Напоминание

ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ» 5 класс


Автор: Кириллова Оксана Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №: 6
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку
Тема: ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ» 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока. ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ» 5 класс

Составила: Кириллова О.В.

Цель деятельности учителя

Систематизировать знания о простом и сложном предложении, повторить пунктуацию

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки

простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные

предложения», «однородные и обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова»,

«основные союзные слова» (без термина); уметь различать сложное и простое предложения, правильно

расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать

языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.

Метапредметные

(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной

практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового

оформления;

умение

находить

грамматические

и

речевые

ошибки,

недочеты,

исправлять

их;

совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,

гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к

речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, музыка

Основные понятия

Простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и

обособленные члены предложения, обращения и вводные слова, основные союзные слова

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Осуществляема

я

деятельность

учащихся

Формы

организа

ции

взаимод

ействия

Формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

Промеж

уточный

контроль

1. Актуа-

лизация и

пробное

учебное

действие

Воспроизвести

ранее изученный

материал,

установить

преемственные

связи прежних и

новых знаний и

примененить их

в новых ситуа-

циях.

Эвристическая

беседа

— Чтобы узнать, каково полное название темы урока,

нужно отгадать пропущенное слово. Для этого

необходимо правильно ответить на все вопросы по

повторению. Каждый вопрос заключает в себе букву этого

слова.

Первая буква в названии части речи, обозначающая

предмет. (С).

С какой буквы пишем название падежа, который узнаем

по вопросу кто? (И).

С какой буквы пишем название неизменяемой части речи

(один из вопросов к ней как?) (Н).

Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос

кем? (Т).

Третья буква в названии части речи, обозначающей

действие. (А).

Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами

предмета. (К).

Первая буква в названии части речи слова, стоящая между

корнем и окончанием. (С).

Эта буква - самый распространенный союз. (И).

Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ. (С).

Итак, какое же слово у вас получилось? (Синтаксис.)

Запишите тему урока: «Синтаксис и пунктуация»

Отвечают на во-

просы. Строят

понятные для

партнера выска-

зывания

Индиви

дуальная,

группова

я

Познавательные: выпол-

няют учебно-

познавательные действия

в материализованной и

умственной форме;

осуществляют операции

анализа, синтеза, срав-

нения, классификации,

устанавливают причинно-

следственные связи.

Регулятивные:

принимают и сохраняют

учебную задачу.

Коммуникативные:

задают

вопросы, отвечают на во-

просы других,

формулируют

собственные мысли, вы-

сказывают и

обосновывают свою

точку зрения

Устные

ответы.

Вопросы

для уточ-

нения

инфор-

мации

Просмотр муль-

тимедийной

презентации

«Синтаксис

простого и

сложного

предложения»

Сегодня мы будем повторять изученное, углублять и

проверять свои знания, умения и навыки по теме

«Синтаксис». Вы уже знаете, что «Синтаксис» и

«Пунктуация» - это разделы русского языка.

Что изучает каждый из этих разделов?

Смотрят презен-

тацию,

воспринимают

на слух

информацию,

осваивают

лингвистические

Фрон-

тальная

Познавательные:

способ-

ны понимать

информацию,

представленную в

изобразительной,

схематичной, модельной

форме, использовать

Вопросы

для уточ-

нения

инфор-

мации

термины

знаково-символические

средства для решения

различных учебных задач

2.

Выявле-

ние места

и

причины

затрудне-

ния

Взаимопроверка

Организует и сопровождает совместную деятельность обу-

чающихся.

Запишите ответ на этот вопрос по вариантам:

I вариант

Что изучает «Синтаксис»? (Синтаксис изучает

словосочетание и предложение.)

II вариант

Что

изучает

«Пунктуация»?

(Пунктуация

изучает

расстановку знаков препинания.)

