Автор: Михалёва Эрика Викторовна
Должность: воспитатель отделения социальной реабилитации
Учебное заведение: ГКУ СРЦ «Маленький принц»
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Тема: Театр теней «Волшебный фонарь» возраст обучающихся – от 7 до 10 лет
Раздел: дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СОЦИАЛЬНО РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»»
Рекомендована НМС ГКУ КО
СРЦ «Маленький принц» ,
протокол № __, от__ ___ _______г.
Утверждаю:
Директор
ГКУ СРЦ
«Маленький принц»
__________________ Е.Н. .Агеев
«____»_______________20____ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Театр теней «Волшебный фонарь»
возраст обучающихся – от 7 до 10 лет
Составитель программы
Михалева Э.В. - воспитатель отделения
социальной реабилитации
Кемерово 2023
Пояснительная записка
Теневой театр — это зрелище, в котором сюжет раскрывается с помощью
динамических кадров-картин, спроецированных на экране плоскими фигурками
из картона, кожи или особых цветных пленок, управляемых артистами с помощью
палочек, прикрепленных к сочленениям кукол (иногда используется система
управления с помощью нитей). Отличительной чертой театра теней является
условность изобразительных средств. Выразительные свойства театра теней
достаточно скупы и обусловлены магическим свойством тени превращать любую
вещь в художественный образ. В России театр теней называют театром кукол, или
силуэтным театром. Отличительной чертой теневого театра является условность
изобразительных средств. Выразительные свойства театра теней достаточно
скупы и обусловлены магическим свойством тени превращать любую вещь в
художественный образ. Теневая фигура – это визуальный образ. Она может
трансформироваться, причудливо изменяться на экране на глазах у зрителей.
Плоскую фигуру в театре теней зрители наблюдают сквозь полотно экрана. Они
видят размытую тень от цветных фигур или черный силуэт. Таким образом, на
экране создается иллюзия реальности, и у зрителей появляется возможность
дофантазировать, домыслить увиденное в представлении. Театр теней - это
удивительное, завораживающее и волшебное представление, которое способно
заинтересовать, развить фантазию и воображение. Дети младшего школьного
возраста очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному
воздействию – сочувствия добрым героям, переживаниями за победу добра над
злом. Театр, по мнению исследователей, это искусство которое впитывает и
перерабатывает все то новое, что несут смежные области искусства, прежде всего
художественное слово, книжная иллюстрация, живопись, музыка, кукольный
театр, цирковая клоунада и другие. Даже сказка, прочитанная по ролям,
воздействует целым комплексом средств: это и художественные образы, и слово,
и музыка. Театр теней несет в себе возможность стать творцом: сыграть роль,
изготовить декорации и куклы. Сам процесс работы над образом способствует
развитию личности, расширяется кругозор, развивается мышление, речь, память,
мелкая моторика. Театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно
общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. И здесь ребенок
учится вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо
сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна. Происходит
усвоение социальных норм поведения, формируются высшие психические
функции. Дети очень любят теневой театр и быстро начинают придумывать свои
спектакли.
В
«Социально-реабилитационный
центр
для
несовершеннолетних
«Маленький принц» поступают дети, в силу разных обстоятельств, оставшиеся
без попечения родителей; с проблемами в развитии, с проявлениями социальной и
психолого-педагогической дезадаптации. В основном, это дети, которые выросли
в
условиях
разносторонней
депривации
-
сенсорной,
когнитивной,
эмоциональной, социальной (отсутствие, внимания, заботы, любви со стороны
самых близких людей – родителей). Тяжелые условия жизни, жестокое обращение
взрослых, отвратительное питание, постоянные психотравмы дома и на улице
приводят к нарушению психического и физического здоровья, влияют на развитие
ребенка – сдерживая его и деформируя. Для них характерны поведенческие
нарушения,
расстройство
эмоционально-волевой
сферы,
интеллектуальное
недоразвитие, ослабленное здоровье, задержка психического развития, а также
большие пробелы в знаниях. Работа с этой категорией детей требует особого
подхода.
Занимаясь в студии теневого театра «Волшебный фонарь», дети постигают
азы театрального искусства, знакомятся с ведущими профессиями (актер теневого
театра, режиссер, художник, сценариста, костюмер, бутафор, звукооператор,
осветитель, и др.), учатся договариваться, согласовывать действия, добиваться
общего результата реализуясь и самовыражаясь на каждом занятии. В процессе
создания спектакля стираются границы между разными видами деятельности, что
дает возможность попробовать все и выбрать занятия по душе, что и определяет
целостность и ценность этого удивительного искусства. В нашем случае,
учитывая психологические особенности детей, – это еще и мягкий и эффективный
метод социальной адаптации и реабилитации.
Учитывая вышеизложенное актуальность данной программы, в том, что
она позволяет формировать у воспитанников мировоззрение, нравственную
позицию и создаёт основу для развития эстетического восприятия.
