Напоминание

"Формирование навыка чтения нот с листа в классе виолончели"


Автор: Андрейченко Наталья Ивановна
Должность: преподаватель по классу виолончели
Учебное заведение: МБУ ДО "Музыкальная школа №2 города Донецка"
Населённый пункт: город Донецк, Донецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыка чтения нот с листа в классе виолончели"
Раздел: дополнительное образование





Назад




3

Введение

Среди музыкально – технических навыков, приобретаемых учеником в

процессе игры на виолончели, особое значение имеет навык чтения нот с

листа, то есть умение правильно интонационно и ритмически сыграть по

нотам без остановок какое-либо незнакомое музыкальное произведение, по

трудности не превышающее технических возможностей ученика.

Учащиеся далеко не всегда справляются с этой задачей. В то же время

хорошее чтение нот с листа необходимо каждому обучающемуся музыке,

кем бы он впоследствии ни был – солистом, дирижером, оркестрантом,

педагогом или участником самодеятельности, поэтому чрезвычайно важно

обратить внимание на воспитание этого навыка и разобраться в причинах,

отчего одни ученики читают с листа хорошо, а другие плохо.

Навык чтения с листа - это целая система взаимосвязи зрения, слуха и

моторики (вижу, слышу, играю). Способность читать с листа не является

врожденной

и не зависит от общей одаренности ученика, ведь

часто

прекрасно играющие дети, плохо читают с листа и, наоборот, со средними

данными читают с листа хорошо. Поэтому нужно формировать этот навык,

уделять больше внимания чтению нот с листа в классе по специальности,

поскольку ученик, плохо читающий с листа, медленно и неграмотно

разбирает нотный текст, плохо развивается технически и музыкально. Перед

педагогом ставятся задачи: сформировать интерес и любовь к музыке,

ознакомить с некоторыми элементами музыкальной теории и анализа форм,

развить самостоятельность и инициативу при чтении и разборе произведения,

познакомить ученика с большим количеством музыкального материала,

активизировать умственную деятельность, развивать память, внимание.

Навык чтения нот с листа – лучший показатель умения ученика

самостоятельно работать, дающий возможность свободно музицировать,

активно знакомиться с произведениями мировой музыкальной культуры.

4

1. Формирование навыка чтения нот с листа в классе виолончели

Обучение чтению нот с листа можно сравнить с обучением чтению в

общеобразовательной школе. Это сравнение необходимо, так как оно

показывает возможность овладения навыками чтения с листа с такой же

легкостью, какой добиваются от учащихся школ преподаватели языка.

Процессы овладения навыками чтения и чтения нот с листа на инструменте

во многом схожи, это дает возможность предположить, что чтению с листа

можно научить любого музыкально способного человека. При этом

необходима определенная последовательность.

Педагоги часто сталкиваются с тем, что даже в первом классе, еще не

имея опыта, одни ученики читают лучше, другие – хуже. Очевидно,

существуют причины и условия, от которых зависит этот навык. Чтобы

выяснить их, следует проследить, как он формируется; для этого необходимо

ясно себе представить, из каких элементов состоит нотная запись, какие

нужны технические средства для ее прочтения

и в каких элементах

возникают трудности для ученика.

Нотная запись – это условные обозначения, из которых так же, как

слова из букв в книгах, слагаются музыкальные фразы, облеченные в

определенную форму мелодического, метроритмического, гармонического и

динамического рисунка музыкального произведения. Кроме этого, имеется

целый ряд добавочных обозначений возле нот (штрихи, аппликатура,

динамические оттенки и т. д

.).

Чтобы суметь сразу охватить такое количество

обозначений, необходим достаточный запас последовательно и точно

выработанных музыкально – технических навыков: хорошо развитый слух

(внутренний), чувство ритма, умение группировать различные длительности,

знание тональностей, позиций и штрихов. Начинающий ученик, читая с

листа,

должен

успеть

осознать

каждое

из

нотных

обозначений

во

взаимосвязи с другими навыками и в момент воспроизведения объединить их

в единое целое. Этот своеобразный анализ и синтез составляют основу

5

процесса чтения нот с листа. От постоянной тренировки процесс прочтения

приобретает быстроту, и со временем играющий будет охватывать сознанием

не отдельные ноты, а уже целые их группы (как слова при чтении книг).

