Автор: Ринат Рафаилович Закиров
Должность: Тренер-преподователь
Учебное заведение: ГАУ ДО СО СШОР по велоспорту "Велогор"
Населённый пункт: г. Верхняя Пышма
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие скоростно-силовых способностей у спортсменов групп учебно-тренировочного этапа занимающихся велосипедным спортом"
Раздел: дополнительное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ПО ВЕЛОСПОРТУ «ВЕЛОГОР»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО - СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У СПОРТСМЕНОВ ГРУПП УЧЕБНО -ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА
ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВЕЛОСИПЕДНЫМ СПОРТОМ
Разработчик:
Закирова Ринат Рафаилович
Тренер-преподаватель
2024
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ВЕЛОСИПЕДНЫМ СПОРТОМ
1.1 Скоростно-силовые способности и их проявление в спорте.............5
1.2 Характеристика физической подготовки велосипедистов...............15
1.3 Возрастные изменения спортсменов групп учебно-тренировочного
этапа....................................................................................... ......................17
1.4 Характеристика скоростно-силовых способностей...........................20
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ
2.1 Организация и методы исследования..................................................29
2.2 Описание экспериментальной методики............................................30
2.3 Результаты исследований и их обсуждение.......................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................34
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................36
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А..............................................................................................38
Приложение Б..............................................................................................39
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Рост спортивного мастерства требует расширения
круга
средств
и
методов
подготовки,
повышающих
эффективность
тренировочных
занятий
без
значительного
возрастания
объема
и
интенсивности тренировочной работы, позволяющих полнее раскрыть
функциональные резервы организма спортсмена. Совершенствование же
мастерства велосипедистов, рост их спортивных результатов, как и в других
видах спорта, достигается в основном, за счет увеличения объема и
интенсивности
тренировочной
нагрузки.
Однако,
адаптационные
возможности организма не беспредельны. Именно поэтому мы порой
наблюдаем срывы и травмы на тренировках и соревнованиях, особенно на
этапе начальной подготовки. В силу этого, все большую значимость
приобретают проблемы поиска новых средств и эффективных методов
тренировок по развитию скоростно-силовых способностей, особенно на
этапах начальной подготовки в велосипедном спорте, когда закладывается
основа для будущих спортивных достижений. Вместе с тем, следует
отметить, что выбор и количество технических средств, которые можно
использовать для развития скоростно-силовых способностей спортсменов
групп учебно-тренировочного этапа занимающихся велоспортом, не так
велик и разнообразен, как того требует практика спортивной тренировки.
Кроме того, традиционные средства и методы, которые используют
спортсмены высокой квалификации, со временем начинают вызывать
противоречие между возрастающим мастерством в выполнении специальных
упражнений и эффектом их воздействия.
Велосипедный спорт- является спортом, где по традиции было принято
воздерживаться от тренировок с отягощением. Кроме того, велоспорт
является скоростным спортом, успех в котором в значительной мере зависит
от степени развития скоростно-силовых способностей.
В
современной
проблеме
физической
активности
человека,
3
включающей и спортивную подготовку, центральное место занимает вопрос
о физической тренировке, как самой важной и эффективной форме
воздействия на организм человека. Научные основы спортивной тренировки
разрабатывались с учетом общих положений современной школы спорта,
предполагающих выявление средств и методов тренировки, определение
нагрузки и отдыха, видов физических упражнений и их классификацию,
принципиальные схемы управления тренировочным процессом, построение
спортивной тренировки и определение ее структуры и периодичности.
Методологические
достижения
спортивной
науки,
объединяющие
эти
компоненты, в полной мере используются в традиционных Олимпийских
видах спорта, в том числе и велоспорте.
Объект исследования:
тренировочный процесс спортсменов на
занятиях велоспортом.
Предмет
исследования:
методика
развития
скоростно-силовых
способностей занимающихся велоспортом.
Цель исследования:
выявление наиболее эффективных средств,
методов и построения на этой основе комплекса физических упражнений для
развития скоростно-силовых способностей спортсменов групп учебно-
тренировочного этапа.
Задачи исследования:
Изучить понятие скоростно-силовые способности и их проявление в
велоспорте спортсменов групп учебно-тренировочного этапа.
Изучить
возрастные
особенности
спортсменов
групп
учебно-
тренировочного этапа занимающихся велоспортом.
Разработать экспериментальную методику развития скоростно-силовых
способностей
спортсменов
групп
учебно-тренировочного
этапа
занимающихся велоспортом и обосновать ее эффективность.
Дать практические рекомендации.
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-
СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВЕЛОСПОРТОМ
1.1 Скоростно-силовые способности и их проявление в велосипедном
спорте
При подготовке велосипедистов особое значение имеет общая и
специальная
физическая
подготовка.
Процесс
всестороннего
развития
физических способностей, не характерных для велоспорта, но имеющих
влияние на результат и успех в спортивной деятельности определяет общую
физическую подготовку спортсменов.
Специальная подготовка велосипедистов включает в себя развитие
специальных физических и скоростно-силовых способностей.
Скоростно-силовые способности играют одну из главных ролей в
велоспорте, так как рост спортивных результатов гонщиков достигается в
основном за счет увеличения объема и интенсивности нагрузки. Все
соревнования
по
велоспорту
проходят
на
время,
где
спортсменам
необходимо проявить силовые и скоростные способности.
Гагуа Е.Д. и Никитушкин В.Г. отмечали, что подготовка и развитие
скоростно-силовых способностей выступают одними из важных составных
элементов современного тренировочного процесса.
Цель
подготовки
заключается
в
повышении
функциональных
возможностей велосипедистов и достижении высоких результатов в данном
виде спорта.
Велосипедные гонки — это преодоление определенной дистанции с
максимальной быстротой. Чтобы гонщик справился с этой задачей ему
необходимо долго и упорно тренироваться.
Скоростно-силовая
подготовка
включает
в
себя
сочетание
определенных средств и методик, которые необходимо использовать на
практике для комплексного воспитания быстроты и силы у спортсменов.
5
Сочетание собственных силовых и скоростных способностей у
человека определяет дальнейшее развитие общего комплекса скоростно-
силовых
возможностей
у
будущего
спортсмена.
В
рамках
развития
вышеупомянутых возможностей у спортсмена формируется наибольшее
мышечное
напряжение.
Многофункциональные
свойства,
которые
характерны
для
нервно-мышечной
системы,
позволяют
осуществлять
действия, для которых требуется наибольшая скорость движений, включая
значительные мышечные усилия. Данные свойства являются основой
скоростно-силовых способностей спортсменов.
Проанализировав ряд литературы, можно определить общий термин,
который объясняет, что из себя представляют скоростно-силовые качества.
Это способность спортсмена, которая выражается в проявлении усилий,
достигающих максимальную мощность в кратчайший промежуток времени,
при этом сохраняя оптимальную амплитуду движения.
