Автор: Гурина Наталья Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" п. Пролетарский
Населённый пункт: Белгородская область пос. Пролетарский
Наименование материала: Учебное пособие "Домашние задания по сольфеджио 3 класс"
Тема: "Домашние задания по сольфеджио 3 класс"
Раздел: дополнительное образование
Автор-составитель: преподаватель теоретических дисциплин
МБУ ДО «Детская школа искусств» п. Пролетарский
Гурина Наталья Николаевна
Пояснение от автора
Важной частью учебного процесса является домашняя работа
учащихся. Успех в достижении цели во многом зависит от форм и
последовательности домашних заданий. В третьем классе детской
музыкальной школы продолжается работа над развитием ладового мышления
на примере тональностей с тремя знаками.
В темах «Интервалы» изучается их построение в тональностях, а также
обращение интервалов. После того, как дети усвоят обращение интервалов,
они легко воспринимают и обращение трезвучий.
Работа над ритмом ведется также регулярно в течение всего учебного
года, параллельно с освоением других тем.
В заданиях по ладовому восприятию продолжается практическая работа в
изучении конкретных тональностей, входящих в программу. Все эти понятия
должны быть не только усвоены, а и услышаны на примерах песенок и
попевок в разных тональностях. Даются задания по сольфеджированию как в
одноголосных примерах, так и в двухголосных.
Помимо заданий, в каждой теме имеются краткие теоретические
сведения, изложенные доступным для детей и их родителей языком. В
качестве музыкального материала для многих заданий используются
примеры из тех сборников по сольфеджио, с которыми работают многие
педагоги. В конце учебного пособия даются творческие задания. Хочется
надеяться, что это пособие будет полезным для педагогов и их учеников.
п. Пролетарский 2024 г
Повторение теоретического материала
Повторите порядок написания знаков при ключе:
Повторите определения параллельных и одноименных тональностей.
Повторите пройденные мажорные и минорные тональности и их ключевые
знаки.
Разгадайте кроссворд:
Т-
1. ПОЛНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД
1
Т-
2. ВОКАЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА
Зад.1
одна и та же мелодия может записываться по -разному
Зад.2 запишите длительности правильно группируя:
Зад.3 Перепишите мелодию в инструментальной группировке и пойте с
дирижированием:
Укр. нар. песня «Зайчик и лисичка»
2
Зад.1 Т-
3. РЕПРИЗА. ЛИГА
Запомните: если два одинаковых звука по высоте соединены лигой, то
второй из них звучит, продолжая длительность первого, но не
произносится при пении и не повторяется при игре на инструменте.
Зад.2
Зад.3
пойте мелодию с дирижированием
Польская народная песня
Зад.1 Т-
4. ШЕСТНАДЦАТЫЕ
3ад.2
а) группируйте длительности по долям
3
б ) Придумайте и спойте мелодию на данный ритм в любой пройденной тональности
Зад.3 пойте с дирижированием
Крыжачок
беларусск. нар. Танец
Т-
5. МАЖОРНЫЕ ГАММЫ.
УСТОЙЧИВЫЕ И ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ ЛАДА.
Зад.1
Переход неустойчивых звуков в устойчивые называется разрешением
Ой ты утка, утица
р. н. песня
Зад.2 а)
Главными ступенями лада являются: I – тоника (Т), IV- субдоминанта (S) и
V- доминанта (Д)
б )
Выпишите главные ступени в пройденных мажорных гаммах и пойте их.
Зад.3
Определите главные ступени, подпишите их и спойте мелодию с
дирижированием
4
Менуэт
И. С. Бах
Т-
6. МИНОРНЫЕ ГАММЫ ТРИ ВИДА.
Зад.1 Минор бывает трёх видов:
В тональностях, где есть в ключе си бемоль
Зад.2 а)
Запишите в тетрадь минорные гаммы: ре минор, ми минор, соль минор и
си минор во всех видах и научитесь правильно играть и петь их.
б ) Определить тональность и вид минора
Зад.3 Определить вид минора и спеть с дирижированием
Старый замок И.С.Бах
5
Т-
7. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИНОР
Зад.1
До мажор –ля минор, соль мажор – ми минор, фа мажор – ре минор и др.
Причем, минорная тоника ниже мажорной на малую терцию.
Зад.2
Зад.3
Пойте мелодию с дирижированием, определив тональность.
