Напоминание

"Домашние задания по сольфеджио 3 класс"


Автор: Гурина Наталья Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" п. Пролетарский
Населённый пункт: Белгородская область пос. Пролетарский
Наименование материала: Учебное пособие "Домашние задания по сольфеджио 3 класс"
Тема: "Домашние задания по сольфеджио 3 класс"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор-составитель: преподаватель теоретических дисциплин

МБУ ДО «Детская школа искусств» п. Пролетарский

Гурина Наталья Николаевна

Пояснение от автора

Важной частью учебного процесса является домашняя работа

учащихся. Успех в достижении цели во многом зависит от форм и

последовательности домашних заданий. В третьем классе детской

музыкальной школы продолжается работа над развитием ладового мышления

на примере тональностей с тремя знаками.

В темах «Интервалы» изучается их построение в тональностях, а также

обращение интервалов. После того, как дети усвоят обращение интервалов,

они легко воспринимают и обращение трезвучий.

Работа над ритмом ведется также регулярно в течение всего учебного

года, параллельно с освоением других тем.

В заданиях по ладовому восприятию продолжается практическая работа в

изучении конкретных тональностей, входящих в программу. Все эти понятия

должны быть не только усвоены, а и услышаны на примерах песенок и

попевок в разных тональностях. Даются задания по сольфеджированию как в

одноголосных примерах, так и в двухголосных.

Помимо заданий, в каждой теме имеются краткие теоретические

сведения, изложенные доступным для детей и их родителей языком. В

качестве музыкального материала для многих заданий используются

примеры из тех сборников по сольфеджио, с которыми работают многие

педагоги. В конце учебного пособия даются творческие задания. Хочется

надеяться, что это пособие будет полезным для педагогов и их учеников.

п. Пролетарский 2024 г

Повторение теоретического материала

Повторите порядок написания знаков при ключе:

Повторите определения параллельных и одноименных тональностей.

Повторите пройденные мажорные и минорные тональности и их ключевые

знаки.

Разгадайте кроссворд:

Т-

1. ПОЛНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД

1

Т-

2. ВОКАЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА

Зад.1

одна и та же мелодия может записываться по -разному

Зад.2 запишите длительности правильно группируя:

Зад.3 Перепишите мелодию в инструментальной группировке и пойте с

дирижированием:

Укр. нар. песня «Зайчик и лисичка»

2

Зад.1 Т-

3. РЕПРИЗА. ЛИГА

Запомните: если два одинаковых звука по высоте соединены лигой, то

второй из них звучит, продолжая длительность первого, но не

произносится при пении и не повторяется при игре на инструменте.

Зад.2

Зад.3

пойте мелодию с дирижированием

Польская народная песня

Зад.1 Т-

4. ШЕСТНАДЦАТЫЕ

3ад.2

а) группируйте длительности по долям

3

б ) Придумайте и спойте мелодию на данный ритм в любой пройденной тональности

Зад.3 пойте с дирижированием

Крыжачок

беларусск. нар. Танец

Т-

5. МАЖОРНЫЕ ГАММЫ.

УСТОЙЧИВЫЕ И ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ ЛАДА.

Зад.1

Переход неустойчивых звуков в устойчивые называется разрешением

Ой ты утка, утица

р. н. песня

Зад.2 а)

Главными ступенями лада являются: I – тоника (Т), IV- субдоминанта (S) и

V- доминанта (Д)

б )

Выпишите главные ступени в пройденных мажорных гаммах и пойте их.

Зад.3

Определите главные ступени, подпишите их и спойте мелодию с

дирижированием

4

Менуэт

И. С. Бах

Т-

6. МИНОРНЫЕ ГАММЫ ТРИ ВИДА.

Зад.1 Минор бывает трёх видов:

В тональностях, где есть в ключе си бемоль

Зад.2 а)

Запишите в тетрадь минорные гаммы: ре минор, ми минор, соль минор и

си минор во всех видах и научитесь правильно играть и петь их.

б ) Определить тональность и вид минора

Зад.3 Определить вид минора и спеть с дирижированием

Старый замок И.С.Бах

5

Т-

7. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИНОР

Зад.1

До мажор –ля минор, соль мажор – ми минор, фа мажор – ре минор и др.

Причем, минорная тоника ниже мажорной на малую терцию.

Зад.2

Зад.3

Пойте мелодию с дирижированием, определив тональность.

