Автор: Хомякова Ольга Николаевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: средняя общеобразовательная школа №87
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Программа по скорочтению
Тема: использование приемов скорочтения на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Поурочное тематическое планирование по скорочтению.
Возраст обучающихся: дети 7-10 лет
Автор-составитель:
Хомякова Ольга Николаевна
Пермь 2024 год
Пояснительная записка
Мы живем в информационный век , когда количество информации
увеличивается с каждым днем. И очень важно уметь грамотно с ней работать,
«процеживать», «пропускать» огромные ее объемы через себя, вычленять нужное и
отбрасывать «мусор». Поэтому чем раньше овладеешь этим навыком — тем лучше.
Жизнь ученика по своей насыщенности и нагрузке не намного отличается от
жизни взрослого человека. У ученика ежедневно в расписании большое количество
уроков, не считая кружков и секций. К тому же каждый учитель считает свой урок
самым важным и нужным, а выходные — тем временем, когда ученика не только
можно, но и нужно нагрузить по максимуму. В таких условиях навык быстрого,
рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов
существенно сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а инфантильного,
ничем не интересующегося ученика — в лидера.
Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что современные дети почти не
читают. Это очень больной вопрос, требующий подробного изучения, но одно можно
сказать точно: практически все учащиеся, обученные скорочтению, начинают любить
книги.
Главное при обучении учащихся скорочтению - это помочь ученику стать более эф-
фективным в результате освоения навыка скорочтения. Обязательно нужно
учитывать, что каждый ученик индивидуален, поэтому необходимо корректировать
его обучение.
Навык чтения – явление комплексное и сложное. Он складывается из двух сторон:
качественной и скоростной.
Значение эффективного чтения для успешного освоения учебного материала
учащимися состоит в том, что сформированный навык чтения является фундаментом
всех универсальных учебных действий и предметных действий. Через чтение
формируются все универсальные учебные действия: поиск информации, фиксация; ее
понимание; преобразование, интерпретация, оценка информации.
Вторая сторона- это быстрое чтение. Без быстрой обработки информации
затруднен полноценный процесс обучения, так как объем информации постоянно
растет И если у школьников низкая скорость чтения, они допускают при чтении
ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не
дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при
слогослиянии, то это все значительно затрудняет детям понимание прочитанного,
ставя под угрозу успеваемость ребенка по школьным предметам.
Таким образом, от эффективности чтения зависит процесс развития ребенка в
целом. В процессе чтения совершенствуется память и внимание. От этих двух
показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ребенка.
Еще одно важное условие - навык эффективного чтения должен быть обязательно
сформирован в начальной школе. Когда ребенок только осваивает навык чтения на
начальном этапе. Уже на правильно сформированной технике чтения необходимо
стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения не
ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, осмысленно, правильно,
выразительно - читал эффективно.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся отмечается низкая скорость чтения,
они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы,
слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов – это,
в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.
Стандартно выделяют 5 основных причин медленного чтения:
- слабая артикуляция, неправильное дыхание при чтении (движения губ, языка, у
кого-то челюсти, других органов, которые участвуют в процессе чтения)
- регрессия ( возвратное движение глаз при чтении)
- узкое поле зрения ( малое пятно ясного видения). Ученик, который читает
медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). Владеющий
скорочтением, видит несколько слов (от 20 символов) и воспринимает их сразу.
- слабое внимание
- отсутствие плана при чтении
Именно эти проблемы и решаются в процессе занятий скорочтением с учениками
начальной школы.
Таким образом актуальность и значимость программы в том, что владение
навыками правильной техники чтения, смыслового чтения, выразительного чтения;
развитие речи, внимания, памяти- являются необходимыми и достаточными
условиями для гармоничного интеллектуального развития ребенка. От овладения
навыком эффективного чтения на начальном этапе обучения зависят дальнейшие
успехи ребенка в школе и дальнейшее успешное будущее ребенка в целом . Поэтому
так важно сделать правильный, своевременный выбор в пользу успешности ребенка.
Цели программы:
создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, повышение
скорости чтения; формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия
большого объёма информации детьми; развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей в их взаимосвязи друг с другом.
Задачи:
- освоение приёмов и техник скорочтения;
- развитие памяти и внимания;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие речи детей;
-развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей
детей;
-совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся
информационном потоке;
-создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей
обучающихся;
-развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать,
переключаясь на другое задание;
-формирование практических навыков по скорочтению, умственной и
психологической деятельности;
- развитие концентрации внимания.
