Напоминание

Эффективные формы логопедической работы


Авторы: Макковеева Анна Сергеевна, Елизарова Юлия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ СОШ №3, МБДОУ Детский сад №147
Населённый пункт: г Новодвинск, г Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные формы логопедической работы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Эффективные формы логопедической работы

Елизарова Юлия Юрьевна, учитель-логопед

МБДОУ Детский сад №147

Макковеева Анна Сергеевна

учитель-логопед, МОУ СОШ №3 г. Новодвинск

Аннотация. Рассмотрены современные здоровьесберегающие технологии.

Принципы, виды и алгоритм введения здоровьесберегающих технологий в

работу учителя-логопеда с детьми.

Ключевые слова:здоровьесберегающие технологии, дыхательная

гимнастика;упражнения, направленные на профилактику нарушения зрения;

развитие мелкой моторики;физминутки;бионергопластика;массаж и

самомассаж;кинезиологические упражнения;элементы музыкотерапии,

сказкотерапии, пескотерапии, аромотерапии, су-джок

терапии;психотерапевтические методы

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из

приоритетных задач педагогики. Известно, что дошкольный возраст является

важным этапом в формировании фундамента физического и психического

здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и

становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10

лет

устойчивая

тенденция

ухудшения

здоровья

дошкольников

диктует

необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. В

связи с этим весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику

работы

ДОУ

здоровьесберегающих

технологий,

т.е.

такой

организации

образовательного процесса на всех уровнях, при котором качественное

обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а

наоборот способствует его укреплению.

Цель нашей работы – формирование, сохранение, совершенствование,

укрепление здоровья и коррекция речевого развития дошкольников с

ограниченными возможностями здоровья.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

принцип «Не навреди»;

принцип сознательности и активности;

принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности и индивидуальности;

принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

принцип чередования нагрузок и отдыха;

принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Алгоритм введения здоровьесберегающих технологий в работу учителя-

логопеда с детьми.

1.

Анализ диагностического обследования контингента воспитанников

всеми специалистами ДОУ (ПМПК)

2.

Определение системы медико-психолого-педагогических мероприятий.

3.

Определение

средств

контроля

эффективности

внедрения

здоровьесберегающих мероприятий.

4.

Дифференцированный

подход

организации

здоровьесберегающей

деятельности каждым специалистом консилиума.

5.

Взаимодействие с родителями.

Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от

возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность

выполнения таких технологий в коррекционных занятиях не может быть

изменена в зависимости от периода и темы занятия.

Виды здоровьесберегающих технологий, применяемых нами:

дыхательная гимнастика;

упражнения, направленные на профилактику нарушения зрения;

развитие мелкой моторики;

физминутки;

бионергопластика;

массаж и самомассаж;

кинезиологические упражнения;

элементы музыкотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, аромотерапии,

су-джок терапии;

психотерапевтические методы.

1. Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают

энергетическое

обеспечение

деятельности

мозга,

корректируют

многие

соматические

нарушения,

успокаивают,

снимают

стрессы.

Особенно

эффективны дыхательные упражнения для тех детей, которые страдают

синдромом дефицита внимания. В своей работе мы используем также

комплексы дыхательно-голосовых упражнений для профилактики простудных

заболеваний, объединив упражнения дыхательной гимнастики, дыхательно-

звуковые упражнения и оздоровительные упражнения для горла.

Мотивируем

интерес

детей

к

дыхательным

упражнениям

сочетанием

наглядности

и

веселых

стихотворных

форм,

вызывая

тем

самым

положительные эмоции, которые к тому

же способствуют развитию

творческого воображения и фантазии детей.

2. Зрительная гимнастика.

Мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, поэтому на своих

занятиях уделяем достаточно времени зрительной гимнастике. Это стало

нормой, правилом жизнедеятельности. За основу берем упражнения для

профилактики

нарушений

зрения

и

активизации

мышц

глаз

из

кинезиологической гимнастики.

3. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная

гимнастика

это

неотъемлемая

и

важная

часть

логопедической работы. Регулярное выполнение поможет:

1)

укрепить мышцы артикуляционного аппарата, развить силу, подвижность

и дифференцированность движений органов, участвующих в речевом

процессе;

2)

уменьшить спастичность артикуляционных органов;

3)

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию.

4. Развитие мелкой моторики.

В своей работе для развития тонкой моторики мы используем резиновые мячи,

эспандеры, разнообразные сыпучие материалы, счетные палочки и т.д.

- календарно-тематическое планирование пальчиковых игр соответствует

темам, игры включаем во все виды занятий;

- графические диктанты по лексическим темам в подготовительных группах;

- обводка шаблонов и штриховка изображений, согласно лексическим темам на

индивидуальных и подгрупповых занятиях

- различные задания в сухом бассейне.

5. Физминутки.

Основные задачи физминутки:

- снятие усталости и напряжения;

- внесение эмоционального заряда;

- совершенствование общей моторики;

- выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью.

