Автор: Лагутина Ирина Юрьевна
Должность: Преподаватель по программе "Фортепиано"
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г.Белебей Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока в классе фортепиано
Тема: Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №1 г.Белебея
Методическая разработка
открытого урока в классе фортепиано
«Работа над художественным образом в программных
фортепианных произведениях»
Выполнила: преподаватель
специального фортепиано
первой квалификационной
категории МАУ ДО ДШИ№1
Лагутина И.Ю.
г. Белебей
2022г.
Открытый урок по предмету «Специальность» с ученицей 4 кл. Талхиной Зариной.
Дата проведения:16.11.2022г.
Тема урока: «Работа над художественным образом в программных фортепианных
произведениях»
Цель урока: закрепить ранее изученные средства музыкальной выразительности для создания
художественного образа произведения, применить их для раскрытия образного содержания
музыкального произведения в исполнении.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- научить читать различную фактуру, выделять главное, видеть и различать технические моменты
(арпеджио, гаммы, аккорды)
- овладеть приёмами и способами исполнительства на фортепиано
- обобщить знания учащейся о средствах выразительности в музыке
- добиться правильного исполнения пианистических приемов
- способствовать расширению музыкального кругозора
2. Развивающие:
-
развитие творческих способностей (артистизм)
- развитие эстетических и нравственных чувств
- развитие музыкальной эрудиции, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса
- развитие углубленного восприятия и передачи настроения в исполняемом музыкальном
произведении
- развитие музыкального слуха, памяти, внимания, внутренней культуры
3. Воспитательные:
- воспитывать вдумчивого исполнителя и слушателя
- прививать интерес к музыкальному искусству
- воспитывать целеустремленность, готовность к труду, дисциплинированность.
Форма урока: индивидуальная
Тип урока: комбинированный урок
Виды деятельности на уроке:
- слушание и исполнение музыки
- рассуждения о музыки
-
сопоставление разных видов искусств
Музыкальный материал:
-гамма A-dur
- виртуозная пьеса «Озорник» Н.Сабитов
- кантилена «Осенние листья» В. Ребиков
Методы:
- комплексное воздействие разных видов искусств
- сравнения и сопоставления
- наблюдения за музыкой
- музыкально-ритмической импровизации
- обобщения
- словесный
- практический
- поисковый
Обучающаяся должна знать:
- музыкальные термины
- аппликатуру в гаммах
- музыкальный текст изучаемого произведения
Предварительная работа:
- чтение стихов об осени
- рисунки осенних листьев
- подбор литературы, иллюстраций
Применение педагогических технологий:
-
здоровьесберегающая
-
игровая
-
технология личностно-ориентированного обучения
-
информационно-коммуникационные технологии
Дидактический материал:
-нотная литература
- словарь музыкальных терминов
-словарь эмоций, чувств, ассоциаций
- образовательная программа по фортепианному искусству, раздел 4 класс
Оборудование:
- рояль,
ноутбук, ноты произведений.
План урока
Общее время урока – 45 мин.
I. Организационный момент – 5 мин.
II. Основная часть:
1.Исполнение гаммы, виртуозной пьесы «Озорник» Н.Сабитов- 20мин
2. Работа с музыкальным произведением – 20 мин:
- исполнение ученицей пьесы «Осенние листья» В.Ребикова
- рассказ преподавателя о композиторе, демонстрация портрета
- показ и обсуждение домашнего задания
-проверка и обобщение понятия «Средства музыкальной выразительности»
-выявление и применение определенных средств выразительности для исполнения пьесы
«Осенние листья», работа над кантиленой
- работа со словарем синонимов
- итоговое проигрывание пьесы
III. Подведение итогов урока, выставление оценок – 5 мин.
Ход урока:
Вступительное слово:
-Зарина, сегодня у нас не простой урок. Так как на занятии у нас присутствуют гости, то
называется он открытый.
На данном уроке будет показана работа над художественным образом в фортепианных
произведениях. Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщенно, но
систематизировано. Урок будет проведен с учащейся 4 класса Талхиной Зариной. Рассмотрим
яркую фортепианную пьесу «Озорник» замечательного башкирского композитора Наримана
Сабитова. Его творчество является яркой и значительной страницей в истории башкирской
национальной музыкальной культуры. Большое внимание в своём творчестве Н. Сабитов уделял
музыке для детей. Фортепианные произведения для детей- это образные, интересные по музыке и
названию пьесы. Прослушай, пожалуйста, в исполнении преподавателя пьесу «Озорник»
Наримана Сабитова.
-Зарина, сегодня на уроке мы с тобой поговорим о художественном образе произведения. Что же
это за понятие «художественный образ»?
Ответ: это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора,
отношение к своему сочинению.
-Художественный
образ
в
музыке
раскрывается
при
помощи
средств
музыкальной
выразительности. ---Работа
над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение художественного образа
произведения – это раскрытие его
характерных особенностей, его «лица». И раскрывается образ,
как мы уже сказали, с помощью выразительных средств.
-Хорошо, сегодня на уроке мы на примере двух произведений проследим становление, выражение
музыкального образа.
