Напоминание

Вторая жизнь песни


Автор: Феоктистова Вера Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ 1 им.Н.Н.Яковлева
Населённый пункт: Олекминск
Наименование материала: разработка урока
Тема: Вторая жизнь песни
Раздел: среднее образование





Назад




Музыка 5 класс

Тема урока: «Вторая жизнь песни».

Цель: Углубить представление учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.

Задачи урока:

Осмысление народных истоков профессиональной музыки;

Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;

Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;

Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и

стилей.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.

Планируемые результаты

изучения:

Понимать особенности русской народной музыкальной

культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Необходимое оборудование и материалы: Ноутбук, синтезатор.

Музыкальный материал: «Камаринская» рус. нар. п., «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония

№4»,

П.И. Чайковский, «Концерт №1» П.И. Чайковский, «Проводы Масленицы» Римский –

Корсаков.

Ход урока.

I.

Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких

композиторов мы знакомились? Дать определения: песня без слов, баркарола,

Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического

характера. Баркарола - песня на воде.

Вступительная беседа.

Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню,

появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели

обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного

языка.

А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в

своем творчестве?

Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы.

Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями.

1

Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие

сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему

постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и

поэты пользуются богатствами народной речи.

Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того

сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента

или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним,

как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?

Ответы детей:

Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями,

называется вариации.

2. Формулирование темы урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.

- Сегодня мы поговорим на тему: «Вторая жизнь песни».

- Исходя из темы, определите цель нашего урока.

Ответы детей: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых

положены мелодии народных песен.

Планирование деятельности.

- А теперь давайте составим план, работы на уроке.

Прочитайте, что

получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

Послушать произведения П. Чайковского;

Выяснить какие народные песни он использовал в этих произведениях;

II.

Работа над новым материалом.

Вот

что

говорил

о

значении

народного

творчества

С.

Рахманинов:

«Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На

огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки

и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые

особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».

К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая

народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы

давали им вторую жизнь.

Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты

народной от композиторской.

1. Русская народная песня «Камаринская»

(ответы уч-ся)

2

Тему

русской

народной

песни

«Камаринская»

использовали

многие

композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме предложил свой вариант обработки

этой песни. Давайте послушаем и сравним.

Задание 1, 2. Послушать произведения П. Чайковского.

2. «Камаринская» П. Чайковский.

(ответы уч-ся)

- А какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные

песни?

-

Давайте

послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно

называется, и какую народную песню он использовал?

4. «Концерт №1» П. Чайковский.

(ответы уч-ся)

Охарактеризуйте это произведение.

Послушайте

еще

одно

произведение

композитора,

вспомните,

как

оно

называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?

5. «Симфония №4. Финал» П. Чайковский.

6. Народная «Во поле березка стояла»

(ответы уч-ся)

- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?

(ответы уч-ся)

- Какой вывод можно сделать?

- Песням композитор дал вторую жизнь.

М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её

аранжируем».

Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-

Корсаков В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует

мелодии разного характера. Например, Белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» ,

используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» .

7. «Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане»

3

8. «Во саду ли в огороде» народная.

Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка,

былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-

Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на

сюжеты русских сказок и былин.

В своем творчестве он использовал народный

фольклор. С какими произведениями этого композитора мы знакомы?

(ответы уч-ся)

Сегодня

мы

послушаем

сцену

«Проводы

Масленицы»

из

оперы

«Снегурочка».

9. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».

В опере «Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал

подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы

Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица".

10. Проводы Масленицы «А мы просо сеяли»

Беседа по характеру.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Народная песня помогла создать картину народного праздника.

IV. Подведение итогов.

- Все ли мы успели сделать?

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

4



В раздел образования