Напоминание

Урок-семинар


Автор: Киндсфатер Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 6"
Населённый пункт: г. Майкоп Республика Адыгея
Наименование материала: Урок-семинар по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Тема: Урок-семинар
Раздел: среднее образование





Назад




Урок – семинар по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (10 класс) 2 часа

Цель

урока: проверить

знание

и

понимание

прочитанного

литературного

материала

учащимися, вызвать заинтересованность к программными произведениями,.

1.

Систематизировать знания обучающихся по прочитанному произведению

2.

Закрепить и углубить знания средств художественно – изобразительной

выразительности , навыков художественного анализа текста, выразительного чтения .

3.

Развивать творческие способности десятиклассников, учить самостоятельности

мышления, творческому воображению.

4.

Способствовать развитию речи учеников: логического рассуждения, монологической

речи, выразительному, обоснованному изложению мыслей.

5.

Воспитывать духовные ценности, прививать любовь к искусству слова, развивать

эстетический вкус.

6.

Формировать нравственные основы жизни : представление обучающихся о

справедливости, доброте, доверии, взаимопонимании .

7.

Учить уважительному отношению друг к другу в группе, нести ответственность за

участников группы, учить учиться и учить других.

Цели урока для обучающихся ( формулируют ученики ):

цель активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более

глубокому усвоению изучаемого материала.

Знать содержание произведения, его стилистические, жанровые, композиционные

особенности.

Уметь анализировать художественные эпизоды текста.

Выразительно читать и пересказывать отрывки из произведений.

Аргументированно отвечать на вопросы, самостоятельно делать обобщения и выводы.

Формировать навыки монологической устной и письменной речи.

Создавать свой текст на основе данного

.Задачи:

Определить ключевые эпизоды и их роль в выборе жизненного пути героев. Выделить

основные художественные приёмы в характеристике главных героев. Определить

авторскую позицию в оценке выбора жизненного пути каждого героя.

Определить собственную позицию в оценке выбора жизненного пути героя.

Планируемые результаты и универсальные учебные действия

Метапредметные:

Личностные: самоопределение, способность к самооценке своих действий, приобщение к

духовно-нравственным ценностям посредством литературы; использование для решения

познавательных и коммуникативных задач различных источников информации ( словари,

справочники, маршрутные карты, памятки к анализу художественных эпизодов и критериям

оценивания ответов.

Предметные: в познавательной сфере:

- понимание связи литературного произведения с эпохой, отражённой в нём.;

- выделение главного и существенного;

- умение характеризовать героев;

- владение элементарной литературоведческой терминологией;

- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- извлечение необходимой информации из текста.

В ценностно – ориентировочной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

- собственная интерпретация литературного произведения;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

В коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение;

- умение высказывать своё мнение, отстаивать его;

- умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

- умение вести диалог, создавать устные монологические высказывания.

В регулятивной сфере:

- организация работы в группе;

- умение работать по плану;

- умение выполнять задания в соответствии с поставленными целями.

Запланированные результаты реализуются во взаимосвязанной системе на протяжении всего

урока в разных структурных его частях на разных этапах урока.

Тип урока: обобщающее повторение в конце изучения романа «Отцы и дети».

Форма организации обучения: урок –зачёт ( 2 часа).

Оборудование урока ( учебные материалы):

Художественный текст произведения.

Эпиграф к уроку.

Словари.

Вопросы – задания (блоки) для работы в группах.

Памятки плана анализа художественного эпизода текста, критериев оценивания ответа

ученика.

ИКТ.

Виды деятельности обучающихся:

Определение целей урока;

Работа с эпиграфом к уроку, художественными текстами произведений;

Выразительное чтение;

Аналитическая беседа ;

Словарная работа

Работа в группах;

Составление творческих заданий;

Работа с одарёнными детьми (группа экспертов)

Ход урока.

Эпиграф: Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела.

Джозеф Аддисон (1672-171 гг.), английский публицист и писатель.

