Автор: Бочарова Светлана Евгеньевна
Должность: Зам директора по УР, преподаватель предмета "Беседы об искусстве"
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 1
Населённый пункт: г. Донской, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: «Живописная музыка» и «музыкальная живопись» как средство развития художественно-образного мышления учащихся ДШИ на уроках «Беседы по искусству».
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
муниципального образования город Донской Тульской области
«Живописная музыка» и «музыкальная живопись» как
средство развития художественно-образного мышления
учащихся ДШИ на уроках «Беседы по искусству».
Выполнил:
Бочарова Светлана Евгеньевна –
заместитель директора по УР,
преподаватель теоретического отделения
МБУДО «ДШИ № 1» г. Донской.
«Искусства – сообщающиеся сосуды», – очень точно подметил поэт
Андрей Вознесенский. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», -
говорил великий Микеланджело Буанаротти, гений эпохи Возрождения.
Семейство муз – дружная семья. Они вступают во взаимодействие, и мы
замечаем это. Показать детям взаимодействие искусств – и есть одна из задач
предмета «Беседы по искусству» потому, что это красочно, интересно и
может способствовать развитию у учащихся художественно-образного
мышления в процессе их исполнительской практики.
Всё содержание
предмета «Беседы по искусству», принципы построения программы и
методическая система преподавания имеют главную цель: заинтересовать,
увлечь учащихся этим предметом, познакомить их с основными понятиями и
этапами
развития
искусства,
научить
анализировать
художественные
произведения, выделяя главные средства выразительности. Мы пытаемся
донести до учащихся, что в процессе исполнения даже самых простейших
пьес музыка может и должна быть очень живописной.
В древности имело место синкретическое искусство, в котором все
художественные средства были едины, но сейчас, когда произошел распад
этого синкретизма, то есть единства в достижении художественной цели,
заложенной в произведении, музыка должна стремиться компенсировать
потерю этой целостности своей изобразительностью.
На уроках мы стараемся обратить внимание детей на то, что даже чисто
инструментальная музыка может нести в себе следы «театральности»,
«танцевальности»,
не
говоря
уже
о
программных
произведениях,
испытывающих
воздействие
смежных
искусств
и
имеющих
черты
«картинности» и «изобразительности». Ведь вполне очевидны влияние и
роль литературы, поэзии в таких произведениях, как «Фантастическая
симфония» Гектора Берлиоза, «Карнавал» Рихарда Шумана, где музыка
вынуждена
становиться
как
бы
зримой,
наглядной.
Говоря
об
изобразительности
музыки,
мы
подчеркиваем,
что
часто
основой
музыкального сочинения становятся непосредственно сами произведения
живописи, даже скульптуры.
Ярким примером чего может служить
фортепианный цикл Ференца Листа «Годы странствий», написанный под
впечатлением
от
картины
Рафаэля
«Обручение
Марии»,
статуи
Микеланджело «Мыслитель». Когда мы с детьми изучаем русскую классику,
в рамках обозначенной задачи большое внимание уделяется фортепианному
циклу М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», которые он создал под
впечатлением от посмертной выставки работ художника Виктора Гартмана
1873 г.
В приведенных примерах отчетливо видно прямое воздействие
изобразительного искусства на музыку. Специалисты выделяют две формы
подобного влияния. Во-первых, оно выражается в создании музыкальных
произведений, вдохновленных произведениями изобразительного искусства
и стремящихся к претворению в музыке их образов, к переводу этих образов
из зримо-наглядного в эмоционально-звуковой план. Во-вторых, воздействие
изобразительного искусства на музыку выражается в повышении в музыке
градуса живописности, изобразительности, картинности.
Познавая теоретически возможности влияния видов искусств друг на
друга, учащиеся могут в своей исполнительской практике пытаться
«рисовать картинки», исполняя произведения, подходящие для решения
подобных задач. Конечно же, решая задачу «изобразительности» в музыке,
мы должны помнить, что «изобразительность» бывает прямая и косвенная.
Более обыденная и простая – прямая, она более привычная, когда
музыкальные
звучания
имитируют,
подражают
реальным
звучанием
природы, жизненным событиям и явлениям, вызывая в сознании облик этих
явлений. Например, «Эхо» Орландо Лассо или «Кукушка» Дакена, или
«Тамбурин» Рамо. Но есть и более тонкие формы звукописи. Прежде всего,
это «музыкальные пейзажи». Поскольку природные явления не только
видимы, но и слышимы, диапазон отражения их в музыке очень широк. Это и
образы водной стихии: симфонические эскизы Дебюсси «Море», пьесы
«Игра воды» и «Ундина» Равеля, не говоря уже о многочисленных «ручьях»
Грига и Шуберта; это музыкальные воплощения звукописи леса – «Шум
леса»
Листа,
«Сказки
венского
леса»
Штрауса
и
пр.
