Напоминание

урок русского языка в 3 классе Второстепенные члены предложения.Дополнение


Автор: Труханович Нина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Кесемская СОШ"
Населённый пункт: с.Кесьма, Тверская область ,Весьегонский МО
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: урок русского языка в 3 классе Второстепенные члены предложения.Дополнение
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кесемская средняя общеобразовательная школа»

Урок открытия нового знания по русскому языку

Тема урока «Второстепенные члены предложения.

Дополнение»

3 класс.

УМК « Перспективная начальная школа»

Составила учитель начальных классов

МБОУ « Кесемская СОШ»

Труханович Н.В.

с.Кесьма

2017г.

УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

3 КЛАСС

Учитель:Труханович Нина Васильевна

МБОУ КСОШ

ТЕМА УРОКА: «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ДОПОЛНЕНИЕ.»

ЦЕЛЬ УРОКА:

- познакомить с понятием «дополнение» и его ролью в предложении

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

-знать, что такое дополнение и его роль в предложении

ЗАДАЧИ УРОКА:

1) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

- учиться адекватно относится к высказываниям одноклассников

2) РАЗВИВИАЮЩАЯ

-составить алгоритм различения в предложении функций дополнения

-показать, как подчёркивать дополнение при разборе предложения

3) ОБУЧАЮЩАЯ

- уметь пользоваться алгоритмом различения в предложении функций

дополнения и подчёркивать его при разборе предложения

ТИП УРОКА:

- урок «открытия» нового знания

Регулятивные: 1.

Определение степени успешности выполнения своей работы и работы

соседа

Познавательные:

1.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

2.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

3.

Подведение под понятие (формулировка правила) на основе выделения

существенных признаков.

4.

Построение объяснения в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные

1.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2.

Работа с соседом по парте, распределение между собой работы и роли, выполнение

своей части работы и встраивание ее в общее рабочее поле

3.

Коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество

4.

Доносить свою позицию до других: высказывание своей точки зрения и её

обоснование.

Личностные.

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Цель:организовать

самоопределение

учебной деятельности

-Прочитайте пословицу

(слайд №1)

Знайка

всё

с

полуслова

понимает,

а

незнайка

всё

только рот разевает.

- Какого человека называют

знайкой?

- А какого - незнайкой?

- Как понимаете смысл данной

пословицы?

- Я желаю вам сегодня на

уроке быть только знайками,

быть

внимательными,

открыть

для

себя

новые

знания о членах предложения.

- Но вначале давайте повторим

то, что мы уже знаем.

На какие 2 группы делятся

члены предложения?

Что

относится

к

главным

членам предложения?

Какие второстепенные члены

предложения вы знаете?

(слайды № 2,3)

- Знайка – это человек, который

всё знает

- Незнайка – это человек,

который ничего не знает

-Знайка может ответить на любой

вопрос, потому что много читает

и внимательно слушает учителя,

а незнайка не может, так как

мало читает и невнимателен на

уроках

Члены предложения бывают

главные и второстепенные

К главным членам предложения

относятся подлежащее и

сказуемое

Второстепенные члены

предложения это

определение,обстоятельство и

дополнение

Актуализация

знаний учащихся и

фиксирование

индивидуального

затруднения в

пробном действии

Цель: подготовить

мышление учащихся к

следующим шагам

учебной деятельности;

организовать самими

учащимися

фиксирование

индивидуального

затруднения в

пробном действии

- Мы очень ждём, когда же у

нас в Кесьме наступит

настоящая зима со снегом.

Составьте предложение из

слов: ( слайд №4)

на, падали, снега, землю,

хлопья

Какой частью речи являются

эти слова?

- Проверьте, правильно ли вы

составили предложение.

На землю падали хлопья снега.

-Назовите главные члены или

основу предложения.

-Найдите второстепенные

члены предложения .

- Найдите ещё один

второстепенный член

предложения. На какой вопрос

он отвечает?

- Попробуйте задать к нему и

Составляют из слов

предложение.

Предлог,глагол,существительные

Самопроверка

- В предложении говорится о

хлопьях, что? хлопья – это

подлежащее, хлопья что делали?

падали – это сказуемое.

- падали (куда? на что?)на

землю – это обстоятельство

Хлопья чего? снега- Не

смысловой вопрос?

- Как вы думаете, о каких

членах предложения мы

узнаем новое на уроке?

Сформулируйте тему урока

получается

- О второстепенных

Формулируют тему урока

Физкультминутка

для глаз

(слайд № 5)

Определение темы и

цели урока

Откройте учебник на стр.

150.Прочитайте тему урока.

-Какова же цель нашего

урока?

Работа по учебнику

стр 150

- Второстепенные члены

предложения. Дополнение

- Открыть новые знания о

второстепенных членах

предложения

-Узнать, что такое дополнение?

Выявление места и

причины

затруднения

Цель: организовать

анализ учащимися

возникшей ситуации и

на этой основе

подвести их к

выявлению места и

причины затруднения

Спишите предложения (слайд

№ 6,7 ).Подчеркните

основу.Определите падеж

существительных, которые

являются второстепенными

членами

Нёс однажды муравей

Две дощечки для дверей.

Какой вопрос вы поставите к

выделенному слову? Каким

членом предложения оно

является?

Можно ли поставить к этим

существительным кроме

падежных вопросов другие?

Списывают предложение :

Нёс однажды муравей

Две дощечки для дверей.

