Авторы: Макковеева Анна Сергеевна, Елизарова Юлия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ СОШ №3, МБДОУ Детский сад №147
Населённый пункт: г Новодвинск, г Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные формы логопедической работы
Раздел: дополнительное образование
Эффективные формы логопедической работы
Елизарова Юлия Юрьевна, учитель-логопед
МБДОУ Детский сад №147
Макковеева Анна Сергеевна
учитель-логопед, МОУ СОШ №3 г. Новодвинск
Аннотация. Рассмотрены современные здоровьесберегающие технологии.
Принципы, виды и алгоритм введения здоровьесберегающих технологий в
работу учителя-логопеда с детьми.
Ключевые слова:здоровьесберегающие технологии, дыхательная
гимнастика;упражнения, направленные на профилактику нарушения зрения;
развитие мелкой моторики;физминутки;бионергопластика;массаж и
самомассаж;кинезиологические упражнения;элементы музыкотерапии,
сказкотерапии, пескотерапии, аромотерапии, су-джок
терапии;психотерапевтические методы
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из
приоритетных задач педагогики. Известно, что дошкольный возраст является
важным этапом в формировании фундамента физического и психического
здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и
становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10
лет
устойчивая
тенденция
ухудшения
здоровья
дошкольников
диктует
необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. В
связи с этим весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику
работы
ДОУ
здоровьесберегающих
технологий,
т.е.
такой
организации
образовательного процесса на всех уровнях, при котором качественное
обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а
наоборот способствует его укреплению.
Цель нашей работы – формирование, сохранение, совершенствование,
укрепление здоровья и коррекция речевого развития дошкольников с
ограниченными возможностями здоровья.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
принцип «Не навреди»;
принцип сознательности и активности;
принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуальности;
принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
принцип чередования нагрузок и отдыха;
принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Алгоритм введения здоровьесберегающих технологий в работу учителя-
логопеда с детьми.
1.
Анализ диагностического обследования контингента воспитанников
всеми специалистами ДОУ (ПМПК)
2.
Определение системы медико-психолого-педагогических мероприятий.
3.
Определение
средств
контроля
эффективности
внедрения
здоровьесберегающих мероприятий.
4.
Дифференцированный
подход
организации
здоровьесберегающей
деятельности каждым специалистом консилиума.
5.
Взаимодействие с родителями.
Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от
возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность
выполнения таких технологий в коррекционных занятиях не может быть
изменена в зависимости от периода и темы занятия.
Виды здоровьесберегающих технологий, применяемых нами:
дыхательная гимнастика;
упражнения, направленные на профилактику нарушения зрения;
развитие мелкой моторики;
физминутки;
бионергопластика;
массаж и самомассаж;
кинезиологические упражнения;
элементы музыкотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, аромотерапии,
су-джок терапии;
психотерапевтические методы.
1. Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают
энергетическое
обеспечение
деятельности
мозга,
корректируют
многие
соматические
нарушения,
успокаивают,
снимают
стрессы.
Особенно
эффективны дыхательные упражнения для тех детей, которые страдают
синдромом дефицита внимания. В своей работе мы используем также
комплексы дыхательно-голосовых упражнений для профилактики простудных
заболеваний, объединив упражнения дыхательной гимнастики, дыхательно-
звуковые упражнения и оздоровительные упражнения для горла.
Мотивируем
интерес
детей
к
дыхательным
упражнениям
сочетанием
наглядности
и
веселых
стихотворных
форм,
вызывая
тем
самым
положительные эмоции, которые к тому
же способствуют развитию
творческого воображения и фантазии детей.
2. Зрительная гимнастика.
Мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, поэтому на своих
занятиях уделяем достаточно времени зрительной гимнастике. Это стало
нормой, правилом жизнедеятельности. За основу берем упражнения для
профилактики
нарушений
зрения
и
активизации
мышц
глаз
из
кинезиологической гимнастики.
3. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика
–
это
неотъемлемая
и
важная
часть
логопедической работы. Регулярное выполнение поможет:
1)
укрепить мышцы артикуляционного аппарата, развить силу, подвижность
и дифференцированность движений органов, участвующих в речевом
процессе;
2)
уменьшить спастичность артикуляционных органов;
3)
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию.
4. Развитие мелкой моторики.
В своей работе для развития тонкой моторики мы используем резиновые мячи,
эспандеры, разнообразные сыпучие материалы, счетные палочки и т.д.
- календарно-тематическое планирование пальчиковых игр соответствует
темам, игры включаем во все виды занятий;
- графические диктанты по лексическим темам в подготовительных группах;
- обводка шаблонов и штриховка изображений, согласно лексическим темам на
индивидуальных и подгрупповых занятиях
- различные задания в сухом бассейне.
5. Физминутки.
Основные задачи физминутки:
- снятие усталости и напряжения;
- внесение эмоционального заряда;
- совершенствование общей моторики;
- выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью.