Скоростно-силовые способности – это максимальные характеристики,
проявляющиеся
в
двигательных
действиях
спортсмена,
при
которых
необходима значительная работа силами мышц и при этом быстрота
определенных
движений.
Сила,
которая
применяется
спортсменом
посредством двигательных действий, и скорость выполнения движений
обратно
пропорционально
зависимы
друг
от
друга.
Раскрывая
суть
зависимости, нужно отметить максимальные характеристики напряжения
мышц, которые достигаются при статических или медленных сокращениях,
и, наряду с этим, максимальную скорость движений в условиях небольшого
отягощения.
Область
проявления
скоростно-силовых
возможностей
находится между обоими максимумами.
Скоростно-силовые качества – это параметры, при определении
которых учитывается не ограничивающиеся напряжение мышц спортсмена,
которое проявляется в совокупности с определенными, часто наибольшими
показателями мощности в процессе упражнений, которые выполняются
спортсменами со значимой быстротой в действиях, но при этом быстрота не
6
должна достигать максимальной величины. Скоростно-силовые качества
заключаются в процессе двигательных действиях, которые включают в себя
значительную работу мышцы быстроту движений.
Примером могут
послужить такие физические упражнения как прыжки в длину, в высоту, с
места, с разбега, а также проявление усилий при метании спортивных
снарядов и другие виды. Важно отметить, что чем значительнее внешнее
отягощение,
которое
преодолевается
спортсменом,
тем
весомее
роль
силового компонента. Примером такого упражнения может послужить
подъем штанги на грудь. И в противовес, чем меньше внешнее отягощение,
которое преодолевается спортсменом, тем выше значимость скоростного
компонента. Примером, подтверждающим эту зависимость, может являться
упражнение, заключающееся в метании копья.
В подростковом возрасте, спортсмены переходят в «серьезный» спорт
и впервые начинают участвовать во Всероссийских соревнованиях.
Соревнования на этом уровне достаточно тяжелые, велосипедисты
преодолевают большие дистанции; 10, 20, и более километров. Необходимо
иметь хорошую физическую и психологическую подготовку. Не имея
высокий уровень развития скоростно-силовых способностей, велосипедист
не сможет решить свои поставленные цели и вообще достичь результата.
По
мнению
Мехрикадзе
В.В.
и
Холодова
Ж.К.,
способность
спортсмена, заключающаяся в проявлении предельно возможных усилий в
определенный краткий промежуток времени, определяет скоростно-силовые
качества, если при этом спортсмен сохраняет оптимальную амплитуду
движений. Данная способность именуется как взрывная сила.
Взрывная сила играет важную роль в велоспорте, от нее зависит
финиширование спортсмена, а значит и результат. Рассмотрим несколько
примеров:
Групповые гонки-велосипедисты стартуют одной группой, дистанции в
таких соревнованиях достаточно большие. Цель – приехать к финишу
первым. В этой гонке не всегда выигрывает самый подготовленный
7
спортсмен. Выигрывает тот, кто сумеет правильно распорядиться своей
взрывной силой. А когда ей распоряжаться, решает гонщик сам, или
совместно с тренером.
Первый
вариант
–
взрывная
сила
используется
на
финише;
велосипедисты всю дистанцию едут в своем темпе и только за несколько
километров до финишной черты начинают «выстреливать». Когда к финишу
подходит несколько гонщиков, очень важно правильно выбрать место для
решающего рывка. Гонщик должен достоверно представлять перед собой
оптимальный отрезок пути, на котором он будет способен поддерживать
максимальную
скорость,
учитывая
при
этом
собственное
состояние
работоспособности, рельеф трассы на выбранном отрезке, погодные условия
и
другие
внешние
факторы.
Анализ
вышеперечисленных
факторов
спортсменом необходим для правильного выбора оптимального момента для
решающего спурта, при котором необходимо сохранение наивысшей
скорости до линии финиша. В момент финиширования нужно учесть
направление ветра и занять такое положение на шоссе, которое позволило бы
мгновенно и беспрепятственно отреагировать на любой рывок соперников.
Наиболее эффективным является финиширование «с колеса». Во время
финиширования всегда нужно учитывать направление ветра и следить за
действиями соперников, выбирая такую позицию, которая позволяла бы
гонщику в любой момент свободно выйти вперед. Для этого и важно
развитие взрывной силы.
Рассмотрим второй вариант – использование взрывной силы в начале
гонки. В таком случае велосипедист, выходя на старт должен уже быть на
пике своих физических возможностей, то есть хорошо прогрет и готов к
работе. Такой способ достаточно тяжелый, и чаще всего спортсмены
доезжают до финиша не в призовой тройке по одной простой причине – не
хватило сил. По сигналу старта велосипедист начинает работы на пределе
своих возможностей.
8
И третий вариант – использование взрывной силы на повороте. Как
правило, к первому повороту вся масса стартующих гонщиков приходит
одной группой, создавая взаимные помехи. Следует стремиться подойти уже
к первому повороту в группе лидеров. После первого поворота, как правило,
наблюдается
существенное
увеличение
дистанционного
преимущества
между
велосипедистами,
успевшими
занять
лидирующие
позиции,
и
велосипедистами, оказавшимися в общей массе участников соревнований.
Как правило, кто проходит поворот первым у того больше шансов оторваться
от группы и прийти к финишу лидером.
Необходимо отметить следующие факторы, которые влияют на
скоростно-силовые качества:
состояние нервно-мышечного аппарата;
показатели абсолютной силы мышц;
способность мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.
В рамках исследования необходимо построение структуры скоростно-
силовых качеств, которая заключается в следующих пунктах:
1. Абсолютная сила.
Рассмотрим
пример:
велосипедист
обладает
хорошо
развитой
абсолютной силой. Ему не составит труда преодолеть дистанцию любой
сложности, независимо от рельефа и погоды, он сможет работать всю гонку
на предельных возможностях.
2. Стартовая сила.
Суть стартовой силы заключается в способности мышц к быстрому
развитию рабочего усилия в начальный момент напряжения.
Рассмотрим пример: гит- вид гонок, который подразумевает под собой
индивидуальный заезд на 200, 500 и 1000 м. В вышеперечисленных заездах
на данные промежутки велосипедисты особенно проявляют стартовую силу,
при этом на конечный временной результат влияют доли секунды.
3. Ускоряющая сила.
9
Данное понятие подразумевает работу мышц, которые способны к
быстрому наращиванию рабочего усилия в условиях начавшегося их
сокращения.
Рассмотрим пример: данная сила применяется на подъемах, где
велосипедистам приходится использовать свои физические способности в
полной мере.
4. Абсолютная быстрота сокращения мышц.
