Автор: Селянинова Екатерина Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств г. Оби"
Населённый пункт: г. Обь Новосибирской области
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа по учебному предмету
Тема: "Фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
1
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном
процессе
- Сроки реализации
- Сведения о затратах учебного времени
- Объем рабочего времени
- Форма проведения учебных занятий
- Цели и задачи программы
- Структура программы
- Методы обучения
II.
Формы и методы контроля, система оценок
- Виды контроля, формы и методы контроля, система оценок
- Оценка, критерии оценивания выступлений
- Ожидаемый результат
III.
Содержание учебного процесса
- Сведения о затратах учебного времени
- Годовые требования
- Репертуарный список
IV.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам
- Рекомендации по организации самостоятельной работе обучающихся
V.
Условия реализации программы
VI.
Списки методической литературы
- Список методической литературы
2
I.
Пояснительная записка
1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Настоящая
дополнительная
общеразвивающая
программа
«Фортепиано»
(далее
-
Программа)
в
области
музыкального
искусства
«Фортепиано
(Предпрофессиональная
подготовка)»
составлена
в
соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»; Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПиН
СП
2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания
и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи»,
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности
для
человека
факторов
среды
обитания»
(Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.01.2021 № 2). Образовательное учреждение (далее по тексту - Учреждение)
вправе
реализовывать
дополнительную
общеразвивающую
программу
в
области искусств при наличии соответствующей лицензии на осуществление
образовательной деятельности.
Программа
по
учебному
предмету
«Фортепиано»
направлена
на
приобретение
детьми
знаний,
умений
и
навыков
игры
на
фортепиано,
получение
ими
художественного
образования.
Выявление
одаренности
у
ребенка
в
процессе
обучения
позволяет
целенаправленно
развить
его
профессиональные и личностные
качества, необходимые для продолжения
профессионального
обучения
в
средне-специальных
и
высших
учебных
заведениях.
Готовить
ребенка
к
профессиональной
музыкальной
деятельности
целесообразно в тех случаях, когда налицо явно выраженные музыкальные
3
способности
и
интерес
к
музыке.
Таких
учащихся
нужно
продвигать
в
развитии.
Важно
задавать
им
сочинения
более
трудные
и
в
большем
количестве,
смелее
развивать
их в
техническом
отношении.
Необходимо
предоставлять
им
возможность
чаще
выступать
публично,
уделять
пристальное внимание их музыкальному развитию.
Данная
Программа
отражает
развитие
и
индивидуальный
подход
к
обучающемуся,
академическую
направленность
и
разнообразие
инструментального репертуара, используемого в обучении. Ее актуальность и
новизна
в
том,
что
она
сформирована
на
основе
лучших
достижений
современного
музыкального
образования
в
сфере
культуры
и
искусства:
обобщённый современный передовой опыт в обучении игре на фортепиано,
систематизация
репертуара,
направленного
на
оптимизацию
творческого
потенциала учащихся, основанный на приобретаемых знаниях, умениях и
навыках.
Репертуар программы базируется на лучших образцах классической и
современной
музыки.
Программа
предоставляет
возможность
исполнять
произведения различных жанров и направлений. На первом году обучения
изменяется учебно-тематический план, и требования к знаниям и умениям в
профессиональном
плане
возрастают.
Высокий
уровень
способностей
ребенка,
возможность
его
профессиональной
ориентации
вносят
коррективы
в
составление индивидуального плана. В репертуар учащегося
следует включать более сложные, значительные произведения.
Повышенные исполнительские требования выражаются в следующем:
- включение в репертуар развернутых произведений крупной формы –
сонат, концертов;
- изучение сложной полифонии;
- изучение протяженных этюдов разных стилей, требующих большей
выдержки.
Возрастают
требования
к
качеству
исполнения.
Учащийся
должен
4
проявлять
в
исполняемых
произведениях
творческое
начало,
индивидуальность, инициативу к самостоятельным занятиям.
2.
Сроки реализации
При реализации программы продолжительность занятий составляет 33
недели. Для обучения по данной программе возраст обучающихся составляет
от 13 до 15 лет.
Программа
предусматривает
обязательную
работу
учащегося,
что
предполагает
обязательное
наличие
дома
фортепиано.