После прохождения программы дети научатся:
- Читать правильно и с удовольствием; выразительно читать;
- Читать с большей скоростью, правильно пересказывать прочитанное;
- Работать со всеми видами текстов, понимать смысл прочитанного;
- Увеличат словарный запас, повысят свою самооценку, научатся эффективно
использовать память, внимание.
В программе использованы следующие приемы и методы обучения:
- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение;
- наглядные: демонстрация;
- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ;
- практические: игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания,
артикуляционной моторики, межполушарного взаимодействия мозга; выполнение
графических записей.
Упражнения на развитие памяти и внимания: различные игры со слогами,
столбиками слов, текстами, двигательные упражнения, работа с лабиринтами,
ребусами, кроссвордами, анаграммами, пазлами, игры с картинками, упражнения –
зачеркушки.
Упражнения для развития речевой моторики и дыхания: дыхательная гимнастика,
песенки, работа с чистоговорками и скороговорками, чтение труднопроизносимых
слов.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия: различные игры с
пальчиками, одновременное выполнение речевого и двигательного упражнения,
рисование двумя руками.
Программа рассчитана на 3 месяца групповых занятий, по 2 занятия в неделю.
Курс рассчитан на 24 занятия.
Продолжительность занятия составляет 60-80 минут, в зависимости от возраста.
Программа рассчитана на возраст: 7-10 лет
Наполняемость групп: 5-8 человек
Поурочное, тематическое планирование на 3 месяца (24 занятия).
Номер
занятия
Содержание занятия
Продолжи
тельность
занятия
1
Вводное занятие
1Приветствие
Знакомство. Придумывание ритуала приветствия.
2 Основная часть
1)
Входная диагностика (тестирование)
2)
Дыхательные упражнения
3)
Двигательные упражнения (на переключение внимания)
4)
Звуковые разминки
5)
Рисование двумя руками, «Лабиринты»
6)
Игры в ассоциации, оживление
3 Заключение.
Подведение итогов. Придумывание ритуала прощания.
1ч
2
1 Приветствие
2 Основная часть
1) Обучение правильной позе. Игры с позой тела.
2) Обучение правильному дыханию. Дыхательные упражнения.
3) Обучение постановке цели.
4) Разучивание несложных скороговорок.
5) Скороговорки + двигательные упражнения.
6) Знакомство и работа с Таблицей Шульте.
7) Пропевание столбиков слогов (слов).
8) Упражнение «Что вокруг?»( с закрытыми глазами).
9) Работа с карточками. Учим оживлять картинки.
10) Работа с цепочками слов.
3 Заключение
Подведение итогов . Ритуал прощания.
1ч
3
1 Приветствие
2 Основная часть
1ч
1) Скороговорка
2) Скороговорка+ двигательные упражнения
3) Таблица Шульте
4) Столбики слогов (слов)- пропевание, ускорение.
5) Оживление слов, цепочки
6) Игры в ассоциации
5) Игры с «камушками», «палочками», картинками ( развитие
памяти, внимания)
7) Игра «Найди отличия»
8) «Лабиринт»
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания
4
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Дыхательные упражнения, поза, установка.
2)
Скороговорка+дыхание
3)
Столбики слов (ускорение)
4)
Клиновидная таблица
5)
Игры в ассоциации
6)
Игры на память
7)
Игры на внимание
8)
Чтение с указкой, работа с текстом.
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания
1ч
5
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Дыхательные упражнения+ двигательные
2)
Скороговорка+дыхание
3)
Работа с текстом. Смысловое чтение(работа с картинками к
тексту- учим видеть главную мысль)
4)
Столбики слов (ускорение)
5)
Таблица Шульте
6)
Работа с текстом. Упр –е «Буксир»
7)
Анаграммы
8)
Игры на память
9)
Игры на внимание
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания
1ч
6
1 Приветствие
1ч
2 Основная часть
1)
Скороговорки + двигательные
2)
Клиновидная таблица
3)
Столбики слов (перевернули, расческа)
4)
Работа с текстом (смысловое чтение- озаглавить, главная
мысль)
5)
Двигательные упражнения (активизация двух полушарий)
6)
Чтение текста без пробелов.