Чтобы оценить в полной мере проявление скоростно-силовых качеств у
спортсмена, необходимо применить такой термин как градиент силы,
который подразумевает под собой прирост силы в единицу периода. Среди
множественных видов проявления скоростно-силовых качеств, одним из
самых распространенных являются прыжковые упражнения, у которых
скорость может варьироваться между общей и специальной. Уровень
физической техники при выполнении данного упражнения зависит от
скорости движений, частоты и скорости реакции. Если человек правильно
располагает центр тяжести туловища, оптимально направляет свои усилия,
использует ускорение рычагов и инерцию, то такой человек может считаться
спортсменом с эффективно освоенной, наиболее рациональной формой
движений, при этом, данные умения дают ему возможность осуществлять их
быстрее. Следует заметить, что быстрые движения в спорте в основном
выполняются с проявлением огромнейшей мышечной силой, которую
приняло считать «взрывной» и быстрой силой.
Взрывная сила заключается в отражении способностей спортсмена по в
процессе выполнения двигательного действия достигать максимальных
показателей силы в определенный короткий промежуток времени. Данная
сила включает в себя два компонента: стартовую силу и ускоряющую силой.
Следует
особенно
выделить,
что
рассмотренные
компоненты
структуры, будучи прирожденной принадлежностью, нервно-мышечного
аппарата человека, применяются им при осуществлении скоростно-силовых
качеств в разной мере. Данный аспект будет зависеть от внешних факторов.
10
Следует отметить, что общая спортивная тенденция подразумевается в
том, что чем меньше показатели сопротивления движению и чем оно короче,
тем большее значение придается абсолютной быстроте движений и
стартовой силы и наоборот.
Велосипедные гонки проводятся в основном на улице, т. е гонщику
всегда приходится сталкиваться с условиями окружающей среды; ветер,
дождь, снег – всё это естественно влияет на скорость передвижения.
Велоспорт – один из непредсказуемых видов спорта. Неизвестно какая
будет трасса (спуски, подъемы), какая будет погода (жара, холод), и поэтому
гонщику необходимо иметь хорошую физическую подготовку, в том числе и
скоростно-силовую.
Скорость передвижения так же зависит от техники езды и положения
тела. Благоприятные внешние факторы напрямую влияют на оптимальную
посадку гонщика на велосипеде. При неправильной посадке, при которой
спортсменом ощущается дискомфорт, вероятность достижения высоких
результатов крайне мала. Постановка правильной посадки у спортсмена
достигается с получением опыта. Если спортсмен совершенствует свои
навыки,
повышает
силу
мощности,
и
увеличивает
способность
к
маневренности, то посадка будет также принимать оптимальный вид. Таким
образом,
чтобы
достигать
успехов
в
велоспорте,
для
начинающих
спортсменов необходимо, в первую очередь, ставить правильную технику
велосипедной езды. Она заключается в нарастании опыта в прохождении
поворотов, набирании и сбрасывании скорости в процессе езды.
При постановке техники тренеру необходимо обращать внимание на
три главных элемента спортсмена: ноги, руки и ягодицы. Эти три части тела,
которые
образуют
так
называемый
позиционный
треугольник.
Оптимальность положения трех элементов будет определять у спортсмена
степень правильности посадки на велосипеде, а также скорость движения.
Такие внешние факторы как рельеф местности, кривизна дороги, и
внутренние
факторы
спортсмена,
определяющие
изменение
скорости,
11
должны быть оценены спортсменом для определения своей посадки, с целью
достижения оптимального баланса и улучшения аэродинамики.
Посадка велосипедиста подразумевает поддержку основной массы тела
руками за счет поднятого седла и опущенного руля. При этом расположение
ног и нагрузки на мышцы настолько сбалансированы, что способствует
длительной и быстрой езде.
Высота сиденья должна быть на таком уровне, чтобы колени
разгибались не полностью, руки свободно достают до руля, прямые в локтях.
Крепления
к
велотуфлям
делается
в
зоне
носка,
чтобы
основное
надавливание не приходилось на пятку. При передвижении колени работают
параллельно раме, не выходя в стороны. Именно такое положение
обеспечивает правильную технику езды и повышает способности организма
выполнять работу в максимальном темпе.
На проявление скоростно-силовых возможностей так же влияет сам
велосипед. Будучи даже самым сильным гонщиком, преодолев дистанцию на
тяжелом велосипеде, результат будет гораздо хуже, чем угонщика с более
легким велосипедом. Так же влияет ширина руля, давление в колесах, тип
покрышек и т.п.
Для
планирования
и
реализации
специальной
подготовки
для
велосипедиста существуют специальный критерий. Степень специальной
выносливости спортсмена определяется умением организма сопротивляться
утомлению, которое достигается в процессе велосипедной езды. Уровень
выносливости и есть тот самый критерий, оценка которого необходима на
этапе подготовки к соревнованиям.
Результаты на соревнованиях – это и есть оценка проделанной работы.
Но в велоспорте соревновательный сезон доходит до 6 месяцев – это значит,
что чаще всего приходиться развивать скоростно-силовые способности
прямо во время соревнований.
Наследственность как фактор скоростно-силовых способностей имеет
большое значение. Успех спортсмена все-таки зависит не только от частоты
12
и упорности тренировок, но и от композиции мышц. С точки зрения
анатомии, известно, что мышечные волокна делятся на категории: медленные
и быстрые. Работа и внутренняя взаимосвязь каждой категории мышц у
каждого человека индивидуально с момента рождения и не изменяется до
момента смерти. Если у человека с помощью специальных методик отмечен
тот факт, что быстрые мышечные волокна в преобладающем количестве, то
вероятнее
всего,
это
будет
способствовать
наилучшему
проявлению
скоростных скоростно-силовых качеств.
Конечно же, наследственность не является основным фактором,
влияющим на успех спортсмена. Обязательным и основополагающим
является систематизация долгих и упорных физических тренировок, в ходе
которых и будет развиваться скоростно-силовые способности у спортсмена.
Также
отмечу,
что
использование
специально
разработанных
упражнений, способствует быстрому приближению режиму работы мышц к
функциональным параметрам моторики соревновательной деятельности.
Разработка
такого
комплекса
упражнений
должна
включать
в
себя
упражнения, которые схожи с основными спортивными, однако некоторые из
них должны отличаться по внешним признакам, так как такие упражнения
должны позволить создать спортсмену оптимальный режим работы мышц,
который будет подготавливать спортсмена к равномерному повышению его
уже имеющихся способностей и совершенствованию техники.
Приведу в пример работу на велостанке. Во время тренировочного
процесса изменяем интенсивность работы, задаем максимальную скорость
движения,
приближенную
к
соревновательной.
Этот
способ
дает
возможность подготовить организм к предстоящей нагрузке.
Или же тренер задает работу с тяжелой передачей. Такая нагрузка
будет близка к имитированию преодоления подъема.
Существенна роль в процессе физического воспитания растущего
поколения заключается, прежде всего, в воспитании скоростно-силовых
способностей. Этот фактор напрямую влияет на повышение уровня
13
формирования возможностей спортсмена и что немало важно, влияет на
степень успешности и эффективности трудовой деятельности человека и
уровень достижения побед в спортивных состязаниях.
