Автор: Зарубина Елена Владиславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр художественных ремесел"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской обл.
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Выполнение оформления новогодней игрушки в технике "декупаж" и свободной росписи
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр художественных ремесел»
Конспект открытого занятия
в творческом объединении «Юные таланты»
Выполнение оформления новогодней игрушки в технике
«декупаж» и свободной росписи
Автор:
Зарубина Елена Владиславовна ,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Дзержинск, 2017г.
Пояснительная записка
В творческом объединении «Юные таланты» помимо изучения основ
классического изобразительного искусства, осваиваются основы декоративно-
прикладного творчества. Изучение техники «декупаж» предоставляет юным
умельцам широкие возможности воплощения в материале своих замыслов.
Ученики обучаются пониманию ритма, пропорции, подбора цвета и построения
композиции. Большое значение в обучении техники росписи играет освоение
современных типов красок, умение работать ими, знать их свойства и
возможности. Воплощению замысла предшествует работа с эскизами,
исторической литературой, знакомство с интернет - источниками.
Занятие проходит в преддверии новогоднего праздника, поэтому дети
погружаются в атмосферу сказки, волшебства, ожидания чуда, и сами
становятся творцами этого чуда.
Занятие имеет средний уровень сложности. Ребятам необходимо применить
старые знания в новых условиях, выполняя более сложную задачу, работая
самостоятельно.
Занятие проводится на второму году обучения образовательной программы
«Юные таланты».
Организационные условия
Продолжительность: 45 минут.
Возраст учащихся: 8-10лет.
Год обучения: второй
Тема: Выполнение
оформления новогодних
шаров в технике «декупаж» с
добавлением свободной росписи.
Характеристика занятия
Тип занятия: комбинированное, с элементами закрепления и
совершенствования знаний умений и навыков, и самостоятельного применения
их.
Цель:
Обобщение
полученных
знаний
по
работе
в
технике
«декупаж»,
свободной росписи и их совершенствование.
Задачи:
Обучающие:
•
Познакомить с традициями и символами празднования Нового года в
России;
•
Закрепление ранее полученных знаний о технике росписи акриловыми
красками.
•
Познакомить с историей возникновения техники «декупаж».
Развивающие:
•
Развитие творческих способностей учащихся.
•
Развитие навыков выполнения приёмов «декупажа» и свободной
росписи.
•
Расширение кругозора.
Воспитательные:
•
Формирование интереса к данному виду творчества.
•
Воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия, самостоятельности
в творчестве.
Оборудование:
•
компьютер;
•
столы;
•
стулья,
•
краски акриловые,
•
кисти для выполнения росписи, для клея и грунтовки,
•
элементы декорирования,
•
клей ПВА и клей «Момент»,
•
элементы декорирования,
•
принадлежности для театрализации (костюм Снежинки),
•
образцы изделия,
•
салфетки с рисунком,
•
лак акриловый,
•
фен.
Структура занятия:
№,
п/п
Название этапа, деятельность
Время
Организационный этап:
1
Сообщение темы, цели, задач
2 минуты
2
Проверка подготовленности учащихся к занятию
Проверочный этап:
3
Проверка усвоения пройденного материала.
2 минуты
Подготовительный этап:
4
Подготовка поверхности шара (грунтовка)
5 минут
Беседа: «Знакомство с техникой декорирования
«декупаж» и откуда к нам пришел обычай наряжать
елку».
5 минут
Основной этап:
5
Практическая работа по вырезанию выбранного
элемента из салфетки, приклеивание его на
загрунтованную поверхность, сушка феном.
Выполнение свободной росписи, оформление стразами,
пайетками, покрытие изделия лаком.
25 минут
Контрольный этап
6
Организация выставки работ
4 минуты
7
Оценка выполненных работ педагогом. Показ наиболее
качественных работ, поощрение учащихся.
Итоговый этап
8
Сообщение педагога о результатах данного занятия
1 минута
Информационный этап
9
Сообщение темы следующего занятия.
1 минута
Ход занятия:
1.
Организационный этап.
Педагог: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости, очень рада Вас видеть
сегодня в нашей мастерской. Сегодня наша мастерская превратится в
волшебную мастерскую, главным героем в ней будет наша ведущая: Снежинка,
прошу любить и жаловать!
Педагог проверяет подготовленность учащихся к занятию.
