Автор: Гринько Любовь Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ОГБОУ "Шебекинская СОШ с УИОП"
Населённый пункт: г.Шебекино Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Решение экономических задач
Раздел: полное образование
Решение экономических задач
Гринько Л.И., учитель математики
ОГБОУ «Шебекинская СОШ
с УИОП» Белгородской области
Экономическая грамотность становится одним из основных критериев
развития конкурентоспособной личности и успешной адаптации обучаемого
в современной социально-экономической ситуации. Поэтому
вопросы,
связанные с повышением экономической грамотности школьников, делают
проблему усиления прикладной направленности математики одним из
важнейших направлений модернизации математического образования в
школе
Задачи с экономическим содержанием включена
в КИМ ЕГЭ
профильного уровня и по своей сложности находится на одном уровне с
заданиями на параметры и теорию чисел. С целью подготовки к экзамену
мной разработана программа элективного курса «Задачи с экономическим
содержанием», рассчитанная на 17 часов. Реализация курса возможна как
через основной учебный план социально-экономического профиля, так и во
внеурочной деятельности. Материал курса позволяет научить ребят решать
экономические задачи ЕГЭ по математике профильного уровня. Эти задачи
ориентированы на реальную жизнь. В этих заданиях рассматриваются
идеализированные жизненные ситуации, которые являются некоторыми
текстовыми упрощениями, моделями, реально возникающих, например, при
обращении
в
банк,
покупке
или
продаже
ценных
бумаг,
выпуске
производственной продукции и получении прибыли. Решение таких задач
связано со знанием некоторых специфических математических моделей из
области экономики, умением переводить сформулированные в виде текста
условия в уравнения и неравенства и пониманием того, как решения
полученных уравнений и неравенств соотносятся с тем, что написано в
условии задачи, – то есть какой смысл имеют полученные результаты.
Решение
этих
задач
основывается
на
использовании
различных
математических моделей: уравнений, неравенств, их систем с привлечением
процентов, арифметической и геометрической прогрессий, производной.
Прежде
чем
рассмотреть
способы
решения
экономических
задач,
целесообразно повторить этот материал. Поэтому в планировании перед
решением экономических задач три занятия отводится на повторение. На
этих занятиях так же рассматриваются некоторые чисто экономические
понятия: понятие процента и процентной ставки. С точки зрения экономики,
процент – это абсолютная часть дохода, получаемая в результате финансовой
операции за определенный период времени при наращении.
При решении экономических задач часто используется определение
процентной
ставки
за
определенный
период
времени
–
величины,
характеризующей относительное изменение денежной сумм.
Различают
простые и сложные процентные ставки, или процент, и это нужно учитывать
при решении задач.
Следующий блок -
понятия фиксированных, аннуитетных и
дифференцируемых платежей (3часа) Фиксированные платежи – платежи,
которые четко оговариваются в условии задачи. Аннуитетный платеж – это
платеж, который устанавливается в равной сумме через равные промежутки
времен. Дифференцируемый платеж – это платеж, который представляет
собой неравные ежемесячные транши, пропорционально уменьшающиеся в
течение срока кредитования.
Основной блок – решение экономических задач (8 часов)
Решение
любой
текстовой
задачи
складывается
из
нескольких
основных моментов:
• чтение условия задачи; читайте его до тех пор, пока сможете, не
подглядывая в текст, объяснять суть описанного в задаче процесса (без
конкретных числовых данных, конечно, – зазубривать ничего не нужно);
•
выбор
переменных;
для
каждого
типа
задач
существуют
рекомендации, какие величины лучше всего обозначать как переменные (и
это не всегда те величины, о которых идет речь в вопросе задачи);
переменных при решении текстовой задачи нужно вводить столько, сколько
их нужно для того, чтобы просто и логично составить уравнения и
неравенства (не бойтесь, если переменных оказалось слишком много –
например, больше, чем число уравнений: если вы все делаете правильно, то
«лишние» переменные взаимно уничтожатся или сократятся; еще один
вариант – в процессе решения надо будет найти не сами переменные по
отдельности, а какую-либо их комбинацию);
• составление уравнений и неравенств, формализация того, что
необходимо найти в процессе решения задачи; при составлении уравнений
обращайте
внимание
на
единицы
измерения
–
они
должны
быть
одинаковыми для всех одноименных величин;
• решение полученного уравнения, неравенства или системы;
• исследование полученного результата и нахождение ответа на вопрос
задачи.
Решение экономических задач оформляю таблицей. Такой способ
позволяет перейти к математический модели и работать с ней.
При решении задач, связанных с аннуитетными платежами удобно
заполнять следующую таблицу: S – сумма кредита, r% - годовые
(ежемесячные)
проценты
b=1+0,01r
–
коэффициент,
х
–
ежегодная
(ежемесячная) выплата.
Четвертый раздел программы элективного курса (3 часа) –это
решение задач с экономическим содержанием нестандартными методами
(исследование функций зависимости с помощью производной или свойств
функции, графическая иллюстрация в задачах на оптимизацию, введение
параметра).
В
этом
разделе
рассматриваются
задачи
оптимизации
производства товаров или услуг (минимизация расходов или максимизация
прибыли).
Данный элективный курс поможет обучающимся с любой степенью
подготовленности
в
овладении
способами
деятельности,
методами
и
приемами решения прикладных математических задач, повысить уровень
математической культуры, а также подготовиться к сдаче ЕГЭ по математике
профильного уровня и по обществознанию, куда включены экономические
вопросы.