Автор: Людмила Михайловна Венидиктова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Новоцурухайтуйская СОШ
Населённый пункт: с Новоцурухайтуй Приаргунский район Забайкальский ерай
Наименование материала: урок окружающего мира 2 класс
Тема: Многообразие животных.Дикие и домашние животные
Раздел: начальное образование
Конспект урока по окружающему миру 2 класс
«Многообразие животных. Дикие и домашние животные»
Тип урока:урок получения новых знаний
Тема:Дикие и домашние животные.
Цель урока: формирование представлений о диких и домашних
животных, отработка умений безошибочно распределять животных на
диких и домашних.
Задачи урока:
1. Познавательные:
Формировать понятия "домашние" и "дикие" животные,
особенности ухода за домашними животными, условий
необходимых для их жизни;
Формировать представления о сходстве и различии домашних и
диких животных;
Познакомить учащихся со значением домашних животных в
жизни человека.
2. Развивающие:
Развивать наблюдательность при работе с наглядным
материалом;
Развивать логическое мышление на основе отработки
логических операций: (развитие логических УУД):
a) Анализ - при выявлении существенных признаков домашних и
диких животных;
b) сравнение домашних и диких животных по существенным
признакам
c) установление связей между домашними животными и продукцией
получаемой от них;
d) обобщение при формулировке вывода (определение понятий
домашние и дикие животные);
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей
среде;
Воспитывать познавательный интерес;
Воспитывать культуру общения: учитель-ученик, ученик-ученик.
І. Организационный момент:
Прозвенел звонок. Начался урок. Проверьте всё ли приготовили к уроку? И
встали ровно. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями, которые пришли
посмотреть, как вы сегодня будете работать на уроке.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
ІІ. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
1)
Просмотр видео. (видео в мире животных)
- Ребята, кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (о животных)
2) Загадки.
- А теперь отгадайте загадки. Отгадки вы сможете найти в классе.
ЗАГАДКИ:
1. Хозяин двора.
Дом – конура.
Виляет радостно хвостом
Но чужака не впустит в дом. (собака)
2. Серый, толстый, южный зверь…
Лишний хвостик? Ты не верь!
Он ушами мух гоняет,
Носом воду набирает. (слон)
3. Кто умеет умываться
Без водички - языком?
И мяукать, и ласкаться,
И гоняться за клубком? (кот)
4. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (медведь)
5. На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
6. Это, что за дереза,
В огород залезла,
Двое рожек у неё,
Молоко полезное (коза)
7. Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока! (корова)
8. С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица. (белка)
- Правильно ребята. Как их можно назвать одним словом? (это все животные)
2)
Определение темы урока. Постановка целей урока.
- А на какие две группы можно разделить этих животных? (на диких и домашних)
- Правильно. Давайте разделим их на две группы. (2 ученика выходят и
развешивают картинки)
- Так о каких животных мы будем сегодня говорить?
- Какая тема нашего урока? (Дикие и домашние животные)
- Давайте поставим перед собой цели урока. Посмотрите на доску и продолжите
предложения.
Я узнаю ….
Я хочу узнать…
Я научусь …
III. Изучение нового материала.
1) - Я смотрю вы очень быстро выполнили задание и распределили животных по
группам правильно. А как вы догадались какое животное дикое, а какое домашнее?
(Ответы детей)
- Так какие же животные называются дикими, а какие домашними. Давайте узнаем
это из энциклопедии. (читают учащиеся)
- Что вы узнали о диких животных? О домашних животных?
2) - Но давным-давно не было домашних животных, а были только дикие животные
Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как же появились домашние
животные
Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа, а люди
жили в пещерах. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных.
Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили
возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к
человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так
появились собаки.
Потом Человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие
годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным
транспортом.
Таким же образом Человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца,
который превратился в кролика.Сказывают, что трудней всего было приручить
кошку.
Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
3) - А теперь посмотрите на доску. (На доске два изображения: ЛЕС и ДОМ)
- Что вы видите? (На одной картине мы видим природу, а на другой дом человека)
- Теперь выполните такое задание вокруг вас в классе вы видите разные названия
животных на карточках. Возьмите одну из карточек и поселите туда, где оно по
вашему живёт. (6 учеников встают ищут карточки с животными и вешают под
картинки ЛЕСА и ДОМА)
- Каких животных вы поселили в лесу и почему. А каких вы поселили возле дома
человека и почему.
ВЫВОД 1. Давайте сделаем вывод где же живут дикие животные, а где живут
домашние животные.
(дети делают вывод, учитель вывешивает кластер ЖИВУТ В ПРИРОДЕ и ЖИВУТ
РЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ )
4) Работа в парах.
– Каждое животное должен иметь свой дом, своё жилище. И сейчас я вам предлагаю
выполнить такое задание. У вас на столе карточки жёлтого цвета. Соедините
животное с его жилищем.
кошка
собака
белка
муравей
лиса
курица
лошадь
медведь
в муравейнике
в берлога
в норе
в курятнике
в конюшне
в дупле
в будке
в доме
Проверка. По одному животному один ученик читает и объясняет.