Домашняя
работа
должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя, быть
регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится не менее 4 часов в неделю в
течение года.
Дополнительный год обучения разрешается учащимся, обладающим
профессиональными данными, но по возрасту не имеющими еще возможности
на поступление в среднее учебное заведение, либо обучающимся, желающим
продолжить профессиональное обучение в средне-специальных и высших
учебных заведениях после окончания средней образовательной школы.
3.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебного
времени
Затраты учебного времени
Всего
часов
Годы обучения
1-й год обучения
2-й год обучения
Полугодия
1
2
1
2
Количество
недель
16
17
16
17
Аудиторные
занятия
32
34
32
34
132
Самостоятельная
работа
64
68
64
68
264
Максимальная
учебная нагрузка
96
102
96
102
396
5
4.
Объем учебного времени
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной
организации
на
реализацию
учебного
предмета
Общая
трудоемкость учебного предмета «Фортепиано» составляет 396 часов. Из них:
132
часа
–
аудиторные
занятия,
264
часа
–
самостоятельная
работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Аудиторные занятия: 1 (2) классы
– по 2 часа в неделю Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) по 4
часа в неделю
5.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальный метод
обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к
каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
6.
Цели и задачи программы
Цели:
- обеспечение развития творческих способностей учащегося, на основе
приобретенных
им
умений
и
навыков
в
области
фортепианного
исполнительства;
-умение применить полученные навыки и умения в жизни;
- профессиональная ориентация учащихся;
- подготовка учащихся к дальнейшему поступлению в образовательные
учреждения,
реализующие
образовательные
программы
среднего
профессионального образования;
- духовное совершенствование личности ребенка.
Задачи:
- совершенствование исполнительских навыков, позволяющие грамотно
исполнять музыкальные произведения;
- развитие художественного мышления;
- накопление опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
-
формирование
мотивации
к
продолжению
профессионального
обучения.
6
7.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
-
методическое
обеспечение
учебного
процесса.
В
соответствии
с
данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание
учебного предмета».
Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических
приемов);
- практический (работа на инструменте, упражнения);
-
аналитический
(сравнения
и
обобщения,
развитие
логического
мышления);
-
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
задач
учебного
предмета
и
основаны
на
проверенных
методиках
и
сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
Программа «Фортепиано» отличается тем, что позволяет в условиях
детской музыкальной школы, через дополнительное образование расширить
возможности в области музыкального искусства.
7
II.
Формы и методы контроля, система оценок
1.
Виды контроля, формы и методы контроля.
В
течение
учебного
года
основной
формой
учета
успеваемости
учащихся
является
оценка
за
четверть
и
полугодие,
выставленная
преподавателем. В конце года выставляется годовая оценка с учетом оценок,
полученных учащимся на зачетах, концертных и конкурсных выступлениях.
Текущий
контроль
предусмотрен
в
течение
года
в
виде
дифференцированных
зачетов
и
предполагает
активную
концертную
и
конкурсную деятельность.
Проверка технической подготовки учащихся, а также навыки чтения с
листа, выполнять задания по подбору по слуху осуществляется во время
классных занятий на протяжении всего периода обучения.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые
включают
в
себя
методы
контроля,
позволяющие
оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии
оценки
качества
исполнения
программы
на
зачете,
концертном выступлении выставляется оценка по пятибалльной шкале.
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
технически
качественное
и
художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
оценка
отражает
грамотное
исполнение
с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)
исполнение
с
большим
количеством
недочетов,
а
именно:
недоученный
текст,
слабая
техническая
подготовка,
малохудожественная
игра,
отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно»)
комплекс
серьезных
недостатков,
невыученный
текст,
отсутствие
домашней
работы,
а
также
плохая
посещаемость
аудиторных занятий
«зачет» (без оценки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
8
2.
Ожидаемый результат
Уровень
подготовки
обучающихся
является
результатом
освоения
программы учебного предмета, который предполагает
совершенствование
ранее сформированных знаний, умений и навыков. Преподавателю важно
способствовать
поддержанию
интереса
к
музыкальному
искусству,
самостоятельному
музыкальному
исполнительству,
музицированию,
совершенствовать технические и стилистические навыки ребенка, которые бы
позволили ему использовать многообразные возможности фортепиано для
достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, а также
позволили бы ему самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров.