Важнейшая часть спортивной тренировки велосипедистов – это
скоростно-силовая подготовка, успех занимающихся напрямую зависит от
степени развития скоростно-силовых способностей. Основная цель данного
вида спорта - наиболее быстрое преодоление дистанции. Для достижения
этой цели нам необходимо развивать не только скоростно-силовые, но и
другие способности организма. Всё взаимосвязано; в велоспорт приходят
дети с 7 лет, и чтобы уметь быстро преодолевать дистанцию, нужно
научиться для начала технике передвижения на велосипеде.
Что касается России, можно отметить, что в стране велосипедный
спорт является одним из самых массовых. А среди подростков велоспорт
начал развиваться еще с 1935 года, при этом уже через 15 лет в истории
соревнований
отмечаются
победные
и
рекордные
показатели
среди
подростков.
Множество
детей
раннего
возраста,
школьников,
подростков
и
молодежь выделяют для себя велосипедный спорт в рамках обучения в
школах,
спортивных
секциях,
специальных
спортивных
школах
и
университетах. Помимо того, что велоспорт играет важную роль в
улучшении состояния общего здоровья, также он валяет на развитие качеств,
которые свойственны развитым людям. Прежде всего, это развитие духовных
и физических способностей. Развитые люди отличаются всесторонним
уровнем подготовленности как к физическому труду, так и творческому.
Велоспорт может выступать отличным способом, с помощью которого
формируется личность человека, а именно развиваются такие качества как
выносливость, ловкость, быстрота реакции, сила.
14-15 лет – это благоприятный возраст для развития скоростно-
силовых
способностей.
Именно
в
этом
возрасте
проявляются
все
14
способности и возможности ребёнка. Спортсмены выходят на свои первые
серьезные старты: чемпионаты города, области и страны.
Высокие
результаты
велосипедистов
возможны
лишь
при
разносторонней подготовке гонщиков. Физически слабому спортсмену
нечего делать в велоспорте.
1.2 Характеристика физической подготовки велосипедистов
В современном спорте ограниченное время, отводимое на тренировку и
подготовку к соревнованиям, требует решения проблем повышения уровня
работоспособности и минимизации энергетических затрат для формирования
необходимого уровня физической подготовленности. Стандартный режим
тренировок связан с активной работой всего тела. Следствием такой работы
является
увеличение ЧСС, долговременное повышение интенсивности
кислородного обмена в сердце и лёгких. Подобный аэробный эффект
характеризуется следующими проявлениями: повышение эффективности
работы
лёгких;
улучшение
системы
кровотока
путём
увеличения
кровеносных сосудов, их эластичности, снижения дистонии; улучшение
состава крови, в особенности повышение содержания красных кровяных
телец и гемоглобина; повышение жизнеспособности тканей тела благодаря
усилению обменных процессов; улучшение работы сердца (оно приобретает
способность работать с большими нагрузками); улучшение сна и т.д.
Соответственно,
при
планировании
подготовки
велосипедистов
необходимо
создавать
базу
именно
для
перечисленных
выше
функциональных показателей. То есть, при решении задач технической
подготовки величина нагрузки будет недостаточной для возникновения
ближайшего и, соответственно, отставленного эффекта.
В теории спорта принято различать общую и специальную физическую
подготовку. Общая физическая подготовка представляет собой процесс
всестороннего развития физических способностей, не специфических для
избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех
15
спортивной деятельности. Применительно к велоспорту –
это общая
выносливость в зоне большой и умеренной мощности, средствами развития
которой могут быть бег, плавание, ходьба на лыжах, т.е. двигательные
действия из циклических видов спорта.
Значительно больший интерес представляет специальная физическая
подготовка велосипедистов, которая направлена на развитие физических
способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта.
В связи с тем, что на этапе подготовки уровень технической
подготовленности сравнительно невысок, это затрудняет использование
специально-подготовительных и соревновательных упражнений, которые
являются основными средствами становления специальной физической
подготовленности и развития скоростно-силовых способностей.
Для преодоления этого затруднения представляется целесообразным
применение
модифицированных
подвижных
игр,
моделирующих
соревновательную деятельность велосипедистов. В этом случае будут
проявляться, а, следовательно, при достаточной нагрузке и развиваться,
физические
способности,
составляющие
модель
физической
подготовленности велосипедистов.
16
1.3 Возрастные изменения
Характерной чертой возрастных изменений в подростковом возрасте
является неравномерное, периодическое их течение. На одних этапах
изменения возникают постепенно, на других более быстро, в зависимости от
возраста развиваются также способности к формированию новых условно-
рефлекторных связей и к появлению различных по своей склонности и
интенсивности форм двигательной деятельности. При этом возрастает и
общая работоспособность подростка. Следовательно, для каждого периода
возрастного
развития
характерны
свойственные
ему
определенные
функциональные возможности.
В период полового созревания подростков, особенностью является
неравномерность развития органов. В этом возрасте начинает проявляться
некоторое несоответствие между ростом сердца и ростом всего организма.
Функции сердца совершенствуются. Его работоспособность повышается и
достигает функциональных возможностей сердца взрослого человека. Это
является предпосылкой для возникновения временных функциональных
возрастных
нарушений
в
деятельности
сердечно-сосудистой
системы,
которые могут неправильно трактоваться как болезненное изменение. Под
влиянием систематической тренировки у юных спортсменов оказывается
несколько реже частота пульса, ниже артериальное давление и больше
ударный и минутный объем крови, чем у их сверстников, не занимающихся
спортом. Наблюдается интенсивный рост тела в длину, меньший в ширину,
некоторое отставание веса от норм и медленное развитие грудной клетки.
Активная двигательная деятельность усиливает темп и удлиняет период
роста костей, изменяет их структуру. Увеличивается мышечная масса,
которая достигает 1/3 веса тела, повышается мышечная сила и развивается
способность к более длительной физической деятельности. Именно в этот
возрастной период можно начинать эффективное использование упражнений
с отягощениями.
17
Развитие скоростно-силовых способностей у велосипедистов в возрасте
14-15 лет представляет собой важный аспект в спортивной подготовке. В
этот период подростки проходят значительные изменения в физическом
плане, и правильная методика тренировки может оказать долговременное
влияние на их спортивные достижения и общее здоровье.
Показатели физического развития у подростков и юношей спортсменов
более высокие, чем у их ровесников, не занимающихся спортом. Объясняется
это тем, что систематическая мышечная деятельность стимулирует процессы
обмена
веществ
в
организме.
В
восстановительном
периоде
после
значительных энергетических затрат, связанных со спортивной нагрузкой, в
тканях откладывается больше веществ, чем их было до начала роста, т.е.
имеет место так называемая суперкомпенсация энергетических затрат.
Повышенный
энергетический
обмен,
обусловленный
интенсивным
процессом роста тканей и органов, увеличивает запросы к кровообращению.