- Назовите диких животных. кто же строит жилища для диких животных? (они строят
сами себе жильё)
- Назовите домашних животных, а кто строит жильё для домашних животных?
(строит человек)
ВЫВОД 2: Давайте сделаем вывод. Дикие строят сами, домашним строит
человек. (дети делают вывод, учитель вывешивает кластер ЖИЛЬЁ СТРОЯТ САМИ
и ЖИЛЬЁ СТРОИТ ЧЕЛОВЕК)
5) Работа в группах.
- Сейчас поработаем в группах. Как нужно работать в группе? (ответы детей)
Я предлагаю вам такую работу, где вы всей своей группой соберёте по три карточки
животное, его дом где он обитает, и чем он питается.
(На стол детей учитель кладёт карточки, дети собирают карточки)
СОБАКА – БУДКА – КОСТОЧКА
ПЧЕЛА – УЛЬЕ – МЁД
КОРОВА – ХЛЕВ – СЕНО
БЕЛКА – ДУПЛО – ШИШКИ
КОШКА – ДОМ – МЫШКА
МЕДВЕДЬ – БЕРЛОГА – МЁД
А теперь попрошу вас составить предложения по этим карточкам. Например: пчела
живёт в улье и даёт мёд.
(Дети говорят свои предложения)
ВЫВОД 3: А сейчас я вас прошу продолжить предложения. Дикие добывают
пищу. …. , а домашних кормит …. … .
(учитель вывешивает кластер на доску ПИЩУ ДОБЫВАЮТ САМИ и КОРМИТ
ЧЕЛОВЕК)
6) - Немножко отдохнем, поиграем в игру «Родитель — детёныш».
– Я бросаю мяч, называю животное. Тот кто поймал мяч, называет детёныша этого
животного.
У коровы – ... (теленок).
У свиньи –... (поросенок).
У кошки – ... (котенок).
У козы – ... (козленок).
– Каких животных и их детенышей мы называли? (домашних)
– Кто заботится о домашних животных и их детенышах? (человек)
У лося – … (лосенок).
У белки – … (бельчонок).
У медведя – … (медвежонок).
У волка – … (волчонок).
– Кто заботится о диких животных и их детенышах? (Сами)
ВЫВОД 4: Давайте сделаем вывод. Дикие животные сами заботятся о своём
потомстве, а за потомством домашних заботятся люди.
( Дети делают вывод, учитель вывешивает кластер ЗАБОТЯТСЯ О ПОТОМСТВЕ
САМИ и ЗАБОТИТСЯ О ПОТОМСТВЕ ЧЕЛОВЕК)
7) – Мы много с вами говорили сегодня о животных домашних и диких. Узнали как
появились домашние и многое другое. Скажите мне, а для чего же человек
одомашнил животных, для чего он заботится о них, строит жилище, кормит их?
- Какую пользу они ему приносят, как они платят ему за заботу? (Ответы детей)
- А приносят ли пользу дикие животные? (Ответы детей)
- Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа получит по картинке одного
животного, и вы должны сказать какую пользу приносит это животное. (дети
готовятся и отвечают)
8) – Мы с вами сегодня много узнали и хотелось бы что бы вы сделали ещё один
вывод. А какие животные дикие или домашние нуждаются в нашей заботе, в нашей
любви и внимания? (Ответы детей)
ВЫВОД 5: Все животные нуждаются в заботе человека.
(учитель вывешивает кластер НУЖДАЮТСЯ В НАШЕЙ ЗАБОТЕ)
9) – И хотелось бы завершить наш урок такими строками
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
- Какой вывод можно сделать из этого стихотворения? Что мы должны запомнить
прежде всего? (Ответы детей)
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
Сегодня я сумел…
. Подведение итогов:
- На какие две группы мы сегодня научились распределять животных?
- Чем отличаются домашние животные от диких?
Чтение стихотворений наизусть 2 ученика
Домашние животные
Домашние животные
Такие беззаботные.
Их люди кормят, берегут,
Ласкают, любят, стерегут.
Я тех домашними зову,
С кем вместе в комнате живу:
Котёнка, рыбок, хомяка
Морскую свинку и щенка,
И в клетке попугая
Домашним называю.
Ещё домашними зову
Животных, что живут в хлеву:
Овцу, козу, осла, быка,
Корову, лошадь, индюка,
Гусей, утят, крольчат, свинью
И кур весёлую семью!
Дикие животные
Животных диких без труда
Узнаю я в лесу всегда.
Они людей боятся
И не хотят встречаться!
В еловой чаще, под кустом
Животных диких тёплый дом.
Они живут в дупле, в реке,
В траве высокой и в пеньке,
Под пальмой, в океане,
В пустыне и в саванне.
Копают норки, гнёзда вьют.
А с человеком не живут!
Медведи, волки и хорьки,
Бобры, ежи, бурундуки,
Рогатый лось, ещё олень,
Лисица, заяц и тюлень,
Кабан клыкастый и енот,
Горилла, зебра, бегемот,
Жирафа, лев и крокодил…
Назвать их всех не хватит сил!