Напоминание

"Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на примере программы "СтартУМ"


Автор: Кольцова Юлия Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на примере программы "СтартУМ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Программа СтартУМ

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время

эксперты, педагоги, родители могут иметь разные точки зрения на развитие и

воспитание детей дошкольного возраста, но единодушны в одном - развитие

интеллекта обучающегося (целенаправленный и организованный процесс

передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности)

– основной и предпочтительный вектор развития личности ребёнка.

Отличительные особенности программы -

Это новое решение проблемы воспитания и развития учащегося

дошкольного возраста; новые методики формирования личностного развития

ребенка;

отличительные

от

других

программ

формы

диагностики

и

подведения итогов реализации программы.

Специфика предполагаемой

деятельности детей на занятиях по программе «СтартУМ» обусловлена тем,

что интеллектуальное развитие рассматривается автором программы в

качестве главного условия формирования человека, так как именно разум и

воображение позволяют обучающимся строить осмысленную картину мира и

осознавать своё место в нём, учитываются и возрастные (физиологические)

особенности детей 4-5 летнего возраста.

Так же следует отметить, что

содержание курса объединено в 7 тематических модулей, каждый из которых

реализует отдельную задачу, при этом все составляющие образовательного

процесса модули предусматривают не только усвоение теоретических

знаний,

но

и

формирование

деятельностно

-

практического

опыта.

Практические

задания

способствуют

развитию

у

детей

творческих

способностей, умения создавать авторские модели, следуя современным

образовательным технологиям.

Новизна Образовательная программа разработана автором с учетом

современных образовательных технологий, которые отражаются в:

– принципах обучения (индивидуальность, доступность, результативность);

– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения,

дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования);

– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование,

анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);

– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов

и материалов в расчете на объединение детей).

Адресат программы

В программе учтены возрастные особенности психического развития

учащихся 4-5 лет: образное мышление, преобладание эмоционального

компонента в опыте, ведущий вид деятельности.

Дети этого возраста хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не

только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его

переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети

активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что

проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего,

стремятся получить новую информацию познавательного характера.

В возрасте четырёх лет ребёнок выходит за пределы семейного круга. его

восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая,

моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они

заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются

определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В

игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое

поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается

ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях

взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости,

дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение,

сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую

фантазию. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует

свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых.

Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов

деятельности, общественных функций людей. Его общение становится вне-

ситуативным. Взрослый становиться не только членом семьи, но и носителем

определенной общественной функции.

Сроки и объёмы программы

Срок реализации программы «СтартУМ» составляет 1 учебный год, 36

недель, 72 часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Формы организации образовательного процесса

Все формы организации образовательного процесса вместе и каждая в

отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных

педагогом и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми

видов деятельности, они должны обеспечивать активное участие ребенка в

образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и

интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и

др. Основная форма – учебное занятие, могут быть применены:

- практикум

- экскурсия

- мастерская

- конкурс и т.д.;

Форма обучения – очная, но в период отмены занятий по

метеорологическим или эпидемиологическим условиям осуществляется

заочное обучение с применением телекоммуникационных технологий и

электронных форм обучения.

Цель

Развитие интеллектуальных способностей, проектирование

социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-

пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, а

также развитие предпосылок учебной деятельности.

Задачи:

личностные

- формирование у обучающихся российской гражданской идентичности;

- мотивация к познанию и обучению;

- воспитание в учащихся внимательного, доброжелательного, чуткого

отношения к окружающим;

- приобщение к участию в коллективной деятельности;

- развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения

метапредметные

- осуществление функционального преобразования предметов;

- формирование контроля за тонусом мышц пальцев и кисти рук;

- развитие мотивации успеха

- развитие умения выбирать образец для подражания,

- формирование основ самоконтроля;

- расширение коммуникативных возможностей учащихся

- обучение навыкам выявления и анализа начала, середины и окончания

процесса изменения объектов неживой природы;

предметные

- развить оптико-пространственную функцию, умение ориентироваться на

плоскости;

- способствовать овладению воспитанниками навыков конструирования.

Планируемые результаты освоения программы

личностные

- позитивное отношение к миру, к другим людям вне зависимости от их

социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных

и других верований, их физических и психических особенностей;

- позитивное отношения к самому себе, чувство собственного достоинства,

уверенность в своих силах;

- позитивное отношение к видам труда, ответственность за начатое дело;

- сформированность первичных ценностных представлений о том, «что такое

хорошо и что такое плохо», стремление поступать правильно, «быть

хорошим»;

- патриотизм, чувство гражданской принадлежности и социальной

ответственности;

- стремление к здоровому образу жизни

- овладение основными культурными способами деятельности,

необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;

метапредметные

- видение проблемы, постановка вопросов, выдвижение гипотезы, поиск

оптимальных путей решения;

- умение поиска и выделения необходимой информации;

-умение анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое

из частей, классифицировать, моделировать;

-умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать,

экспериментировать, формулировать выводы;

-умение доказывать, аргументированно защищать свои идеи;

-умение общаться и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной

деятельности или обмену информацией;

-владение способностью адекватно оценивать результаты своей

деятельности;

предметные

- знание правил поведения на занятии;

- знание правил техники безопасности;

- знание свойств пластичных материалов: пластилин, тесто;

- овладение разнообразными приемами действия с пластичными

материалами: разминание, отщипывание, сплющивание, «шлепание»,

скатывание;

- овладение приемами вдавливания, создания сюжетных идей на

пластилиновой основе;

- знание свойств бумаги и клея; приемов действия с наклейками;

- умение уверенно пользоваться ножницами;

- воспроизведение простых действия с реальными и воображаемыми

предметами;

- воспроизведение непредметных кистевых и пальцевых поз;

- умение изменять направление линий при штриховке;

- умение не выходить за границы рисунка при раскрашивании;

- знание и умение



В раздел образования