Т-

8. ИНТЕРВАЛЫ

Зад.1 мелодические интервалы

Интервал – это соотношение между двумя звуками по высоте. Каждый

интервал имеет свою мелодию и своё название по числу ступеней от нижнего

звука до верхнего

6

Зад.2

Подпишите мелодические интервалы

Зад.3

Определить интервалы в мелодии

Гармонические интервалы

Зад.1

Если два звука интервала звучат одновременно – это гармонический

интервал. Каждый звучит своеобразно и относится к консонансу

(благозвучие) или к диссонансу (резкое звучание)

Чистая

прима (ч1) сливается в один звук } обсолютный консонанс

Секунда большая (б2)-резко } тесные диссонансы

Секунда малая (м2) – очень резко

Терция малая (м3) –стройная, мягкая, грустная } узкие консонансы

Терция большая(б3)- стройная, светлая

Чистая кварта(ч4)- жёсткий несовершенный консонанс

Читая квинта (ч5) – звучит чисто и пусто } несовершенный консонанс

Секста малая(м6) – звучит широко, красиво и грустно } широкие консонансы

Секста большая(б6) – звучит широко, красиво и весело

Септима малая(м7) – резкая, щирокая } широкие диссонансы

Септима большая(б7) – очень резкая, широкая

Чистая октава (ч8) – чисто, широко, слитно } обсолютный консонанс

7

Зад.2

Определите и подпишите гармонические интервалы:

Зад.3

Разучите песню на два голоса

Как у наших у ворот

русск.нар.песня

Т-

9. ОКТАВЫ. РАЗВЁРНУТОЕ ТРЕЗВУЧИЕ.

Зад.1

Если повторить нижний звук мажорного или минорного трезвучия октавой

выше, то трезвучие будет звучать полнее, красивее и будет называться

развёрнутым трезвучием

Зад.2

Напишите и пойте развёрнутые тонические трезвучия в пройденных

тональностях

Зад.3

Пойте мелодию, подыгрывая на ф-но октавой ниже. Вслушайтесь,

следите, чтобы октавы звучали точно и чисто.

8

Походная песня

Л. Бетховен

Т-

10. КВИНТЫ в тональности

Зад.1

Ч5 –

в мажоре строится от всех ступеней кроме VII

Ч5 -

в миноре строится от всех ступеней кроме II

Квинты на VII ступени мажора и II ступени минора звучат напряженно и резко –

это уменьшенные

Зад.2 а)

Выпишите квинты в пройденных тональностях и пойте их

б)

в)

Сочините мелодию на данный ритм, чтобы она начиналась с квинты или

октавы

Зад.3

Разучите двухголосную песню

Русская народная песня

9

Т-

11. ТЕРЦИИ

Зад.1

малые или большие. Неустойчивые звуки терций разрешаются в устойчивые:

Зад.2

Постройте терции на всех ступенях указанных мажорных тональностей и их

параллельных минорных тональностей, разрешите неустойчивые терции.

Зад.3.

Определите в песне гармонические интервалы

и пойте с

дирижированием отдельно каждый голос двухголосия:

Т-12. КВАРТЫ в тональности

Зад.1

Чистые кварты строятся в мажоре от всех ступеней кроме IV ( увеличенная - на

полутон больше чистой), а в миноре от всех ступеней чистая, кроме VI

(увеличенная)

10

Зад.2

Затем их параллельных минорных

Зад.3

Ой, да рябинушка русск.нар.песня

Найдите кварты мелодические и гармонические.

Т-13. СЕКУНДЫ в тональности

Зад.1

Запомните: в мажоре м2 находятся на III и VII ступенях, а на всех остальных – б2

В миноре м2 находятся на II и V ступенях,на остальных – б2

11

Зад.2

Постройте гармонические секунды в натуральном мажоре и натуральном

миноре с разрешением, а также выпишите увеличенную секунду в

гармоническом миноре с разрешением в тональностях до 2х знаков при ключе.

Играйте их и пойте.

Зад.3

Разучите двухголосную песню:

14. РИТМ -

ВОСЬМАЯ И ДВЕ ШЕСТНАДЦАТЫХ

Зад.1

Зад.2

сочинить вторую фразу

Зад.3

Разучить мелодию с дирижированием

Как со вечера дождь р.н.п.

Т-15. РИТМ –

две шестнадцатых и одна восьмая

Зад.1 -

в этой ритмической фигуре первую половину четвертной

доли

занимают шестнадцатые

12

Зад.2

Разделить на такты и написать в инструментальной

группировке

Зад.3

Разучить мелодию с дирижированием:

Танец А. Лазаренко

16. ТОНАЛЬНОСТЬ ЛЯ МАЖОР

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Разучите песню

Маленькая пряха В. А.Моцарт

13

Т-17. ТОНАЛЬНОСТЬ ФА - ДИЕЗ МИНОР

Зад.1

Тональность фа – диез минор является параллельной к тональности ля

мажор, поэтому имеет такие же ключевые знаки :

Повышенная VII ступень гармонического вида – ми диез совпадает по звучанию с

нотой фа и на клавиатуре берется на той же клавише, что и фа

Зад.2 а)

б)

Постройте интервалы в тональности фа-диез минор:

Зад.3

Разучите песню, определив вид минора

Не буди меня молоду русск.нар.песня

Т-

18. ТРАНСПОЗИЦИЯ

Зад.1

Запомните: при переносе мелодии из одной тональности в другую нужно

сохранить рисунок движения звуков и порядок чередования ступеней. При

ключе следует выставлять знаки новой тональности.

Зад.2

Транспонируйте мелодию в указанные тональности:

Зад.3

Пойте эту мелодию в любой из указанных тональностей

14

Т-19. ТОНАЛЬНОСТЬ МИ - БЕМОЛЬ МАЖОР

Зад.1

Зад.2

Постройте гамму нужные ступени, Т53 и пойте

Устойчивые ступени неустойчивые вводные опевание тоники сверху

Т

53

и снизу

Поставьте ключевые знаки мелодии и вставьте ступени в заданном ритме

Зад.3

Пойте мелодию с дирижированием в заданной тональности, затем

транспонируйте в си бемоль мажор.

