Автор: Кириллова Оксана Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №: 6
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку
Тема: ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ» 5 класс
Раздел: среднее образование
Конспект урока. ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ» 5 класс
Составила: Кириллова О.В.
Цель деятельности учителя
Систематизировать знания о простом и сложном предложении, повторить пунктуацию
Тип урока
Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки
простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные
предложения», «однородные и обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова»,
«основные союзные слова» (без термина); уметь различать сложное и простое предложения, правильно
расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать
языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.
Метапредметные
(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной
практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления;
умение
находить
грамматические
и
речевые
ошибки,
недочеты,
исправлять
их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование
Экран, компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, музыка
Основные понятия
Простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и
обособленные члены предложения, обращения и вводные слова, основные союзные слова
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Осуществляема
я
деятельность
учащихся
Формы
организа
ции
взаимод
ействия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промеж
уточный
контроль
1. Актуа-
лизация и
пробное
учебное
действие
Воспроизвести
ранее изученный
материал,
установить
преемственные
связи прежних и
новых знаний и
примененить их
в новых ситуа-
циях.
Эвристическая
беседа
— Чтобы узнать, каково полное название темы урока,
нужно отгадать пропущенное слово. Для этого
необходимо правильно ответить на все вопросы по
повторению. Каждый вопрос заключает в себе букву этого
слова.
Первая буква в названии части речи, обозначающая
предмет. (С).
С какой буквы пишем название падежа, который узнаем
по вопросу кто? (И).
С какой буквы пишем название неизменяемой части речи
(один из вопросов к ней как?) (Н).
Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос
кем? (Т).
Третья буква в названии части речи, обозначающей
действие. (А).
Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами
предмета. (К).
Первая буква в названии части речи слова, стоящая между
корнем и окончанием. (С).
Эта буква - самый распространенный союз. (И).
Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ. (С).
Итак, какое же слово у вас получилось? (Синтаксис.)
Запишите тему урока: «Синтаксис и пунктуация»
Отвечают на во-
просы. Строят
понятные для
партнера выска-
зывания
Индиви
дуальная,
группова
я
Познавательные: выпол-
няют учебно-
познавательные действия
в материализованной и
умственной форме;
осуществляют операции
анализа, синтеза, срав-
нения, классификации,
устанавливают причинно-
следственные связи.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
задают
вопросы, отвечают на во-
просы других,
формулируют
собственные мысли, вы-
сказывают и
обосновывают свою
точку зрения
Устные
ответы.
Вопросы
для уточ-
нения
инфор-
мации
Просмотр муль-
тимедийной
презентации
«Синтаксис
простого и
сложного
предложения»
Сегодня мы будем повторять изученное, углублять и
проверять свои знания, умения и навыки по теме
«Синтаксис». Вы уже знаете, что «Синтаксис» и
«Пунктуация» - это разделы русского языка.
Что изучает каждый из этих разделов?
Смотрят презен-
тацию,
воспринимают
на слух
информацию,
осваивают
лингвистические
Фрон-
тальная
Познавательные:
способ-
ны понимать
информацию,
представленную в
изобразительной,
схематичной, модельной
форме, использовать
Вопросы
для уточ-
нения
инфор-
мации
термины
знаково-символические
средства для решения
различных учебных задач
2.
Выявле-
ние места
и
причины
затрудне-
ния
Взаимопроверка
Организует и сопровождает совместную деятельность обу-
чающихся.
Запишите ответ на этот вопрос по вариантам:
I вариант
Что изучает «Синтаксис»? (Синтаксис изучает
словосочетание и предложение.)
II вариант
Что
изучает
«Пунктуация»?
(Пунктуация
изучает
расстановку знаков препинания.)
Выполните синтаксический разбор записанных предложений
Обдумывают от-
веты на вопросы
и осознают, что
знаний недоста-
точно для
полных ответов
Группо-
вая
Личностные:
осознают
свои трудности и
стремятся к их
преодолению; проявляют
способность к само-
оценке своих действий,
поступков.
Познавательные:
устанав-
ливают причинно-
следственные связи,
делают выводы
Вопросы
для уточ-
нения
инфор-
мации
3. Целепо-
лагание и
постро-
ение про-
екта вы-
хода
из затруд-
нения
Раскрыть сущ-
ности новых по-
нятий,
усвоить новые
способы
учебной и умст-
венной деятель-
ности
учащимися.
Устно
протестировать
обучающихся,
З в у ч и т
м у з ы к а .
Д е т и
д в и ж у т с я
в
л ю б о м
н а п р а в л е н и и .
П р и
п р е р ы в а н и и
м у з ы к и
з а д а ю т с я в о п р о с ы :
1.Из скольких главных членов состоит грамматическая
основа предложения? (2)
Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя
на солнце снег лежит.
2.Сколько в этом предложении второстепенных членов
предложения? (6)
3. Сколько запятых в предложении с однородными
членами предложения (знаки препинания не
расставлены)? (2)
а Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и
опять затихнет.
б)4. Сколько определений в этом предложении? (3)
Через окно я увидел, как большая серая птица села на
заснеженную ветку клёна?
5. Сколько ошибок в следующих утверждениях?
Предложения
по
цели
высказывания
бывают
побудительные, повествовательные,
вопросительные,
восклицательные. (1- поэтому группа не формируется)
Встают с мест ы
выходят на
свободное
пространство
перед доской,
группируются в
группы по
количеству
цифр, которые
предполагает
ответ. При
неправильном
ответе
правильно
сформировавшая
ся группа
объясняет свою
точку зрения.