Вступительное слово учителя:

Книга – наиболее яркое проявление духовной жизни общества.

Древнерусская летопись гласит (текст распечатан для обучающихся):

Велика бо бывает полза от учения книжного; мудрость бо обретаем и воздержанье от словес

книжных; се бо суть рекы, напаяющие вселенную. Сими бо в печали утешаемы есмы…аще бо

поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши великую пользу души своей; иже бо

книгы часто чтет, то беседует с Богом, или святыми мужи.

- Попробуйте перевести на наш современный язык эти мудрые слова и сделайте вывод.

- А сегодня мы подведём итоги изучения романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»,

поищем мудрости и обретём пользу. Давайте разделимся на группы. Каждая группа получит

задания одного из блоков и постарается дать аргументированный ответ на поставленные

вопросы.

БЛОК 1. Базаров: разноречивость оценок.

Задание. Внимательно прочитайте суждения о Базарове как современников Тургенева, так и

принадлежащие более позднему времени.

Какие из них ближе вашему пониманию и оценке тургеневского героя после прочтения романа

«Отцы и дети»? С какими суждениями вы согласны? Почему? Какие из суждений оказались

для вас неожиданными?

Размышляя над ними, попробуйте сформулировать своё суждение о Базарове.

Страхов Николай Николаевич, русский философ, публицист, литературный критик, статья

«И.С.Тургенев «Отцы и дети» (1862 г.).

«Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим

душою и телом. Всё в нем необыкновенно идёт к его сильной натуре. Весьма замечательно, что

он, так сказать, более русский, чем все остальные лица романа. Его речь отличается простотою,

меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом. Точно так же между лицами

романа он легче всех сближается с народом, всех лучше умеет держать себя с ним… Очевидно,

Базаров, столь легко сходящийся с людьми, столь живо интересующийся ими и столь легко

начинающий питать к ним злобу, сам страдает от этой злобы более чем те, к кому она

относится. Эта злоба не есть выражение нарушенного эгоизма или оскорблённого себялюбия,

она есть выражение страдания, томление, производимое отсутствием любви. Несмотря на все

свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям. Если эта жажда проявляется злобою, то такая

злоба составляет только оборотную сторону любви. Холодным, отвлечённым человеком

Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на

других, но чувствует, что ему еще больше следует злиться на себя»

Писарев Дмитрий Иванович,

русский публицист и литературный критик, переводчик,

революционер-демократ, статья «Базаров» (1862 г.).

«Эти люди могут быть честными и нечестными, гражданскими деятелями и отъявленными

мошенниками, смотря по обстоятельствам и по личным вкусам. Ничего, кроме личного вкуса,

не мешает им убивать и грабить, и ничто, кроме личного вкуса, не побуждает людей подобного

закала делать открытия в области наук и общественной жизни… Кроме непосредственного

влечения у Базарова есть еще другой руководитель в жизни – расчёт… У людей

посредственных такого рода расчёт большей частью оказывается несостоятельным: они по

расчёту хитрят, подличают, воруют, запутываются и в конце концов остаются в дураках. Люди

очень умные поступают иначе; они понимают, что быть честным очень выгодно и что всяко

преступление, начиная от простой лжи и кончая смертоубийство, - опасно и, следовательно,

неудобно. Поэтому очень умные люди могут быть честны по расчёту и действовать начисоту

там, где люди ограниченные будут вилять и метать петли»

МаркОвич Владимир МАркович, советский и русский литературовед, специалист по русской

литературе 19 века, статья « Человек в романах И.С.Тургенева» (1975 г.).