Песенка машиниста Т. Вилькорейскаая

Т-20. ТОНАЛЬНОСТЬ ДО МИНОР

Зад.1

15

Зад.2

Напишите гамму до минор и пойте

t

53

Поставьте где необходимо диезы или бекары, чтобы мелодия звучала в

мелодическом миноре

Сочините ответные фразы в заданном ритме

Зад.3

Пойте с дирижированием

Т-21. РАЗМЕР 3/8

Зад.1

Зад.2 а)

Заменить вокальную группировку на инструментальную и поделить по

тактам

16

б)

Зад.3

Пойте с дирижированием

Песня Левко Римский-Корсаков

Из оперы «Майская ночь»

Т-22. ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Зад.1

Зад.2

Определите интервалы и сделайте их обращения

Зад.1

Т-23. ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ

Перенесение нижнего звука трезвучия на октаву вверх, как и в интервалах,

образуется новый вид аккорда. Новые аккорды, образовавшиеся от

перемещения звуков трезвучия, называются обращением трезвучия

17

Обращения мажорного трезвучия обозначаются:

Б

6 состоит из м3+ч4 и

Б

64 -

ч4+б3

Обращения минорного трезвучия обозначаются:

М

6 состоит из б3+ч4 и

М

64 -

Ч4+м3

Зад.2

Построить мажорное и минорное трезвучие от звуков: ре, фа и сделать

обращения. Играть и петь их.

Зад.3

Найдите ходы в мелодии по трезвучию или его обращению и пойте с

дирижированием

Отрывок из оперы «Пан Коцкий» Н. Лысенко

Разучите песенки аккордов:

Песенки секстаккордов и квартсекстаккордов

18

Задания для самостоятельной деятельности

Как разучить песню

КАК ПРОЧИТАТЬ МЕЛОДИЮ С ЛИСТА

СОЧИНЕНИЕ МЕЛОДИИ

19

Как подобрать бас к мелодии

КАК ПОДОБРАТЬ АККОМПАНЕМЕНТ К МЕЛОДИИ

Проиграй мелодию несколько раз и определи тональность. Там где мелодия

звучит устойчиво и двигается по устойчивым ступеням – надо брать

Т

53

Где мелодия звучит неустойчиво и двигается по VI иVI ступеням –

S

53

Там где встречаются вводные ступени : II и VII

Д

53

20

21

Содержание

Повторение теоретического материала

1 стр.

Т-1 Полный музыкальный звукоряд

1 стр.

Т-2 Вокальная и инструментальная группировка

2 стр.

Т-3 Реприза. Лига

3 стр.

Т-4 Шестнадцатые

3 стр.

Т-5 Мажорные гаммы. Главные и устойчивые ступени

4 стр.

Т-6 Три вида минора

5 стр.

Т-7 Параллельный минор

5 стр.

Т-8 Мелодические и гармонические интервалы

6 стр.

Т-9 Октавы. Развернутое трезвучие

8 стр.

Т-10 Квинты в тональности

9 стр.

Т-11 Терции в тональности

10 стр.

Т-12 Кварты в тональности

10 стр.

Т-13 Секунды в тональности

11 стр.

Т-14 Ритм восьмая и две шестнадцатых

12 стр.

Т-15 Ритм две шестнадцатых и одна восьмая

12 стр.

Т-16 Тональность ля мажор

13 стр.

Т-17 Тональность фа диез минор

14 стр.

Т-18 Транспонирование

14 стр.

Т-19 Тональность ми бемоль мажор

15 стр.

Т-20 Тональность до минор

15 стр.

Т-21 Размер 3/8

16 стр.

Т-23 Обращение интервалов

17 стр.

Т-23 Обращение трезвучий

18стр.

Задания для самостоятельной деятельности

19 стр.

Таблицы интервалов

21 стр.

Содержание

23 стр.

Используемая литература

24 стр.

23

Используемая литература:

1. Амосова Н. и Казак И. «Музыкальная грамота», Украина, «Калиграф», 2010 г

2. Вахромеев В., «Элементарная теория музыки», М., 1962 г

3. Давыдова Е., Запорожец С. «Сольфеджио» 3 класс М., 1981 г

4. Золина Е. «Домашние задания 3 класс», М., 2006 г

5. Иванова Г. «Сольфеджио 3 класс», Белгород 2000 г

6. Калинина Г. «Сольфеджио-Рабочая тетрадь 3 класс», М., 2012 г

7. Калмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио часть I Одноголосие» М., 1975 г

8. Русаева И. «Сольфеджио 3 класс», «Музыка», М., 2000 г

9. Серковская Т. «Сольфеджио. Учебное пособие 3 класс», Белгород, 2000 г

10. Фролова Ю. «Сольфеджио 3 класс», «Феникс», Ростов -на -Дону, 2001 г

11. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте»,

М., 1988 г

24



В раздел образования