Приём
микс -
фриз -
груп
Личностные:
осознают
свои
возможности
в
учении;
способны
адекватно рассуждать о
причинах своего успеха
или неуспеха в учении,
связывая успехи с уси-
лиями,
трудолюбием.
Познавательные:
извлека-
ют
необходимую
информацию
из
прослушанного
объ-
яснения , высказываний
одноклассников,
сис-
тематизируют
собственные знания.
Регулятивные:
планируют
(в сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
Устные
ответы
6. Сколько простых предложений в составе сложного
предложения? (знаки препинания не расставлены). (4)
Наступила ночь, вокруг костра сидят туристы и поют
песни, светит луна, и деревья в отблесках света играют
желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.
б)
Коммуникативные:
строят небольшие
монологические
высказывания, осуществ-
ляют совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач
4. Творче-
ская прак-
тическая
деятель-
ность по
реали-
зации по-
строен-
ного про-
екта
Записать друг за
другом
предложение,
используя
данные слова;
подобрать свои
примеры,
иллюстриру-
ющие природу
изучаемого язы-
кового явления;
составить
связный расска-
зов об изучен-
ных нормах
Конструирование предложения.
На доске: Перо, не, ум, писать, а.
Сконструируйте из этих слов предложение, меняя порядок
и форму слов.
Полученное предложение: Не пером пишут, а умом.
Как вы понимаете эту пословицу?
Выполните синтаксический разбор этого предложения.
Какие словосочетания можно выделить из этого предложения?
Возвращаются
на места,
Работают в
парах с язы-
ковыми
единицами.
Отвечают на
вопросы, под
руководством
педагога
(регулирует
время),
формулируют
выводы, один
человек от
группы даёт
ответы
Приём
ол райт
раунд
робин
Познавательные:
читают
и слушают, извлекая нуж-
ную информацию, а
также самостоятельно
находят ее в материалах
учебников, рабочих
тетрадей.
Регулятивные:
осознают
правило контроля и
успешно используют его
в решении учебной
задачи
Вопросы
для уточ-
нения
инфор-
мации
5.
Первич-
ное закре-
пление с
коммен-
тирова-
нием
Обобщение и
систематизация
знаний и
формирование
рациональных
способов при-
менения их на
практике.
Письменная ра-
бота
А сейчас давайте вспомним, что такое обращение?
На столах у учеников лежат учебники литературы.
Найдите в произведении Н. В. Гоголя «Майская ночь, или
Утопленница» предложения с обращениями в начале,
середине, конце предложения. Прокомментируйте знаки
препинания при обращении.
Теперь спишите с доски предложения с обращениями, вставляя
пропущенные буквы в слова и расставляя знаки препинания:
I вариант
Дитя мое ты чего так испугалась?
Формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку зре-
ния
Индиви
дуальная,
группова
я
Познавательные:
выпол-
няют
учебно-
познавательные действия
в
материализованной
и
умственной
форме;
осуществляют
для
решения учебных задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
Устные
ответы.
Письме
нная ра-
бота
Отвези меня домой красный конь.
За то друзья мы так Отчизну любим.
II вариант
Я люблю тебя жизнь!
Спой светик не стыдись.
Капли жемчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах
золотых!
В
сотрудничестве
с учителем и од-
ноклассниками
делают выводы
устанавли
вают
причинно-следственные
связи, делают обобщения,
выводы.
Регулятивные:
адекватно
оценивают свои достиже-
ния, осознают
возникающие трудности,
ищут их причины и пути
преодоления
6. Само-
стоятель-
ная
работа с
самопро-
веркой по
эталону
Выполнение
разноуровневых
обучающих уп-
ражнений на ос-
нове текстов
учебника или
книг для вне-
классного чте-
ния
Самостоятельная работа (дифференцированное задание).
Спишите, расставьте недостающие знаки препинания,
начертите схемы предложений с прямой речью.
1-й уровень.
Это мое красное солнышко отвечала Баба Яга.
Вдруг кто-то с палубы крикнул акула.
2-й уровень.
Пришел садовник в лес увидел яблоньку и говорит вот
хорошее деревце.
Сходи Юленька в магазин попросила бабушка.
3-й уровень.
Спишите предложения 2-го уровня.
Составьте и запишите свое предложение с прямой речью.
Контролирует правильность работы детей
Выполняют за-
дание, отвечают
на вопросы
Индиви
дуальная,
группова
я
Познавательные:
самосто-
ятельно выделяют и
формулируют цель;
осуществляют поиск
необходимой инфор-
мации (из материалов
учебника и рассказа
учителя, по
воспроизведению в па-
мяти).
Регулятивные:
самостоя-
тельно планируют
необходимые действия,
операции, действуют по
плану.
Коммуникативные:
формулируют
собственные мысли,
высказывают и обосно-
вывают свою точку
зрения
Устные
ответы.
Письме
нная ра-
бота
7.
Включени
е в сис-
тему зна-
ний и по-
Выставка работ
учащихся.
Обобщение
полученных на
уроке сведений,
оценивание
- На нашу елочку вы можете поместить шары. Если вы уверены,
что усвоили раздел чуть лучше, чем раньше, повесьте красные
шары, если что-то осталось непонятным, то синие шары.
Оценивают свои
знания,
отвечают на
вопросы
Фрон
тальная
Познавательные:
приобретают умения
использовать полученные
знания и умения в
практической деятель-
Вопросы
для уточ-
нения
инфор-
мации
вторение
- Обсудим, что осталось непонятным?
ности и повседневной
жизни.
Регулятивные:
оценивают свою работу;
исправляют и объясняют
ошибки.
Коммуникативные:
фор-
мулируют собственные
мысли, высказывают и
обосновывают свою
точку зрения