Автор: Бутузова Ирина Львовна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: Дворец детского творчества
Населённый пункт: Дзержинск Нижегородской
Наименование материала: Методический комментарий
Тема: «Выявление и оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования»
Раздел: дополнительное образование
Департамент образования администрации г.Дзержинска
Нижегородской области
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«Дворец детского творчества»
Методический комментарий
«Выявление и оценка результативности образовательной деятельности
детского объединения дополнительного образования»
Автор
И.Л.Бутузова
педагог – организатор,
высшей квалификационной категории
г.Дзержинск
2024 год
Постановка проблемы выявления результативности работы детского
творческого объединения на прервый взгляд может показаться надуманной, ведь
если дополнительное образование – это свободный выбор ребенком вида и
профиля деятельности, совместное творчество учащегося и педагога, взаимная
самореализация каждого из них, то как же можно проверить результатвы всего
сказанного? Сказанное абсолютно верно. Но, если мы хотим, чтобы дополнитеьное
образование было не просто формой проведения детского досуга, то давайте
попробуем взглянуть на него с точки зрения общих требований к педагогической
деятельности.
Дополонительное образование, несмотря на все особенности его организации,
содержание и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного
процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие
педагога с детьми, результат обучения, влспитания и разаития ребенка. К тому же
сегодня все чаще в качестве одного из требований к деятельности учреждения и
детских объелинений дополнительног образования называется результативность.
Все
это
актуализирует
необходимость
ее
системного
выявления
в
этой
образовательной сфере.
Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности
детского творческого объединеня
как педагогическую проблему, необходимо
проанализировать целый рад ее аспектов.
Во – первых, для кого необходима процедура проверки результата работы
детского объединегия учреждения дополнительного образования? Сразу же можно
назвать множество аргументов педагогов – практиков, общее содержание которых
сводится к следующему: «Результат нашей работы и так хорошо виден. Это
выступления на концертах, участие и победные места в конкурсах. Приведем
контраргумент: в таких мероприятиях участвуют не все учащиеся детских
объединений, в лишь некоторая их часть, наиболее способные, занимающиеся не
первый год. А что же происходит с остальными, составляющими
основной
контингент детского объединения?
Во- вторых что нужно и можно проверить у учащихся детских объединений?
Естетсвенно, в сфере дополнительного образования нет, и не может быть единых
образовательных стандартов, в соответсвии с которыми можно было бы проверить
уровень
обученности
детей
в
определенном
направлении
образовательной
деятельности.
Но
ведь
в
каждой
образовательной
программе
определены
результаты
обучения,
воспитания
и
развития
ребенка
на
каждый
год
обучения,которые и могут стать для педагога неким стандартом в выявлении
реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного
года.
В – третих, что необходимо проверить педагогу в своей работе с детьми? Это
вопрос отнють не случаен: зачастую в текучке занятий могут остаться
незамеченными отдельные пробелы в теоретической подготовке детей, их
практических умениях и навках – ведь в целом все справляютя с заданиями
педагога.
И
далеко
не
каждый
руководитель
детского
творческого
объединенияотчетливо понимает, что
при выполнении практической работы
многие учащиеся просто действуют по образцу, который дает взрослый. Конечно
работа по образцу являестя необходимым начальным этапом при освоении любой
деятельности, но при отсутствии хорошей теоретической подготовки ребенок
становится как бы привязанным к педагогу, зависимым от него, а в дальнейшем не
сможет работать самостоятельно.
Не
очень
серьезной
проблемой
могу
на
первый
взгляд
показаться
и
незначительные технические погрешности в практической деятельности детей. Но,
оставшись незамеченными и неисправленными, мелкие практические ошибки
постепенно могу сформироваться в серьезные нарушения технологии иполнения
различных видов работы. Выявить это можно лишь в том случае, если педагог
имеет возможность одновременно в ограниченное время увидеть сомостоятельную
деятельность всех детей: тогда будут отчетливо все пробелы.
Поэтому в ходе проверки результативности работы детского объединения
педагогу
необходимо
обратить
пристальное
внимание
на
наличие
у
детейнеобходимых теоретических знаний и соответствие их практичесикх умений
требованиям технологии конктретной деятельности.
В
–
четвертых,
как
выявить
результат
работы
детского
творческого
объединения? Во многих детских объединениях традиционно используются зачеты
и экзамены, сдачи нормативов и квалификационные соревнования. Но это далеко
не
исчерпывающий
список:
можно
использовать
любую
форму
работы,
позволяющую выявить соответствие программным требованиям ресального уровня
теоретической и практической подготовки детей.
В то же время педагогам необходимо осознать, что привычные формы
подведения итогов – тчетные концертв и выставки не могут решить проблемы
выявления результатов подготовки каждого ребенка.
В – пятых , как оценивать результатработы детского лобъединени?