2.
Проверочный этап.
Педагог: На предыдущих занятиях мы начали изучать большую и интересную
тему: «Выполнение сюжетной композиции в технике свободной росписи».
Педагог: И так, давайте вспомним все этапы выполнения росписи новогодних
игрушек. Назовите их.
Учащиеся: Выполнение эскизов, подбор шарика, роспись работы акриловыми
красками с помощью кистей. Оформление работы декоративными
элементами в виде пайеток, стразов, блестящими гелями.
Педагог: Молодцы, дети. Убедиться в Ваших знаниях мне помогут ваши
эскизы с предполагаемой росписью. Сегодня мы много узнаем о традициях
наряжать и украшать ёлку, расписывать новогодние игрушки. А поможет
нам в этом …
Снежинка:
«Волшебный, сказочный новогодний праздник у каждого человека
ассоциируется с чем-то своим, собственным. У многих предчувствие праздника
появляется одновременно с появлением на прилавках магазинов чудесных,
сверкающих и хрупких творений – новогодних игрушек. Это что-то из детства,
из глубин памяти – чувство тихой радости, возникающее при одном взгляде на
радужный блик, отразившийся от стеклянного круглого бока елочного
шарика…»
Здравствуйте мои милые друзья! Надеюсь, вы меня узнали?
Учащиеся: Здравствуй, Снежинка!
Снежинка: Я пригласила вас в гости для того, чтобы вы узнали много-много
интересного и полезного, а также научились оформлять красивые новогодние
шарики.
Показывает на образцы изделий.
Учащиеся: Здорово!
Снежинка: Я рисую волшебной палочкой, а вы кисточкой. Разрешите
взглянуть на ваши эскизы?
Педагог: Посмотри Снежинка, какие интересные, разнообразные рисунки
подготовили твои гости.
Учащиеся рассказывают о сюжете, изображенном на эскизах.
1. На моем эскизе изображена сказочная лесная избушка, которую сторожит
Снеговик с метлой.
2. Я изобразила Дедушку Мороза с мешком подарков.
3. А я увидела сегодня на деревьях снегирей и решила нарисовать их на
игрушке.
4. На моем эскизе есть и ты, Снежинка, большая, во весь шарик.
5. Мне захотелось нарисовать небольшой домик, занесённый снегом.
6. Я подумала, что красиво будут смотреться снежинки с точками снега на
синем фоне.
7. На моем рисунке ёлочка.
8. А на моем рисунке я изобразила
символ наступающего года - желтую
Собачку.
3.
Подготовительный этап
Педагог: Дети, сегодня я хочу рассказать вам об одной интересной технике
оформления «Декупаж».
Декупаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника по ткани, посуде,
мебели и пр., заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из
различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем
наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности
для декорирования. Эта техника крайне кропотлива, требует терпения и
предусматривает множество попыток, прежде чем результат станет
удовлетворительным.
Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью. Как вид искусства он
первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки
стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой
наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная
инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера
искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и
покрывали для защиты несколькими слоями лака.
Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные
инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим
спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Arte povera
(«искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и
этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.
Декупаж был очень моден при дворе французского короля Людовика XVI.
Мария Антуанетта и её придворные дамы использовали для украшения работы
Ватто и Фрагонара, уничтоженные позднее во время Великой французской
революции.
В Англии декупаж вошёл в обиход широких слоёв населения в Викторианскую
эпоху, когда в большом количестве появились доступные листы с
отпечатанными коллекциями для вырезания, и декупаж проник почти в каждый
дом. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ
использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов,
пасторальных сценок, фигурок и ангелочков. Из Англии декупаж в качестве
хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй
мировыми войнами.
Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространенной
в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных
украшений, часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании
эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении
модных аксессуаров.
Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать
любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А
использование различных техник, таких как золочение, состаривание, кракле,
художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной
массы и других материалов) дают неограниченный простор фантазии.
В настоящее время в декупаже популярны такие стили, как: прованс,
викторианский стиль, шебби-шик, симплисити, этно. Это обусловлено в первую
очередь текущими тенденциями в стилистике интерьеров.
Что нам потребуется для декупажа?
