Автор: Кольцова Юлия Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на примере программы "СтартУМ"
Раздел: дополнительное образование
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Программа СтартУМ
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
эксперты, педагоги, родители могут иметь разные точки зрения на развитие и
воспитание детей дошкольного возраста, но единодушны в одном - развитие
интеллекта обучающегося (целенаправленный и организованный процесс
передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности)
– основной и предпочтительный вектор развития личности ребёнка.
Отличительные особенности программы -
Это новое решение проблемы воспитания и развития учащегося
дошкольного возраста; новые методики формирования личностного развития
ребенка;
отличительные
от
других
программ
формы
диагностики
и
подведения итогов реализации программы.
Специфика предполагаемой
деятельности детей на занятиях по программе «СтартУМ» обусловлена тем,
что интеллектуальное развитие рассматривается автором программы в
качестве главного условия формирования человека, так как именно разум и
воображение позволяют обучающимся строить осмысленную картину мира и
осознавать своё место в нём, учитываются и возрастные (физиологические)
особенности детей 4-5 летнего возраста.
Так же следует отметить, что
содержание курса объединено в 7 тематических модулей, каждый из которых
реализует отдельную задачу, при этом все составляющие образовательного
процесса модули предусматривают не только усвоение теоретических
знаний,
но
и
формирование
деятельностно
-
практического
опыта.
Практические
задания
способствуют
развитию
у
детей
творческих
способностей, умения создавать авторские модели, следуя современным
образовательным технологиям.
Новизна Образовательная программа разработана автором с учетом
современных образовательных технологий, которые отражаются в:
– принципах обучения (индивидуальность, доступность, результативность);
– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения,
дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования);
– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование,
анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов
и материалов в расчете на объединение детей).
Адресат программы
В программе учтены возрастные особенности психического развития
учащихся 4-5 лет: образное мышление, преобладание эмоционального
компонента в опыте, ведущий вид деятельности.
Дети этого возраста хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не
только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его
переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д.
4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети
активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что
проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего,
стремятся получить новую информацию познавательного характера.
В возрасте четырёх лет ребёнок выходит за пределы семейного круга. его
восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая,
моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они
заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются
определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В
игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое
поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается
ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях
взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости,
дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение,
сообразительность, волевые качества, нравственные установки.
Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую
фантазию. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует
свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых.
Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов
деятельности, общественных функций людей. Его общение становится вне-
ситуативным. Взрослый становиться не только членом семьи, но и носителем
определенной общественной функции.
Сроки и объёмы программы
Срок реализации программы «СтартУМ» составляет 1 учебный год, 36
недель, 72 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Формы организации образовательного процесса
Все формы организации образовательного процесса вместе и каждая в
отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных
педагогом и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми
видов деятельности, они должны обеспечивать активное участие ребенка в
образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и
интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и
др. Основная форма – учебное занятие, могут быть применены:
- практикум
- экскурсия
- мастерская
- конкурс и т.д.;
Форма обучения – очная, но в период отмены занятий по
метеорологическим или эпидемиологическим условиям осуществляется
заочное обучение с применением телекоммуникационных технологий и
электронных форм обучения.
Цель
Развитие интеллектуальных способностей, проектирование
социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-
пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, а
также развитие предпосылок учебной деятельности.
Задачи:
личностные
- формирование у обучающихся российской гражданской идентичности;
- мотивация к познанию и обучению;
- воспитание в учащихся внимательного, доброжелательного, чуткого
отношения к окружающим;
- приобщение к участию в коллективной деятельности;
- развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения
метапредметные
- осуществление функционального преобразования предметов;
- формирование контроля за тонусом мышц пальцев и кисти рук;
- развитие мотивации успеха
- развитие умения выбирать образец для подражания,
- формирование основ самоконтроля;
- расширение коммуникативных возможностей учащихся
- обучение навыкам выявления и анализа начала, середины и окончания
процесса изменения объектов неживой природы;
предметные
- развить оптико-пространственную функцию, умение ориентироваться на
плоскости;
- способствовать овладению воспитанниками навыков конструирования.
Планируемые результаты освоения программы
личностные
- позитивное отношение к миру, к другим людям вне зависимости от их
социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных
и других верований, их физических и психических особенностей;
- позитивное отношения к самому себе, чувство собственного достоинства,
уверенность в своих силах;
- позитивное отношение к видам труда, ответственность за начатое дело;
- сформированность первичных ценностных представлений о том, «что такое
хорошо и что такое плохо», стремление поступать правильно, «быть
хорошим»;
- патриотизм, чувство гражданской принадлежности и социальной
ответственности;
- стремление к здоровому образу жизни
- овладение основными культурными способами деятельности,
необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;
метапредметные
- видение проблемы, постановка вопросов, выдвижение гипотезы, поиск
оптимальных путей решения;
- умение поиска и выделения необходимой информации;
-умение анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое
из частей, классифицировать, моделировать;
-умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать,
экспериментировать, формулировать выводы;
-умение доказывать, аргументированно защищать свои идеи;
-умение общаться и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной
деятельности или обмену информацией;
-владение способностью адекватно оценивать результаты своей
деятельности;
предметные
- знание правил поведения на занятии;
- знание правил техники безопасности;
- знание свойств пластичных материалов: пластилин, тесто;
- овладение разнообразными приемами действия с пластичными
материалами: разминание, отщипывание, сплющивание, «шлепание»,
скатывание;
- овладение приемами вдавливания, создания сюжетных идей на
пластилиновой основе;
- знание свойств бумаги и клея; приемов действия с наклейками;
- умение уверенно пользоваться ножницами;
- воспроизведение простых действия с реальными и воображаемыми
предметами;
- воспроизведение непредметных кистевых и пальцевых поз;
- умение изменять направление линий при штриховке;
- умение не выходить за границы рисунка при раскрашивании;
- знание и умение