Автор: Сараева Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ СМО "Воробьёвская ООШ"
Населённый пункт: д.Воробьёво Сокольского района
Наименование материала: Статья
Тема: Речевая культура - один из элементов имиджа школы.
Раздел: среднее образование
бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольского муниципального округа
"Воробьёвская основная общеобразовательная школа".
Речевая культура – один из элементов имиджа
школы.
Автор: Сараева Татьяна Николаевна
- учитель русского языка и литературы
БОУ СМО «Воробьёвская ООШ»
2025 год
1
Вступление.
Школа, очень продолжительная ступень образования, становится в настоящее
время ключевым моментом обеспечения нового качества образования, и от этого
зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в
целом. В национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик
школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы
получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и
интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и
самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и
увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования
здорового образа жизни».
В условиях активного вхождения в российскую образовательную среду ФГОС
нового поколения изменениям подвергаются разные сферы деятельности,
связанные непосредственно с деятельностью учителя. В первую очередь, это
касается сферы повышения педагогического мастерства и самообразования.
Современное общество предъявляет высокие требования к школе: нынешнее
поколение школьников должно быть готово к социальному творчеству во всех
сферах общественной жизни, к совершенствованию общественных отношений,
управлению развитием общества.
У нас есть цели: создать школу, в которую будут стремиться дети и родители , в
которой будут давать прочные знания, все будет красиво и содержательно:
внутренне и внешне. Имидж современного образования — это интегрированное
понятие, оно складывается из различных составляющих — имиджа
образовательного учреждения, имиджа педагога, имиджа территориальной
системы образования. И при работе надо руководствоваться этими понятиями и
создавать свой имидж, в который входит качество образования, авторитет
администрации ОУ, авторитет педагогического персонала, визуальный подход к
школе, образовательный маркетинг.
Имидж нашей Воробьёвской школы, я считаю, складывается из грамотности
руководства, эффективных уроков, благоприятного психологического климата в
ученическом и педагогическом коллективах, хорошей репутации школы у
родителей, высокого уровня знаний учеников, их достижений, поступления
выпускников в учебные заведения, системы внеурочных занятий, традиций
школы, плодотворного сотрудничества с социальными партнерами.
2
Основная часть.
На уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности мы
формируем ещё одну составляющую имиджа – это правильную и красивую
речь учеников. Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным
голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать
собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и
письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными
средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться.
Боевики, детективы, «прикольные хиты» и «крутые клипы», отсутствие желания
читать художественную литературу порождают языковую распущенность,
речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться поиском
действительно эффективных путей по формированию языковой личности,
действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и
творчества.
Поэтому я считаю целью моей работы для формирования имиджа школы –
развитие письменной и устной речи учащихся, их лингвистической компетенции,
что позволит в дальнейшем успешно сдать выпускные экзамены за 9 класс,
самореалироваться.
Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского
литературного произношения, образования форм слов, построения
словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их
лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи.
Третье направление - формирование умений и навыков связного изложения
мыслей. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием,
построением и языковым оформлением высказывания, которое осуществляется
при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и
сочинению. Она включает формирование и совершенствование умений
анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль,
составлять план в соответствии с ним систематизировать материал, правильно
отбирать языковые средства.
3
В кабинете всегда имеется необходимый набор словарей, где можно узнать
значение, этимологию, синонимы, антонимы слов. Работа со справочной
литературой вызывает интерес у школьников.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков
выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и
сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать
звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные
слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять
темп речи, выделить слово, на которое падает логическое ударение). Очень важно
добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительность.
Формирование навыков устной и письменной речи ведется на уроке; после
уроков (внеклассная работа и дополнительное образование) и в ходе
индивидуальной самостоятельной работы учащихся.
В своей работе использую информативные и игровые технологии, личностно-
ориентированное и дифференцированное обучение.
Главное внимание на своих уроках уделяю тексту, поэтому я стараюсь
подбирать задания на основе текста.
В свою работу включаю следующие основные виды работ.
1.Работа со зрительной опорой.
2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.
3. Устные дискуссии.
4. Устная или письменная газета
5. Языковые игры:
«Корректор»
«Вставь слово» слайд
Буриме
Продолжи рассказ по его началу…
Собери текст.
4
Распространи предложение
Найти третье лишнее и др.
6. Минутки поэзии
7. Мини-изложения, мини-сочинения.
8. Творческие диктанты на основе картин.
9. Почему так, а не иначе.
10.Пересказ художественного текста от 3 лица.
11.Сообщения.
На протяжении 2 лет в 5-6 классах на базе школы работал кружок «Юный
журналист», где ребята собирали материал для статей в школьный журнал,
получали навыки работы над текстом. Интервью для статьи требовали хорошей
языковой подготовки. Журнал «Пятёрочка» пользовался популярностью у детей.
Традиционно в летний период на базе школы организуются профильные
сборы. Одним из направлений является литературное краеведение. В процессе
исследовательской творческой деятельности дети создадут самостоятельные
работы различных жанров: эссе, рассказ, отзыв, стихотворение, репортаж, заметку
в газету, интервью, презентацию. Материалы сборов находят применение для
подготовки к краеведческим конференциям различного уровня. В памяти
останутся душистый чай из угольного самовара, весёлое купание в речке и
встречи с интересными людьми. У школьников возрастёт интерес к литературе и
истории родного края. И возникнет необходимость правильного речевого
общения.
