Авторы: Воропаева Наталья Анатольевна, Калугина Маргарита Владимировна
Должность: педагог-психолог, педагог-психолог
Учебное заведение: КГБОУ "Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №2"
Населённый пункт: г. Рубцовск
Наименование материала: статья
Тема: Как учить детей с аутизмом частям тела
Раздел: начальное образование
Как учить детей с аутизмом частям тела?
Все дети с РАС разные (дети с сохранным интеллектом, дети с
легкой степенью нарушений и интеллекта и с тяжелой степенью) и в
зависимости от этого к каждому необходим индивидуальный подход,
чтобы построить коррекционный процесс правильно. Мы в нашей
школе ориентированы на детей с нарушением интеллекта, как с
легкой, так и с тяжелой степенью. Из общих признаков присущих
детям с РАС – это непродолжительный зрительный контакт, а иногда и
вообще его отсутствие, чаще всего дети не ориентируются на своем
теле именно поэтому одним из важных моментов является обучение
ребенка знаниям частей тела. Данный навык необходим даже для того,
чтобы ребенок смог сообщать о боли.
Исходя из индивидуальных особенностей детей работу
необходимо начинать с установления зрительного контакта, для этого
мы используем игрушки, издающие звук, либо любые звучащие
предметы, которые могут привлечь внимание и взгляд ученика.
Постепенно в ходе занятий у ребенка развиваются навыки и
способности следить за предметом и удерживать на нем взгляд.
Очень часто в своей работе по обучению детей с расстройством
аутистического спектра мы используем подход АВА-терапии
(прикладной анализ поведения), который заключается в том, что если
ребенку нравится результат, последствия деятельности и он
удовлетворен процессом, то он будет с радостью их повторять.
Поэтому в процессе занятий ребенок поощряется (похвалой, оценкой,
фишкой и др.), а неудача просто игнорируется.
Таким образом, чтобы ребенок справился с заданием, мы
разбиваем его на маленькие блоки, каждый блок содержит навык,
который ученику необходимо будет освоить. Каждый блок состоит из
следующих пунктов:
1) Задание
2) Реакция ребенка
3) Поощрение
Первым шагом является обучить ребенка называть собственные
части тела и мы помогаем ребенку идентифицировать их,
показывая как на себе, так и на самом ребенке. Названия частей
тела легко произносятся т.к. состоят из одного либо двух слогов,
по этой причине они идеально подойдут еще и для обучения
детей новым словам для проговаривания. Без речевых детей
можно научить обозначать части тела определенными жестам,
как альтернативной коммуникации, ведь название части тела при
помощи жеста, зачастую просто указание рукой на
соответствующую часть тела. Этим жестам легче научить
нежели жестам более сложным, это в дальнейшем облегчит
переход для ребенка от жестов к словам. На начальном этапе
обучения, мы стараемся научить ребенка называть и показывать
основные части тела руки, ноги, голова, живот. Например
занятие мы посвящаем одной части тела, изучая где она
находится у человека, как она обозначается и называется, как
выглядит, что этой частью тела мы делаем, выполняем
различные задания, в том числе и бытовые, например: «помыть
руки», взять в руки, поиграть в дидактическую игру, найти на
картинках изображения «рук», или найти картинки с
изображениями «что мы можем делать руками».
Методов, при помощи которых происходит само обучение
различное множество, все зависит от индивидуальных
особенностей ребенка. Можно рисовать часть тела, лепить,
рисовать на доске, на листе, на песке, использовать те
материалы, которые нравятся ребенку и не взывают отторжения
и негатива.
Для закрепления знаний мы рекомендуем родителям продолжить
дома закреплять полученные знания в быту.
Когда мы изучили с ребенком основные части тела, важным
этапом является закрепление изученного. Для этого можно
использовать так же различные методики.
На сегодняшний день есть множество специально
подготовленных игрушек, которые разбираются на части тела.
Это могут быть объемные игрушки-куклы, либо плоские
изображения на липучках. Так же такую игру можно изготовить
самостоятельно.
Рисуем определенные части тела на листе либо доске, затем
дублируем информацию вживую. Например когда мы нарисовали
руку мы машем своей рукой, а другой рукой указываем на часть
тела и произносим «ру-ка», нарисовав ноги, топочем ногами,
рисуя голову, киваем. Просим ребенка стараться проговаривать
по слогам слова и повторять движении. Затем если мы рисовали
на бумаге рисунок, то ножницами можем разделить его на части
а затем попросить ребенка собрать его как пазл, так же словесно
сопровождая процесс сборки, называя каждую часть тела.
Усложнить можно тем, чтобы он еще и показывал жестово.
Если же ребенок затрудняется. Тогда мы показываем жест,
помогая тем самым ребенку с выполнением задания. Таким
образом, когда мы освоили с учеником информацию о крупных
частях тела, по такому же алгоритму мы продолжаем изучать
части тела более детально: нос, рот, уши и т.д.