-Прежде чем начать работу над пьесой, Арина поиграет подготовительные упражнения и гамму,
чтобы разогреть ручки и настроиться на работу.
-Зарина, скажи, пожалуйста, какой художественный образ автор показал в своём сочинении?
Ответ: Музыка точно изображает образ маленького озорника. -Давай
мы подробно рассмотрим, с помощью каких средств музыкальной выразительности достигается
художественный образ в нашей пьесе. Произведению присущи картинность и образность,
характерные для народной музыки. В основе пьесы лежат народные напевы, которые композитор
обогатил деталями, усложнил орнаментальный рисунок и ритм.
Во-первых, обратим внимание на форму произведения: 3 части, причём 1 и 3 части практически
одинаковые.
-Что же происходит в 1 части?
Какие средства выразительности использует автор?
Ответ: Отрывистая мелодия, мажорный лад, острый ритм, разнообразная динамика.
-Колоритная оригинальная пьеса с ярко выраженными национальными характеристиками.
Народные напевы, превращаясь в тему фортепианной пьесы, обогащались деталями, приобретали
изысканность и сложность орнаментального рисунка, широту диапозона. Здесь показан маленький
озорник который исполняет танец, с ярко выраженными национальными характеристиками.
2 часть – ускорение темпа, нарастание и затихание звучности, акценты (убегает).
3 часть – повторение первой части.
-
Вот мы рассмотрели средства выразительности, которые помогают раскрытию художественного
образа. А теперь ты, Зарина, сыграй пьесу и попробуй донести до нас, слушателей, образы, о
которых мы только что поговорили.
Такая у нас получилась интересная пьеса. Зарина, ты молодец. Видно, что пьеса тебе понятна и
очень нравится. Играешь её уверенно, ярко, красочно.
Дома обязательно проигрывай в разных темпах, чередуя быстрый -медленный, следи за ровностью
ритмического исполнения.
2.-Следующее произведение называется «Осень», написал её композитор В. Ребиков. Давай
представим картину осеннего леса, настроимся совсем на другой характер. Для этого предлагаю
тебе послушать стихи об этом прекрасном времени года и посмотреть твои собственные рисунки
осени.
Зарина, постарайся вспомнить и выполнить всё, о чём мы говорили на уроках, смотрели видео
зарисовки осени, слушали произведение П. И. Чайковского «Октябрь».
- Зарина, сыграй, пожалуйста, пьесу. Эта Пьеса имеет название, в котором и кроется
художественный образ, - такие произведения называются программными.
«Осень» – яркая, интересная пьеса. Давай мы рассмотрим наше произведение, разберемся со
средствами выразительности.
-Какой характер этого произведения? Темп? Оттенки, штрихи? Ответ:
спокойный , певучий, грустный.
- Возможно под эту музыку хочется мечтать, думать. Давай рассмотрим музыкальные средства
выразительности, которые используются в этой пьесе.
- Это минорный лад, плавная мелодия с интонациями вопроса- Где дни лета? Грезы весны? Шум
лесов, пенье птиц? И т.д.
- Она имеет трёхчастную форму, грустный характер.
1 часть - задумчивая, печальная.
В связи с этим, играть мы будем плавно, пластично, нежно, очень выразительно. В правой руке -
мелодия, в левой – аккомпанемент. Мелодическую линию мы будем играть протяжно, длинно. Для
этого нам поможет фразировка. В каждой фразе есть что? Начало, окончание, кульминация.
2часть - более взволнованная, с яркой кульминацией. (Гроза)
Прикосновение к клавишам очень глубокое, цепляемся за каждый звук. Какое мы делали
упражнение для глубокого взятия, до «самого дна клавиши»? (упражнение с монеткой)
Работа над выразительной фразой: попросить пропеть про себя (интервал, ход), а потом, то же
самое, пропеть на инструменте.
Левую руку поиграть аккордами со сменой педали, с объединяющим движением руки.
3 часть – повторение первой части. Звучит спокойно, грустно.
Дома проучи пьесу как на уроке. Выполняй упражнения.
-
Высшая
цель
музыканта-исполнителя
–
достоверное,
убедительное
воплощение
композиторского замысла, т.е. создание художественного образа произведения. Мы сегодня с
тобой
убедились,
что
на
характер
музыкального
произведения,
на
его
образ
самым
непосредственным образом влияют средства музыкальной выразительности.
В заключение урока хочется поблагодарить Зарину за работу, за внимание и отзывчивость. Я
думаю, ты представляешь, «проживаешь» музыкальные образы и с радостью играешь эти
произведения. Талхина Зарина стала лауреатом Зонального конкурса «Музыкальные снежинки» с
пьесой Н.Сабитова «Озорник»
Заключение:
Очень важно уже с начального обучения развивать навык работы над художественным образом.
Необходимо с раннего детства заложить эту основу для дальнейшего успешного обучения игре на
фортепиано, главным образом для того, чтобы исполнитель в будущем умел использовать все
колористические возможности звука инструмента, умел полностью передать характер какого-либо
произведения, открыл для себя богатство образов.