Выполните синтаксический разбор записанных предложений

Обдумывают от-

веты на вопросы

и осознают, что

знаний недоста-

точно для

полных ответов

Группо-

вая

Личностные:

осознают

свои трудности и

стремятся к их

преодолению; проявляют

способность к само-

оценке своих действий,

поступков.

Познавательные:

устанав-

ливают причинно-

следственные связи,

делают выводы

Вопросы

для уточ-

нения

инфор-

мации

3. Целепо-

лагание и

постро-

ение про-

екта вы-

хода

из затруд-

нения

Раскрыть сущ-

ности новых по-

нятий,

усвоить новые

способы

учебной и умст-

венной деятель-

ности

учащимися.

Устно

протестировать

обучающихся,

З в у ч и т

м у з ы к а .

Д е т и

д в и ж у т с я

в

л ю б о м

н а п р а в л е н и и .

П р и

п р е р ы в а н и и

м у з ы к и

з а д а ю т с я в о п р о с ы :

1.Из скольких главных членов состоит грамматическая

основа предложения? (2)

Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя

на солнце снег лежит.

2.Сколько в этом предложении второстепенных членов

предложения? (6)

3. Сколько запятых в предложении с однородными

членами предложения (знаки препинания не

расставлены)? (2)

а Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и

опять затихнет.

б)4. Сколько определений в этом предложении? (3)

Через окно я увидел, как большая серая птица села на

заснеженную ветку клёна?

5. Сколько ошибок в следующих утверждениях?

Предложения

по

цели

высказывания

бывают

побудительные, повествовательные,

вопросительные,

восклицательные. (1- поэтому группа не формируется)

Встают с мест ы

выходят на

свободное

пространство

перед доской,

группируются в

группы по

количеству

цифр, которые

предполагает

ответ. При

неправильном

ответе

правильно

сформировавшая

ся группа

объясняет свою

точку зрения.

Приём

микс -

фриз -

груп

Личностные:

осознают

свои

возможности

в

учении;

способны

адекватно рассуждать о

причинах своего успеха

или неуспеха в учении,

связывая успехи с уси-

лиями,

трудолюбием.

Познавательные:

извлека-

ют

необходимую

информацию

из

прослушанного

объ-

яснения , высказываний

одноклассников,

сис-

тематизируют

собственные знания.

Регулятивные:

планируют

(в сотрудничестве с

учителем и

одноклассниками или

самостоятельно)

необходимые действия,

Устные

ответы

6. Сколько простых предложений в составе сложного

предложения? (знаки препинания не расставлены). (4)

Наступила ночь, вокруг костра сидят туристы и поют

песни, светит луна, и деревья в отблесках света играют

желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.

б)

Коммуникативные:

строят небольшие

монологические

высказывания, осуществ-

ляют совместную

деятельность в парах и

рабочих группах с учетом

конкретных учебно-

познавательных задач

4. Творче-

ская прак-

тическая

деятель-

ность по

реали-

зации по-

строен-

ного про-

екта

Записать друг за

другом

предложение,

используя

данные слова;

подобрать свои

примеры,

иллюстриру-

ющие природу

изучаемого язы-

кового явления;

составить

связный расска-

зов об изучен-

ных нормах

Конструирование предложения.

На доске: Перо, не, ум, писать, а.

Сконструируйте из этих слов предложение, меняя порядок

и форму слов.

Полученное предложение: Не пером пишут, а умом.

Как вы понимаете эту пословицу?

Выполните синтаксический разбор этого предложения.

Какие словосочетания можно выделить из этого предложения?

Возвращаются

на места,

Работают в

парах с язы-

ковыми

единицами.

Отвечают на

вопросы, под

руководством

педагога

(регулирует

время),

формулируют

выводы, один

человек от

группы даёт

ответы

Приём

ол райт

раунд

робин

Познавательные:

читают

и слушают, извлекая нуж-

ную информацию, а

также самостоятельно

находят ее в материалах

учебников, рабочих

тетрадей.

