кризисов и их профилактики. Успех таких проведенных консультаций
зависит и от доверия родителей к педагогу, который должен подобрать
эффективный подход, и методики установления коммуникативных отношений
с детьми.
Родителям маленьких детей не следует забывать о развитии речи ребенка
и обогащении его словарного запаса в раннем возрасте. Рекомендации по
подбору загадок, стихотворений и потешек для родителей могут оказаться очень
полезными. Например, о сахаре, «Белый комочек тает в воде», об огурце, «Без
окон, без дверей, в комнате полно людей» и т.д. Консультации «Мы говорим
правильно!» расскажут родителям о необходимости правильного употребления
слов. Предлагаемые вопросы для упражнения, например: «Какой цыпленок?» –
«Маленький, желтый»; «Что это за волк?» – «Злой, серый».
Успех адаптационного периода детей раннего возраста зависит как от
профессиональных компетенций педагога, так и организации совместной
деятельности ДОО с семьей.
Таким образом, адаптацию следует рассматривать с точки зрения трех
сторон участников этого процесса: дети, родители и сами педагоги. Каждый
участник данного процесса проходит адаптацию, поэтому сопровождение
необходимо всем участникам на протяжении всего адаптационного периода.
Можно выделить следующие
направления психолого-педагогической
сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному
образовательному учреждению:
1. Прогноз адаптации. На этом этапе педагоги проводят первую встречу с
родителями малыша. По возможности, на этом этапе необходимо познакомиться
с самим малышом. На первой встрече с мамой и малышом устанавливаются
позитивные контакты и доверительные отношения.
В это время необходимо провести анкетирование родителей на тему «Вы
и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад», из которой можно получить
информацию о готовности ребенка к посещению детского сада, личностных
особенностях, привычках, что поможет педагогу сделать прогноз о том, как
быстро малыш адаптируется к новым условиям.
2. Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями групп раннего
возраста в виде лекций-консультаций. На этом этапе педагог-психолог знакомит
педагогов
с
возрастными
особенностями
детей
раннего
возраста,
особенностями адаптационного периода детей разной степени готовности к
посещению дошкольного учреждения.
Также на этом этапе просматриваются медицинские карты поступающих
детей. Это позволяет выявить детей с отклонениями в развитии, выделить
«группу риска» и выявить детей, которые нуждаются в большем внимании в
период адаптации, что поможет снизить риски тяжелой и сверхтяжелой
адаптации.
Учитывая состояние здоровья детей, педагог-психолог совместно с
воспитателями составляет график приема детей. Также с учетом возраста детей
составляются планы адаптации, которые включают игры и упражнения,
направленные на поддержку ребенка в период привыкания к детскому саду.
3. Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего
возраста в виде лекций-консультаций.
Родители получают информацию о том, что же такое адаптация, как она
происходит, на какие моменты необходимо обратить внимание родителям.
Также
педагог-психолог
знакомит
родителей
с
различными
аспектами
нахождения ребенка в детском саду, требованиями к режиму дня и т. д. Все это
можно провести в виде групповых лекций-консультаций, а также подготовить
для родителей памятки на темы: «Как помочь привыкнуть быстрее привыкнуть
к детскому саду?», «Режим дня детей раннего возраста», «Примерный перечень
игрушек и развивающего оборудования для детей».
4. Проведение адаптационных занятий с детским коллективом. На этом
этапе педагог-психолог совместно с воспитателями проводит серию занятий с
детьми, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечного
перенапряжения и оказание им помощи в привыкании к новой обстановке.
Важной составляющей таких мероприятий является знакомство детей друг с
другом и сплоченность детского коллектива.
Программу
занятий
каждый
педагог-психолог
выбирает
для
себя
самостоятельно. Можно найти пример какой-либо программы и составить свою
программу, которая будет адаптирована под конкретный детский коллектив в
конкретном учреждении.
Как
правило,
программа
рассчитана
на
10-12
занятий,
которые
проводятся 1 раз в неделю или 2 раза в неделю (на усмотрение педагога-
психолога). Рекомендуется проводить серию занятий несколько раз в течение
адаптационного периода в связи с тем, что малыши часто болеют, кто-то
постоянно посещает детский сад, а кто-то длительно болеет. Поэтому
повторение занятий позволяет включить в процесс всех детей.
На протяжении всего периода адаптации процесс привыкания маленьких
детей
к
детскому
саду
контролируется
с
помощью
индивидуального
"Адаптационного
листа"
для
каждого
ребенка,
который
заполняется
воспитателями,
педагогом-психологом
и
медицинским
работником.
Это
позволяет ежедневно следить за поведением, эмоциональным состоянием и
состоянием здоровья ребенка в течение первого месяца пребывания в детском
саду.
Таким образом, представленная технология психолого-педагогического
сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ позволяет
одновременно взаимодействовать с детьми, родителями и педагогическим
коллективом ДОУ, что значительно повышает количество детей с легкой и
средней степенью адаптации и снижает количество детей с тяжелой и
сверхтяжелой степенью адаптации.