7)
Игры в ассоциации
8)
Оживление
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания
7
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Двигательные упражнения (активизация двух полушарий)
2)
Скороговорка+двигательные
3)
Таблица Шульте
4)
Столбики слов (перевернутые)
5)
Работа с текстом. Смысловое чтение (деление текста на
смысловые части)
6)
Игры с «Палочками»
7)
Оживление картинок
8)
Игры в ассоциации
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания
1ч
8
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Скороговорки+ двигательные
2)
Таблица Шульте
3)
Столбики слов (прятки)
4)
Работа с текстом . Смысловое чтение (озаглавить текст)
5)
Упражнение на расслабление
6)
Зачеркушки, упр-е на внимание.
7)
Игры в ассоциации
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
1ч
9
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Скороговорки+ двигательные
2)
Таблица Шульте
3)
Работа с текстом. Смысловое чтение. (метод задавания
вопросов)
1ч
4)
Двигательные упражнения, активизация работы двух
полушарий
5)
Столбики слов (шторка, перевернутые столбики)
6)
Анаграммы
7)
Игры на память
8)
Оживление
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания
10
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Скороговорка+двигательные
2) Клиновидная таблица
3)
Столбики слов со шторкой, перевернутые, ускорение
4)
Работа с текстом (оживляем, учим находить главные
мысли, составлять план)
5)
Упражнение для глаз
6)
Упражнение «Чтение без пробелов»
7)
Работа с текстом (учимся распространять предложения,
отвечать на вопросы)
8)
Игры с карточками
9)
«Ребусы»
10)
«Найди отличия»
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
1ч
11
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Упражнение на дыхание
2)
Скороговорки+ двигательные упражнения
3)
Таблица Шульте с буквами и цифрами
4)
Работа с текстом. Смысловое чтение (составление рассказа
по картинкам, проверка с текстом, выделение главной
мысли, плана)
5)
Двигательные упражнения, на активизацию работы двух
полушарий мозга
6)
Столбики слов ( перевернутые)
7)
Работа с текстом выразительное чтение (упражнение эхо)
8)
Упражнение «Чтение без пробелов»
9)
Игры на внимание и память
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
1ч
12
1 Приветствие
2 Основная часть
1ч
1)
Двигательные упражнения, на активизацию работы двух
полушарий
2)
Скороговорки + двигательные
3)
Работа с текстом. Смысловое чтение( пересказ)
4)
Анаграммы
5)
Таблица Шульте
6)
Работа с текстом. Пропевание текста на различные мелодии
7)
Игры с «палочками»
8)
Игры на память и внимание
3 Заключение
Ритуал прощания. Подведение итогов
13
Промежуточный контроль
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Дыхательные упражнения
2)
Звуковые разминки, работа с артикуляцией
3)
«Найди отличия»
4)
Игры на память (работа с картинками)
5)
Работа с текстом, упр –е «буксир»
6)
Работа со столбиками слов
7)
Работа с текстом (игра «Пазлы»)
8)
Составление кроссвордов
3 Заключение
Ритуал прощания. Подведение итогов
1ч
14
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Скороговорки+ двигательные упражнения
2)
Таблица Шульте
3)
Работа с текстом. Смысловое чтение (ОГПУ)
4)
Двигательные упражнения, активизация работы двух
полушарий
5)
Столбики слов ( перевернутые, расческа)
6)
Работа с текстом выразительное чтение (упражнение эхо, по
очереди)
7)
Оживление слов, цепочки
8)
Игры на память
9)
Игры на внимание
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
1ч
15
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Скороговорки+ двигательные упражнения
1ч
2)
Таблица Шульте
3)
Работа с текстом. Смысловое чтение (чтение текста по
ролям)
4)
Двигательные упражнения+ для глаз+ дыхание
5)
Столбики слов ( перевернутые, прятки)
6)
Работа с текстом выразительное чтение (упражнение эхо)
7)
Оживление слов, цепочки
8)
Игры на память
9)
Игры на внимание
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
16
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Скороговорки+ двигательные упражнения
2)
Таблица Шульте
3)
Работа с текстом. Смысловое чтение (ОГПУ)
4)
Двигательные упражнения, на синхронизацию работы двух
полушарий
5)
Столбики слов (прятки)
6)
Работа с текстом. Выразительное чтение (одно предложение
читаем разными способами по очереди)
7)
Оживление слов, цепочки крутим
8)
Игры на внимание и память
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
1ч
17