Во-первых, сам объект декупажа. Пожалуй, нет вещи, которую нельзя было бы
оформить с помощью салфетной техники. Далее необходима трехслойная
бумажная салфетка с красивым рисунком, акриловый лак, клей ПВА,плоская
кисть средней жесткости из синтетики, небольшие ножницы.
Порядок работы
Нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать акриловую краску
подходящего цвета.
Вырезаем понравившийся узор из салфетки. Далее отделяем два нижних слоя
бумаги – нам понадобится только красочный – и прикладываем его к
поверхности.
Кисточкой наносим тонкий слой клея, разглаживая салфетку и следя, чтобы под
ней не осталось пузырьков.
Несложно, правда? А сколько приятных минут и удовольствия доставит вам
работа в этой технике и, самое главное, - результат! Полет вашей фантазии
ничем не ограничен, и можно придумывать все новые и новые
усовершенствования, ведь декупаж не требует специальных навыков и,
кажется, приносит лишь радость оттого, что вы привносите в свой дом еще
немного красоты.
Основные инструменты и материалы:
1.Бумага
Для декупажа подходят самые разнообразные виды бумаги: салфетки, газеты,
журналы, географические карты, репродукции, открытки, фотографии,
подарочная и упаковочная бумага и, конечно, специальные декупажные карты,
которые можно приобрести в магазинах для рукоделия.
2.Ножницы
Ножницы для декупажа должны иметь короткие лезвия. Они могут быть
загнутыми или прямыми. Как правило, применяются ножницы двух размеров –
маленькие и средние. Для вырезания крупных мотивов можно использовать
обычные канцелярские ножницы.
3.Клей
Самый доступный и используемый клей для декупажа – ПВА. Для декупажа на
стекле, металле или фарфоре необходим клей более высокой консистенции.
4.Лак
Лучше использовать лаки на водной основе, которые быстро высыхают и не
имеют неприятного запаха. Лак может быть матовым или глянцевым.
5.Кисти
В основном для декупажа применяются плоские и полукруглые кисточки
разных размеров.
Подготовка основы :
1.Обезжиривание
Гладкие поверхности перед наклеиванием мотивов нужно обезжирить с
помощью спирта.
2.Грунтовка
Чем светлее грунт, тем ярче на нем выглядит рисунок и наоборот –
использование темного цвета основы заставляет рисунок как бы растворяться.
Эти свойства можно использовать для достижения различных декоративных
эффектов. В качестве грунта лучше всего подходят акриловые краски.
Техники вырезания и наклеивания
1.Вырезание
Основное правило – не оставлять фона вокруг вырезаемого рисунка. Слишком
извилистый контур можно слегка изменить. Мелкие детали, например, тонкие
стебли, можно не вырезать. Достаточно вырезать основные мотивы, а потом
подрисовать недостающие элементы кисточкой.
2.Вырывание
Эта техника применяется, если выбранный узор не требует точной обработки
краев. Декоративный эффект для создания фона дает также наклеивание
клочков бумаги на основу (по одному или с нахлестом один на другой).
3.Наклеивание
Разглаживать наклеенный рисунок следует от центра к краям. При работе с
салфетками сначала тонкий слой клея наносится на основу, затем на него
помещается аппликация, а потом хорошо пропитанной клеем кисточкой
движениями от центра к краям фиксируется вырезанный элемент.
Отделка
1.Покрытие лаком
Лак не только защищает поверхность от внешних воздействий, но и позволяет
сгладить переходы между наклеенным рисунком и основой. Для этого работу
покрывают лаком несколько раз. При этом каждый слой обязательно должен
просохнуть.
Педагог: Грунтуем поверхность, где будет располагаться салфеточный элемент
акриловой краской, сушим и пока шарик сушится, Снежинка расскажет вам о
традициях наряжать елку.
Снежинка:
Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет свою, чрезвычайно
интересную историю. Еще в конце средних веков жители европейских стран
начали украшать свои дома к Новому году. Несмотря на неоднократный запрет
властей, люди приносили в жилища вечнозеленые ветви. По-настоящему
модным стало наряжать деревья в первой половине XVI века. Классические
правила украшения «рождественского» дерева не изменились и по сей день.