Программа создана на основе:
анализа работы детских театральных студий России, занимающихся
теневым театром;
результатов обобщения опыта работы педагогического коллектива ГКУ
СРЦ «Маленький принц»;
анализа специальной литературы.
Цель:
Содействие
в
развитии
личностных
качеств,
творческих
интересов
и
способностей
посредством
театра
теней
для
успешной адаптации и социализации младших школьников в
современных условиях;
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Образовательные:
изучить историю развития театра света и теней и технологии изготовления
фигур для театра теней;
познакомить
с
основами
театра
теней,
с
традициями
восточной,
европейской и русской силуэтной куклой.
познакомить
с
основными
технологиями
создания
спектакля
–
планированию
общей
работы,
разработке
и
изготовлению
кукол-
марионеток, фонов и декораций, установке освещения, звука
обучить технике работы с куклами и тенями
Развивающие:
развивать интерес к лучшим образцам спектаклей театра теней и желание к
самостоятельному творчеству;
развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность,
логическое мышление и пространственное воображение посредством
создания визуальных образов для спектакля;
развивать художественное и ассоциативное мышление;
Воспитательные:
создавать условия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, умения
контролировать свои действия;
воспитывать эстетический вкус младших школьников;
воспитывать культуру зрительского восприятия;
способствовать созданию коллектива, который становится развивающей
обогащающей средой, где каждый – личность, а все вместе – участники
детских творческих проектов: технических, социально-педагогических,
художественных.
Данная программа относится к области технологии конструирования и
является адаптированной и вариативной и может изменяться в зависимости от
индивидуальных особенностей воспитанников.
Программа построена:
с учетом возрастных особенностей по принципу постепенного усложнения
учебного материала
с учётом способности овладевать определёнными теоретическими знаниями
в
области
театра
теней,
практическими
навыками
в
области
изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Таким образом, ребёнок постепенно поднимается по ступенькам знаний,
отталкиваясь от того, чему он уже научился.
Учитывая специфику учреждения, часто меняющийся состав учащихся,
длительность пребывания несовершеннолетних в ГКУ СРЦ, срок реализации
программы – три месяца (21 час)
Программа рассчитана на работу с детьми от 7 до 10 лет.
Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли
участвовать все дети. Это достигается несколькими путями: работой группы как
единого
организма,
делением
всех
детей
на
малые
творческие
группы,
выполнение индивидуальных заданий.
Учитывая психологические особенности детей, процесс познания должен
вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению знаний.
Для этого используется целый спектр методических приёмов:
-
Наглядность;
-
Художественное слово;
-
Технические средства;
-
Использование игровых методов;
-
Смена видов деятельности;
-
Положительная оценка личных достижений каждого ребенка;
Ожидаемые результаты:
Знает:
знает правила поведения на занятиях;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных
материалов;
Имеет первоначальные знания:
из истории развития театра света и теней и технологии изготовления фигур
для театра теней;
о законах развития сюжета и правилах драматургии;
этапы создания спектакля;
о способах «оживления», т.е. движения кукол и предметов.
Умеет:
грамотно организовать свое рабочее место;
применять теоретические знания на практических занятиях;
изготавливать куклу для теневого театра из доступных материалов,
выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
осуществлять декоративное оформление и отделку куклы.
владеть азами сценической речи при звуковом сопровождении;
работать в коллективе, уважительно относиться к труду других.
определять общую цель и пути ее достижения, уметь договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной
деятельности; - определять общую цель и пути ее достижения.
предлагать помощь и сотрудничество;
Формы подведения итогов занятий по программе дополнительного
образования «Театр теней Волшебный фонарь»:
творческие задания;
выступления с показами спектаклей перед зрителями.
участие в театральных конкурсах и фестивалях.
Техническое оснащение занятий
1.
Настольная театральная ширма для теневого театра.
2.
Набор осветительных приборов
3.
Набор
канцелярских
расходных
материалов
для
создания
кукол
и
декораций:(картон переплётный плотностью 200мг, коробочный картон,
бумага писчая, калька цветная, клеящие карандаши, простые грифельные
карандаши, ластики, ножницы, маты для резки, макетные ножи, шило,
малярная лента)
4.
Бамбуковые палочки для тростей
5.
Музыкальное сопровождение к спектаклям.
Всё
необходимое
оснащение
можно
приобрести
или
изготовить
самостоятельно.
Алгоритм работы над спектаклем:
1.
Выбор сюжета или коллективное сочинение его, обсуждение с детьми.
2.
Деление на сцены. Поиск визуального воплощения характера героев. Выбор
стиля и технического решения кукол. Жеребьёвка ролей. Создание детьми
эскизов персонажей и декораций.
3.
Работа по созданию кукол, крепление тростей
4.
Проба кукол на экране. Доработка, корректировка силуэтов.
5.
Репетиция отдельных сцен. Подбор индивидуального характера движения
под персонаж.
6.
Репетиция сцен с текстом.
7.