Навык чтения с листа, это целая система связи между зрением, слухом

и моторикой, т.е. вижу, слышу, играю. На начальном этапе нужно освоить

связь вижу и слышу. Для этого можно взять любое произведение и сыграть

ученику, или включить запись этого произведения, а ученик должен следить

по нотам. Это нужно для того, чтобы развивать графическое восприятие нот.

Очень полезно предварительно читать произведение с листа без инструмента,

я

предлагаю

ученику

вначале

просмотреть

произведение

глазами,

разобраться с метро - ритмом (простучать, продирижировать), потом

пропеть, и лишь затем его исполнять.

Начинать

обучать

чтению

с

листа

следует

с

самых

простых

произведений. Постепенно эти произведения должны усложняться.

На начальном этапе обучения, когда ученик знает длительности нот и

умеет их группировать, я беру легкие дуэты для чтения нот с листа

(например, пьесы для младших классов музыкальной школы из хрестоматии

Л. Антоновой), где ученик играет по открытым струнам ровными долями, а я

играю мелодию. Ученик не будет отвлекаться на левую руку, что даст

возможность сосредоточить свое внимание на точном воспроизведение метро

- ритмического рисунка и даст возможность охватывать глазами текст

немного вперед. По сути дела, ученик должен сначала осмыслить и усвоить

каждую длительность в отдельности (целые, половинные, четвертные ноты),

а затем постепенно их перемежать. Ученик с первого года обучения должен

свободно ориентироваться в группировках нот, что послужит прочным

фундаментом для правильного чтения с листа в дальнейшем.

Умение смотреть вперед - самый необходимый навык чтения нот с

листа, и воспитывать его надо с первого же года обучения. Чтобы избежать

ошибок, задержек между воспроизводимыми звуками, нужно дать сознанию

возможность «проектировать» необходимые движения с некоторым запасом

6

времени, то есть смотреть немного вперед играемого листа.

Процесс

установления звукомоторной связи является самым сложным моментом в

обучении игры с листа. Чтобы учащийся был готов незамедлительно

воплотить зрительно-слуховые представления в движениях рук, следует

вырабатывать

представление

о

связи

мелодического

комплекса

с

соответствующим движением.

Скорость восприятия играемого текста в какой-то мере зависит от

подвижности

нервных

процессов

ученика,

а

также

от

правильного

воспитания навыков, прививаемых ученику с первого года обучения, и от

тренировки. Следовательно, умение читать с листа связано с перечисленным

комплексом условий, большинство из которых зависит от метода работы

педагога, который следит за тем, чтобы эти занятия проходили наиболее

эффективно.

Чтобы избежать трудностей, отталкивающих ученика от работы, важно

понять, что процесс чтения нот с листа начинается с ранних этапов обучения

путём

постепенного

воспитания

зрительных,

слуховых

и

моторных

компонентов.

7

2.Основные положения для овладения навыка беглого чтения нот с листа

Рассмотрим основные положения, которые могут быть использованы

при овладении навыками беглого чтения музыкального текста.

1.Зрительное ознакомление.

Перед

разучиванием

музыкального

произведения

рекомендуется

предварительно изучить его зрительно. Нужно приучить ученика, прежде

чем начать играть предложенный текст, обратить внимание на ключ,

определить тональность, размер, темп, быстро окинуть взглядом нотный

текст, его фактуру. Только после такого предварительного ознакомления с

произведением следует начать его играть.

Существенно влияет на качество чтения нот с листа способность

видеть и запоминать нотный текст несколько ранее его исполнения.