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Скороговорки+ двигательные упражнения
2)
Клиновидная таблица
3)
Работа с текстом. Смысловое чтение (игра «Диафильм»)
4)
Двигательные упражнения (активизация двух полушарий)
5)
Столбики слов ( перевернутые, с ускорением, со шторкой)
6)
Рисование двумя руками, лабиринты
7)
Оживление картинок
8)
Игры на память
9)
Игры на внимание
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
1ч
18
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Скороговорки+ двигательные упражнения
2)
Таблица Шульте
1ч
3)
Работа с текстом. Смысловое чтение (метод Фантограмма)
4)
Двигательные упражнения , активизация полушарий
5)
Столбики слов
6)
Работа с текстом выразительное чтение (по цепочке, с
ускорением)
7)
Оживление слов, цепочки
8)
Игры на память
9)
Игры на внимание
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
19
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Скороговорки+ двигательные упражнения
2)
Таблица Шульте
3)
Работа с текстом. Смысловое чтение (на распространение
предложений)
4)
Двигательные упражнения, на активизацию двух
полушарий
5)
Столбики слов (ускорение, прятки)
6)
Работа с текстом выразительное чтение (скороговорка с
ускорением, как афоризм)
7)
Оживление слов, цепочки
8)
Игры на память
9)
Игры на внимание
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
1ч
20
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Скороговорки+ двигательные упражнения
2)
Таблица Шульте
3)
Работа с текстом. Смысловое чтение ( упр-е «придумай
продолжение»)
4)
Двигательные упражнения
5)
Столбики слов (с ускорением, прятки)
6)
Работа с текстом выразительное чтение (на выдохе с
ускорением)
7)
Оживление картинок
8)
Игры на память
9)
Игры на внимание
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
1ч
21
1 Приветствие
1ч
2 Основная часть
1)
Скороговорки+ двигательные упражнения
2)
Таблица Шульте
3)
Работа с текстом. Смысловое чтение (фантограмма)
4)
Двигательные упражнения, активизация полушарий
5)
Столбики слов ( перевернутые, ускорение)
6)
Работа с текстом выразительное чтение (упражнение эхо)
7)
Оживление слов, цепочки
8)
Игры на память
9)
Игры на внимание
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
22
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Скороговорки+ двигательные упражнения
2)
Таблица Шульте
3)
Работа с текстом. Смысловое чтение (Викторины к тексту)
4)
Двигательные упражнения, на активизацию работы двух
полушарий
5)
Столбики слов ( перевернутые, прятки)
6)
Работа с текстом выразительное чтение (чтение-пение)
7)
Оживление слов, цепочки
8)
Игры на память
9)
Игры на внимание
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
1ч
23
1 Приветствие
2 Основная часть
1)
Скороговорки+ двигательные упражнения
2)
Столбики слов ( перевернутые, ускорение)
3)
Работа с текстом. Смысловое чтение (эссе по прочитанному
тексту)
4)
Двигательные упражнения, на активизацию работы двух
полушарий
5)
Работа с текстом выразительное чтение (разной интонацией,
разные предложения по очереди)
6)
Оживление слов, цепочки
7)
Игры на память
8)
Игры на внимание
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
1ч
24
Итоговое занятие
1ч
1 Приветствие
2 Основная часть
Проведение итоговой диагностики
Дальше каждый ребенок из группы по очереди становится
учителем и проводит по одному упражнению. Все
остальные в это время становятся его учениками и
выполняют задание.
3 Заключение
Подведение итогов. Ритуал прощания.
Поурочное планирование на 10 занятий.
Номер
занятия
Содержание занятия
Продолжи
тельность
занятия
1
Вводное занятие
1 Приветствие, знакомство.
2 Основная часть
1.
Входная диагностика (тестирование)
2.
Дыхательные и двигательные упражнения
3.
Звуковые разминки, скороговорки
4.
Игра с карточками
5.
Игры в ассоциации, оживление
3 Заключение.
1ч
2
1 Приветствие
2 Основная часть
1ч
1. Обучение правильной позе. Игры с позой тела.
2. Обучение правильному дыханию. Дыхательные упражнения.
3. Обучение постановке цели.
4. Скороговорки + двигательные упражнения.
5. Работа с цепочками слов, столбиками слов.
3 Заключение
3
1 Приветствие
2 Основная часть
1. Двигательные упражнения
2. Таблица Шульте
3. Работа с техникой чтения (упражнения)
4. Столбики слов (шторка, прятки)
5. Работа с текстом (понимание прочитанного, ответы на вопросы)
3 Заключение
1ч
4
1Приветствие
2 Основная часть
1.
Дыхательные упражнения, поза, установка.
2.
Скороговорка+дыхание
3.