Репетиция всего спектакля целиком.
8.
Премьера.
Учебно-тематический план программы дополнительного образования
«Театр теней «Волшебный фонарь»
№
Наименование блоков
(разделов)
всего
часов
в том числе
форма контроля
теория
практика
1
Историей возникновения
ТЕАТРА ТЕНЕЙ
2
1
1
Опрос
Практическая
работа
1.1
Знакомство с теневым
театром. Основные принципы
теневого театра.
1
0.75
025
Опрос
Практическая
работа
1.2
Театр "рукотворных" теней.
Театр рук. Ожившие картинки
Пальчиковая гимнастика.
1
0.25
075
Опрос
Практическая
работа
2
Базовые принципы теневого
театра. Организация рабочего
места. Расширение знаний о
способах и особенностях
движения.
1
0.75
0.25
Опрос
Практическая
работа
3
Сценическая речь.
Скороговорки.
Игры-говорилки.
1
0,25
0,75
4
Постановка теневого
спектакля
12
3.25
7.75
Опрос
Практическая
работа
4.1
Выбор сказки, истории.
1
0,5
0,5
4.2
Разработка персонажей.
1
0.5
0.5
4.3
Изготовление декораций.
Работа по созданию кукол,
крепление тростей.
4
1
3
4.4
Оживление кукол.
Изучение роли, образ и характер
героев. Проба кукол на экране.
Доработка, корректировка
силуэтов.
1
0,25
0,75
4.5
Репетиция отдельных сцен.
Подбор индивидуального
1
0,25
0,75
характера движения под
персонаж.
4.7
Репетиция сцен с текстом.
1
0,25
0,75
4.8
Музыкальное сопровождение
спектакля
1
0,25
0,75
4.9
Репетиция сказки.
1
0,25
0,75
5
Показ спектакля
1
1
И т о г о
16
5.25
10.75
Содержание:
«История возникновения театра теней»
Знакомство детей с историей возникновения театра теней. Театр теней —
древнее искусство, зародившееся в Азии более двух тысяч лет назад, однако
точно сказать — в Индии или в Китае, — нельзя. Согласно некоторым теориям,
родиной театра считают даже Египет. Красивая китайская легенда. Китайский
театр отличается показом преимущественно исторических сцен, в Индии чаще
поднимаются религиозные темы, а в Турции преобладают комедийные жанры.
Тень помогает воплотить в жизнь почти любые образы, что и объясняет
распространение теневого театра по всему миру и различность направлений.
Однако не всегда в роли актеров выступают марионетки, в Испании, например,
это живые люди. Это произошло из-за запрета в средние века на показы театров.
Поэтому артисты и стали выступать за занавеской, что не было запрещено тем
странным заявлением. Впоследствии, это стало отдельным направлением театра.
«Базовые принципы теневого театра. Организация рабочего места
Расширение знаний о способах и особенностях движения.».
Техника театра теней. Ширма. Освещение. Куклы. (куклы теневого театра
делаются по принципу трафарета – значимые детали вырезают, оставляя на их
месте отверстия нужной величины и формы.) Подвижные куклы. Способы и
особенности движения. Инструктаж по технике безопасности и правилам
безопасности.
«Постановка теневого спектакля»
Постановка теневого спектакля. Выбор сказки или истории. Обсуждение
сценария. Распределение и пробы ролей. Разработка персонажей. Изготовление
декораций. Работа по созданию кукол, крепление тростей. Проба кукол на экране
и
подбор
индивидуального
характера
движения
под
персонаж.
Подбор
музыкального сопровождения.
«Сценическая речь»
Сценическая
речь»
не
только
развивают
речевой
аппарат,
но
и
предусматривают воспитание и массы других качеств, без которых невозможна
полноценная деятельность
человека в социуме. Это: внимание, дисциплина,
ответственность, партнёрство, да и вообще умение гармонично существовать в
коллективе.
Дыхательная гимнастика.
«Сказка про Язычок», Игры «Делим скороговорку поровну»,
«Лучший
чистоговорщик», «Эмоция замри»…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Театр теней: искусство светотени / Сост. И. С. Скипник. – Донецк., 2005.
2.
Норштейн Ю.Б., «Снег на траве», Москва, РОФ «Фонд Юрия Норштейна», издательство
«Красная площадь», 2008 г.
3.
Родари Джанни «Грамматика фантазии» (Введение в искусство придумывания историй) год
издания: Издательство: Самокат, 2016 г.
4.
Ширман Н. Силуэты на экране. – Киев, 1989.
5.
Лебединский А.М. Театр в чемодане. – М.: Искусство,197. – 112с.
6.
И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
7.
Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007
8.
Е.А. Маймин Искусство мыслит образами – Москва 2020
9.
О Московском театре теней в Киножурнале «Хочу всё знать» на YouTube
10.
Театр теней. Экран. Свет. Куклы. Союз театральных деятелей Российской Федерации
(Всероссийское театральное общество).