«Вифлеемская звезда» на макушке, «яблоки» - сегодня это шары –
олицетворяли библейский «запретный плод», горящие свечи (сегодня это
всевозможные электрогирлянды). А также в средние века на ветки новогоднего
дерева обязательно вешались фигурки из вафель – как прообраз пресных
хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. Надо сказать, что до
середины XVIII века украшения были исключительно съедобными. К
вышеописанным предметам добавились орехи, сладости и фрукты. Со второй
половины XVIII века елочные украшения становятся более нарядными:
бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а
еще – фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы и т.п. Серебряные звездочки,
цветы, а также мишура появились в XVIII веке. А в 1848 году, в городке Лауш в
Тюрингии были изготовлены первые елочные шары. Их делали из цветного или
прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали
блестками. Мастера могли выдувать практически все, что угодно: не только
шары, но и виноградные гроздья, птиц, рыбок, фигурки Санта-Клауса,
кувшинчики и амфоры. Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью.
Несколько десятилетий лаушские мастерские были монополистами в
производстве новогодних украшений. В начале ХХ века их потеснили Богемия
(Чехия), Польша, США и Япония. А затем и другие страны начали выпускать
эти хрупкие и красивые изделия. Именно тогда возникла мода на разные виды
игрушек и способы украшения елок.
В России, как известно, обычай встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1
января ввел Петр Первый, и он же повелел, чтобы именно ель стала главным
новогодним деревом. Но по-настоящему обычай наряжать елку и делать это
именно к Рождеству, которое праздновалось 25 декабря и было главным
праздником (а Новый год был просто продолжением), пришел в Россию при
Николае Первом. Его супруга, императрица Александра Федоровна,
урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай
украшать жилище елочкой с горящими свечами. Эта традиция, а еще обычай
дарить на Рождество подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на
ветки, очень скоро завоевали популярность сначала среди придворных, потом
по всему Петербургу, а затем и по всей России. Самыми любимыми игрушками
на протяжении долгих лет были, опять же, съедобные изделия – фигурки из
песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную
фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи. Многие игрушки
делались своими руками из подручных материалов. Первые стеклянные
игрушки, появившиеся в России, был немецкого производства. Но и
отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело. Кроме
стеклянных, в России также выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-
маше.
4. Основной этап.
Педагог:
Ну
что
же,
дети,
продолжаем,
нужно
закончить
оформление
и
роспись елочного шара по выбранному сюжету.
Вопросы педагога:
1.
Как нужно смешивать акриловые краски?
Ответ: Краски лучше смешивать на бумажной палитре, т.к. краски высыхают
быстро и плохо отмываются с других видов палитр.
2.
Каким образом ведется работа кисточкой
Ответ: Работа ведется сверху вниз, чтобы не смазать изображение.
3.
Скажите,
каким
образом
нужно
приклеивать
выбранный
элемент
из
салфетки на выпуклой поверхности
Ответ.
Сначала
нужно
промазать
поверхность
шарика
клеем
ПВА,
затем
вырезать
нужный
элемент
из
салфетки,
снять
нижние
слои
салфетки
и
аккуратно
приклеить
к
поверхности
шара,
работая
кисточкой
от
центра
изображения
к
краям,
сгоняя
пузырьки
воздуха.
После
этого
обязательно
сушим под струей горячего воздуха.
4.Как мы можем использовать декоративные украшающие элементы
Ответ: При помощи прозрачного клея «Момент» мы можем шарики оформить
блёстками, стразами.
Педагог: Нужно ли покрывать готовую работу лаком.
Ответ: Работу лучше зафиксировать лаком для завершенного вида и более
прочного прикрепления наклеенных салфеточных и отделочных материалов.
Теперь, когда вы ответили на мои вопросы, будем работать.
Ход работы:
1.Обезжириваем поверхность шара, если это необходимо.
2.Грунтуем
поверхность
для
выбранного
элемента
из
салфетки
акриловой
краской белого цвета, сушим феном, чтобы ускорить процесс работы-эти два
процесса мы с вами только что сделали.
3.Вырезаем
из
салфетки
необходимый
элемент,
снимаем
нижние
слои
салфетки,
прикладываем
на
предварительно
смазанную
клеем
ПВА
поверхность шара салфетку. Как правильно приклеивать вы мне только что
сказали. Также сушим феном.
4.Выполнение свободной росписи. Свободная роспись-это роспись, сделанная
сразу, без шаблона и трафарета. Эта роспись сочетается с фрагментом из
салфетки, наклеенным на фон и является его продолжением только уже в
живописной манере. Также сушим феном.