У
обучающихся
в
период
освоения
Программы
должны
быть
сформированы
представления
о
методике
разучивания
музыкальных
произведений
и
приемах
работы
над
исполнительскими
трудностями,
сформировано наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве
солиста и концертмейстера.
III.
Содержание учебного процесса
Годовые требования
Репертуарный список
Годовые требования
1 год обучения
В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником
10-13
произведений,
в
том
числе
2
полифонических
произведения,
2
произведения крупной формы, 2-3 пьесы, 4-6 этюдов. С учеником необходимо
отрабатывать
все
мажорные
и
минорные
гаммы
(диезные,
бемольные)
в
прямом и противоположном движении, в терцию и дециму. Несколько гамм в
сексту,
арпеджио
короткие,
ломаные,
длинные
двумя
руками
во
всех
тональностях, Д7, VII7 длинными арпеджио. В самостоятельную работу и
текущий контроль обязательно входит чтение листа произведений уровня 5-7
9
классов
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Фортепиано»
с
нормативным сроком обучения 7 лет.
На
данном
этапе
усложняются
технические
задачи
в
изучаемых
произведениях: они становятся более виртуозными, более разнообразными по
фактуре и художественным задачам. Более устойчивыми становятся навыки
ансамблевой игры и концертмейстерские навыки.
Примерный репертуарный список
1 год обучения:
Этюды:
К. Черни. ор. 740, Этюды:
I тетрадь № 1,2,3,5,7;
II тетрадь № 11;
III тетрадь № 17;
III тетрадь № 25,29,37.
М. Мошковский, ор. 104, Этюды № 1, 2, 3, 4, 6, 9.
М. Клементи-Таузиг, «Gradus ad Parnasum», № 1, 2, 7, 9;
Л. Шитте, ор. 68, Этюды по выбору;
Этюды для фортепиано, 7 класс, Киiв, «Музiчна Украiна». 1975 г. По
выбору;
К. Черни, Этюды ор. 740, № 4, 8, 11, 12, 13, 14, 20, 23, 24, 31, 41.
Ф. Шопен, Этюды № 5,14;
А. Кобылянский, Этюды фа-минор, Ре-мажор, До-мажор, Ля-бемоль-
мажор, си-минор, Соль-мажор, до-минор;
Клементи-Таузиг, «Gradus ad Parnasum», № 6, 9, 11, 12, 13, 21. К. Черни,
Ор. 740, тетради 1, 2, (по выбору);
Ф. Шопен, Ор. 10, Этюд № 5.
Полифонические произведения:
И.С. Бах, ХТК, Прелюдии и фуги:
1 том
10
№ 2, до-минор;
№ 5, Ре-мажор;
№ 9, Ми-мажор;
№ 16, соль-минор;
№ 21, Си-бемоль мажор;
№ 18, соль-диез минор;
2 том
№ 6, ре-минор;
№ 2, до-минор;
И.С. Бах, Фантазия до-минор (фортепиано 7 класс);
И.С. Бах, Трёхголосная инвенция ля-минор;
И.С. Бах, Партита №3, ля-минор, Фантазия;
Г. Гендель, Сюиты;
Сюита № 9, соль-минор;
Сюита № 12, Соль-мажор;
Д. Кабалевский, п релюдии и фуги по выбору.
Произведения крупной формы:
Й. Гайдн, Сонаты, (ред. Мартинсена):
1 том
Соната № 3, Ми-бемоль мажор, I часть;
Соната № 7, Ре мажор, I часть;
Соната № 9, Ре мажор, I часть.