6. Мышечная релаксация.
Релаксация
–
это
комплекс
расслабляющих
упражнений,
снимающих
напряжение мышц рук, ног, мышц шеи и речевого аппарата. Используем
стихотворные тексты с упражнениями на расслабление.
«Любопытная Варвара
Смотрит влево…,
Смотрит вправо…,
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена,
А рас – слаб – ле – на…»
7. Биоэнергопластика (сопряженная гимнастика).
Для достижения лучших результатов в работе по коррекции речи, чтобы
процесс был более занимательным и увлекал детей применяем такой метод, как
биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.
По данным Ястребовой А.В.
и Лазаренко О.И. совместные движения
артикуляционного аппарата и руки, если они пластичны, раскрепощены и
свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в
организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию
интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и
мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в
организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются
способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Применение
биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектно произносимых
звуков
у
детей
со
сниженными
и
нарушенными
кинестетическими
ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы,
идущие к коре головного мозга то языка. Синхронизация работы над речевой и
мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но
даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную
опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
8. Кинезиологические упражнения.
Кинезиология
–
наука
о
развитии
головного
мозга
через
движение.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих
активизировать
межполушарное
взаимодействие.
Данные
упражнения
развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют
работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют
улучшению
памяти,
внимания,
облегчают
процесс
чтения
и
письма.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на
мышцы тела, т.е. путем физической активности. Используем упражнения:
«Ухо-нос», «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь» и т.д.
9. Самомассаж.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция
кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического
речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного
тонуса данных мышц, используем упражнения «Ёжик» и «Наше тело».
Некоторые упражнения можно выполнить с орехами:
- прятать орехи в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки;
- кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орехи в середину ладони другой
руки;
-
раскатывать
орех
на
поверхности
стола
ладонью
кругообразными
движениями, как пластилин.
С помощью еловых, сосновых шишек, бигудей можно массировать кисти рук,
ладони, пальцы, сопровождая движения стихотворным текстом.
10. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Цель занятия с
использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального
фона реабилитации, стимуляция двигательных функций, развитие и коррекция
двигательных
процессов.
Продолжительность
прослушивания
должна
составлять не более 10 минут, как правило, это только одно музыкальное
произведение. Во время слушания музыкального произведения предлагаем
выполнить упражнение. Затем называем имя ребенка и уже он показывает
любое движение в такт музыке, а дети за ним повторяют.
11. Хромотерапия.
Хромотерапия (цветотерапия) – наука, изучающая свойства цвета. Она может
оказать влияние на развитие детской речи. Ученые доказали, что изменяя
световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции жизненно
важных органов человека. На своих занятиях мы стараемся использовать этот
метод в сочетании со зрительной гимнастикой.
Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют
приливу внутренних сил, бодрят, другие – раздражают, угнетают, вызывают
отрицательные эмоции. Как известно, большая часть индивидуальной работы
отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период
автоматизации
может
превращать
скучную
работу
в
интересную.
В
зависимости от автоматизируемого звука, логопед предлагает ребенку картинки
разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется
многократно, а ребенок получает интерес от процесса работы с цветом.
Например, автоматизация звука [Ж]: желтый жакет, желтый жилет, желтый
пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.
12. К психотерапевтическим методам относится и так называемое внушение
формул правильной речи. Ежедневное повторение формул на логопедических
занятиях и дома с родителями настраивает ребенка на преодоление речевого
дефекта, стимулирует его мотивационную сферу, создает потребность к
деятельности. У ребенка появляется желание преодолеть свой речевой дефект.
На начальных этапах коррекционного обучения формулу следует внушать дома
и повторять ее на занятиях:
13. Су-джок терапия.
Стимуляция
высокоактивных
точек
соответствия
всем
органам
и
системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп
осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с
пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование
активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных
приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).
Вывод: Здоровье сберегающие технологии помогают логопеду в комплексном,
поэтапном устранении речевых нарушений.
Регулярное проведение коррекционных занятий с использованием методов и
приемов здоровьесберегающих технологий показало, что:
- у детей улучшаются соматические показатели здоровья;
- повышается познавательная активность, улучшается психо-эмоциональное
самочувствие и здоровье детей;
- повышается речевая активность;
- улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
- нормализуется речевое дыхание;
-
активно
развивается
общая,
мелкая,
артикуляционная
моторика
и
координация движений.
Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического
и нервно-психического развития обеспечивает соответствующий уровень
здоровья детей.
Список информационных источников
1.Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном
образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. —
№17-24.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.;
Сфера, 2008.
3.Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский
сад. — 2007. — №1.
4.Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в
дошкольных образовательных учреждениях
/А. М. Сивцова //Методист № 2. -
[
С. 65-
68
]
.
5.Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. -
М.: АПКиПРО, 2003.