Напоминание

Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях


Автор: Лагутина Ирина Юрьевна
Должность: Преподаватель по программе "Фортепиано"
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г.Белебей Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока в классе фортепиано
Тема: Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №1 г.Белебея

Методическая разработка

открытого урока в классе фортепиано

«Работа над художественным образом в программных

фортепианных произведениях»

Выполнила: преподаватель

специального фортепиано

первой квалификационной

категории МАУ ДО ДШИ№1

Лагутина И.Ю.

г. Белебей

2022г.

Открытый урок по предмету «Специальность» с ученицей 4 кл. Талхиной Зариной.

Дата проведения:16.11.2022г.

Тема урока: «Работа над художественным образом в программных фортепианных

произведениях»

Цель урока: закрепить ранее изученные средства музыкальной выразительности для создания

художественного образа произведения, применить их для раскрытия образного содержания

музыкального произведения в исполнении.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- научить читать различную фактуру, выделять главное, видеть и различать технические моменты

(арпеджио, гаммы, аккорды)

- овладеть приёмами и способами исполнительства на фортепиано

- обобщить знания учащейся о средствах выразительности в музыке

- добиться правильного исполнения пианистических приемов

- способствовать расширению музыкального кругозора

2. Развивающие:

-

развитие творческих способностей (артистизм)

- развитие эстетических и нравственных чувств

- развитие музыкальной эрудиции, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса

- развитие углубленного восприятия и передачи настроения в исполняемом музыкальном

произведении

- развитие музыкального слуха, памяти, внимания, внутренней культуры

3. Воспитательные:

- воспитывать вдумчивого исполнителя и слушателя

- прививать интерес к музыкальному искусству

- воспитывать целеустремленность, готовность к труду, дисциплинированность.

Форма урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный урок

Виды деятельности на уроке:

- слушание и исполнение музыки

- рассуждения о музыки

-

сопоставление разных видов искусств

Музыкальный материал:

-гамма A-dur

- виртуозная пьеса «Озорник» Н.Сабитов

- кантилена «Осенние листья» В. Ребиков

Методы:

- комплексное воздействие разных видов искусств

- сравнения и сопоставления

- наблюдения за музыкой

- музыкально-ритмической импровизации

- обобщения

- словесный

- практический

- поисковый

Обучающаяся должна знать:

- музыкальные термины

- аппликатуру в гаммах

- музыкальный текст изучаемого произведения

Предварительная работа:

- чтение стихов об осени

- рисунки осенних листьев

- подбор литературы, иллюстраций

Применение педагогических технологий:

-

здоровьесберегающая

-

игровая

-

технология личностно-ориентированного обучения

-

информационно-коммуникационные технологии

Дидактический материал:

-нотная литература

- словарь музыкальных терминов

-словарь эмоций, чувств, ассоциаций

- образовательная программа по фортепианному искусству, раздел 4 класс

Оборудование:

- рояль,

ноутбук, ноты произведений.

План урока

Общее время урока – 45 мин.

I. Организационный момент – 5 мин.

II. Основная часть:

1.Исполнение гаммы, виртуозной пьесы «Озорник» Н.Сабитов- 20мин

2. Работа с музыкальным произведением – 20 мин:

- исполнение ученицей пьесы «Осенние листья» В.Ребикова

- рассказ преподавателя о композиторе, демонстрация портрета

- показ и обсуждение домашнего задания

-проверка и обобщение понятия «Средства музыкальной выразительности»

-выявление и применение определенных средств выразительности для исполнения пьесы

«Осенние листья», работа над кантиленой

- работа со словарем синонимов

- итоговое проигрывание пьесы

III. Подведение итогов урока, выставление оценок – 5 мин.

Ход урока:

Вступительное слово:

-Зарина, сегодня у нас не простой урок. Так как на занятии у нас присутствуют гости, то

называется он открытый.

На данном уроке будет показана работа над художественным образом в фортепианных

произведениях. Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщенно, но

систематизировано. Урок будет проведен с учащейся 4 класса Талхиной Зариной. Рассмотрим

яркую фортепианную пьесу «Озорник» замечательного башкирского композитора Наримана

Сабитова. Его творчество является яркой и значительной страницей в истории башкирской

национальной музыкальной культуры. Большое внимание в своём творчестве Н. Сабитов уделял

музыке для детей. Фортепианные произведения для детей- это образные, интересные по музыке и

названию пьесы. Прослушай, пожалуйста, в исполнении преподавателя пьесу «Озорник»

Наримана Сабитова.

-Зарина, сегодня на уроке мы с тобой поговорим о художественном образе произведения. Что же

это за понятие «художественный образ»?

Ответ: это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора,

отношение к своему сочинению.

-Художественный

образ

в

музыке

раскрывается

при

помощи

средств

музыкальной

выразительности. ---Работа

над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение художественного образа

произведения – это раскрытие его

характерных особенностей, его «лица». И раскрывается образ,

как мы уже сказали, с помощью выразительных средств.

-Хорошо, сегодня на уроке мы на примере двух произведений проследим становление, выражение

музыкального образа.