Подчёркивают подлежащее и

сказуемое. Задают вопрос к

выделенному цветом слову

нёс когда? однажды – это

обстоятельство, Определяют

падеж у существительных,

являющихся второстепенными

членами предложения:

нёс что? дощечки(В.п.)

дощечки для чего? для

дверей(Р.п.)

Нет, к этим существительным

нельзя поставить смысловые

вопросы.

Построение проекта

выхода из

затруднения

Цель: построить

алгоритм, выбрать

- Для чего же нужны в

предложении эти

второстепенные члены

предложения?

- Как они называются?

Дети высказывают свои

предположения.

наиболее

эффективные способы

решения

поставленной задачи

- Как они подчёркиваются при

разборе предложения?

- Почему у вас на одни и те же

вопросы получились разные

ответы?

Т.к. мы не знаем правило о том,

какие второстепенные члены

предложения являются

дополнением

Реализация

построенного

проекта

Цель: применить

алгоритм различения в

предложении

дополнения

- Давайте, сравним ваши

предположения с плакатом

Летучей Мыши на стр. 151

(слайд №8)

- Вернёмся к упр. №152

Какие второстепенные члены

предложения являются здесь

дополнением и почему?

Подчеркните их.

Читают плакат Летучей Мыши на

стр. 151

- нёс что? дощечки

- дощечки для чего? для дверей–

это дополнения, т. к. отвечают

только на падежный вопрос и

дополняют сведения о других

членах

предложения( подчёркивают их)

Первичное

закрепление с

проговариванием во

внешней речи

Цель: организовать

усвоение новых

знаний при помощи

тренировочных

упражнений с

проговариванием во

внешней речи

Списать строчки из

стихотворения

упр. № 153

- Сколько здесь предложений?

- Подчеркните во всех

предложениях главные члены.

- Определите падежи

выделенных слов

-Все ли эти слова являются

второстепенными членами

предложения?

- Во всех ли случаях к этим

словам можно задать только

падежные вопросы

- Какие же второстепенные

члены в этих предложениях

вы назовёте дополнением, а

какие – обстоятельством?

Подчеркните их.

Списывают упр.№153

Подарила мама Кате

Замечательное платье.

Катя к зеркалу подходит.

Катя с платьяглаз не сводит.

- В этом стихотворении три

предложения.

Подчёркивают во всех

предложениях главные члены.

подарила кому? Кате (Д.п.)

подарила что ?платье(В.п.)

подходит к чему? к зеркалу (Д.п.)

глаз не сводит с чего? с платья

(Р.п.)

- Да, все эти слова –

второстепенные члены

предложения.

- Нет, во втором предложении к

выделенному слову можно задать

и смысловой вопрос:

подходит куда? к чему?

к зеркалу

- Те, которые отвечают только на

падежные вопросы – это

дополнение

подарила кому? Кате

Составление памятки

(слайд № 9)

подарила что? платье

Глаз не сводит с чего?

с платья

- А те которые отвечают ещё и на

смысловые вопросы – это

обстоятельство

подходит куда? к чему?

к зеркалу

Физкультминутка

(слайд №10)

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону

Цель: организовать

самопроверку детьми

на основе

сопоставления с

эталоном своего

умения применять

новые знания

Давайте вспомним строчки из

сказки А.Пушкина.

Вместо вопросов вставьте

подходящие по смыслу слова

(слайд №11,12)

Каким членом предложения

они являются?На какие

вопросы отвечают?

-Прочитайте предложения.

Вчера мы смотрели.Алёша

прочитал.Ребята обсуждали.

Вам всё понятно в

предложениях?Дополните

предложения ,чтобы

информация была более

полной.

Каким членом предложения

являются вставленные слова?

На какой вопрос отвечают?

Выполнить упр. №154 устно

-Назовите основу

предложения.

- Определи падеж у

существительных?

- Каким членом предложения

они являются и почему?

Работа в парах

(взаимопроверка)

Вчера мы смотрели фильм.

Алёша прочитал книгу. Ребята

обсуждали поездку.

Они являются дополнением и

отвечают на вопросы косвенных

падежей.

кто? кот- это подлежащее

кот что делал? умывал- это

сказуемое

умывал что? рот ( В.п.)

умывал чем? лапой ( Т.п.)

это дополнения, т.к. отвечают

только на падежные вопросы

Рефлексия учебной

О каком новом

Сегодня мы узнали о

деятельности

Цель: организовать

рефлексию и

самооценку

учениками своей

учебной деятельности

второстепенном члене

предложения вы узнали

сегодня на уроке? Выполните

тест

Вставьте в тексте

пропущенные слова

(слайд№ 13)

Дополнение – это… .

Дополнение отвечает…

Подчёркивают

дополнение… .

Достигли мы цели урока?

Понравилось ли вам открывать

новые знания на уроке?

Задание на дом.

дополнении.

Работа в парах

- Заполняют тест:

1. Дополнение- это….

А) главный член предложения

Б) часть речи

В) второстепенный член

предложения

2. На какие вопросы отвечает

дополнение?

А) какой? какая? какое?

Б) на смысловые: где? когда?

куда? откуда? как?

В) только на падежные вопросы

3. Как подчёркивается

дополнение:

А) ____________

Б) _ _ _ _ _ _ _ _ _

В) _._._._._._._._

Дополнение – это

второстепенный член

предложения.

Дополнение отвечает только на

падежные вопросы.

Подчёркивают дополнение

пунктиром.

Записывают д/з :

учебник стр.152 у.155,правило



В раздел образования