2 том
Соната № 13, Ми-бемоль мажор, I часть;
Соната № 21, Фа-мажор, I часть;
Соната № 22, Ля мажор, I часть;
4 том
Соната № 42, До-мажор, I часть;
Л. Бетховен, 9 вариаций Ля-мажор;
11
В. Моцарт, Соната № 17, Ре-мажор, (К. 576);
Соната № 7, До-мажор, (К. 309);
Соната № 11, Ля-мажор, (К. 331);
Соната № 5, Соль-мажор, (К. 283);
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано, 7 класс;
Выпуск 1, Произведения крупной формы, Ред. Копчевский. М.:
Музыка, 1981 г. (по выбору);
В. Моцарт, Фантазия ре-минор, (К. 397);
Й. Гайдн, Венгерское рондо из фортепианного трио Соль-мажор;
Л. Бетховен, ор. 51 №1, Рондо До-мажор;
Л. Бетховен, 32 Сонаты, ред. Гольденвейзера, I том;
Ор. 2 № 1, Соната Фа-минор, Ор. 79, Соната Соль-Мажор.
Пьесы:
П. Чайковский, Ор.37, Времена года:
Февраль, Июнь, Ноябрь;
П. Чайковский, Ор.10, Ноктюрн Фа-мажор;
С. Рахманинов, Прелюдия Соль-мажор, соль-диез минор;
Маргаритки;
Ор.3, Элегия;
Музыкальный момент ми-минор, Ор.3, Мелодия;
Ор. 33, Этюд-картина соль-минор;
С. Прокофьев, Ор. 75, Сюита «Ромео и Джульетта»:
«Джульетта-девочка»;
«Монетки и Капулетти».
С. Прокофьев, Мимолётность №1,10;
К. Дебюсси, «Арабеска» Ми-мажор, Соль-мажор:
«Холмы Анакапри»;
«Лунный свет»;
«Девушка с волосами цвета льна»;
12
Ф. Шопен, Ноктюрн Си-бемоль минор, Ор. 32 Си-мажор, Ор. 37 Соль-
минор;
Н. Метнер, Ор. 26, Сказка фа-минор;
А. Аренский, Экспромт Ля-бемоль мажор;
М. Глинка, Тарантелла;
А. Скрябин, Ор.2, Этюд до-диез минор, Ор.9 №1, Прелюдия для левой
руки, Ор.15, Прелюдии по выбору;
Ф. Лист, Утешение №2, Ми-мажор, Утешение №5, Ми-мажор;
Ф. Шопен, Ор. 29, Экспромт №1, Ля-бемоль мажор, Ор.26, №1, Полонез
до-диез минор;
Р. Шуман, Ор. 18, Арабеска До-мажор;
П. Чайковский-Зилоти, «Жалоба».
Годовые требования
1 год обучения
В течение учебного года преподаватель прорабатывает с обучающимся
9-13 различных музыкальных произведений разной степени сложности: 1-2
полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 4-5 пьес; 2-
3 этюда. Продолжаются занятия по чтению с листа, самостоятельное изучение
произведений.
Обучающиеся,
готовящиеся
к
поступлению
в
средне-
специальные
и
высшие
профессиональные
учебные
заведения
на
фортепианное и на музыкальные отделения, должны совершенствовать свою
исполнительскую подготовку.
Примерный репертуарный список
2 год обучения:
Этюды:
Аренский А. «Этюды» соч.36, соч.41;
Ф. Блюменфельд, «Этюд» №2 соч.3;
М. Клементи, «Этюды» (по выбору);
И. Крамер, «Этюды» (по выбору);
13
Т. Куллак, «Октавные этюды»: Фа мажор, Ля-бемоль мажор;
Ф. Лист, «Концертные этюды»: Ре-бемоль мажор, Фа минор;
Ф. Мендельсон Ф., «Этюды» ля-минор, Фа мажор;
М. Мошковский, «Этюды», соч.72: №№1, 2, 5, 6, 7, 9, 10, 11;
К. Черни, «Этюды», соч. 299, соч. 740;
Ф. Шопен, «Этюды», соч. 10, соч.25 (по выбору).
Полифонические произведения:
И.С. Бах, «Трехголосные инвенции», «ХТК», «Партиты» Соль мажор,
до-минор, Си-бемоль мажор, «Французские сюиты», «Английские сюиты»
(по выбору);
В. Полторацкий, «24 Прелюдии и фуги» (по выбору);
Д. Шостакович, «24 прелюдии и фуги» (по выбору);
Р. Щедрин, «24 прелюдии и фуги» (по выбору).
