Автор: Феоктистова Вера Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ 1 им.Н.Н.Яковлева
Населённый пункт: Олекминск
Наименование материала: разработка урока
Тема: Вторая жизнь песни
Раздел: среднее образование
Музыка 5 класс
Тема урока: «Вторая жизнь песни».
Цель: Углубить представление учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.
Задачи урока:
Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;
Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и
стилей.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты
изучения:
Понимать особенности русской народной музыкальной
культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Необходимое оборудование и материалы: Ноутбук, синтезатор.
Музыкальный материал: «Камаринская» рус. нар. п., «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония
№4»,
П.И. Чайковский, «Концерт №1» П.И. Чайковский, «Проводы Масленицы» Римский –
Корсаков.
Ход урока.
I.
Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких
композиторов мы знакомились? Дать определения: песня без слов, баркарола,
Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического
характера. Баркарола - песня на воде.
Вступительная беседа.
Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню,
появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели
обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного
языка.
А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в
своем творчестве?
Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы.
Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями.
1
Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие
сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему
постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и
поэты пользуются богатствами народной речи.
Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того
сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента
или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним,
как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?
Ответы детей:
Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями,
называется вариации.
2. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.
- Сегодня мы поговорим на тему: «Вторая жизнь песни».
- Исходя из темы, определите цель нашего урока.
Ответы детей: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых
положены мелодии народных песен.
Планирование деятельности.
- А теперь давайте составим план, работы на уроке.
Прочитайте, что
получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
Послушать произведения П. Чайковского;
Выяснить какие народные песни он использовал в этих произведениях;
II.
Работа над новым материалом.
Вот
что
говорил
о
значении
народного
творчества
С.
Рахманинов:
«Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На
огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки
и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые
особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».
К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая
народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы
давали им вторую жизнь.
Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты
народной от композиторской.
1. Русская народная песня «Камаринская»
(ответы уч-ся)
2
Тему
русской
народной
песни
«Камаринская»
использовали
многие
композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме предложил свой вариант обработки
этой песни. Давайте послушаем и сравним.
Задание 1, 2. Послушать произведения П. Чайковского.
2. «Камаринская» П. Чайковский.
(ответы уч-ся)
- А какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные
песни?
-
Давайте
послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно
называется, и какую народную песню он использовал?
4. «Концерт №1» П. Чайковский.
(ответы уч-ся)
Охарактеризуйте это произведение.
Послушайте
еще
одно
произведение
композитора,
вспомните,
как
оно
называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?
5. «Симфония №4. Финал» П. Чайковский.
6. Народная «Во поле березка стояла»
(ответы уч-ся)
- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?
(ответы уч-ся)
- Какой вывод можно сделать?
- Песням композитор дал вторую жизнь.
М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её
аранжируем».
Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-
Корсаков В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует
мелодии разного характера. Например, Белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» ,
используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» .
7. «Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане»
3
8. «Во саду ли в огороде» народная.
Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка,
былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-
Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на
сюжеты русских сказок и былин.
В своем творчестве он использовал народный
фольклор. С какими произведениями этого композитора мы знакомы?
(ответы уч-ся)
Сегодня
мы
послушаем
сцену
«Проводы
Масленицы»
из
оперы
«Снегурочка».
9. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
В опере «Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал
подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы
Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица".
10. Проводы Масленицы «А мы просо сеяли»
Беседа по характеру.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Народная песня помогла создать картину народного праздника.
IV. Подведение итогов.
- Все ли мы успели сделать?
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
4