5.Оформление шаров стразами, пайетками с помощью клея «Момент». Сушим
феном.
6.И последнее – работу нужно покрыть лаком, в данном случае – акриловым,
также сушим феном.
Дети выполняют необходимые действия: наклеивают элемент, расписывают,
украшают, лакируют.
А
теперь
Снежинка
предлагает
вам
немного
отвлечься,
сделать
несколько
упражнений.
Эффективность упражнения возрастает при использовании дыхания:
1 – плечи вверх – вдох.
2 – Плечи назад – выдох
3- Плечи вниз – вдох
4 – Расслабление выдох
Как мы правильно сидим?
Надо плечи вверх поднять
Чуть назад их убирать,
Дальше плечи опускаем
И все тело расслабляем.
(Повторить 3 раза).
4.
Контрольный этап.
Педагог: Дети, давайте посмотрим на ваши работы, организуем небольшую
выставку. Как вы думаете, все ли у Вас сегодня получилось? Справились ли Вы
с сегодняшней задачей?
следуют ответы
педагог оценивает работу каждого учащегося.
Следуют ответы.
Педагог: А теперь, когда вы многое узнали, Снежинка хочет загадать вам
несколько загадок:
Снежинка: Вот, ребята, отгадывайте: « Странная звездочка с неба упала: мне
на ладошку легла и пропала»
Дети: Это Снежинка!
Снежинка: Правильно! Дальше: «Одеяло белое, не руками сделано, Не ткалось
и не кроилось, с неба на землю свалилось».
Дети: Снег!!!
Снежинка: Да. Далее: «Искры небо прожигают, а до нас не долетают».
(Звезды)
Снежинка: «Если лес укрыт снегами, если пахнет пирогами, если елка в дом
идет, что за праздник?» (Новый год!)
Педагог: Я надеюсь, что в итоге ваши работы займут достойное место–на
вашей новогодней ёлке или на ёлке ваших друзей или родственников
Снежинка: А от меня вам сладкий подарок – леденецы, за ваше терпение,
умение и творчество.
5.
Итоговый этап.
Педагог:
И
так,
подошло
к
концу
наше
занятие.
Сегодня
мы
с
Вами
выполнили оформление и свободную роспись новогодних шаров. Вы, наверное,
поняли, что эта работа потребовала от каждого из вас большого мастерства и
терпения.
Сегодня
мы
освоили
этапы
выполнения
декупажа,
окунулись
в
сказочный
мир
волшебства
и
фантазии,
выполнили
свободную
роспись
игрушки. Я надеюсь, что в дальнейшем вам пригодятся приобретенные знания
умения и навыки.
Снежинка: Сегодня в магазинах можно увидеть огромный выбор елочных
игрушек на любой вкус. Но порой хочется чего-то необычного. Хочется
увидеть на игрушках рисунок, выражающий Вашу личность, Ваши мечты и
желания в Новом году. Оформленная вручную игрушка с особым сюжетом
может также стать превосходным подарком на Новый год для Ваших друзей и
близких. Они непременно оценят оригинальность такого подарка и Вашу
любовь, вложенную в работу.
6.
Информационный этап.
Педагог:
На
следующем
занятии
мы
с
Вами
приступим
к
еще
одному
интересному делу. Мы с вами будем оформлять шарики лентами и бантами для
того, чтобы их можно было повесить на ёлку и делать упаковку для них, чтобы
их можно было положить туда и подарить родным и близким. Спасибо всем за
работу, до свидания. Занятие окончено.
(Учащиеся приводят рабочее место в порядок, раскладывают инструменты по
своим местам.)
Список литературы
1.Черутти П. Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды,
аксессуаров: Практическое руководство / Пер. с итал. – М.: Изд-во «Ниола-
Пресс», 2007. – 160 с.: ил.
2.Дольд М, Рюкель Х. Декупаж: Украшения мебели и предметов интерьера /
Пер. с нем. – М.: Издательство «Арт-Родник», 2007. – 64 с.: ил.
3.Все о декупаже: техника и изделия / Под. Ред. М. Лупато, В. Страбелло, Дж.
Кристанини: Пер. с итал. – М.: Изд-во «Ниола-Пресс», 2007. – 128 с.: ил.