Существующие методы тренировок должны быть адаптированы к
физиологическим особенностям данного возраста. Важно учитывать, что
подростковый организм имеет свои лимиты, и чрезмерные нагрузки могут
привести к травмам. Поэтому особое внимание следует уделить технике
выполнения упражнений, чтобы минимизировать риски и обеспечить
оптимальное развитие мышечной силы и скорости. В последние годы
появились новые подходы к организации тренировок, которые учитывают
индивидуальные особенности каждого спортсмена, что также позволяет
повысить их результаты.
Взаимосвязь
между
скоростно-силовыми
способностями
и
достижениями в велосипедном спорте подтверждается большим количеством
данных. Способность быстро развивать силу и поддерживать высокую
скорость на протяжении дистанции является важным показателем уровня
подготовки. Это не только влияет на результат соревнований, но и
формирует основу для дальнейшего роста спортсмена, что особенно важно
18
на этапе 14-15 лет, когда закладываются фундаментальные навыки и
способности.
Методическая база, направленная на развитие этих качеств, должна
сочетать различные виды тренировочной деятельности. Добавление новых
методик и технологий позволяет более эффективно развивать скоростно-
силовые
способности.
Специалисты
отмечают,
что
тренировки
с
использованием элементов игры, а также использование специальных
средств тренировки могут значительно повысить мотивацию подростков и
улучшить результаты. Важно, чтобы обучающие программы включали как
силу, так и скорость, и обеспечивали их гармоничное развитие.
Результативность
тренировочного
процесса
также
зависит
от
психологического состояния юных спортсменов. Подходы, включающие
элементы
психической
подготовки,
могут
делать
занятия
более
эффективными.
Оптимальное
сочетание
крепкой
физической
базы
с
психологической
поддержкой
способствует
улучшению
скоростной
подготовки и дает возможность юным велосипедистам достигать лучших
результатов на соревнованиях. При этом важно поддерживать интерес
подростков к занятиям, что обеспечивается разнообразием тренировочных
заданий и соревнований.
Таким
образом,
развитие
скоростно-силовых
способностей
у
велосипедистов 14-15 лет требует комплексного подхода, который должен
учитывать как физические, так и психологические аспекты. Современные
исследования
и
методические
разработки
позволяют
эффективно
организовать тренировочный процесс, что, в свою очередь, ведет к
улучшению
спортивных
результатов
и
повышению
общего
уровня
физической подготовки подростков.
Целый ряд изменений в физическом развитии и функциональном
состоянии двигательной системы, которые происходят в организме человека,
особенно в период полового созревания, благоприятствуют развитию
мышечной силы и силовой выносливости.
19
Учитывая
вышесказанное,
можем
сделать
вывод,
что
наиболее
рационально приступать к развитию скоростно-силовых способностей в
юношеском возрасте.
1.4 Характеристика скоростно-силовых способностей
Прежде
чем
приступить
к
рассмотрению
скоростно-силовых
способностей, необходимо остановится на понятии силы.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление
или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые
способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной
двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие сила.
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо
двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых
способностей оказывают различные факторы, вклад которых в каждом
конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных
действий и условий осуществления, вида силовых способностей, возрастных,
половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют:
- собственно мышечные;
- центрально-нервные;
- личностно-психические;
- биомеханические;
- биохимические;
- физиологические факторы, а также условия внешней среды, в
которых осуществляется двигательная деятельность.
Другими словами можно сказать, что мышечная сила зависит от
физиологического поперечника и эластичности мышц, биохимических
процессов, происходящих в них, энергетического потенциала и уровня
техники. Ведущую роль в проявлении мышечной силы играет деятельность
центральной нервной системы (ЦНС), концентрация в волевых усилиях.
В теории и методики физического воспитания и спорта различают
20
собственно силовые способности и их соединение с другими физическими
способностями
(скоростно-силовые,
силовая
ловкость,
силовая
выносливость).
В соответствии с задачами моей работы более подробно остановимся
на рассмотрении собственно силовых и скоростно-силовых способностей.
Собственно силовые способности проявляются:
– при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях,
выполняемых с около предельными, предельными отягощениями (например,
при приседаниях со штангой достаточно большого веса);
– при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа
(без изменения длины мышцы).
В соответствии с этим различают силу и статическую силу.
Собственно силовые способности определяются физиологическим
поперечником
мышцы
и
функциональными
возможностями
нервно-
мышечного аппарата.
Статическая сила характеризуется двумя особенностями ее проявления:
1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека
(активная статическая сила);
2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса
человека
насильственно
растянуть
напряженную
мышцу
(пассивная
статическая сила).
Скоростно-силовые
способности
характеризуются
непредельными
напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной
мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не
достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в
двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц
требуется и быстрота движений.
К скоростно-силовым способностям относят быструю и взрывную
силу.
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц,
21
проявляемым в упражнениях со значительной скоростью, не достигающей
предельной величины.
Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения
двигательного действия достигать максимальных показателей силы в
возможно короткое время.
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой
и ускоряющей силой.
Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому
развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.
Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания
рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.
Скоростно-силовые способности примерно в равной степени зависят от
наследственных и силовых факторов.
Максимальная
мощность
является
результатом
оптимального
сочетания силы и скорости. Мощность проявляется во многих спортивных
упражнениях: в метаниях, прыжках, спринтерском беге. Чем выше мощность
развивает спортсмен, тем большую скорость он может сообщить снаряду или
собственному телу, т.к. финальная скорость снаряда (тела) определяется
силой и скоростью приложенного воздействия.
Мощность может быть увеличена за счет увеличения силы или
скорости сокращения мышц или обоих компонентов. Обычно наибольший
прирост мощности достигается за счет увеличения мышечной силы.
Силовой компонент мощности динамическая сила. Мышечная сила,
измеряемая
в
условиях
динамического
режима
работы
мышц
концентрического или эксцентрического сокращения, обозначается как
динамическая сила. Она определяется по ускорению а, сообщаемому массе
m, при концентрическом сокращении мышц, или по замедлению ускорению с
обратным знаком движения массы при эксцентрическом сокращении мышц.
Такое определение основано на физическом законе, согласно которому F = m
х
а.
При
этом
проявляемая
мышечная
сила
зависит
от
величины
22
перемещаемой
массы:
в
некоторых
пределах
с
увеличением
массы
перемещаемого тела показатели силы растут; дальнейшее увеличение массы
не сопровождается приростом динамической силы.
К одной из разновидностей мышечной силы относится так называемая
взрывная сила, которая характеризует способность к быстрому проявлению
мышечной силы. Она в значительной мере определяет, например, высоту
прыжка
вверх
с
прямыми
ногами
или
прыжка
в
длину
с
места
переместительную скорость на коротких отрезках бега с максимально
возможной скоростью. В качестве показателей взрывной силы используются
градиенты силы, т.е. скорость ее нарастания, которая определяется как
отношение максимально проявляемой силы к времени ее достижения или как
время достижения какого-нибудь выбранного уровня мышечной силы
абсолютный градиент либо половины максимальной силы, либо какой-
нибудь другой ее части относительный градиент силы. Градиент силы выше
у представителей скоростно-силовых видов спорта, чем у не спортсменов или
спортсменов, тренирующихся на выносливость. Особенно значительны
различия в абсолютных градиентах силы.