«Громадное, несовместимое с обычными мерками самолюбие – едва ли не самая резкая из всех

черт, которые подмечают в Базарове окружающие. Павел Петрович обвиняет Базарова «в

гордости сатанинской». Сходное определение мог бы дать Аркадий, которому на миг открылась

«вся бездонная пропасть базаровского самолюбия». Глубина, масштаб и характер базаровского

самолюбия в самом деле необычны. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо

мною, -говорит Базаров Аркадию, - тогда я изменю своё мнение о себе самом». Мнение о себе у

него, как видим, достаточно высокое. Человеку «из числа обыкновенных» (говоря словами

Одинцовой) этого вполне хватило бы для безусловного довольства собой. Но для Базарова

превосходство над всеми означает лишь право требовать и ненавидеть. А требования его

поистине беспредельны, и этот непримиримый максимализм обращается на него самого, то и

дело восстанавливая Базарова против его собственных чувств, желаний, поступков. Для Павла

Петровича любовная драма может стать источником самоуважения; воспоминания о ней

поддерживают сознание незаурядности и значительности прожитой жизни. Для Базарова

подобная же драма означает унижение: она воспринимается как проявление подобной слабости,

которую герой может извинить себе только на пороге смерти».

БЛОК 2. О времени создания романа.

Задание.

Внимательно прочитайте отрывки из представленных статей и ответьте на

вопрос: в чём заключалась новая духовная ситуация, в которой оказались «дети» по сравнению

с «отцами»?

Герцен Александр Иванович, революционер, писатель, публицист. Статья «Ещё раз Базаров»

(1869 г.)

«Декабристы – наши великие отцы, Базаровы – наши блудные дети. Мы от декабристов

получили в наследство возбуждённое чувство человеческого достоинства, стремление к

независимости, ненависть к рабству, уважение к Западу и революции, веру в возможность

переворота в России, страстное желание участвовать в нем, юность и непочатость сил. Всё это

переработалось, стало иным, но основы целы. Что же наше поколение завещало новому?

Нигилизм…»

Мечников Илья Ильич, русский и французский биолог, микробиолог, цитолог, эмбриолог,

иммунолог, физиолог и патолог, почётный член Петербургской АН (1902), лауреат

Нобелевской премии в области физиологии и медицины. Статья «Этюды оптимизма» (1907 г.)

«Среди молодёжи распространилось убеждение, что только положительное знание способно

вести к истинному прогрессу… искусство и другие проявления ДУХОВНОЙ жизни могут,

наоборот, лишь тормозить движение впереди».

Водовозова Елизавета Николаевн, русская детская писательница, мемуаристка. Статья «На

заре жизни» (1991 г.)

«Первым средством для самообразования, для подготовки себя ко всякого рода деятельности и

к настоящей полезной общественной жизни считалось тогда (60-е годы) изучение естественных

наук, на которые смотрели как на необходимый фундамент всех знаний без исключения. Как в

Западной Европе, так отчасти и у нас люди образованные уже давным-давно придавали им

большое значение, что наглядно подтверждали великие открытия, но в шестидесятых годах

благоговение к естествознанию распространилось в огромном кругу русского общества и

носило особый характер. Ждали необыкновенно полезных результатов не только от научных

исследований специалистов, но от каждой популярной книги, к какой бы отрасли

естествознания она не относилась, находили, что образованный человек обязан черпать свои

знания прежде всего из этого источника. Тогда были твёрдо убеждены в том, что изучение

естественных наук поможет устранить суеверия и предрассудки народа, уничтожит множество

его бедствий».

БЛОК 3. О возможных прототипах Базарова.

Базаров в отличие от других героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» не имеет

предыстории, показан вне среды своих единомышленников.

Задание.

Внимательно прочитайте приведённые ниже материалы о предполагаемых

прототипах Базарова, которые дают возможность в известной мере представить себе эту

среду. Можно ли сказать, что в образе Базарова отразилось общее психологическое

настроение новых людей при всех их идейных различиях? В чём оно заключалось?

Тургенев Иван Сергеевич, автор романа «Отцы и дети» «… в основание главной фигуры

Базаров легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер

незадолго до 1860 года). В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва

народившееся, еще бродившее начало, которое потом

получило название нигилизма.

Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не

совсем ясно; я, на первых порах, сам не мог хорошенько дать себе в нём отчёта – и напряжённо

прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало. Как бы желая проверить

правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении

нашей литературы я даже намёка не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле

возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?»

Грузинский Александр Евгеньевич, русский и советский литературовед, историк литературы.

Статья «И.С.Тургенев (Личность и творчество)» (1918 г.)

«… Из отзывов Тургенева о Чернышевском и Добролюбове (позднее и о Писареве) видно, что

его поражали в них те самые особенности, которые так характерны для Базаров: ум, гордость,

сухость, отрицание эстетики и самоуверенное откидывание всего, что признаётся старым; сам

тон речей Чернышевского, переданный Герценом, звучит совершенно по-базаровски, и мы

знаем, что Тургенев расспрашивал Герцена о его разговоре с «желчевиком» (Чернышевским).

Вообще Чернышевский и Добролюбов во многом были такими яркими, типичными

представителями не только нового общественного слоя, шедшего на смену дворянской

интеллигенции, но и особого психологического натроения, которые нёс с собою этот слой, что

их невозможно было миновать тогда при изучении нового типа, как и теперь при анализе

Базарова».

БЛОК 4. Ответим на вопросы.

1)В какое время происходят события в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

2)Какие события романа вы считаете основными? Почему?

3)Роман начинается с предыстории Николая Петровича Кирсанов. Каков роль точных дат,

указанных в этой предыстории?

4)В 14 главе рассказывается о знакомстве Базаров с Одинцовой. В чём заключается сюжетный

поворот романа, начиная с этой главы?

5)Чем, по-вашему обусловлен второй цикл путешествия Базарова: место действия снова

переносится в Марьино, в Никольское и, наконец, опять у родителей?

БЛОК 5. Своеобразие психологического анализа в романе.

Задание. Внимательно прочитайте приведённые ниже высказывания критиков. Определите

ключевые направления их мнений.

Писарев Дмитрий Иванович,

русский публицист и литературный критик, переводчик,

революционер-демократ, статья «Базаров» (1862 г.).

«У Тургенева мы видим только результаты, к которым пришёл Базаров, мы видим внешнюю

сторону явления, то есть слышим, что говорит Базаров, и узнаём, как он поступает в жизни, как

обращается с разными людьми. Психологического анализа, сводного перечня мыслей Базарова

мы не находим; мы можем только догадываться, что он думал и как формулировал пред самим

собою свои убеждения».

Батюто Анатолий Иванович,

советский литературовед, кандидат филологических наук,

специалист по русской литературе XIX века... Статья «Тургенев - романист» (1972 г.)

«Только приступив к чтению романа, ещё в сущности ничего не зная о Базарове, читатель тем

не менее уже кое о чём догадывается. Встретив Аркадия и Базаров, Николай Петрович везёт их

в Марьино. По дороге Аркадий разнеживается: « - Какой зато воздух! Как славно пахнет!

Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь…

Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и УМОЛК». Это первый намёк на

то, что Базаров «враг всяческих излияний», а Аркадий в его присутствии стесняется быть самим

собой. Вскоре вслед за этим Николай Петрович начнёт читать стихи из «Евгения Онегина»,

Базаров же прервёт его декламацию просьбой прислать спички. В Этом вторая тайная (но уже

более конкретная) психологическая характеристика Базарова как непримиримого противника

«романтизма». Недаром через некоторое время Базаров заявит Аркадию: «А отец у тебя

славный малый, но стихи он напрасно читает». Так … реализуется центральное теоретическое

положение его (Тургенева) «психологии»: писатель «должен знать и чувствовать корни

явлений, но представляет только само явление».

Чичерин Алексей Владимирович, советский литературовед, доктор филологических наук,

профессор, поэт. Статья «Ритм образа» (1973 г).

«…Диалог в чистом виде – главный инструмент в оркестре тургеневского романа. Если в

действии романа преимущественно сказываются обстоятельства и конфликты частной жизни,

то в диалоге обнаруживаются глубокие идейные противоречия. Каждый говорит по-своему

вплоть до манеры произношения отдельных слов, потому что мыслит по-своему, наперекор

своему собеседнику. И в то же время это индивидуальное мышление социально типично: так

мыслят и многие другие люди… Но горячность идейного спора и его жизненная конкретность в

том, что определяет личные отношения спорящих. Спор кроме своей общественной,

философской темы имеет другой план… Павел Петрович хочет отстранить вторжение

плебейского элемента в свою семью. «Схватка происходит не в стороне сюжета, а в самом его

центре. С первых слов давно назревшее глубокое волнение – с одной стороны («и губы его

задрожали»), упорное, отчасти разыгранное, раздувающее пыл спора «ленивое» равнодушие – с

другой стороны. Эти две противоположные интонации определяют психологическую гамму

спора. И дальше – тот естественно алогичный, клочковатый ход мыслей, с резкими переходами

на личные насмешки и упрёки, в котором подспудно обнаруживается своя внутренняя логика

непримиримых позиций. Автора привлекает не правота того или другого собеседника, а

убеждённость спорящих, их умение в воззрениях своих и в жизни занимать крайние позиции и

идти до конца, умение выразить своё мировоззрение в живом русском слове».

БЛОК 6. Перечитаем Х главу романа.

В дискуссии, изображённой в Х главе, каждый из спорящих твёрдо держится своих убеждений,

презирает другого и менее всего способен поддаться на аргументы своего оппонента, но

недаром Кирсанов так настойчиво стремится доказать именно Базарову свою правоту, не

случайно и Базаров, как бы нехотя вовлекающийся в споры с ним, высказывает в этих спорах

важнейшие свои убеждения.

Задание.

Внимательно

прочитайте

приведённые

ниже

высказывания

о

причинах

непримиримости Базарова и Павла Петровича. Чьё суждение, по-вашему, более справедливо?

Овсянико-Куликовский

Дмитрий

Николаевич,

русский

литературовед

и

лингвист,

Почётный член Петербургской академии наук (1907), Российской академии наук (1917). Статья

«Базаров как отрицатель и как общественно-психологический и национальный тип» (1907 г.)

«Отрицание Базарова направлено не столько на идеи, понятия, направления и т.д., сколько на

общественно-психологические и личные черты человека: в Павле Петровиче он отрицает не

либерала, не идеалиста, а барина, испорченного воспитанием, избалованного жизнью, ничего не

делающего, убившего лучшие года на любовь к женщине. Павел Петрович возмущает Базарова,

как разночинца, как демократ по натуре, как человека труда и трудовой этики. Это вражда двух

противоположных

общественно-психологических

типов,

двух

различных

душевных

организаций, двух мольных начал».

Бялый Григорий Абрамович, советский литературовед, литературный критик, специалист по

истории русской литературы XIX века. Автор книг о творчестве Короленко, Тургенева,

Гаршина. Статья «Роман Тургенева «Отцы и дети» (1963 г.).

«Итак, непримиримая рознь взглядов и стремлений «отцов» и «детей» обнаружилась вполне,

выяснилась политическая основа разногласий, стало ясным, что слово «нигилист» только

синоним слова «революционер» и что дальнейшие словесные споры просто бесполезны. И в

следующей главе обе стороны, каждая по-своему, как бы подводит итоги всему, что произошло

за последние дни. Николай Петрович бродит по саду, отдаётся «горестной и отрадной игре

одиноких дум», он уступает без боя и готов признать за «молодым поколением» бесспорное

преимущество: в нём «меньше следов барства». Николай Петрович уходит в прошлое, в

воспоминания молодости, он смотрит на звёзды, и на глаза у него навёртываются

беспричинные слёзы. И Павел Петрович смотрит на звёзды, «но в его прекрасных тёмных

глазах не отразилось ничего, кроме света звёзд». Далее следует поистине изумительная по

содержательности и глубине характеристика Павла Петровича, вскрывающая самоё существо

его социально-культурного облика: «он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его

щегольски-сухая и страстная на французский лад мизантропическая душа». Итак, он не умеет

мечтать, и в этом смысле он не романтик, его страстность не горяча, он эгоистичен, ему мало

дела до людей (он «мизантроп»); он красив, изящен, но душа его суха, хотя и щегольски-суха,

и, наконец, он лишён народной основы… Становится понятным, как мало стоит его защита

народных начал, народной веры и обычаев, крестьянской общины и т.п. Это всё внешнее и

чисто декларативное, головное, а не сердечное. Такая характеристика показывает, что Павел

Петрович не может быть достойным противником Базарова и что его брат прав, признавая за

молодым поколением бесспорные преимущества».

БЛОК 7. Природа и искусство в понимании Базарова.

Задание. Найдите в тексте романа базаровские высказывания об искусстве и природе. Как

писатель оспаривает эти высказывания своего героя? Чем, по-вашему, можно объяснить

отношение Базарова к искусству: невежеством, пренебрежением как к бесполезному явлению

или глубоким пониманием его силы воздействия на человека?

Писарев Дмитрий Иванович,

русский публицист и литературный критик, переводчик,

революционер-демократ, статья Реалисты» (1864 г.)

«Базаров выбил из своей головы всякие предрассудки, затем он остался человеком крайне

необразованным. Он слыхал кое-что о поэзии, кое-что об искусстве, не потрудился подумать и

с плеча произнёс приговор над незнакомым предметом. Эта заносчивость свойственна нам

вообще, она имеет свои хорошие стороны, как умственная смелость, но зато порой приводит к

грубым ошибкам».

Ерёмин Михаил Петрович, критик, статья «Базаров: гибель на перепутье» (1992 г.)

«Базаров не упускает случая сообщить – прямо или прозрачными намёком, - что он –

естественник, физиолог, врач, на худой конец, лекарь. Но вот ещё одна странность в нём: о

литературе «по специальности» он говорит редко и неохотно, тогда как о литературе

художественной, философской, о публицистике он так или иначе вспоминает чуть ли не на

каждом шагу, обнаруживая при этом обширнейшую и основательную осведомлённости. Чтобы

так решительно говорить о рыцаре Тоггенбурге, нужно было прочесть или балладу

Жуковского, или её оригинал (что, может быть даже вероятнее) - балладу самого Шиллера. И

вряд ли можно допускать, что Базаров с его гордыней о миннезингерах или трубадурах, о

рыцарских чувствах судил «понаслышке», а не на основании глубокого знакомства хотя бы с

ветвью литературы немецкого романтизма, где интерес к средневековью был постоянным».

Страхов Николай Николаевич, русский философ, публицист, литературный критик, статья

«И.С.Тургенев «Отцы и дети» (1862 г.).

«Глубокий аскетизм проникает собою всю личность Базарова: эта черта не случайная, а

существенно

необходимая.

Характер

этого

аскетизма

совершенно

особенный…

он

отказывается от таких наслаждений, которые могли бы стать выше его и завладеть его душою.

Вот откуда объясняются и то более разительное обстоятельство, что Базаров отрицает

эстетические наслаждения, что он не хочет любоваться природою и не признаёт искусство…В

мелодии Шуберта и стихах Пушкина он ясно слышит враждебное начало; он чует их

всеувлекающую силу и потому вооружается против них. В чём состоит эта сила искусства,

враждебная Базарову? Выражаясь как можно проще, можно сказать, что искусство есть нечто

слишком сладкое, тога как Базаров никаких сладостей не любит, а предпочитает им горькое.

Выражаясь точнее, но несколько старым языком, можно сказать, что искусство всегда носит в

себе элемент примирения, тога как Базаров вовсе не желает примириться с жизнью. Искусство

есть идеализм, созерцание, отрешение от жизни и поклонение идеалам; Базаров же реалист, не

созерцатель, а деятель, признающий одни действительные явления и отрицающий идеалы…».

Обсуждение тем каждого блока.

Подведение итогов семинара.



В раздел образования