Напоминание

"Ритмика"


Автор: Гуцу Татьяна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДДТ г. Донецка Ростовской области
Населённый пункт: г. Донецк Ростовской области
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида
Тема: "Ритмика"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пояснительная записка

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание му-

зыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а

разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения

используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Ин-

дия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве

метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль

Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу раз-

вития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности

движений.

Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствова-

ние", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение вы-

ражать себя в движениях.

Работа в области музыкально-ритмического воспитания позволяет решать та-

кие задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружаю-

щей действительность;

формировать эстетический вкус;

развивать познавательное отношение к действительности.

Движение под музыку дополняет этот ряд:

дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное напряже-

ние;

создает приподнятое настроение;

развивает активность, инициативу;

развивает координацию движений, способность произвольно ими управ-

лять.

Танец способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу,

координацию движений и другие качества необходимые для формирования уме-

ний и специфических навыков, уверенность в себе. Эти свойства движений изу-

чены И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменским, Джон Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Б. Базе-

довым и др.

Возраст 6 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, ко-

торые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волно-

образного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По

мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью.

У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и вообра-

жение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает

способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка

можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.

На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы

возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ре-

бенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и тормо-

жения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершен-

ствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что

позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двига-

тельные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но

все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недоста-

точно. При подвижных движениях необходимо ставить точные задачи, контро-

лировать ход занятия.

К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей,

но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны

изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять

упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от

медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при

ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении

упражнений, связанных с работой мелких мышц.

На разминке нужно переходить от простого к сложному, от спокойных к бы-

стрым движениям, а также использовать прием контраста для развития бы-

строго переключения.

В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети

обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе

сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других

людей, способны к сопереживанию.

Танцы, входящие в данную программу, доставляют детям радость и удоволь-

ствие. Но они доступны как по содержанию, так и по характеру движений. В

программу ритмики включены детские парные танцы, национальные тан-

цы, танцы – импровизации.

Детский танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда содер-

жателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и

обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются по-

средством разнообразных пластических движений и пространственных ри-

сунков - построений.

Особенно полезны народные пляски и танцы, т. к. приобщают детей к на-

родной культуре, заражают их оптимизмом, создают положительные эмоции.

Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершен-

ствуют навыки общения детей между собой.

В работе используются хороводы, общие (массовые) пляски. В них дети

учатся внимательно относиться друг к другу, находить общий ритм движения с

партнером, терпеливо обращаться к тем детям, у которых имеются какие - либо

индивидуальные затруднения.

Среди танцев наиболее доступны для исполнения детьми русские, белорус-

ские, украинские, чешские. Простотой рисунка, жизнерадостностью, живой и

веселой музыкой танцы этих народов вполне соответствуют требованиям репер-

туара детских кружков. А польские танцы – краковяк и мазурка - сложные по

своим движениям, можно исполнять только детям старшего возраста. Венгер-

ские, болгарские, румынские, итальянские танцы своеобразны по ритму и

музыке, большинство из них выполняется в очень быстром темпе. Поэтому их

можно рекомендовать только для хорошо подготовленных детей.

Каждая игра (пляска, упражнения) имеет четкую педагогическую направ-

ленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководи-

тель направляет внимание детей на музыку, учит ребенка правильно исполнять

движение.

В обучении музыкально - ритмическим движениям ярко прослеживается вза-

имосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный, прак-

тический), а игровая форма заданий, занимательность помогают без особых

затруднений усвоить многие достаточно сложные движения.

При разучивании новых движений не следует добиваться, чтобы дети овла-

дели ими на одной игре, пляске. Надо те же движения повторять в разных пляс-

ках, соединять с разной музыкой, чтобы движение совершенствовалось посте-

пенно и чтобы дети учились относиться к нему, как к средству выражать различ-

ные образы, чувства, действия.

В старшей группе дети уже понимают смысл разучивания и совершенство-

вания отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом воз-

расте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи ко-

торых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для

правильного исполнения многих движений.

Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы,

пляски и игры способствуют гармоническому развитию личности. В изящных

или задорных движениях, каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть

свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить харак-

тер. Соприкасаясь с танцевальным искусством, в доступной для детей форме,

они постепенно приобщаются к миру прекрасного.

Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального

восприятия, умению передавать различные средства музыкальной выразитель-

ности, в свободных движениях отображать жанры музыки (марш, танец,

вальс, народный танец, напевную песню), передавать их «языком движений»,

мимикой и пантомимикой, в танце и игре музыкальный образ, способствует про-

явлению творческих способностей детей в движениях под музыку в музы-

кально-двигательной импровизации. В сюжетно-ролевой игре, танцах, происхо-

дит развитие психологических функций (внимания, восприятия, памяти, во-

ображения, мышления) и эмоционально-волевой сферы.

Систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке ритми-

ки очень полезны для физического развития, улучшается осанка, укрепляются

мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче

и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, коор-

динацию, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и

доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических пережи-

ваниях и впечатлениях.

Программа « РИТМИКА»

Цель занятий ритмикой в детском саду состоит в углублении и дифференциации

восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и

формировании на этой основе навыков выразительного движения. Необходимо

обучить детей умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной по-

ходке, умению выступать перед другими, развить координацию, музыкальность,

выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и выносли-

вость.

