Автор: Макковеева Анна Сергеевна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г.Новодвинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Сам себе логопед"
Раздел: начальное образование
ПРОЕКТ « САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД»
Автор: Макковеева Анна Сергеевна, учитель-логопед высшая МОУ СОЗ № 3
г. Новодвинск
Вид проекта: коррекционно-педагогический, практико – ориентированный
Адресованность: проект рассчитан на детей, не посещающих занятия на логопедическом
пункте; родителям.
Продолжительность: долгосрочный, сентябрь-май 2024-2025 учебный год.
Актуальность Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии речи. Без
формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и
учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение
правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда
в силу ряда причин этот процесс затягивается.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к
организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей
дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению
письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из
необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному
овладению письменной формы речи.
В нашем детском саду работает логопункт, куда зачисляются дети подготовительных и
старших групп по направлению ПМПК. Однако, в настоящее время наблюдается
быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями и как следствие мест для
занятий всем не хватает. Поэтому возникла необходимость в проведении
консультативных занятий с такими детьми совместно с родителями. Занятия проводятся
один раз в неделю. На занятия приглашаются родители с детьми , ждущими места для
занятий на логопункте и желающие самостоятельно и систематически заниматься с
детьми.
Проект рассчитан на время с сентября по май. Дети посещают занятия до зачисления их
на логопункт, а их место занимают другие.
В основе создания проекта использован опыт работы с детьми –
логопатами , подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами
Министерства образования РФ, научно-методическими рекомендациями, в частности,
программы «Коррекция нарушений речи» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа
обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.
1.1 Цель проекта– более раннее начало коррекционных занятий, привлечение родителей
к логопедической работе с детьми.
Достижению данной цели будут способствовать задачи:
Родители: Развить логопедическую грамотность родителей. Познакомить с приемами
логопедической работы с ребенком; научить правильно выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики, обучить приемам массажа губ и языка, познакомить с
приемами постановки звуков, научить различать правильно и неправильно произносимые
звуки.
Дети: Начать как можно раньше занятия по коррекции произношения, а именно:
-развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для
постановки звуков;
-развивать правильный речевой выдох
-начать постановку и автоматизацию звуков
-по необходимости направить детей к специалистам медицинских учреждений
Реализация проекта предполагает работу по III этапам.
I этап подготовительный (информационно-аналитический). – обследование ребенка в
присутствии родителя, выявление его сильных и слабых сторон. выработка и принятие
единых требований родителей к ребенку по вопросам общего подхода к воспитанию в
процессе коррекции речи, разработка индивидуального маршрута, направленного на
коррекцию речевой патологии.
II этап основной (практический). – Проведение практических занятий с ребенком в
присутствии родителей на которых решаются два комплекса задач:
1.Обучение родителей проведению занятий с ребенком;
2.
Коррекция речи ребенка.
III этап (диагностический) – определение уровня достижения поставленных задач.
Формы и средства организации образовательной деятельности.
Форма организации обучения – совместное занятие родителя и ребенка
проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 25 - 30 минут. Все
задания ребенок и родители отрабатывают совместно . Затем в течении недели повторяют
речевой материал дома.
Основная цель занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных
упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны
речи и одновременно обучению родителей приемам работы с детьми. Также родителям
предоставляется необходимый речевой материал. На таких занятиях логопед имеет
возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль
за качеством звучащей речи. Ребёнок должен овладеть правильной артикуляцией каждого
изучаемого звука и автоматизировать его в облегчённых фонетических условиях, т.е.
изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
Содержание логопедической работы :
Коррекция звукопроизношения:
Выработка четких, координированных движений органов артикуляционного
аппарата;
Уточнение произношения и постановка звуков;
Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, стихах,
связной речи;
Дифференциация поставленных звуков
Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет
правильности ее фонетического оформления.
Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.
Совершенствование дикции.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
В содержание занятий включены следующие виды работы
артикуляционная гимнастика;
упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов,
внимания, памяти;
дыхательные упражнения;
игры для развития мелкой моторики рук
лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связанной
речи.
Умения и навыки достигаются через :
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребёнка;
- систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на
логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению
их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия,
формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить
правильно.
Планируемые результаты логопедической работы
Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и
формах речи;
дифференцировать все изученные звуки;
Научить родителей контролировать речь ребенка, следить за правильным
произношением поставленных звуков.
Подготовить родителей и детей к дальнейшим занятиям на логопункте.ДОУ, а
также успешная адаптация и социализация в школе.
Перспективный план реализации проекта:
№ Этапы
Содержание
работы
Цель
Результат
Участники Сроки
1.
Организа-
ционный
Организация
индивидуальных
встреч с
родителями;
Обследование
ребенка в
присутствии
родителей;
выявление
имеющихся
речевых
отклонений;
информирование
родителя о
возможных путях
их преодоления.