Столбики слов (ускорение, вверх ногами)
4.
Клиновидная таблица
5.
Игры в ассоциации, лабиринты
6.
Чтение с указкой, работа с текстом (смысловое чтение,
выделение главной мысли)
3 Заключение.
1ч
5
1 Приветствие
1.
Основная часть
2.
Дыхательные упражнения+ двигательные
3.
Таблица Шульте
4.
Столбики слов (ускорение)
5.
Лабиринты, ребусы.
6.
Работа с текстом. Смысловое чтение (работа с
картинками к тексту- учим видеть главную мысль)
7.
Анограммы
3
Заключение
1ч
6
1 Приветствие
1ч
2
Основная часть
1.
Скороговорки+ двигательные упражнения
2.
Таблица Шульте (Цифры и буквы)
3.
Двигательные упражнения , активизация полушарий
4.
Столбики слов
5.
Работа с текстом. Смысловое чтение (деление текста
на смысловые части, ответы на вопросы)
6.
Рисование двумя руками, зачеркушки.
3 Заключение
7
1 Приветствие
2
Основная часть
1.
Дыхательные и двигательные упражнения
2.
Клиновидная таблица
3.
Столбики слов (ускорение, прятки)
4.
Работа с текстом. Смысловое чтение (на
распространение предложений, подбор иллюстраций,
типы текстов)
5.
Оживление слов, цепочки
6.
Игры на память, игры на внимание
3 Заключение
1ч
8
1 Приветствие
2
Основная часть
1.
Скороговорки+ двигательные упражнения
2.
Таблица Шульте
3.
Чтение с указкой, ускорение
4.
Работа с текстом. Смысловое чтение ( упр-е
«придумай продолжение», чтение текста по ролям)
5.
Игры с палочками, карточками.
3 Заключение
1ч
9
1 Приветствие
2 Основная часть
1.
Скороговорки, чистоговорки + двигательные упражнения
2.
Анаграммы, ребусы
3.
Столбики слов ( перевернутые, шторка)
4.
Работа с текстом. Смысловое чтение (фантограмма,
пазлы, диафильм)
5.
Двигательные упражнения, активизация полушарий,
рисование двумя руками.
6.
Работа с текстом выразительное чтение (упражнение эхо)
7.
Игры на память и внимание
3 Заключение
1ч
10
1 Приветствие
1ч
2 Основная часть
1.
Скороговорки+ двигательные упражнения
2.
Двигательные упражнения, на активизацию работы двух
полушарий
3.
Столбики слов ( перевернутые, прятки)
4.
Таблица Шульте
5.
Работа с текстом. Смысловое чтение (Викторины к
тексту)
6.
Работа с текстом выразительное чтение (чтение-пение)
7.
Итоговое тестирование
3 Заключение
Подведение итогов.
План проведения занятия динамическое чтения
8-10 лет
I часть.
1. Упражнение на дыхание, насос. - 2 мин.
2. упр. «Оживление слов», что на что похоже - 5 мин.
3. Столбики слов Упр. Буксир - 5 мин.
4. Упрожнение на левое и правое полушарие «Прописать двумя руками» -3 мин.
5. Упр. «Озаглавь текст». - 5 мин.
20 мин.
II часть.
6.
Двигательные упражнения - 5 мин.
7.
Работа с карточками на память - 3 мин.
8.
Столбики слов Упр. «Вверх ногами» - 2 мин.
9 . Упр. «Таблица Шульте» - 3 мин.
10. Упр. «Найди отличия» - 2 мин.
11. Работа с текстом тем же. Буксир. -7 мин
22 мин
III часть.
12.Подведение итогов, дом. Задание - 10 мин.
13.Игра Два города и имя - 3 мин.
Всего: 50 мин.
План открытого занятия для разновозрастной группы.
(7-14 лет)
1.
Приветствие. Здравствуйте, меня зовут Хомякова Ольга Николаевна. Все
ли меня хорошо слышат? Замечательно. Рада приветствовать вас на нашем
занятии. Я являюсь инструктором по скорочтению и хотела бы познакомить
вас с нашим курсом.
2.
Вводное слово.
–Ребята, а как вы думаете, что такое скорочтение? (быстрое чтение).
Правильно.
–А
что
надо
сделать,
чтобы
научиться
быстро
читать?
(правильно
выговаривать слова, быстро произносить буквы, слова и читать предложения и т.д.)