Регулятивные:

осознают

правило контроля и

успешно используют его

в решении учебной

задачи

Вопросы

для уточ-

нения

инфор-

мации

5.

Первич-

ное закре-

пление с

коммен-

тирова-

нием

Обобщение и

систематизация

знаний и

формирование

рациональных

способов при-

менения их на

практике.

Письменная ра-

бота

А сейчас давайте вспомним, что такое обращение?

На столах у учеников лежат учебники литературы.

Найдите в произведении Н. В. Гоголя «Майская ночь, или

Утопленница» предложения с обращениями в начале,

середине, конце предложения. Прокомментируйте знаки

препинания при обращении.

Теперь спишите с доски предложения с обращениями, вставляя

пропущенные буквы в слова и расставляя знаки препинания:

I вариант

Дитя мое ты чего так испугалась?

Формулируют

собственные

мысли,

высказывают и

обосновывают

свою точку зре-

ния

Индиви

дуальная,

группова

я

Познавательные:

выпол-

няют

учебно-

познавательные действия

в

материализованной

и

умственной

форме;

осуществляют

для

решения учебных задач

операции

анализа,

синтеза,

сравнения,

классификации,

Устные

ответы.

Письме

нная ра-

бота

Отвези меня домой красный конь.

За то друзья мы так Отчизну любим.

II вариант

Я люблю тебя жизнь!

Спой светик не стыдись.

Капли жемчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах

золотых!

В

сотрудничестве

с учителем и од-

ноклассниками

делают выводы

устанавли

вают

причинно-следственные

связи, делают обобщения,

выводы.

Регулятивные:

адекватно

оценивают свои достиже-

ния, осознают

возникающие трудности,

ищут их причины и пути

преодоления

6. Само-

стоятель-

ная

работа с

самопро-

веркой по

эталону

Выполнение

разноуровневых

обучающих уп-

ражнений на ос-

нове текстов

учебника или

книг для вне-

классного чте-

ния

Самостоятельная работа (дифференцированное задание).

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания,

начертите схемы предложений с прямой речью.

1-й уровень.

Это мое красное солнышко отвечала Баба Яга.

Вдруг кто-то с палубы крикнул акула.

2-й уровень.

Пришел садовник в лес увидел яблоньку и говорит вот

хорошее деревце.

Сходи Юленька в магазин попросила бабушка.

3-й уровень.

Спишите предложения 2-го уровня.

Составьте и запишите свое предложение с прямой речью.

Контролирует правильность работы детей

Выполняют за-

дание, отвечают

на вопросы

Индиви

дуальная,

группова

я

Познавательные:

самосто-

ятельно выделяют и

формулируют цель;

осуществляют поиск

необходимой инфор-

мации (из материалов

учебника и рассказа

учителя, по

воспроизведению в па-

мяти).

Регулятивные:

самостоя-

тельно планируют

необходимые действия,

операции, действуют по

плану.

Коммуникативные:

формулируют

собственные мысли,

высказывают и обосно-

вывают свою точку

зрения

Устные

ответы.

Письме

нная ра-

бота

7.

Включени

е в сис-

тему зна-

ний и по-

Выставка работ

учащихся.

Обобщение

полученных на

уроке сведений,

оценивание

- На нашу елочку вы можете поместить шары. Если вы уверены,

что усвоили раздел чуть лучше, чем раньше, повесьте красные

шары, если что-то осталось непонятным, то синие шары.

Оценивают свои

знания,

отвечают на

вопросы

Фрон

тальная

Познавательные:

приобретают умения

использовать полученные

знания и умения в

практической деятель-

Вопросы

для уточ-

нения

инфор-

мации

вторение

- Обсудим, что осталось непонятным?

ности и повседневной

жизни.

Регулятивные:

оценивают свою работу;

исправляют и объясняют

ошибки.

Коммуникативные:

фор-

мулируют собственные

мысли, высказывают и

обосновывают свою

точку зрения



В раздел образования