Показатели
взрывной
силы
мало
зависят
от
максимальной
произвольной изометрической силы. Так, изометрические упражнения,
увеличивая статическую силу, незначительно изменяют взрывную силу,
определяемую
по
показателям
градиента
силы
или
по
показателям
прыгучести. Следовательно, физиологические механизмы, ответственные за
взрывную силу, отличаются от механизмов, определяющую статическую
силу. Среди координационных факторов важную роль в проявлении
взрывной силы играет характер импульсации мотонейронов активных мышц
– частота их импульсации в начале разряда и синхронизации импульсации
разных
мотонейронов.
Чем
выше
начальная
частота
импульсации
мотонейронов, тем быстрее нарастает мышечная сила.
В проявлении взрывной силы очень большую роль играют скоростные
сократительные свойства мышц, которые в значительной мере зависят от
23
композиции, т.е. соотношения быстрых и медленных волокон. Быстрые
волокна
составляют
основную
массу
мышечных
волокон
у
высококвалифицированных
представителей
скоростно-силовых
видов
спорта.
В
процессе
тренировки
эти
волокна
подвергаются
более
значительной
гипертрофии,
чем
медленные.
Поэтому
у
спортсменов
скоростно-силовых видов спорта быстрые волокна составляют основную
массу мышц или иначе занимают на поперечном срезе значительно большую
площадь по сравнению с представителями других видов спорта, особенно
тех, которые требуют проявления преимущественно выносливости.
Одним из важных механизмов повышения скоростного компонента
мощности служит увеличение скоростных сократительных свойств мышц,
другим – улучшение координации работы мышц.
Скоростные сократительные свойства мышц в значительной мере
зависят от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон у
выдающихся представителей скоростно-силовых видов спорта, особенно у
спринтеров процент быстрых мышечных волокон значительно выше, чем у
не спортсменов, а тем более чем у выдающихся спортсменов, тренирующих
выносливость.
Мышечная координация также способствует увеличению скорости
движения мощности, так как при координированной работе мышц их усилия
кооперируются, преодолевая внешнее сопротивление с большей скоростью.
В частности, при хорошей мышечной координации сократительное усилие
одной мышцы или группы мышц лучше соответствует пику скорости,
создаваемой предыдущим усилием другой мышцы или группы мышц.
Скорость и степень расслабления мышц антагонистов может быть важным
фактором, влияющим на скорость движения. Если требуется увеличить
скорость движения, необходимо выполнять в тренировочных занятиях
специфические движения такие же, как в соревновательном упражнении со
скоростью,
равной
или
превышающей
ту,
которая
используется
в
тренировочном упражнении.
24
Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений. С
энергетической точки зрения, все скоростно-силовые упражнения относятся
к анаэробным. Предельная продолжительность их – менее 1-2 мин. Для
энергетической характеристики этих упражнений используются 2 основных
показателя: максимальная анаэробная мощность и максимальная анаэробная
емкость.
Максимальная анаэробная мощность. Максимальная для данного
человека мощность работы может поддерживаться лишь несколько секунд.
Работа такой мощности выполняется почти исключительно за счет энергии
анаэробного расщепления мышечных фосфагенов – АТФ и КрФ. Поэтому
запасы этих веществ и особенно скорости их энергетической утилизации
определяют максимальную анаэробную мощность. Короткий спринт и
прыжки
являются
упражнениями,
результаты
которых
зависят
от
максимальной анаэробной мощности.
Максимальная анаэробная емкость. Наиболее широко для оценки
максимальной анаэробной емкости используется величина максимального
кислородного долга – наибольшего кислородного долга, который выявляется
после работы предельной продолжительности от 1 до 3 м, это объясняется
тем,
что
наибольшая
часть
избыточного
количества
кислорода,
потребляемого после работы, используется для восстановления запасов АТФ,
КНФ и гликогена, которые расходовались в анаэробных процессах за время
работы. Такие факторы, как уровень катехоламинов в крови, повышенная
температура
тела
и
увеличенное
потребление
кислорода,
часть
сокращающимся сердцем и дыхательными мышцами, также могут быть
причиной
повышенной
скорости
потребления
кислорода
во
время
восстановления после тяжелой работы. Поэтому имеется лишь умеренная
связь между величиной максимального долга и максимальной анаэробной
емкостью.
По величине алактацидной быстрой фракции кислородного долга
можно судить о той части анаэробной фосфагенной емкости, которая
25
обеспечивает
очень
кратковременные
упражнения
скоростно-силового
характера.
Наибольшая медленная фракция кислородного долга после работы
предельной продолжительности в несколько десятков секунд связана с
анаэробным гликолизом, т.е. с образованием в процессе выполнения
скоростно-силового
упражнения
молочной
кислоты,
и
поэтому
как
лактацидный кислородный долг.
Эта часть кислородного долга используется для устранения молочной
кислоты из организма путем ее окисления до СО2 и Н2О и ресинтеза до
гликогена.
Максимальная емкость лактацидного компонента анаэробной энергии у
молодых нетренированных мужчин составляет 200кал/кг веса тела, что
соответствует максимальной концентрации молочной кислоты в крови около
120% 13 ммоль/л. у представителей скоростно-силовых видов спорта
максимальная концентрация молочной кислоты в крови может достигать 250-
300 мг%, что соответствует максимальной лактацидной гликолитической
емкости 400-500 кал/кг веса тела.
Такая высокая лактацидная емкость обусловлена рядом причин.
Прежде всего, спортсмены способны развивать более высокую мощность
работы и поддерживать ее более продолжительно, чем нетренированные
люди. Это в частности, обеспечивает включением в работу большой
мышечной массы, в том числе быстрых мышечных волокон, для которых
характерна
высокая
гликолитическая
способность.
Повышенным
содержанием таких волокон в мышцах спортсменов – представителей
скоростно-силовых
видов
спорта
–
является
одним
из
факторов,
обеспечивающих высокую гликолитическую мощность и емкость. Кроме
того, в процессе тренировочных занятий, особенно с применением повторно-
интервальных упражнений анаэробной мощности, по-видимому, развиваются
механизмы, которые позволяют спортсменам «переносить» более высокую
концентрацию молочной кислоты и соответственно более низкие значения
26
рН в крови и других жидкостях тела, поддерживая высокую спортивную
работоспособность.
Максимальная
мощность
является
результатом
оптимального
сочетания силы и скорости. Мощность проявляется во многих спортивных
упражнениях: в метаниях, прыжках, спринтерском беге. Чем выше мощность
развивает спортсмен, тем большую скорость он может сообщить снаряду или
собственному телу, т.к. финальная скорость снаряда (тела) определяется
силой и скоростью приложенного воздействия.