Составление
индивидуального
плана по
устранению
речевых
нарушений.
Познакомить
родителей с
имеющейся
проблемой,
нацелить на её
решение.
Осознание
родителями
необходимости
планомерных,
систематических
занятий по
коррекции речи
ребенка.
Учитель –
логопед,
Родитель,
ребенок
октябрь
2.
Практи-
ческий
Организация
коррекционных
занятий родителя
с ребенком
согласно
составленному
индивидуальном
у плану.
Научить
родителей
приемам
постановки и
автоматизации
звуков.
Подбор
необходимого
речевого
материала и
игр, которые
родители
смогут
использовать
дома.
Как можно
Повышение
логопедической
грамотности
родителей.
Учитель –
логопед,
Родитель,
ребенок
Ноябрь и до
зачисления
ребенка для
продолжения
занятий
на логопункте,
либо до
исправления
дефекта.
На свободное
место
приглашаются
другие дети.
более раннее
начало
занятий с
ребенком.
3.
Диагно-
стичес-
кий
Логопедическое
обследование
ребенка
Выявление
динамики,
Определение
уровня
поставленных
задач
Оценка уровня
речевого
развития
дошкольника.
Учитель –
логопед,
Родитель,
ребенок
Зачисление
ребенка для
занятий
на логопункте,
либо
исправление
дефекта.
Этапы работы по постановке и автоматизации звуков:
Этап
Цель
Задачи
Содержание
работы
Подготовител
ьный
Развитие слухового
восприятия и внимания.
Развитие слухового внимания и
восприятия на материале
неречевых звуков.
Формирование стойкого
интереса и внимания к
разговорной речи.
Развитие восприятия речи.
Игры на
различение
неречевых
звуков
Чтение с
родителями
художественн
ой
литературы,
обсуждение
содержания.
Развитие дыхания (речевого
и неречевого) и голоса.
Воспитание нижнереберного диа
фрагмального дыхания.
Формирование силы и
направленности воздушной
струи.
Развитие высоты, силы и тембра
голоса на материале сохранных
звуков.
Закрепление правильного
дыхания в процессе речи.
Игры и
упражнения
для развития
дыхания.
Консультация
для родителей
«Как
правильно
дышать»
Совместное
придумывание
пособий,
которые
можно
использовать в
домашних
условиях.
Развитие артикуляционной
моторики.
Развитие мимических мышц.
Развитие движений языка и губ.
Обучение
родителя и
ребенка
выполнению
упражнений
комплекса
артикуляцион
ной
гимнастики.
Консультация
для родителей
«Правила
выполнения
артикуляцион
ной
гимнастики»
Подготовка
памятки
«Артикуляцио
нная
гимнастика»
При
необходимост
и обучение
родителей
приемам
массажа лица,
губ и языка.
Развитие мелкой моторики.
Активизация речевой моторики
через ручную.
Развитие точности и четкости
движений пальцев рук.
Развитие способности
координировать движения
пальцев рук.
Комплекс
пальчиковой
гимнастики.
Консультация
«Как пальчики
помогают
говорить»
Этап
постановки
звука
формирование
артикуляции, обучение
произношению звуков в
изолированном звучании.
Развитие артикуляторных
движений для ставящихся
звуков.
Постановка звуков речи.
Выработка
артикуляцион
ного уклада,
Объяснение
родителям
правильное
положение
органов
артикуляции
при
постановке
звука,
овладение
родителями
основными
приемами при
постановке
звука. Подбор
наглядного
материала , ко
торый можно
использовать
при
изолированно
м
произношении
звука.
Этап
автоматизаци
и звука
закрепление условно-
рефлекторных речедвигател
ьных связей на различном
речевом материале.
Введение звука в слоги.
Введение звука в слова и фразы.
Введение звука в связную речь.
Развитие фонематического
анализа и синтеза.
Развитие психических
процессов, тесно связанных с
развитием речи.
Предоставлен
ие родителям
материала для
самостоятельн
ых занятий с
ребенком,
познакомить с
играми,
которые
используются
при
автоматизации
звуков.
Использование
наглядного
материала и
компьютерных
презентаций.
Подобрать лек
сико –
грамматически
е упражнения
соответственн
о проблемам,
выявленным
во время
обследования.
Учить детей
пересказывать
короткие
рассказы,
составлять
рассказы по
картине, либо
серии картин.
Формировать
навыки
фонематическ
ого анализа и
синтеза через
игры на
выделение
звука в слове,
определение
позиции звука,
деление слов
на слоги, игру
«Собери слово
из звуков»
Развивать
внимание и
память через
игры на
развитие
внимания и
памяти.
Этап
дифференциа
ции звуков
речи
дифференцировать звуки
речи друг от друга.
Развитие слуховой
дифференциации.
Закрепление произносительной
дифференциации.
Учить детей
дифференциро
вать звуки в
слогах, словах,
предложениях,
скороговорках.