Автор: Птиченко Оксана Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: "Применение личностно-ориентированных технологий обучения"
Раздел: среднее образование
Применение личностно-ориентированных технологий обучения
(выступление на педагогическом совете)
Составила: Птиченко О.А., педагог-психолог
МБОУ СОШ №22, г. Ставрополь
Технология полного усвоения знаний
Технология разноуровневого обучения
Технология коллективного взаимообучения
Технология модульного обучения
Пояснение.
Целью
АСО
является
обучение
приемам
самостоятельной
работы,
самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и
совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на
этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной
адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Основная сущность АСО заключается в одновременной работе учителя
по:
-
управлению
самостоятельной
работой
всех
учащихся;
-
работе
с
отдельными
школьниками
—
индивидуально;
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и
возможностей
детей;
- максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную
работу.
Урок, организованный по технологии АСО коренным образом отличается от
традиционного тем, что роль учителя на таком уроке совершенно другая.
Задачи АСО:
– обучить самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к
индивидуальным особенностям школьников. Сущность АСО заключается в
том, что на уроке учитель – управляет самостоятельной работой всех
учащихся,
- работает с каждым учеником индивидуально;
-вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;
- учитывает индивидуальные особенности каждого из учеников посредством
дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение; например,
более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или
приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё
отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские
психологи Дж. Кэрролл, Б.Блум и их последователи. В нашей стране
теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М.В.
Кларина.
Авторы технологии в качестве рабочей гипотезы приняли предположение о
том, что способности ученика определяются не при усреднённых, а
оптимально подобранных для данного ребенка условий, для чего необходима
адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью
усвоить программный материал.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
Теоретическое обоснование данной технологии базируется на
педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы
учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени,
необходимому ученику для усвоения учебного материала.
Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным
способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное
усвоение базисного ядра школьной программы (Дж. Кэрролл, Б.Блум, З.И.
Калмыкова и др.).
Школа с уровневой дифференциацией функционирует путём деления
ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу
группы, каждая из которых овладевает программным материалом в
различных
образовательных
областях
на
следующих
уровнях:
1
-
минимальном (государственный стандарт), 2 - базовом, 3 - вариативном
(творческом).
ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМООБУЧЕНИЯ
К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения
относится технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина и его
учеников.
Методики
А.
Г.
Ривина
имеют
различные
названия:
«организованный
диалог»,
«сочетательный
диалог»,
«коллективное
взаимообучение»,
«коллективный
способ
обучения
(КСО)»,
«работа
учащихся в парах сменного состава»
«Работа в парах сменного состава» по определённым правилам позволяет
плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные
умения.
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному
обучению, интегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в
педагогической теории и практике нашего времени. Наиболее полно основы
модульного обучения разработаны и изложены в монографии П.Ю.
Цявичене.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных
целей учения в процессе работы с модулем.