6. Мышечная релаксация.

Релаксация

это

комплекс

расслабляющих

упражнений,

снимающих

напряжение мышц рук, ног, мышц шеи и речевого аппарата. Используем

стихотворные тексты с упражнениями на расслабление.

«Любопытная Варвара

Смотрит влево…,

Смотрит вправо…,

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

А рас – слаб – ле – на…»

7. Биоэнергопластика (сопряженная гимнастика).

Для достижения лучших результатов в работе по коррекции речи, чтобы

процесс был более занимательным и увлекал детей применяем такой метод, как

биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

По данным Ястребовой А.В.

и Лазаренко О.И. совместные движения

артикуляционного аппарата и руки, если они пластичны, раскрепощены и

свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в

организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию

интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и

мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в

организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются

способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Применение

биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектно произносимых

звуков

у

детей

со

сниженными

и

нарушенными

кинестетическими

ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы,

идущие к коре головного мозга то языка. Синхронизация работы над речевой и

мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но

даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную

опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

8. Кинезиологические упражнения.

Кинезиология

наука

о

развитии

головного

мозга

через

движение.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих

активизировать

межполушарное

взаимодействие.

Данные

упражнения

развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют

работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют

улучшению

памяти,

внимания,

облегчают

процесс

чтения

и

письма.

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на

мышцы тела, т.е. путем физической активности. Используем упражнения:

«Ухо-нос», «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь» и т.д.

9. Самомассаж.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция

кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического

речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного

тонуса данных мышц, используем упражнения «Ёжик» и «Наше тело».

Некоторые упражнения можно выполнить с орехами:

- прятать орехи в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки;

- кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орехи в середину ладони другой

руки;

-

раскатывать

орех

на

поверхности

стола

ладонью

кругообразными

движениями, как пластилин.

С помощью еловых, сосновых шишек, бигудей можно массировать кисти рук,

ладони, пальцы, сопровождая движения стихотворным текстом.

10. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Цель занятия с

использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального

фона реабилитации, стимуляция двигательных функций, развитие и коррекция

двигательных

процессов.

Продолжительность

прослушивания

должна

составлять не более 10 минут, как правило, это только одно музыкальное

произведение. Во время слушания музыкального произведения предлагаем

выполнить упражнение. Затем называем имя ребенка и уже он показывает

любое движение в такт музыке, а дети за ним повторяют.

11. Хромотерапия.

Хромотерапия (цветотерапия) – наука, изучающая свойства цвета. Она может

оказать влияние на развитие детской речи. Ученые доказали, что изменяя

световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции жизненно

важных органов человека. На своих занятиях мы стараемся использовать этот

метод в сочетании со зрительной гимнастикой.

Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют

приливу внутренних сил, бодрят, другие – раздражают, угнетают, вызывают

отрицательные эмоции. Как известно, большая часть индивидуальной работы

отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период

автоматизации

может

превращать

скучную

работу

в

интересную.

В

зависимости от автоматизируемого звука, логопед предлагает ребенку картинки

разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется

многократно, а ребенок получает интерес от процесса работы с цветом.

Например, автоматизация звука [Ж]: желтый жакет, желтый жилет, желтый

пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.

12. К психотерапевтическим методам относится и так называемое внушение

формул правильной речи. Ежедневное повторение формул на логопедических

занятиях и дома с родителями настраивает ребенка на преодоление речевого

дефекта, стимулирует его мотивационную сферу, создает потребность к

деятельности. У ребенка появляется желание преодолеть свой речевой дефект.

На начальных этапах коррекционного обучения формулу следует внушать дома

и повторять ее на занятиях:

13. Су-джок терапия.

Стимуляция

высокоактивных

точек

соответствия

всем

органам

и

системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп

осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с

пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование

активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных

приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Вывод: Здоровье сберегающие технологии помогают логопеду в комплексном,

поэтапном устранении речевых нарушений.

Регулярное проведение коррекционных занятий с использованием методов и

приемов здоровьесберегающих технологий показало, что:

- у детей улучшаются соматические показатели здоровья;

- повышается познавательная активность, улучшается психо-эмоциональное

самочувствие и здоровье детей;

- повышается речевая активность;

- улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

- нормализуется речевое дыхание;

-

активно

развивается

общая,

мелкая,

артикуляционная

моторика

и

координация движений.

Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического

и нервно-психического развития обеспечивает соответствующий уровень

здоровья детей.

Список информационных источников

1.Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном

образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. —

№17-24.

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.;

Сфера, 2008.

3.Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский

сад. — 2007. — №1.

4.Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в

дошкольных образовательных учреждениях

/А. М. Сивцова //Методист № 2. -

[

С. 65-

68

]

.

5.Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. -

М.: АПКиПРО, 2003.



В раздел образования