Произведения крупной формы:
Л. Бетховен, «Сонаты»: №№ 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 25, «Вариации» (по
выбору), «Концерты»: №№ 1,2,3 (отдельные части);
Й. Гайдн, «Сонаты» (по выбору);
Э. Григ, «Соната» ми-минор, «Концерт» ля-минор
М. Клементи, «Соната» фа-диез минор;
В. Моцарт, «Сонаты» (по выбору) «Вариации»: Ре-мажор, Ми-бемоль
мажор, Соль-мажор, «Концерты»: №№ 12, 17, 20, 21, 23 (отдельные части);
Ф. Мендельсон, «Концерты»: соль-минор, ре-минор;
С. Прокофьев, «Сонаты»: № № 1, 2, 3;
Д. Скарлатти, «60 сонат» (под ред. А. Гольденвейзера) (по выбору).
Пьесы:
А. Аренский, «Прелюдии», соч.68;
А. Бабаджанян, «Шесть картин»;
М. Балакирев, «Ноктюрн», «Полька»;
Р. Глиэр, «Прелюдии», соч.26;
14
М. Глинка-А. Балакирев, «Жаворонок»;
К. Караев, «24 прелюдии» (по выбору);
Ф. Лист, «Женевские колокола», «Ноктюрн», «Грезы любви»;
А. Лядов, «Прелюдии», соч. 11, «Пастораль», соч. 17, «Три багатели»,
соч.53;
Ф. Мендельсон, «Песни без слов», «Рондо-каприччиозо»;
М. Мусоргский, «Детское скерцо»;
Н. Мясковский, «Причуды», соч. 25;
А. Рубинштейн, «Романс» Фа-мажор, соч. 26, «Баркарола» соль-минор,
соч.50;
С.
Рахманинов,
«Элегия»,
соч.3,
«Серенада»,
«Прелюдия»
до-диез
минор, соч.23, «Прелюдии» (по выбору), соч. 32;
А. Скрябин, «Прелюдия», соч. 2, «Прелюдии», соч. 11;
Б. Сметана, «Поэтическая полька», соль-минор, соч.8;
А. Хачатурян, «Токката»;
П. Чайковский, «Каприччио» Си-бемоль-мажор, соч.19, «Полька» си-
минор, соч. 51;
Ф. Шопен, «Ноктюрны», «Вальсы», «Полонезы», «Мазурки»;
Р. Шуман, Соч. 18 «Арабески».
IV.
Методическое обеспечение учебного процесса
1.
Методические рекомендации педагогическим
работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по
фортепиано, обычно включающий в себя проверку выполненного задания,
совместную
работу
преподавателя
и
учащегося
над
музыкальным
произведением,
рекомендации
преподавателя
относительно
способов
самостоятельной
работы.
Урок
может
иметь
различную
форму,
которая
определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но
также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также
15
сложившимися в процессе занятий отношениями учащегося и преподавателя.
Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на
инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической
школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию
содержания
музыкального
произведения,
добиваясь
ясного
ощущения
мелодии,
гармонии,
выразительности
музыкальных
интонаций,
а
также
понимания элементов формы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделением. В
конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с
приложением
краткой
характеристики
работы
обучающегося.
При
составлении
индивидуального
учебного
плана
следует
учитывать
индивидуально-личностные
особенности
и
степень
подготовки
обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные
по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по
содержанию,
разнообразные
по
стилю,
жанру,
форме
и
фактуре.
Индивидуальные
планы
вновь
поступивших
обучающихся
должны
быть
составлены
к
концу
сентября
после
детального
ознакомления
с
особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка
как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в
том,
чтобы
научить
ребенка
работать
самостоятельно.
Творческая
деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные
качества,
как
воображение,
мышление,
увлеченность,
трудолюбие,
активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы
для организации грамотной
самостоятельной работы,
которая позволяет
значительно активизировать учебный процесс.
16
2.
Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы:
самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
количество занятий в неделю - от 4 до 6 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми
программы
начального
и
основного
общего
образования),
с
опорой
на
сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Ученик
должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны
для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет
отрицательным.
Индивидуальная
домашняя
работа
может
проходить
в
несколько
приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя
по фортепиано.