Т-
8. ИНТЕРВАЛЫ
Зад.1 мелодические интервалы
Интервал – это соотношение между двумя звуками по высоте. Каждый
интервал имеет свою мелодию и своё название по числу ступеней от нижнего
звука до верхнего
6
Зад.2
Подпишите мелодические интервалы
Зад.3
Определить интервалы в мелодии
Гармонические интервалы
Зад.1
Если два звука интервала звучат одновременно – это гармонический
интервал. Каждый звучит своеобразно и относится к консонансу
(благозвучие) или к диссонансу (резкое звучание)
Чистая
прима (ч1) сливается в один звук } обсолютный консонанс
Секунда большая (б2)-резко } тесные диссонансы
Секунда малая (м2) – очень резко
Терция малая (м3) –стройная, мягкая, грустная } узкие консонансы
Терция большая(б3)- стройная, светлая
Чистая кварта(ч4)- жёсткий несовершенный консонанс
Читая квинта (ч5) – звучит чисто и пусто } несовершенный консонанс
Секста малая(м6) – звучит широко, красиво и грустно } широкие консонансы
Секста большая(б6) – звучит широко, красиво и весело
Септима малая(м7) – резкая, щирокая } широкие диссонансы
Септима большая(б7) – очень резкая, широкая
Чистая октава (ч8) – чисто, широко, слитно } обсолютный консонанс
7
Зад.2
Определите и подпишите гармонические интервалы:
Зад.3
Разучите песню на два голоса
Как у наших у ворот
русск.нар.песня
Т-
9. ОКТАВЫ. РАЗВЁРНУТОЕ ТРЕЗВУЧИЕ.
Зад.1
Если повторить нижний звук мажорного или минорного трезвучия октавой
выше, то трезвучие будет звучать полнее, красивее и будет называться
развёрнутым трезвучием
Зад.2
Напишите и пойте развёрнутые тонические трезвучия в пройденных
тональностях
Зад.3
Пойте мелодию, подыгрывая на ф-но октавой ниже. Вслушайтесь,
следите, чтобы октавы звучали точно и чисто.
8
Походная песня
Л. Бетховен
Т-
10. КВИНТЫ в тональности
Зад.1
Ч5 –
в мажоре строится от всех ступеней кроме VII
Ч5 -
в миноре строится от всех ступеней кроме II
Квинты на VII ступени мажора и II ступени минора звучат напряженно и резко –
это уменьшенные
Зад.2 а)
Выпишите квинты в пройденных тональностях и пойте их
б)
в)
Сочините мелодию на данный ритм, чтобы она начиналась с квинты или
октавы
Зад.3
Разучите двухголосную песню
Русская народная песня
9
Т-
11. ТЕРЦИИ
Зад.1
малые или большие. Неустойчивые звуки терций разрешаются в устойчивые:
Зад.2
Постройте терции на всех ступенях указанных мажорных тональностей и их
параллельных минорных тональностей, разрешите неустойчивые терции.
Зад.3.
Определите в песне гармонические интервалы
и пойте с
дирижированием отдельно каждый голос двухголосия:
Т-12. КВАРТЫ в тональности
Зад.1
Чистые кварты строятся в мажоре от всех ступеней кроме IV ( увеличенная - на
полутон больше чистой), а в миноре от всех ступеней чистая, кроме VI
(увеличенная)
10
Зад.2
Затем их параллельных минорных
Зад.3
Ой, да рябинушка русск.нар.песня
Найдите кварты мелодические и гармонические.
Т-13. СЕКУНДЫ в тональности
Зад.1
Запомните: в мажоре м2 находятся на III и VII ступенях, а на всех остальных – б2
В миноре м2 находятся на II и V ступенях,на остальных – б2
11
Зад.2
Постройте гармонические секунды в натуральном мажоре и натуральном
миноре с разрешением, а также выпишите увеличенную секунду в
гармоническом миноре с разрешением в тональностях до 2х знаков при ключе.
Играйте их и пойте.
Зад.3
Разучите двухголосную песню:
14. РИТМ -
ВОСЬМАЯ И ДВЕ ШЕСТНАДЦАТЫХ
Зад.1
Зад.2
сочинить вторую фразу
Зад.3
Разучить мелодию с дирижированием
Как со вечера дождь р.н.п.
Т-15. РИТМ –
две шестнадцатых и одна восьмая
Зад.1 -
в этой ритмической фигуре первую половину четвертной
доли
занимают шестнадцатые
12
Зад.2
Разделить на такты и написать в инструментальной
группировке
Зад.3
Разучить мелодию с дирижированием:
Танец А. Лазаренко
16. ТОНАЛЬНОСТЬ ЛЯ МАЖОР
Зад.1
Зад.2
Зад.3
Разучите песню
Маленькая пряха В. А.Моцарт
13
Т-17. ТОНАЛЬНОСТЬ ФА - ДИЕЗ МИНОР
Зад.1
Тональность фа – диез минор является параллельной к тональности ля
мажор, поэтому имеет такие же ключевые знаки :
Повышенная VII ступень гармонического вида – ми диез совпадает по звучанию с
нотой фа и на клавиатуре берется на той же клавише, что и фа
Зад.2 а)
б)
Постройте интервалы в тональности фа-диез минор:
Зад.3
Разучите песню, определив вид минора
Не буди меня молоду русск.нар.песня
Т-
18. ТРАНСПОЗИЦИЯ
Зад.1
Запомните: при переносе мелодии из одной тональности в другую нужно
сохранить рисунок движения звуков и порядок чередования ступеней. При
ключе следует выставлять знаки новой тональности.
Зад.2
Транспонируйте мелодию в указанные тональности:
Зад.3
Пойте эту мелодию в любой из указанных тональностей
14
Т-19. ТОНАЛЬНОСТЬ МИ - БЕМОЛЬ МАЖОР
Зад.1
Зад.2
Постройте гамму нужные ступени, Т53 и пойте
Устойчивые ступени неустойчивые вводные опевание тоники сверху
Т
53
и снизу
Поставьте ключевые знаки мелодии и вставьте ступени в заданном ритме
Зад.3
Пойте мелодию с дирижированием в заданной тональности, затем
транспонируйте в си бемоль мажор.