Подлинной
энциклопедией музыкального изображения круговорота природы и жизни
можно назвать цикл П.И. Чайковского «Времена года». Здесь и подражание
птичьему пению («Песня жаворонка»), и конскому топоту, звуку лесного
рога («Охота»), и ритму труда в поле («Песнь косаря»), перезвону колоколов
(«Масленица»). Конечно, такие сложные воплощения под силу более
продвинутым учащимся.
Особый интерес в рамках реализации указанных задач представляет
творчество таких гениев, которые творили одновременно в разных видах
искусства, в чьем творчестве отчетливо прослеживается взаимовлияние
видов искусства друг на друга. Очень ярким примером, на наш взгляд,
является
гений
литовского
художника
и
композитора
Микалоюса
Константинаса
Чюрлениса
(1875-1911),
который
писал
мелодические
картины и живописную музыку. «Музыка на мольберте» - так можно кратко
охарактеризовать его творчество.
«Вселенная представляется мне большой симфонией, люди – как ноты»,
писал он. Художник Константин Маковский так сказал о Чюрленисе: «Его
творчество – музыка в той же степени, как и живопись».
Музыкальное наследие Чюрлениса менее известно, чем художественное.
Хотя список его произведений насчитывает около 400 наименований.
Стремление выразить живопись через музыку, а музыку через живопись
проявилась у Чюрлениса в самом начале творческого пути. Первым крупным
симфоническим произведением композитора, которому было на тот момент
26 лет, стала симфоническая поэма «В лесу».
Ощущение природы как
одухотворенной, живой сущности ставит это произведение в ряд лучших
музыкальных картин природы в искусстве 19-20 вв. Удивительно, что и
первая картина Чюрлениса, с которой начался его путь художника,
называлась «Музыка леса» (1903 г.). Художник не только осмысливает
стволы деревьев, как огромные струны, а поваленное дерево как деку
фантастической арфы. Если вглядеться, то можно различить призрачную
руку, которая ведет по струнам леса, создавая неслышимую нам музыку.
Особое место в живописи мастера – это картины, в которых он
напрямую обращается к музыкальным жанрам. Владение тонкостями
композиторского мастерства помогло ему проявить в живописных полотнах
законы музыкального творчества. Одним из таких произведений является
«Фуга».
А теперь вглядимся в картину, которую Чюрленис назвал таким
неожиданным музыкальным именем. На первый взгляд, перед нами
лирический, немного фантазийный пейзаж. Ели окружают неподвижную
гладь озера, в котором отражаются причудливой формы то ли скалы, то ли
клубы тумана. Сразу можно различить три плана – в верхней части, в
середине и внизу. Это своего рода экспозиция, разработка и реприза фуги. А
вот и тема фуги – это ели, которые проходят по всем планам картины.
Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается
«Соната моря». Это произведение состоит из трёх картин — Аллегро,
Анданте, Финал. Чюрлёнис верил в возможность создания сонаты, но иными
средствами — кистью и красками. Его живописный триптих, написанный по
всем канонам музыкальных форм, наполнен звуками и понятен без слов.
Allegro — переводится как бурно, радостно, весело. Именно такими
словами можно охарактеризовать первую картину сонаты с её бурлящими
волнами и стремительным потоком. Следующая картина сонаты — Анданте.
Взятый за основу горизонтальный ритм, даёт ощущение тишины, покоя,
умиротворённости. Только два ярких луча освещают горизонт. Следуя
взглядом по светящимся дорожкам, видно, как на дне спящего моря
притаился целый город, где нашли приют затонувшие корабли. Добрая
заботливая рука поднимает один из них и бережно опускает на водную гладь,
даруя ему новую жизнь. Грозная и величественная волна поднимается ввысь
в Финале. Море выплёскивается мощным потоком, накрывая волной
крошечные кораблики.
Изучая творчество Чюрлениса и подобных ему выдающихся деятелей
искусства, соприкасаясь с непривычной гениальностью, непонятной с
обывательской точки зрения, с умением по-другому понимать мир, учащиеся
и сами пытаются нестандартно мыслить, вырабатывая у себя способность
думать за рамками общепринятых правил и норм.
Прошло
больше
ста
лет,
но
музыкальные
и
художественные
произведения Чюрлёниса с их сказочными названиями до сих пор дивят
зрителя своей безграничной и непостижимой тайной. Цель художника,
взявшего за основу в своём творчестве синтез живописи и музыки,
отразилась в его словах:
"ПРОЙТИ ДОРОГУ ТАК, ЧТОБЫ СТАТЬ
ВЕСТНИКОМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ГРЯДУЩЕГО".
Его работы порой
непонятны. Но, скорее они просто непривычны и дают простор нашему
художественно-образному воображению.