Необходимо
помочь
учащемуся
организовать
домашнюю
работу,
исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной
работе
должны
присутствовать
разные
виды
заданий:
игра
технических
упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и
тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или
чтение с листа более легких произведений; выучивание наизусть нотного
текста,
необходимого
на
данном
этапе
работы;
работа
над
звуком
и
конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на
уроке),
доведение
произведения
до
концертного
вида;
проигрывание
программы
целиком
перед
зачетом
или
концертом;
повторение
ранее
пройденных
произведений.
Все рекомендации по
домашней
работе
в
индивидуальном порядке
дает
преподаватель
и
фиксирует
их,
в случае
17
необходимости, в дневнике. Условия реализации программы
В Учреждении есть нотная библиотека, фонотека, видеотека. У каждого
преподавателя сформирована своя личная нотная библиотека. Для успешного
проведения урока используются сборники различных авторов.
Большинство классов отремонтировано. В них достаточно дневного
света. Освещение в дневные часы соответствует санитарным нормам
Для
более
полной
работы
над
произведениями
преподаватели
используют современные методы и технологии.
В ходе обучения применяются следующие формы занятий: урок, лекция-
концерт, конкурсы, беседы, поездки на концерты в качестве слушателей.
Посещение
абонементов
Новосибирской
государственной
филармонии,
открытых
уроков,
консультаций
преподавателей
Новосибирского
музыкального колледжа им. А. Мурова, Новосибирского областного колледжа
культуры и искусств города Новосибирска.
V.
Список рекомендуемой методической литературы
1.
Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. М.,1952.
2.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1978.
3.
Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. М.: Музыка,1997.
4.
Аберт Герман Моцарт. Монография. М., Музыка,1990.
5.
Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М.,1972.
6.
Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о
"Хорошо темперированном клавире". Классика - XXI, 2008.
7.
Браудо И.
Артикуляция. Л.,1961.
8.
Браудо И.
Об органной и клавирной музыке. Л.,1976.
9.
Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве.
М.,1966.
10.
Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974.
11.
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о
фортепианной игре. М.,1961.
18
12.
Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997.
13.
Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов,
Франции, Италии, Германии 16-18 вв. Л.,1960.
14.
Зимин П.
История фортепиано и его предшественников. М.,1968.
15.
Коган Г. Работа пианиста. 3 изд. М.,1979.
16.
Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969.
17.
Копчевский Н. И. С.Бах. Исторические свидетельства и
аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах.
"Вопросы музыкальной педагогики", 1 выпуск. М.,1979.
18.
Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,
М.,1986.
19.
Корто А.О фортепианном искусстве. М.,1965.
20.
Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники.
М.,1966.
19
21.
Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001.
22.
Либерман Е.Творческая работа пианиста с авторским текстом.
М.,1988.
23.
Лонг М. За роялем с Дебюсси. М.: Сов. композитор, 1985.
24.
Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967.
25.
Маранц Б.
О самостоятельной работе студента-пианиста.
Фортепиано, 2004,
№3,4.
26.
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966.
27.
Метнер Н.
Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
.
28.
Милич Б.
Воспитание ученика-пианиста. М.: Кифара, 2002.
29.
Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С. Баха.
М.,1967.
30.
Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства.
М.,1983.
31.
Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и
педагогике.М., 2005.
32.
Наумов Л.
Под знаком Нейгауза. М.: РИФ Антиква, 2002.
33.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога.
М., 1982.
34.
Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006.
35.
Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997.
36.
Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002.
37.
Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом.
М., 1997.
38.
Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.:
Советский композитор,1989.
39.
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969.
20
40.
Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской
деятельности. СПб.: Композитор, 2008.
41.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974.
42.
Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии
творчества. М., 1988.
21
43.
Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI. М., 2011.
44.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996.
45.
Шмидт - Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.
Л.,1985.
46.
Шнабель А."Ты никогда не будешь пианистом". Классика - XXI,
М.,1999.
47.
Штейнгаузен Ф.
Техника игры на фортепиано. М.,1926.
48.
Шуман Р.
О музыке и музыкантах. Сборник статей. М.: Музыка,
1975.
49.
Шуман Р.
Жизненные правила для музыкантов. М.,1959.