Мощность может быть увеличена за счет увеличения силы или
скорости сокращения мышц или обоих компонентов. Обычно наибольший
прирост мощности достигается за счет увеличения мышечной силы.
Силовой компонент мощности динамическая сила. Мышечная сила,
измеряемая
в
условиях
динамического
режима
работы
мышц
концентрического или эксцентрического сокращения, обозначается как
динамическая сила. Она определяется по ускорению а, сообщаемому массе
m, при концентрическом сокращении мышц, или по замедлению ускорению с
обратным знаком движения массы при эксцентрическом сокращении мышц.
Такое определение основано на физическом законе, согласно которому F = m
х
а.
При
этом
проявляемая
мышечная
сила
зависит
от
величины
перемещаемой
массы:
в
некоторых
пределах
с
увеличением
массы
перемещаемого тела показатели силы растут; дальнейшее увеличение массы
не сопровождается приростом динамической силы.
К одной из разновидностей мышечной силы относится так называемая
взрывная сила, которая характеризует способность к быстрому проявлению
мышечной силы. Она в значительной мере определяет, например, высоту
прыжка
вверх
с
прямыми
ногами
или
прыжка
в
длину
с
места
переместительную скорость на коротких отрезках бега с максимально
возможной скоростью. В качестве показателей взрывной силы используются
градиенты силы, т.е. скорость ее нарастания, которая определяется как
отношение максимально проявляемой силы к времени ее достижения или как
27
время достижения какого-нибудь выбранного уровня мышечной силы
абсолютный градиент либо половины максимальной силы, либо какой-
нибудь другой ее части относительный градиент силы. Градиент силы выше
у представителей скоростно-силовых видов спорта, чем у не спортсменов или
спортсменов, тренирующихся на выносливость. Особенно значительны
различия в абсолютных градиентах силы.
28
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось в ГАУ ДО СО «СШОР по велоспорту
«Велогор», с велосипедистами учебно-тренировочных групп. В исследовании
участвовала экспериментальная УТ четвертого года обучения, шесть человек
2009 - 2010 гг. рождения и контрольная группа УТ второго года обучения,
шесть человек 2010 – 2011 гг. рождения.
При решении задач использовались следующие методы:
1. Анализ и обобщение литературных данных.
2. Анализ документальных данных.
3. Метод диагностики.
4. Контрольные испытания.
5. Педагогический эксперимент.
6. Статистическая обработка.
Для определения степени развития скоростно-силовых способностей
мы использовали следующие тесты:
Тест №1. Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд без
отягощений.
Оборудование: секундомер, велосипедный станок и велосипед.
Описание теста: по команде занимающиеся максимально быстро
выполняет вращения педалей на велосипедном станке сидя на велосипеде, по
сигналу прекращает.
Результат: засчитывается количество оборотов за 30 сек.
Тест №2 Вращения педалей при интервальной работе в течение 3 серий
по 30 секунд, с включением более тяжелой передачи на велосипедном станке.
Оборудование: секундомер, велосипедный станок и велосипед.
Описание: после трех серий работы ногами на более тяжелой передаче,
29
выполняется максимальное количество оборотов в последующих сериях (на
тяжелой передаче).
Длительность серии – 3 минуты. Интервал отдыха 1 минута.
Результат: записываются количество оборотов в последних трех
сериях, вычисляется их средняя величина.
2.2 Описание экспериментальной методики
В отличие от стандартной методике я варьировал нагрузку: изменил
длительность серии до 4 минут, увеличивая при этом интенсивность
выполнения упражнений и тем самым, делая упор на аэробные перестройки в
функциональных системах при конкретной двигательной деятельности, а так
же для развития скоростно-силовых способностей юношей и девушек
занимающихся велосипедным спортом на учебно-тренировочном этапе
второго
года
обучения,
я
использовал
следующие
упражнения
с
отягощениями:
1– бег с отягощением (утяжелители-1 кг. на ногах,200 гр. на руках) на
дистанции 2000 м.;
2– выпрыгивание вверх с отягощением 1 кг. на ногах от 1 до 5 раз и
обратно (от 5 до 1);
3– прыжки через скакалку с отягощением на ногах и руках (3 подхода
по 1 минуте);
4– 10 минутный бег по лестнице (вверх и вниз) с отягощением на
ногах;
5– прыжки с места в длину с отягощением на ногах.
А так же игры в баскетбол, упражнения с использованием 200 г
утяжелителей на ногах, прыжки на скакалке, упражнения с набивными
мячами, резиновыми жгутами, прыжковые упражнения, степ.
Исследование проводилось в два этапа: с января 2024 года по апрель
2024 года.
30
В исследовании принимали участие:
1 группа 4 года обучения;
2 группа 2 года обучения.
Общее количество испытуемых 12 человек, по 6 человек в каждой
группе.
Данные
исследования,
в
моем
случае
тесты
проводились
с
обучающимися два раза. В январе 2024 года, а затем в апреле 2024 года.
Тесты проводились с одними и теми же обучающимися.
2.3 Результаты исследований и их обсуждение
Результаты проведенного исследования уровня скоростно-силовых
способностей спортсменов – велосипедистов обоих групп представлены в
таблицах А.1, Б.1.
Таблица А.1 - Результаты тестирования спортсменов занимающихся
велоспортом в начале эксперимента
группа
№ спортсмена
Количество
оборотов за 30
секунд
Количество
оборотов за 3
серии по 30
секунд
Контрольная
1
55
41
2
56
42
3
55
40
4
57
43
5
55
42
6
56
41
экспериментальная
1
49
34
2
50
36
3
48
34
4
51
35
5
49
37
31
6
50
34
Количество оборотов за 30 секунд в контрольной и экспериментальной
группе в начале эксперимента (Приложение А).
Количество оборотов за три серии в контрольной и экспериментальной
группе в начале эксперимента (Приложение А).
Рассмотрим
результаты
проведения
контрольного
тестирования
спортсменов занимающихся велоспортом, обоих групп проведенных в
Апреле 2024 года. Они изложены в таблице Б.1.
Таблица Б.1 - Результаты тестирования спортсменов занимающихся
велоспортом в конце эксперимента
группа
№ спортсмена
Количество
оборотов за 30
секунд
Количество
оборотов за 3
серии по 30
секунд
Контрольная
1
57
42
2
56
43
3
55
41
4
57
45
5
55
44
6
56
43
экспериментальна
я
1
72
55
2
70
57
3
71
55
4
74
54
5
72
59
6
75
57
Количество оборотов в минуту в контрольной и экспериментальной
группе в конце эксперимента (Приложение Б).
32
Количество оборотов за три серии в контрольной и экспериментальной
группе в конце эксперимента (Приложение Б).