Задачи

программы :

учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их

в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яр-

кими средствами выразительности;

развивать основы музыкальной культуры;

развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на му-

зыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);

учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритми-

ки (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные поня-

тия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, гром-

кая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движе-

ниям в игре, танце, хороводе и упражнении;

развивать творческие способности в области искусства танца: учить оце-

нивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой

образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физ-

культурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования

соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального обра-

за.

Основные педагогические принципы - систематичность, постепенность и по-

следовательность.

В музыкально - ритмическом движении ритм понимается в широком смысле

слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей,

чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произ-

ведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотноше-

ния. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмо-

циональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, вос-

произведения музыкально-ритмической основы произведения.

Виды музыкально - ритмических движений и основные

двигательные навыки у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хо-

роводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интерес-

ных детям.

1.

Музыкальная игра.

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение

эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях.

Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и, об-

легчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных на-

выков.

В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр:

игры под инструментальную музыку и игры под пение.

В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжет-

ные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и реша-

ется основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несю-

жетные, правила которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в со-

ответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны

между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно

включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется

направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары,

«стайку», колонны и т. д. Таким образом, музыкальные игры по своим задачам

принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание на-

ходится в полном соответствии с музыкой.

2.

Пляски, танцы, хороводы.

Своеобразной формой музыкально - ритмических движений являются детские

пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических тан-

цевальных движений.

Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последова-

тельно сгруппировать:

- пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит

от структуры музыкального произведения;

- пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную

импровизацию;

- свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются под на-

родные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построе-

ний, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску;

- хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, испол-

няя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движения-

ми;

- детский «бальный танец», включающий разнообразные польки, галопы, валь-

сообразные движения. Лёгкий, оживленный характер музыки сопровождается

всё время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг гало-

па);

- характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет ка-

кой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец снежинок, танец Петруш-

ки).

В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как

детям трудно запомнить их последовательность.

3. Упражнения.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разу-

чивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнитель-

ных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точ-

ном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в ин-

тересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения

помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в

ходьбе, беге, подскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных

элементов.

Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая

её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее

яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп, дина-

мику, метроритм) , передавая это в движениях.

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр,

плясок, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку

целостно, схватывать общее настроение, характер. Однако в процессе обучения

можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются

при разучивании данного материала.

Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в

первую очередь, от психофизиологических особенностей. Разучивание движе-

ний только тогда будет эффективно, когда оно основано на знании возможностей

ребенка, а так же требуется строгий учет его возрастных психофизиологических

особенностей. Танцуя, ребенок, включается в творческий процесс. Совершен-

ствуются его двигательные возможности и навыки.

Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому

развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества

необходимые для формирования умений и специфических навыков.

В старшей группе движения становятся более выразительными, углубленны-

ми и утонченными. В разные моменты жизни детей общение с музыкой и тан-

цем позволяет решать разные педагогические задачи. Наибольший вклад, без-

условно, будет сделан в формировании личности ребенка при разумном исполь-

зовании знаний психического развития.

Движение под музыку дополняет ряд задач занятий ритмикой:

- дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное напряже-

ние;

- создает приподнятое настроение;

- развивает активность, инициативу;

- развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

Знание особенностей детского восприятия в 6-7 летнем возрасте позволяет

преподавателю наиболее точно и грамотно использовать методические приемы

обучения.

Особенность детского восприятия такова, что вырабатывать точность, чет-

кость, осмысленность движения помогает использование подражательных дви-

жений или образное сравнение.

Занятия ритмикой доставляют детям радость и удовольствие. Но должны

быть доступны и содержание, и характер движений. Некоторые дети могут про-

являть манерность, напряженность и передавать лишь внешнюю форму упраж-

нений.

Каждое упражнение имеет четкую педагогическую направленность, является

средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет внима-

ние детей на музыку.

Работа по закреплению и углублению связи движений с музыкой проходит

успешно, если музыкальный руководитель, соблюдая последовательность задач

музыкального восприятия, одновременно воспитывает и развивает движения де-

тей, систематически прививая им необходимые навыки.

В старшей группе дети уже понимают смысл разучивания и совершенствова-

ния отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом воз-

расте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи кото-

рых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для

правильного исполнения многих движений.

Занятия по программе позволяют ребенку не только в увлекательной и игро-

вой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физиче-

ские способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия 30 + 30 мин.(перерыв 10 мин)

Практическая значимость занятий:

Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма заня-

тия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно до-

биться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при испол-

нении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой

структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя про-

стые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артисти-

ческого перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.

Формы контроля: открытое занятие в конце года, выступления на утренниках,

участие в развлечениях.

Знания и умения детей:

- уметь ориентироваться в пространстве;

- правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, тан-

цевальные элементы, характерные и образные движения;

- сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации

на предложенную музыку;

- выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;

- выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;

- различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкаль-

ного образа;

- выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.

Обязательная одежда и обувь для занятия:

Для девочек:

Гимнастический купальник (белый). Юбочка шифоновая (в тон цвету купальника).

Балетки белого цвета, носки или лосины. Волосы должны быть собраны в пучок.

Для мальчиков:

Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета

Пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы, СD, DVD диски, .

Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен, погре-

мушки, самодельные и шумовые инструменты,

Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка), флажки, па-

лочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки…



В раздел образования