Автор: Гуцу Татьяна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДДТ г. Донецка Ростовской области
Населённый пункт: г. Донецк Ростовской области
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида
Тема: "Ритмика"
Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание му-
зыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а
разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения
используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Ин-
дия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве
метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль
Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу раз-
вития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности
движений.
Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствова-
ние", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение вы-
ражать себя в движениях.
Работа в области музыкально-ритмического воспитания позволяет решать та-
кие задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружаю-
щей действительность;
формировать эстетический вкус;
развивать познавательное отношение к действительности.
Движение под музыку дополняет этот ряд:
дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное напряже-
ние;
создает приподнятое настроение;
развивает активность, инициативу;
развивает координацию движений, способность произвольно ими управ-
лять.
Танец способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу,
координацию движений и другие качества необходимые для формирования уме-
ний и специфических навыков, уверенность в себе. Эти свойства движений изу-
чены И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменским, Джон Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Б. Базе-
довым и др.
Возраст 6 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, ко-
торые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волно-
образного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По
мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью.
У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и вообра-
жение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает
способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка
можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.
На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы
возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ре-
бенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и тормо-
жения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершен-
ствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что
позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двига-
тельные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но
все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недоста-
точно. При подвижных движениях необходимо ставить точные задачи, контро-
лировать ход занятия.
К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей,
но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны
изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять
упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от
медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при
ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении
упражнений, связанных с работой мелких мышц.
На разминке нужно переходить от простого к сложному, от спокойных к бы-
стрым движениям, а также использовать прием контраста для развития бы-
строго переключения.
В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети
обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе
сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других
людей, способны к сопереживанию.
Танцы, входящие в данную программу, доставляют детям радость и удоволь-
ствие. Но они доступны как по содержанию, так и по характеру движений. В
программу ритмики включены детские парные танцы, национальные тан-
цы, танцы – импровизации.
Детский танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда содер-
жателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и
обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются по-
средством разнообразных пластических движений и пространственных ри-
сунков - построений.
Особенно полезны народные пляски и танцы, т. к. приобщают детей к на-
родной культуре, заражают их оптимизмом, создают положительные эмоции.
Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершен-
ствуют навыки общения детей между собой.
В работе используются хороводы, общие (массовые) пляски. В них дети
учатся внимательно относиться друг к другу, находить общий ритм движения с
партнером, терпеливо обращаться к тем детям, у которых имеются какие - либо
индивидуальные затруднения.
Среди танцев наиболее доступны для исполнения детьми русские, белорус-
ские, украинские, чешские. Простотой рисунка, жизнерадостностью, живой и
веселой музыкой танцы этих народов вполне соответствуют требованиям репер-
туара детских кружков. А польские танцы – краковяк и мазурка - сложные по
своим движениям, можно исполнять только детям старшего возраста. Венгер-
ские, болгарские, румынские, итальянские танцы своеобразны по ритму и
музыке, большинство из них выполняется в очень быстром темпе. Поэтому их
можно рекомендовать только для хорошо подготовленных детей.
Каждая игра (пляска, упражнения) имеет четкую педагогическую направ-
ленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководи-
тель направляет внимание детей на музыку, учит ребенка правильно исполнять
движение.
В обучении музыкально - ритмическим движениям ярко прослеживается вза-
имосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный, прак-
тический), а игровая форма заданий, занимательность помогают без особых
затруднений усвоить многие достаточно сложные движения.
При разучивании новых движений не следует добиваться, чтобы дети овла-
дели ими на одной игре, пляске. Надо те же движения повторять в разных пляс-
ках, соединять с разной музыкой, чтобы движение совершенствовалось посте-
пенно и чтобы дети учились относиться к нему, как к средству выражать различ-
ные образы, чувства, действия.
В старшей группе дети уже понимают смысл разучивания и совершенство-
вания отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом воз-
расте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи ко-
торых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для
правильного исполнения многих движений.
Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы,
пляски и игры способствуют гармоническому развитию личности. В изящных
или задорных движениях, каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть
свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить харак-
тер. Соприкасаясь с танцевальным искусством, в доступной для детей форме,
они постепенно приобщаются к миру прекрасного.
Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального
восприятия, умению передавать различные средства музыкальной выразитель-
ности, в свободных движениях отображать жанры музыки (марш, танец,
вальс, народный танец, напевную песню), передавать их «языком движений»,
мимикой и пантомимикой, в танце и игре музыкальный образ, способствует про-
явлению творческих способностей детей в движениях под музыку в музы-
кально-двигательной импровизации. В сюжетно-ролевой игре, танцах, происхо-
дит развитие психологических функций (внимания, восприятия, памяти, во-
ображения, мышления) и эмоционально-волевой сферы.
Систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке ритми-
ки очень полезны для физического развития, улучшается осанка, укрепляются
мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче
и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, коор-
динацию, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и
доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических пережи-
ваниях и впечатлениях.
Программа « РИТМИКА»
Цель занятий ритмикой в детском саду состоит в углублении и дифференциации
восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и
формировании на этой основе навыков выразительного движения. Необходимо
обучить детей умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной по-
ходке, умению выступать перед другими, развить координацию, музыкальность,
выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и выносли-
вость.