Песенка машиниста Т. Вилькорейскаая
Т-20. ТОНАЛЬНОСТЬ ДО МИНОР
Зад.1
15
Зад.2
Напишите гамму до минор и пойте
t
53
Поставьте где необходимо диезы или бекары, чтобы мелодия звучала в
мелодическом миноре
Сочините ответные фразы в заданном ритме
Зад.3
Пойте с дирижированием
Т-21. РАЗМЕР 3/8
Зад.1
Зад.2 а)
Заменить вокальную группировку на инструментальную и поделить по
тактам
16
б)
Зад.3
Пойте с дирижированием
Песня Левко Римский-Корсаков
Из оперы «Майская ночь»
Т-22. ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Зад.1
Зад.2
Определите интервалы и сделайте их обращения
Зад.1
Т-23. ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ
Перенесение нижнего звука трезвучия на октаву вверх, как и в интервалах,
образуется новый вид аккорда. Новые аккорды, образовавшиеся от
перемещения звуков трезвучия, называются обращением трезвучия
17
Обращения мажорного трезвучия обозначаются:
Б
6 состоит из м3+ч4 и
Б
64 -
ч4+б3
Обращения минорного трезвучия обозначаются:
М
6 состоит из б3+ч4 и
М
64 -
Ч4+м3
Зад.2
Построить мажорное и минорное трезвучие от звуков: ре, фа и сделать
обращения. Играть и петь их.
Зад.3
Найдите ходы в мелодии по трезвучию или его обращению и пойте с
дирижированием
Отрывок из оперы «Пан Коцкий» Н. Лысенко
Разучите песенки аккордов:
Песенки секстаккордов и квартсекстаккордов
18
Задания для самостоятельной деятельности
Как разучить песню
КАК ПРОЧИТАТЬ МЕЛОДИЮ С ЛИСТА
СОЧИНЕНИЕ МЕЛОДИИ
19
Как подобрать бас к мелодии
КАК ПОДОБРАТЬ АККОМПАНЕМЕНТ К МЕЛОДИИ
Проиграй мелодию несколько раз и определи тональность. Там где мелодия
звучит устойчиво и двигается по устойчивым ступеням – надо брать
Т
53
Где мелодия звучит неустойчиво и двигается по VI иVI ступеням –
S
53
Там где встречаются вводные ступени : II и VII
Д
53
20
21
Содержание
Повторение теоретического материала
1 стр.
Т-1 Полный музыкальный звукоряд
1 стр.
Т-2 Вокальная и инструментальная группировка
2 стр.
Т-3 Реприза. Лига
3 стр.
Т-4 Шестнадцатые
3 стр.
Т-5 Мажорные гаммы. Главные и устойчивые ступени
4 стр.
Т-6 Три вида минора
5 стр.
Т-7 Параллельный минор
5 стр.
Т-8 Мелодические и гармонические интервалы
6 стр.
Т-9 Октавы. Развернутое трезвучие
8 стр.
Т-10 Квинты в тональности
9 стр.
Т-11 Терции в тональности
10 стр.
Т-12 Кварты в тональности
10 стр.
Т-13 Секунды в тональности
11 стр.
Т-14 Ритм восьмая и две шестнадцатых
12 стр.
Т-15 Ритм две шестнадцатых и одна восьмая
12 стр.
Т-16 Тональность ля мажор
13 стр.
Т-17 Тональность фа диез минор
14 стр.
Т-18 Транспонирование
14 стр.
Т-19 Тональность ми бемоль мажор
15 стр.
Т-20 Тональность до минор
15 стр.
Т-21 Размер 3/8
16 стр.
Т-23 Обращение интервалов
17 стр.
Т-23 Обращение трезвучий
18стр.
Задания для самостоятельной деятельности
19 стр.
Таблицы интервалов
21 стр.
Содержание
23 стр.
Используемая литература
24 стр.
23
Используемая литература:
1. Амосова Н. и Казак И. «Музыкальная грамота», Украина, «Калиграф», 2010 г
2. Вахромеев В., «Элементарная теория музыки», М., 1962 г
3. Давыдова Е., Запорожец С. «Сольфеджио» 3 класс М., 1981 г
4. Золина Е. «Домашние задания 3 класс», М., 2006 г
5. Иванова Г. «Сольфеджио 3 класс», Белгород 2000 г
6. Калинина Г. «Сольфеджио-Рабочая тетрадь 3 класс», М., 2012 г
7. Калмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио часть I Одноголосие» М., 1975 г
8. Русаева И. «Сольфеджио 3 класс», «Музыка», М., 2000 г
9. Серковская Т. «Сольфеджио. Учебное пособие 3 класс», Белгород, 2000 г
10. Фролова Ю. «Сольфеджио 3 класс», «Феникс», Ростов -на -Дону, 2001 г
11. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте»,
М., 1988 г
24