Дополнительное образование - театральная студия «Сказка», которая была
организована в школе с января 2016 года, также играет большую роль в развитии
речевой культуры учеников. На репетициях, во время спектаклей внимание
особое уделяется на четкое произношение слов, эмоциональную, интонационную
выразительность, на связность речи.
5
Вывод.
Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы
правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные
тексты, которые читаются на уроках, - важно постоянно обращать внимание на
красоту, совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений
артистов и, конечно же, речь учителя , на удачные образцы речи самих детей.
Систематическое использование этих методических приемов позволяет развивать
речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его
отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют
разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств. У
них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование
речевых навыков способствуют их успешной учебе, выступлениях на различных
конкурсах и олимпиадах, что несомненно оказывает влияние на имидж школы.
Ученики нашей школы были победителями и призёрами краеведческих
конференций, олимпиад по русскому языку муниципального и областного уровня,
победителями в конкурсе сочинений, участниками семинаров и творческих
встреч.
Литература.
1. Байбородова С. А. Положительный имидж образовательного учреждения как
фактор повышения качества образования // Молодой ученый. — 2014. — №6. —
С. 674-676.
2. Банщикова Г. И. Педагогические приемы организации диалога на уроках
развития речи // Известия Южного федерального ун-та. Пед. науки. - 2009. - N 4.
- С. 63-68.
3. Баталов А. С. Использование инклюзивных педагогических технологий в
диагностике речевого развития учащихся начальных классов // Начальная школа.
- 2010. - N 7. - С. 101-104.
4. Волкова Л. А. Использование информационных технологий на уроках
развития речи // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 1. - С. 36-38.
5. Вяткина И. А. Учебное сотрудничество как средство развития речи //
Начальная школа. – 2007. - N 9. - С. 39-40.
6
6. Гомжина З. А. Развиваем дар слова // Начальная школа. - 2010. - N 7. - С. 26-
28.
Приложение.
Форма работы – групповая, в парах, индивидуальная.
Задание: «Вставь слово»
(Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. (Какой?)…лист и (какая?)
… травинка. (Какие?)…травы и (какие?)… цветы. (Какой?) … иней и бабочки.
(Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина.
Грустно и радостно! Н Сладков.
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. (Какое?) … солнце осветило его,
и теперь он уже казался с земли не (какой?)… птичкой, а (какой?) …звездочкой,
вторым (каким?) … солнышком, рожденным самой землей. По Г.Скребицкому.
Подобные задания помогают ребятам на примерах художественных текстов
подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом.
Такие же задания разработаны по теме «Глагол», «Имя существительное» и др.
Ключ. Текст 1.
Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая
травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки.
Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и
радостно! (Н.Сладков)
Ключ. Текст 2.
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и
теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой,
вторым крохотным солнышком, рожденным самой землей. По Г.Скребицкому.
Задание «Продолжи»
Внимательно прочитай начало текста. Придумайте и запишите продолжение в
стиле автора.
7
1. Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом
зеленом клювике висит большая прозрачная капля…
Ключ. (Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все
пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.) М.Пришвин.
2. Малиновый солнечный шар коснулся снизу сквозной лазури. Он всплыл из-за
леса, уменьшаясь и плавясь в золото…
Ключ. (Этот слепящий золотой сгусток быстро отделился от горизонта. Вся
лесная стихия приняла невиданно сказочный образ. Безбрежная, непорочно
чистая голубая лазурь была тем гуще, чем дальше от солнца.) В.Белов.
Задание. «Составь рассказ».
Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
СОН.
Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит
на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу
лежал пушистый снег.
Задание. «Редактирование текста».
Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще были желтые листья. Ели
и сосны были зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега
желтой щеткой. Мертвая тишина была кругом. Была прозрачная вода в озере.
Ключ. (Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще оставались
желтые листья. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава
выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом.
Потемнела прозначная вода в озере.) По Д.Мамину-Сибиряку.
Задание. Составь рассказ по его началу.
1. Собака громко лаяла. Перед ней сидел котенок. Он широко раскрыл рот и
жалобно мяукал…
8
2. Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом.
Однажды…
На уроках русского языка использую «Минутки поэзии». Предлагаю ребятам
рифмы, а они пробуют составить двустишия.
…. бежит, Например: Серый волчище быстро бежит,
… дрожит. Заинька белый
«Минутки поэзии» помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок,
создают интерес к учебе.
На доске записываю четверостишие с пропусками и прошу ребят восстановить
текст.
Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег, ( сухой) и ( колкий) .
И вяз озяб, и дуб замерз
Насквозь продрогли елки. (Т.Волжина.)
Осень. Обсыпается весь наш (бедный) сад,
Листья (пожелтелые) по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти (ярко-красные) вяжущих рябин.
Упражнение « Распространите предложения».
День осени. Показалось солнце. Припекало. Щебетали стайки щеглов. Ледок таял.
Носилась паутина. Подул ветерок. Все замерзло.
Сочинения-миниатюры.
Используя данную ниже лексику, написать миниатюру о дожде по вариантам :
- летний дождь,
-осенний дождь,
9
весенний дождь.
Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет,
льется как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит,
хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.
Задание. Напишите рассказ о том, какие орфографические умения и навыки
получают школьники на уроках русского языка при изучении темы «Имя
существительное» («Глагол», «Имя прилагательное», «Местоимение»).
10