Проведенное
исследование
показало,
что
использование
мною
предложенного комплекса упражнений с отягощениями, для развития
скоростно-силовых-силовых способностей у подростков, занимающихся
велосипедным спортом, позволило повысить экспериментальной группе в
среднем на 16%, в первом тесте и на 48% во втором тесте по сравнению с
контрольной группой, хотя изначальной показатели скоростно-силовых
способностей в данной группе были на 8 % выше в 1 тесте и на 20% во
втором тесте.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том,
что развитие скоростно-силовых-силовых способностей у спортсменов УТ
групп занимающихся велоспортом необходимо будет более эффективным за
счет использования в тренировочном процессе комплекса упражнений с
отягощениями.
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные достижения в велоспорте возможны только при условии
длительного
и
систематического
применения
высоких
тренировочных
нагрузок. На основании проведенного исследования можно сказать, что
акцент на развитие скоростно-силовых способностей в велосипедном спорте,
на учебно-тренировочном этапе подготовки закладывают фундамент для
дальнейших спортивных успехов.
Из проведенного мною
исследования можно сделать следующие
выводы:
1.
На
сегодняшний
день,
несмотря
на
научное
обоснование,
упражнения с отягощениями для развития скоростно-силовых способностей
у занимающихся велоспортом на учебно-тренировочном этапе подготовки,
практически в тренировочном процессе не используется.
2. Возрастной период 14-15 лет является наиболее благоприятным для
скоростно-силовых способностей при помощи упражнений с отягощениями.
3. Разработанная
экспериментальная
методика
для
спортсменов
подходит по возрастным психолого-физиологическим особенностям, так как
обучающийся в этом возрасте имеет повышенную работоспособность,
самочувствие и энергичность.
4.
Я
пришел к выводу, что упражнения с отягощениями должны
присутствовать в тренировочном процессе, с правильной дозировкой и под
контролем.
34
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В
методике
развития
скоростно-силовых
качеств,
применяются
упражнения, в которых сила применяется в возможно меньшее время. При
выполнении таких упражнений применяется незначительные отягощения.
При развитии этого качества применяется упражнения с самоотягощениями,
все возможные прыжки и ускорениях в играх.
Особую группу составляют упражнения с мгновенным преодолением
ударно-воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение
мощности усилий, например; выпрыгивание вверх.
В упражнениях с отягощениями главное подобрать правильный вес,
если вес будет очень тяжелым, может произойти нарушение техники
выполнения упражнения.
Скоростно-силовые упражнения рекомендуется выполнять следующим
образом: число повторений в серии 5-6, число серий 2-4, интервал для
отдыха между сериями 6-7 минут, число занятий в неделю до 3-х. При
выполнении
скоростно-силовых
упражнений
базой
принято
считать
собственно-силовые возможности, и уже на базе силы необходимо развивать
скоростные возможности.
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архипов, Е. Седов, А. Велосипедный спорт / Е. Архипов, А. Седов –
Москва: Физкультура и спорт, 2013.
2. Ашмарин, Б. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании / Б. Ашмарин. – Москва: Физкультура и спорт, 1978.
3. Верхошанский,
Ю.
Методика
оценки
скоростно-силовых
способностей спортсменов / Ю. Верхошанский // Теория и практика физ.
культуры. 1979.
4.
Криворотенко
А.Н.
Методическая
разработка
по
подготовке
велосипедистов
на
различных
этапах
спортивного
совершенствования. – Алма-Ата, КазИФК, 2019. – 28 с.
5. Гагуа, Е. Тренировка спринтера - Москва: Олимпия Пресс: Терра-
Спорт, 2012.
6. Губа, В. Морфобиомеханический подход как основа возрастного
физического воспитания и спорта // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка- 1999.
7. Губа, В. Современные проблемы ранней спортивной ориентации -
Москва: ТО информационно-коммерческое агентство, 2013.
8. Крылатых,
Ю.
Подготовка
юных
велосипедистов.
Москва:
Физкультура и спорт 2013.
9.
Платонов
В.Н.,
Полищук
Д.А.
Организационно-методические
проблемы подготовки велосипедистов / В.Н. Платонов, Д.А.
Полищук. Ежегодник «Велосипедный спорт», 2013.-С.12-19.
10. Кузнецов, В. Специальные скоростно-силовые качества и методы
их развития / В. Кузнецов // Теория и практика физ. культуры, 1988.
11. Матвеев, Л. Теория и методика физической культуры — Москва:
Физкультура и Спорт, Спорт Академ Пресс, 2008.
12. Мехрикадзе, В. Тренировка юного спринтера - Москва: «ФиС»,
2011.
36
13.Мартынов
В.С.
Хоменков
Л.С.
Теоретические
и
научно-
методические
аспекты
современного
спорта:
Всероссийскому
научно-исследовательскому институту физической культуры и
спорта- 60 лет / В.С. Мартынов, Л.С. Хоменков. – М: ВНИИФК,
2015.-С.173-183.
14. Сапин, М. Анатомия и физиология детей и подростков. – Москва,
2012.
15. Столяренко, Л. Основы психологии: Учебное пособие / Л.
Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
16. Холодов, Ж. Теория и методика физического воспитания и спорта:
учеб.пособие – Москва: Академия, 2004.
17. Шаведрова, А. Велосипедный спорт. Ежегодник №528 / А.
Шаведрова. – Москва: Физкультура и спорт. – 1999.
18. Шаведрова, А. Велосипедный спорт. Ежегодник / А. Шаведрова. –
Москва: Физкультура и спорт. – 1998.
19. Юнкер,
Д.
Велосипедный
спорт:
Пер.с
нем.
Ердакова,
С.
Физкультура и спорт, 2012.
20.Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедные гонки на шоссе /Е.М.
Архипов, А.В. Седов. - М.: Физкультура и спорт, 2014.-168с.
21.Бесераль
Памирез
Карлос.
Комплексная
оценка
специальной
работоспособности юных велосипедистов в процессе многолетней
подготовки/ Бесераль Памирез Карлос. Журнал « Теория и практика
физ. культуры», 2015.-№7.-С.55-57.
22.Капитонов В.А. Ердаков С.В. Анализ подготовки велосипедистов-
шоссейников в олимпийском цикле / В.А. Капитонов, С.В. Ердаков.
Ежегодник «Велосипедный спорт», 2019.-С.7-11.
23.Минченко В.Г. Структура и особенности построения многолетней
подготовки велосипедистов / В.Г. Минченко. Журнал «Теория и
практика физ. культуры», 2008.-№2.-С.5-11.
37
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Рисунок 1- Количество оборотов за 30 секунд в контрольной и
экспериментальной группе в начале эксперимента.
0
10
20
30
40
50
60
Экспериментальная
Контрольная
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
Экспериментальная
Контрольная
38
Приложение В
Рисунок
3-
Количество
оборотов
в
минуту
в
контрольной
и
экспериментальной группе в конце эксперимента
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Экспериментальная
Контрольная
Рисунок 4.
Количество оборотов за три серии в контрольной и
экспериментальной группе в конце эксперимента
0
10
20
30
40
50
60
Экспериментальная
Контрольная
39