-Прежде чем начать работу над пьесой, Арина поиграет подготовительные упражнения и гамму,

чтобы разогреть ручки и настроиться на работу.

-Зарина, скажи, пожалуйста, какой художественный образ автор показал в своём сочинении?

Ответ: Музыка точно изображает образ маленького озорника. -Давай

мы подробно рассмотрим, с помощью каких средств музыкальной выразительности достигается

художественный образ в нашей пьесе. Произведению присущи картинность и образность,

характерные для народной музыки. В основе пьесы лежат народные напевы, которые композитор

обогатил деталями, усложнил орнаментальный рисунок и ритм.

Во-первых, обратим внимание на форму произведения: 3 части, причём 1 и 3 части практически

одинаковые.

-Что же происходит в 1 части?

Какие средства выразительности использует автор?

Ответ: Отрывистая мелодия, мажорный лад, острый ритм, разнообразная динамика.

-Колоритная оригинальная пьеса с ярко выраженными национальными характеристиками.

Народные напевы, превращаясь в тему фортепианной пьесы, обогащались деталями, приобретали

изысканность и сложность орнаментального рисунка, широту диапозона. Здесь показан маленький

озорник который исполняет танец, с ярко выраженными национальными характеристиками.

2 часть – ускорение темпа, нарастание и затихание звучности, акценты (убегает).

3 часть – повторение первой части.

-

Вот мы рассмотрели средства выразительности, которые помогают раскрытию художественного

образа. А теперь ты, Зарина, сыграй пьесу и попробуй донести до нас, слушателей, образы, о

которых мы только что поговорили.

Такая у нас получилась интересная пьеса. Зарина, ты молодец. Видно, что пьеса тебе понятна и

очень нравится. Играешь её уверенно, ярко, красочно.

Дома обязательно проигрывай в разных темпах, чередуя быстрый -медленный, следи за ровностью

ритмического исполнения.

2.-Следующее произведение называется «Осень», написал её композитор В. Ребиков. Давай

представим картину осеннего леса, настроимся совсем на другой характер. Для этого предлагаю

тебе послушать стихи об этом прекрасном времени года и посмотреть твои собственные рисунки

осени.

Зарина, постарайся вспомнить и выполнить всё, о чём мы говорили на уроках, смотрели видео

зарисовки осени, слушали произведение П. И. Чайковского «Октябрь».

- Зарина, сыграй, пожалуйста, пьесу. Эта Пьеса имеет название, в котором и кроется

художественный образ, - такие произведения называются программными.

«Осень» – яркая, интересная пьеса. Давай мы рассмотрим наше произведение, разберемся со

средствами выразительности.

-Какой характер этого произведения? Темп? Оттенки, штрихи? Ответ:

спокойный , певучий, грустный.

- Возможно под эту музыку хочется мечтать, думать. Давай рассмотрим музыкальные средства

выразительности, которые используются в этой пьесе.

- Это минорный лад, плавная мелодия с интонациями вопроса- Где дни лета? Грезы весны? Шум

лесов, пенье птиц? И т.д.

- Она имеет трёхчастную форму, грустный характер.

1 часть - задумчивая, печальная.

В связи с этим, играть мы будем плавно, пластично, нежно, очень выразительно. В правой руке -

мелодия, в левой – аккомпанемент. Мелодическую линию мы будем играть протяжно, длинно. Для

этого нам поможет фразировка. В каждой фразе есть что? Начало, окончание, кульминация.

2часть - более взволнованная, с яркой кульминацией. (Гроза)

Прикосновение к клавишам очень глубокое, цепляемся за каждый звук. Какое мы делали

упражнение для глубокого взятия, до «самого дна клавиши»? (упражнение с монеткой)

Работа над выразительной фразой: попросить пропеть про себя (интервал, ход), а потом, то же

самое, пропеть на инструменте.

Левую руку поиграть аккордами со сменой педали, с объединяющим движением руки.

3 часть – повторение первой части. Звучит спокойно, грустно.

Дома проучи пьесу как на уроке. Выполняй упражнения.

-

Высшая

цель

музыканта-исполнителя

достоверное,

убедительное

воплощение

композиторского замысла, т.е. создание художественного образа произведения. Мы сегодня с

тобой

убедились,

что

на

характер

музыкального

произведения,

на

его

образ

самым

непосредственным образом влияют средства музыкальной выразительности.

В заключение урока хочется поблагодарить Зарину за работу, за внимание и отзывчивость. Я

думаю, ты представляешь, «проживаешь» музыкальные образы и с радостью играешь эти

произведения. Талхина Зарина стала лауреатом Зонального конкурса «Музыкальные снежинки» с

пьесой Н.Сабитова «Озорник»

Заключение:

Очень важно уже с начального обучения развивать навык работы над художественным образом.

Необходимо с раннего детства заложить эту основу для дальнейшего успешного обучения игре на

фортепиано, главным образом для того, чтобы исполнитель в будущем умел использовать все

колористические возможности звука инструмента, умел полностью передать характер какого-либо

произведения, открыл для себя богатство образов.



В раздел образования