Задачи
программы :
учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их
в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яр-
кими средствами выразительности;
развивать основы музыкальной культуры;
развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на му-
зыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритми-
ки (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные поня-
тия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, гром-
кая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);
формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движе-
ниям в игре, танце, хороводе и упражнении;
развивать творческие способности в области искусства танца: учить оце-
нивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой
образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физ-
культурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования —
соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального обра-
за.
Основные педагогические принципы - систематичность, постепенность и по-
следовательность.
В музыкально - ритмическом движении ритм понимается в широком смысле
слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей,
чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произ-
ведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотноше-
ния. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмо-
циональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, вос-
произведения музыкально-ритмической основы произведения.
Виды музыкально - ритмических движений и основные
двигательные навыки у детей старшего дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хо-
роводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интерес-
ных детям.
1.
Музыкальная игра.
Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение
эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях.
Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и, об-
легчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных на-
выков.
В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр:
игры под инструментальную музыку и игры под пение.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжет-
ные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и реша-
ется основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несю-
жетные, правила которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в со-
ответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны
между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно
включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется
направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары,
«стайку», колонны и т. д. Таким образом, музыкальные игры по своим задачам
принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание на-
ходится в полном соответствии с музыкой.
2.
Пляски, танцы, хороводы.
Своеобразной формой музыкально - ритмических движений являются детские
пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических тан-
цевальных движений.
Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последова-
тельно сгруппировать:
- пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит
от структуры музыкального произведения;
- пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную
импровизацию;
- свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются под на-
родные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построе-
ний, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску;
- хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, испол-
няя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движения-
ми;
- детский «бальный танец», включающий разнообразные польки, галопы, валь-
сообразные движения. Лёгкий, оживленный характер музыки сопровождается
всё время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг гало-
па);
- характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет ка-
кой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец снежинок, танец Петруш-
ки).
В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как
детям трудно запомнить их последовательность.
3. Упражнения.
Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разу-
чивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнитель-
ных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точ-
ном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в ин-
тересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения
помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в
ходьбе, беге, подскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных
элементов.
Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая
её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее
яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп, дина-
мику, метроритм) , передавая это в движениях.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр,
плясок, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку
целостно, схватывать общее настроение, характер. Однако в процессе обучения
можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются
при разучивании данного материала.
Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в
первую очередь, от психофизиологических особенностей. Разучивание движе-
ний только тогда будет эффективно, когда оно основано на знании возможностей
ребенка, а так же требуется строгий учет его возрастных психофизиологических
особенностей. Танцуя, ребенок, включается в творческий процесс. Совершен-
ствуются его двигательные возможности и навыки.
Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому
развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества
необходимые для формирования умений и специфических навыков.
В старшей группе движения становятся более выразительными, углубленны-
ми и утонченными. В разные моменты жизни детей общение с музыкой и тан-
цем позволяет решать разные педагогические задачи. Наибольший вклад, без-
условно, будет сделан в формировании личности ребенка при разумном исполь-
зовании знаний психического развития.
Движение под музыку дополняет ряд задач занятий ритмикой:
- дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное напряже-
ние;
- создает приподнятое настроение;
- развивает активность, инициативу;
- развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.
Знание особенностей детского восприятия в 6-7 летнем возрасте позволяет
преподавателю наиболее точно и грамотно использовать методические приемы
обучения.
Особенность детского восприятия такова, что вырабатывать точность, чет-
кость, осмысленность движения помогает использование подражательных дви-
жений или образное сравнение.
Занятия ритмикой доставляют детям радость и удовольствие. Но должны
быть доступны и содержание, и характер движений. Некоторые дети могут про-
являть манерность, напряженность и передавать лишь внешнюю форму упраж-
нений.
Каждое упражнение имеет четкую педагогическую направленность, является
средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет внима-
ние детей на музыку.
Работа по закреплению и углублению связи движений с музыкой проходит
успешно, если музыкальный руководитель, соблюдая последовательность задач
музыкального восприятия, одновременно воспитывает и развивает движения де-
тей, систематически прививая им необходимые навыки.
В старшей группе дети уже понимают смысл разучивания и совершенствова-
ния отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом воз-
расте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи кото-
рых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для
правильного исполнения многих движений.
Занятия по программе позволяют ребенку не только в увлекательной и игро-
вой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физиче-
ские способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия 30 + 30 мин.(перерыв 10 мин)
Практическая значимость занятий:
Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма заня-
тия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно до-
биться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при испол-
нении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой
структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя про-
стые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артисти-
ческого перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.
Формы контроля: открытое занятие в конце года, выступления на утренниках,
участие в развлечениях.
Знания и умения детей:
- уметь ориентироваться в пространстве;
- правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, тан-
цевальные элементы, характерные и образные движения;
- сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации
на предложенную музыку;
- выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;
- выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;
- различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкаль-
ного образа;
- выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.
Обязательная одежда и обувь для занятия:
Для девочек:
Гимнастический купальник (белый). Юбочка шифоновая (в тон цвету купальника).
Балетки белого цвета, носки или лосины. Волосы должны быть собраны в пучок.
Для мальчиков:
Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета
Пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы, СD, DVD диски, .
Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен, погре-
мушки, самодельные и шумовые инструменты,
Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка), флажки, па-
лочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки…