Автор: Труханович Нина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Кесемская СОШ"
Населённый пункт: с.Кесьма, Тверская область ,Весьегонский МО
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: урок русского языка в 3 классе Второстепенные члены предложения.Дополнение
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кесемская средняя общеобразовательная школа»
Урок открытия нового знания по русскому языку
Тема урока «Второстепенные члены предложения.
Дополнение»
3 класс.
УМК « Перспективная начальная школа»
Составила учитель начальных классов
МБОУ « Кесемская СОШ»
Труханович Н.В.
с.Кесьма
2017г.
УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
3 КЛАСС
Учитель:Труханович Нина Васильевна
МБОУ КСОШ
ТЕМА УРОКА: «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ДОПОЛНЕНИЕ.»
ЦЕЛЬ УРОКА:
- познакомить с понятием «дополнение» и его ролью в предложении
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
-знать, что такое дополнение и его роль в предложении
ЗАДАЧИ УРОКА:
1) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
- учиться адекватно относится к высказываниям одноклассников
2) РАЗВИВИАЮЩАЯ
-составить алгоритм различения в предложении функций дополнения
-показать, как подчёркивать дополнение при разборе предложения
3) ОБУЧАЮЩАЯ
- уметь пользоваться алгоритмом различения в предложении функций
дополнения и подчёркивать его при разборе предложения
ТИП УРОКА:
- урок «открытия» нового знания
Регулятивные: 1.
Определение степени успешности выполнения своей работы и работы
соседа
Познавательные:
1.
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
2.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
3.
Подведение под понятие (формулировка правила) на основе выделения
существенных признаков.
4.
Построение объяснения в устной форме по предложенному плану.
Коммуникативные
1.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
2.
Работа с соседом по парте, распределение между собой работы и роли, выполнение
своей части работы и встраивание ее в общее рабочее поле
3.
Коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество
4.
Доносить свою позицию до других: высказывание своей точки зрения и её
обоснование.
Личностные.
Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
Цель:организовать
самоопределение
учебной деятельности
-Прочитайте пословицу
(слайд №1)
Знайка
всё
с
полуслова
понимает,
а
незнайка
всё
только рот разевает.
- Какого человека называют
знайкой?
- А какого - незнайкой?
- Как понимаете смысл данной
пословицы?
- Я желаю вам сегодня на
уроке быть только знайками,
быть
внимательными,
открыть
для
себя
новые
знания о членах предложения.
- Но вначале давайте повторим
то, что мы уже знаем.
На какие 2 группы делятся
члены предложения?
Что
относится
к
главным
членам предложения?
Какие второстепенные члены
предложения вы знаете?
(слайды № 2,3)
- Знайка – это человек, который
всё знает
- Незнайка – это человек,
который ничего не знает
-Знайка может ответить на любой
вопрос, потому что много читает
и внимательно слушает учителя,
а незнайка не может, так как
мало читает и невнимателен на
уроках
Члены предложения бывают
главные и второстепенные
К главным членам предложения
относятся подлежащее и
сказуемое
Второстепенные члены
предложения это
определение,обстоятельство и
дополнение
Актуализация
знаний учащихся и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии
Цель: подготовить
мышление учащихся к
следующим шагам
учебной деятельности;
организовать самими
учащимися
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии
- Мы очень ждём, когда же у
нас в Кесьме наступит
настоящая зима со снегом.
Составьте предложение из
слов: ( слайд №4)
на, падали, снега, землю,
хлопья
Какой частью речи являются
эти слова?
- Проверьте, правильно ли вы
составили предложение.
На землю падали хлопья снега.
-Назовите главные члены или
основу предложения.
-Найдите второстепенные
члены предложения .
- Найдите ещё один
второстепенный член
предложения. На какой вопрос
он отвечает?
- Попробуйте задать к нему и
Составляют из слов
предложение.
Предлог,глагол,существительные
Самопроверка
- В предложении говорится о
хлопьях, что? хлопья – это
подлежащее, хлопья что делали?
падали – это сказуемое.
- падали (куда? на что?)на
землю – это обстоятельство
Хлопья чего? снега- Не
смысловой вопрос?
- Как вы думаете, о каких
членах предложения мы
узнаем новое на уроке?
Сформулируйте тему урока
получается
- О второстепенных
Формулируют тему урока
Физкультминутка
для глаз
(слайд № 5)
Определение темы и
цели урока
Откройте учебник на стр.
150.Прочитайте тему урока.
-Какова же цель нашего
урока?
Работа по учебнику
стр 150
- Второстепенные члены
предложения. Дополнение
- Открыть новые знания о
второстепенных членах
предложения
-Узнать, что такое дополнение?
Выявление места и
причины
затруднения
Цель: организовать
анализ учащимися
возникшей ситуации и
на этой основе
подвести их к
выявлению места и
причины затруднения
Спишите предложения (слайд
№ 6,7 ).Подчеркните
основу.Определите падеж
существительных, которые
являются второстепенными
членами
Нёс однажды муравей
Две дощечки для дверей.
Какой вопрос вы поставите к
выделенному слову? Каким
членом предложения оно
является?
Можно ли поставить к этим
существительным кроме
падежных вопросов другие?
Списывают предложение :
Нёс однажды муравей
Две дощечки для дверей.
Подчёркивают подлежащее и
сказуемое. Задают вопрос к
выделенному цветом слову
нёс когда? однажды – это
обстоятельство, Определяют
падеж у существительных,
являющихся второстепенными
членами предложения:
нёс что? дощечки(В.п.)
дощечки для чего? для
дверей(Р.п.)
Нет, к этим существительным
нельзя поставить смысловые
вопросы.
Построение проекта
выхода из
затруднения
Цель: построить
алгоритм, выбрать
- Для чего же нужны в
предложении эти
второстепенные члены
предложения?
- Как они называются?
Дети высказывают свои
предположения.
наиболее
эффективные способы
решения
поставленной задачи
- Как они подчёркиваются при
разборе предложения?
- Почему у вас на одни и те же
вопросы получились разные
ответы?
Т.к. мы не знаем правило о том,
какие второстепенные члены
предложения являются
дополнением
Реализация
построенного
проекта
Цель: применить
алгоритм различения в
предложении
дополнения
- Давайте, сравним ваши
предположения с плакатом
Летучей Мыши на стр. 151
(слайд №8)
- Вернёмся к упр. №152
Какие второстепенные члены
предложения являются здесь
дополнением и почему?
Подчеркните их.
Читают плакат Летучей Мыши на
стр. 151
- нёс что? дощечки
- дощечки для чего? для дверей–
это дополнения, т. к. отвечают
только на падежный вопрос и
дополняют сведения о других
членах
предложения( подчёркивают их)
Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи
Цель: организовать
усвоение новых
знаний при помощи
тренировочных
упражнений с
проговариванием во
внешней речи
Списать строчки из
стихотворения
упр. № 153
- Сколько здесь предложений?
- Подчеркните во всех
предложениях главные члены.
- Определите падежи
выделенных слов
-Все ли эти слова являются
второстепенными членами
предложения?
- Во всех ли случаях к этим
словам можно задать только
падежные вопросы
- Какие же второстепенные
члены в этих предложениях
вы назовёте дополнением, а
какие – обстоятельством?
Подчеркните их.
Списывают упр.№153
Подарила мама Кате
Замечательное платье.
Катя к зеркалу подходит.
Катя с платьяглаз не сводит.
- В этом стихотворении три
предложения.
Подчёркивают во всех
предложениях главные члены.
подарила кому? Кате (Д.п.)
подарила что ?платье(В.п.)
подходит к чему? к зеркалу (Д.п.)
глаз не сводит с чего? с платья
(Р.п.)
- Да, все эти слова –
второстепенные члены
предложения.
- Нет, во втором предложении к
выделенному слову можно задать
и смысловой вопрос:
подходит куда? к чему?
к зеркалу
- Те, которые отвечают только на
падежные вопросы – это
дополнение
подарила кому? Кате
Составление памятки
(слайд № 9)
подарила что? платье
Глаз не сводит с чего?
с платья
- А те которые отвечают ещё и на
смысловые вопросы – это
обстоятельство
подходит куда? к чему?
к зеркалу
Физкультминутка
(слайд №10)
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
Цель: организовать
самопроверку детьми
на основе
сопоставления с
эталоном своего
умения применять
новые знания
Давайте вспомним строчки из
сказки А.Пушкина.
Вместо вопросов вставьте
подходящие по смыслу слова
(слайд №11,12)
Каким членом предложения
они являются?На какие
вопросы отвечают?
-Прочитайте предложения.
Вчера мы смотрели.Алёша
прочитал.Ребята обсуждали.
Вам всё понятно в
предложениях?Дополните
предложения ,чтобы
информация была более
полной.
Каким членом предложения
являются вставленные слова?
На какой вопрос отвечают?
Выполнить упр. №154 устно
-Назовите основу
предложения.
- Определи падеж у
существительных?
- Каким членом предложения
они являются и почему?
Работа в парах
(взаимопроверка)
Вчера мы смотрели фильм.
Алёша прочитал книгу. Ребята
обсуждали поездку.
Они являются дополнением и
отвечают на вопросы косвенных
падежей.
кто? кот- это подлежащее
кот что делал? умывал- это
сказуемое
умывал что? рот ( В.п.)
умывал чем? лапой ( Т.п.)
это дополнения, т.к. отвечают
только на падежные вопросы
Рефлексия учебной
О каком новом
Сегодня мы узнали о
деятельности
Цель: организовать
рефлексию и
самооценку
учениками своей
учебной деятельности
второстепенном члене
предложения вы узнали
сегодня на уроке? Выполните
тест
Вставьте в тексте
пропущенные слова
(слайд№ 13)
Дополнение – это… .
Дополнение отвечает…
Подчёркивают
дополнение… .
Достигли мы цели урока?
Понравилось ли вам открывать
новые знания на уроке?
Задание на дом.
дополнении.
Работа в парах
- Заполняют тест:
1. Дополнение- это….
А) главный член предложения
Б) часть речи
В) второстепенный член
предложения
2. На какие вопросы отвечает
дополнение?
А) какой? какая? какое?
Б) на смысловые: где? когда?
куда? откуда? как?
В) только на падежные вопросы
3. Как подчёркивается
дополнение:
А) ____________
Б) _ _ _ _ _ _ _ _ _
В) _._._._._._._._
Дополнение – это
второстепенный член
предложения.
Дополнение отвечает только на
падежные вопросы.
Подчёркивают дополнение
пунктиром.
Записывают д/з :
учебник стр.152 у.155,правило