Здесь необходимо выделить как минимум два аспекта: китерии, форму оценки
результата подготовки каждого ребенка и оценку общего уровня подготовки всех
учащихся детского объединеия. Оба параметра оценки соотносятся с ожидаемыми
результатами, заявленными в
образовательной программе, но отличаются по
содержанию и качеству.
Проверяя уровень практической и теоретической подготовки ребенка, требуется
оценить, насколько свободно он владеет базовыми теоретическими понятиями в
данной области деятельности и необходимыми технологическими навыками.
Очень важно продумать и форму оценки результата ребенка: она должна быть
конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки, но не
формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». В этом случае на
помощьпеадгогу могут прийти 10- бальная система оценки, присвоение званий
разного уровня, вручение знаков и медалей определенного достоинства и другое.
Главное, чтобы у учащегогся формировалась адекватная самооценка собственных
достижений, базирующаяся на на стремлении к достижению еще более высоких
результатов.
Когдаже педагог будет подводить бщие итоги диагностики результатов, ему
необходимо
обратить
внимание,
прежде
всего
на
степень
выполнения
образовательной
программы:
если
объективно
оценивать
результативность
реализации любой образовательной программы, то 100% «обученности» быть не
может, ведь в учебной группе
одновременно занимаются дети с разными
способностями, возможностями, а часто и не одного возраста. Анализ таких
результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции образовательнолй
программы: если прогшрамму выполнили все дети, то, возлжно, она требует
некоторого усложнения: и наоборот, если программу выполнили менее половыны
учащихся, то она является слишком сложной и нуждается в определенном
упрощении.
Педагогу необходимо проанализировать и общий уровень теоретической и
практической подготовки детей для того, чтобы в дальнейшем ликвидировать
выявленные пробелы или недостатки.
Итак, исходя из понимания итоговой аттестации воспитанников детского
объединения дополнительного образования как необходимого заключительного
этапа
образовательного
прцесса,
администрация
и
педагоги
учреждения
дополнительного образования должны предпринять усилия для егшо правильной
организации. В этом поможет следование приводимому ниже алгоритму:
прежде
всего,
разрабатывается
нормативное
обеспечение
процесса
проверки результатов на уровне учреждения дополнительного образования
в целом и каждом детском объединении, например, «Положение об
итоговой аттестации учащихся учреждения дополнительного образования
детей» и анологичный документ в каждом детском объединении;
на основании Положения и обязательной программы итоговой аттестации,
включающая теоретические вопросы и практические задания;
непосредственно для проведения итоговой аттестации создается комиссия,
включающая представителей администрации, педагогов определенного
профиля деятельности, а так же издается соответствующий приказ по
учреждению;
завершается итоговая аттестация тщательным педагогическим анализом ее
результатов.
Обобщая опыт проведения в течение нескольких лет итоговой аттестации
учащихся детских объединений в учреждениях дополнительного образования,
можно констатировать, что при правильной педагогической организации учащиеся
не только не боятся проверке их знаний и умений, но и стремятся проявить себя как
можно лучше пред свертсниками и взрослыми, получить их одобрение и оценку.
Итоговая
аттестаци
учащихся
детских
объединений
рассматриваетя
педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса,
так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их
совместной творческой деятельности.
Цель итоговой аттестации - выявление уровня развития
способностей и
личностных качеств ребенка и их соответствия прогонозируемым результатам
оразовательнгых программ.
Задачи итоговой аттестации:
определение уровня теоретической подготовки учащихся в конктретной
образовательной области;
выявлдение степени сформированности практичкских умений и навыков
детей в выбранном ими виде творческой деятельности;
анализ
полной
реализации
бразовательной
программы
детского
объединения;
соотнесение
прогнозируемых
и
реалиных
результатов
учебно
–
воспитательной работы;
выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной
реализаци образовательной программы;
внесение
необходимых
корректив
в
содержание
и
методику
образовательной деятельности детского объединения.
Итоговая аттестация учащихся детских объединений строится на принципах
научности,
учета
индивидуальных
и
возрастьных
особенностей
учащихся,
специфики деятельности детского объединения и конкретного периода обучения;
необходимости, обязательности и открытости проведения; свободы выбора
педагогом методов и форм проведения и оценки результатов; обоснованности
критериев оценки результатов; открытости результатов для педагогов в сочетании
с их закрытостью для детей.
В образовавтельном процессе в целои и каждого детского объединения в
частности итоговая аттестация выполняет целый ряд функций:
учебную, так как создает дополнительные условия для обобщения и
осмысления детьми полученных теоретических и практических знаний,
умений и навыков;
воспитательную, так как является стимулом к расширению познавательных
интересов и потребностей ребенка;
развивающую, так как позволяет детям осознать уровень их актуального
развития и определить перспективы;
корркционную, так как помогает
педагогу своевременно выявить и
устранить объективные недостатки учебно – воспительного процесса;
социально – психологическую, так как каждому ребенку дает возможность
пержить «ситуацию успеха».