Овладение этим навыком, в конечном итоге, дает возможность играть с листа

без остановок, т.к. все встречающиеся особенности нотного текста заранее

фиксируются

нашим

сознанием,

а

исполнительские

средства

приспосабливаются к ним. Степень охвата зрением нотного текста зависит от

сложности изложения материала, его характера, музыкального кругозора

исполнителя,

его

умения

догадываться

о

логическом

продолжении

музыкального материала. С подобным явлением мы сталкиваемся при

начальном обучении детей чтению. Вначале ребенок тщательно старается

произнести каждую букву, затем буквы складываются в слоги, и наконец,

произносит слово; и только когда ребенок научится произносить слоги и из

них составлять слова, его чтение приобретет осмысленный характер. Причем,

прежде чем произнести слог или слово, ребенок прочитает его глазами,

произойдет как бы «зрительное» прочтение. Нужно научить ученика забегать

глазами вперёд вначале на одну нотку, затем на такт, два и более.

Совершенно недопустимо проводить чтение с листа как следование одного

звука за другим, без точного соблюдения метроритмических длительностей.

В таких случаях игра становится хаотичной, и исполнитель теряет

8

представление о музыкальном произведении. Только тогда, когда зрительное

восприятие произведения будет опережать его исполнение – игра приобретет

осмысленный характер.

2. Метроритм и звуковысотность

Содержание и форму каждого произведения определяет множество

элементов. Однако, два из них наиболее важны. Это метроритм и

звуковысотность.

Метроритмическая сторона является как бы организующим элементом

музыкального произведения. Развитие метроритмических ощущений у

учащихся

сводится

к

воспитанию

ощущения

сильной

доли

такта,

метроритмической пульсации. В процессе чтения нот с листа ритму

принадлежит важнейшая роль, поэтому с первого года обучения важно,

чтобы ученик освоил длительности нот, умел их группировать и перемежать

между собой.

Ощущение звуковысотности сводится к мысленному представлению

мелодического рисунка. На начальном этапе обучения главное внимание

обращается на воспитание у учащихся высотного соотношения звуков, на

развитие чувства тонического центра и ощущение лада.

Звуковысотность и метроритм определяют первичные представления

учащихся о музыкальном произведении. Форма же сочинения, его гармония,

доступны для анализа лишь на последующих этапах.

Для беглого чтения с листа необходимо развивать внутренний слух.

3. Внутренний слух

Одновременно

со

зрительным

определением

нотного

текста

чрезвычайно

существенна

способность

музыканта

«услышать»

без

инструмента нотную запись, ощутить ее реальное звучание, что возможность

лишь при наличии развитого внутреннего слуха. Н.А. Римский-Корсаков

определяет внутренний слух как способность представлять музыку без

помощи внешних звучаний, как способность к мысленному представлению

тонов и полутонов и их взаимоотношений.

9

При зрительном ознакомлении с нотным текстом достаточно обладать

относительным слухом, который дает возможность различать соотношение

звуков по высоте.

Более музыкально подготовленные учащиеся, одновременно с этим

могут проследить за построением и развитием музыкального сочинения,

прочувствовать и определить его характер, темп, проследить за развитием

мелодической

линии.

Для

развития

внутреннего

слуха

рекомендую

подбирать знакомые мелодии и играть их по слуху.

4. Знаки альтерации

Начиная играть любое музыкальное произведение, нужно приучать

учеников смотреть на знаки при ключе, уметь определять ладо

-

тональность, обращать внимание на случайные знаки, если они появляются в

тексте и почему. Из этого следует, что нужно проходить как можно больше

гамм, этюдов, знать теорию и сольфеджио.

5. Вопросы аппликатуры и ощущение грифа

Правильная аппликатура – это рациональное и удобное распределение

пальцев на грифе. Она упрощает и облегчает исполнение произведений.

Аппликатура влияет на характер исполнения и способствует основной и

решающей цели – лучшему, наиболее цельному выявлению музыкального

замысла, а удачный выбор аппликатуры способствует

автоматизации

движений. В определении аппликатуры не должно быть случайности,

небрежности, всё

должно быть целесообразно и продуманно. Вопрос

аппликатуры в нотах связан со знанием позиций, поэтому необходимо

каждую позицию изучать не менее тщательно, чем первую, тогда не будет

трудности использования их при чтении с листа.

Однако следует обратить внимание на то, что выбор аппликатур не может

быть для всех одинаково удобным. Определение аппликатуры зависит от

ряда индивидуальных особенностей рук, а также от степени подготовки

учащегося.