–Да, это все правильно. Но я вам открою секрет, чтобы научиться быстро
читать главное: правильно сидеть и правильно дышать! (5–7 минут)
– Я думаю, что вы уже все знаете буквы и умеете читать?
3.
Основная часть.
1.У вас на столах лежат брошюрки «7 секретов скорочтения» и текст.
Давайте сначала мы посмотрим, как быстро вы умеете читать. Внимание, вы
все читаете в полголоса и когда я вас остановлю, то отметите в тексте место,
и мы запишем ваш первый результат. Начали. (дети читают текст за 1
минуту).
– Молодцы! Вы хорошо потрудились. Запишите то количество слов, которое вы
прочитали за минуту. (5–10 минут)
2.– А сейчас мы с вами поиграем в игру, но для этого нам надо правильно сесть.
Займите удобную позу, облокотитесь на спинку стула, плечи опустите, расслабьтесь.
(сесть перед детьми на стул и показать).
Сейчас мы с вами немного подышим. Вдыхать мы будем через нос надувая
живот, а выдыхать через рот. Давайте попробуем. Хорошо. Но дышать мы будем под
счет. Я буду считать и показывать рукой темп, с которым вы должны будете вдыхать
и медленно выдыхать. Вдыхать будем на 4 выдыхать на 6, дальше вдох 6-выдох 8,
вдох 8- выдох 10, вдох 10- выдох 12. Я вам покажу, а вы посмотрите. Понятно, и так,
сели правильно, родители тоже могут выполнять эти упражнения вместе с нами, и
начали. (5 минут).
Молодцы! Получилось? Такое упражнение называется «Гонки».
3.– Ребята, у вас в брошюрках 7 секретов скорочтения. Одним из секретов
является произношение скороговорок. Сейчас мы с вами выучим одну: Король-орел.
Давайте попробуем произнести вслух все вместе. А теперь быстрее. Еще быстрее. А
сейчас мы с вами произнесем эту скороговорку на выдохе. Посмотрите. Попробуем.
Вдох на 12. Начали. (5 минут).
4.Молодцы, у всех получилось? Отлично. А сейчас мы выучим двигательное
упражнение. ГРИБ–ПОЛЯНА. Показываю и пробуем. А теперь соединим все три
упражнения
вместе.
Дыхание,
скороговорку
и
двигательное
упражнение.
Получилось? Попробуем еще раз. Хорошо, молодцы! (5 минут).
5.– Найдите, пожалуйста, «Столбики слов» –это первый секрет. Сейчас мы с
вами по очереди, на выдохе, будем читать первый и второй столбики сверху-вниз.
Один читает, остальные следят, посмотрите. Вдох на 12, начали. (Половина читает
сверху-вниз). Хорошо, а теперь наоборот будем читать снизу-вверх. Послушайте.
Вдох на 12, начали. Молодцы! Вам понравилось? (10 минут)
6.– Следующее задание «Лабиринты». Вам нужно глазами от цифры довести до
нужной буквы за 1 минуту. Приготовились, начали. (5 минут).
7.
–
Упражнение
на
концентрацию
внимания.
Рисуем
двумя
руками
одновременно. (2 минуты)
8. – 5 секрет «Таблица Шульте». Смотрим в центр, моргая глазами ищем цифры
от 1 до 24, за 1 минуту. Вдох на 12, начали. Получилось? А теперь наоборот от 24 до
1. Вдох, начали. (5 минут)
9. – А сейчас поиграем в парах. Игра называется «Голова-хвост». В столбиках
слов 4 и 5 столбики. Читаем в полголоса. Один читает первый слог, второй ребенок –
окончание слова. Вдох, начали.1 минута. Поменялись. Вдох, начали. Понравилось?
Молодцы! (5 минут)
10. – Ну, а теперь, берем наш текст и проверим вашу технику чтения. Читаем в
полголоса. Вдох, начали. (5-10 минут)
Сравниваем результаты. Дорогие родители и дети, вы сами убедились, что
всего лишь одно занятие дало уже свои плоды, результаты стали лучше.
4.
Заключительная часть.
Наш курс рассчитан на 6 месяцев и учебный год – 9 месяцев. Занятия
проводятся 2 раза в неделю.
За это время ваши дети станут лучше и быстрее читать, понимать прочитанное,
благодаря
комплексу
упражнений
для
артикуляционного
аппарата,
развития
периферического
зрения,
умения
сканировать
текст,
переключаться,
концентрироваться, расширять боковое зрение. У ваших детей будет расти мотивация
к учебе.