10

При чтении с листа очень часто учащиеся испытывают затруднения,

когда им приходится сосредоточить внимание на нотном тексте и играть не

глядя на гриф. Вместо того чтобы последовательно и непрерывно читать

нотный текст, опережать зрением свое исполнение, учащиеся «ищут» на

грифе нужный звук, проверяют каждый звук, не доверяя своему слуху. Это,

естественно, вызывает частые остановки в игре, что в свою очередь лишает

учащегося возможности представить музыкальное произведение в его

развитии, не дает возможности разобраться в содержании и форме

сочинения. Такое положение получается в результате отсутствия контакта

между зрительным восприятием нотного текста и физическим ощущением

грифа

.

Для преодоления этого недостатка, на начальном этапе, я рекомендую

играть медленные произведения с плавным развитием мелодии, а так же

изучать позиции посредством игры гамм, арпеджио на одной струне.

6. Подбор репертуара

Для проведения занятий по чтению нот с листа существенное значение

имеет выбор репертуара. Первоочередная задача – сделать занятия по чтению

нот

с

листа

увлекательными.

Я

рекомендую

использовать

легкие

переложения

классических

произведений,

виолончельные

дуэты,

популярные мелодии из мультфильмов, кинофильмов. Удачный выбор

произведений, постепенное усложнение репертуара, способствуют развитию

навыка зрительно охватывать большие музыкальные произведения, развивает

музыкальный кругозор, повышает интерес и желание сыграть новое

произведение, хорошо знакомое широкой публике.

7. Эмоционально – волевой момент чтения нот с листа

Установка на готовность к внезапным поворотам и сдвигам в развитии

текста, идут ли они по линии метра, ритма, ладотонального развития,

фактуры, регистра, динамики, артикуляции, или по нескольким линиям

одновременно.

Здесь

особое

значение

приобретает

внимание,

воля,

подвижность и сила нервных процессов исполнителя. Серьезное внимание

надо уделять артикуляции, динамики, агогики и другим характеристикам

11

текста,

имеющим

непосредственное

значение

к

выразительности

и

осмысленности исполнения. Нужно приучать ученика играть незнакомое

произведение от начала и до конца без остановок.

Развитием навыка чтения с листа нужно заниматься постоянно, проявляя

выдержку, инициативу, требовательность к себе, причём, необходимо не

разбирать произведение, а играть от начала и до конца, выдерживая темп,

ритмический рисунок и нюансировку.

12

Заключение

Эффективность занятий чтения с листа во многом зависит от того,

удается ли педагогу вызвать у учащегося живой интерес к игре по нотам.

Результатом этих занятий должна явиться потребность познавать новое,

постоянно

музицировать,

знакомиться

с

музыкальной

литературой,

следовательно, расширяется музыкальный кругозор, ведь хорошо читающий

с листа знает много музыки. В процессе занятий чтения нот с листа

развиваются такие черты, как сообразительность, умение концентрировать

внимание, быстрая моторная реакция, внутренний слух, любознательность,

артистизм, смелость.

Работа над формированием навыка чтения с листа не должна

ограничиваться начальным этапом обучения, этот процесс необходимо

продолжать весь период обучения в музыкальной школе. Таким образом, для

формирования и дальнейшего совершенствования навыков чтения с листа

необходима постоянная, систематическая работа на протяжении всего

периода обучения и становления музыканта.

Если с первого года обучения

обращать максимальное внимание на прочтение усвоения каждого нового

навыка, и проходить навыки в строгой последовательности, то чтение нот с

листа не будет вызывать трудностей, оно явится как бы подведением итогов

усвоения пройденного.

Способность быстрого и свободного чтения нот с листа откроет

молодым музыкантам широкие возможности ознакомления с богатейшей

музыкальной

литературой.

Результатом

этих

занятий

должна

стать

потребность познавать новое, постоянно музицировать.

Успешность формирования и развития навыков чтения с листа

напрямую зависит от активности самого учащегося, от его желания стать

настоящим музыкантом, что возможно лишь при полной мобилизации всех

творческих способностей.

13

Список литературы

Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы

обучения пианиста. М.,2005

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Феникс РнД.,2002

Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. М., 1960.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.,1947.



В раздел образования