Напоминание

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ


Автор: Кушева Надежда Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Раздел: среднее образование





Назад




КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, КАК

СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И

СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ

Н.П. Кушева,

заместитель директора по ВР, учитель

«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова»

Ян Коменский

На

современном

этапе

главной

задачей

государственной

образовательной политики является создание условий для достижения

нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными

потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования

для всех детей.

Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами

образования является основной функцией специальной (коррекционной)

школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития зависит

от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и

от применения специфических приемов обучения.

До недавнего времени было принято считать, что обучение – это

передача учащимся готовых знаний и усвоение определённых умений,

навыков.

Активизация

познавательной

деятельности

школьников

актуальнейшая проблема современной педагогики.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Но как

не прискорбно сказать, всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться, отсюда и

слабая речевая деятельность. В чём же причины этого нежелания? И

таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности

познавательной

деятельности,

и

отвлекающие

факторы

полнокровной

детской жизни, однообразие и монотонность учебного процесса. Хотя

причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко

устранить.

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над

вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим

предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке

работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для

каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация

общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к

школе.

Отсюда вытекает противоречие:

- Между преобладанием в системе образования традиционных форм

обучения

и

ориентированностью

современной

школы

на

внедрение

деятельностного подхода.

Коррекционная работа проводится на том материале, который является

содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный

процесс сливается с учебно-воспитательным. Целью коррекционной работы

является исправление присущих умственно отсталым детям недостатков

психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие

ребенка.

Вся система коррекционной работы направлена на исправление

дефектов, общих для всех детей с нарушением интеллекта (общая коррекция)

и на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников

(индивидуальная коррекция), с целью дальнейшей их развития, социализации

и адекватной адаптации в современном обществе.

Общая

коррекционно-развивающая

работа

со

всеми

учащимися

заключается

в

исправлении

дефектов

мышления,

в

повышении

интеллектуального уровня школьников с нарушениями интеллекта, в

развитии

познавательной

деятельности,

всех

психических

функций,

социально-бытовых и коммуникативных навыков.

Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития,

общие для всех умственно отсталых школьников, но и недостатки,

характерные для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция).

Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у

умственно отсталых детей проявляется неодинаково и, кроме основного, есть

сопутствующие дефекты разной степени. В обучении это наблюдается в

значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и

навыками разными учениками и в неравномерном продвижении их в

умственном и физическом развитии.

Общая и индивидуальная коррекция осуществляю практически на

одном и том же учебном материале и почти в одно и тоже время. Общая

коррекционная

работа

проводится

обычно

фронтально,

индивидуальная коррекция – с отдельными учениками или с небольшой

группой.

Основной целью обучения является: выявление и создание условий для

развития учащихся (овладение знаниями, культурой речи, навыками,

умениями,

развитие

мыслительных

и

творческих

способностей,

познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику

технологии проблемного обучения.

Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную

сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев: ”… это

тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой

проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих

задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим

руководством

происходит

овладение

новыми

знаниями

и

способами

действия,

а

через

это

формирование

творческих

способностей,

2

продуктивного

мышления,

воображения,

познавательной

мотивации,

интеллектуальных эмоций”.

Понимание

педагогом

особенностей

эмоционального

отношения

учащегося к тем или иным сторонам окружающей действительности является

важным условием эффективности коррекционного воздействия.

Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению

намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к

своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников.

Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.

Развитие мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII

вида на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм,

приемов и методов на уроках письма и чтения – вот основная задача учителя.

Нестандартные формы и методы обучения и воспитания позволяют

обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности

группы, использовать содержание учебного материала, активизировать

познавательную

деятельность,

культуру

речи,

наладить

процесс

сотрудничества учителя и ученика.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо

известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной

действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно

проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры,

урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении и воспитании, это

разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо

активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса,

отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой

причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной

учебной деятельности.

Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх,

замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать

свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в

других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую

оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают

свои коммуникативные проблемы и т. п.

Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и

потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой,

запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в

активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или

чтению.

Они воспитывают общую культуру, культуру речи и мнений, умение

грамотно излагать свои мысли, вырабатывать собственную активную,

высоконравственную позицию. Это всегда уроки-праздники, когда активны

все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс

становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил Цицерон,

«зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

3

Основные направления коррекционной работы.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавание;

- развитие пространственных представлении и ориентировки;

- развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие основных мыслительных операций;

- формирование навыков соотносительного анализа;

- развитие навыков группировки и классификации;

- формирование умения работы по словесной и письменной инструкции,

алгоритму;

3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры

и т.д.)

4. Развитие речи, владение техникой речи.

5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

6. Совершенствование движений и сенсорного развития.

- развитие мелкой моторики кисти

7. Развитие различных видов мышления;

- развитие наглядно-образного мышления

-

развитие словесно- логического мышления (умение видеть и

устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекционная работа с учащимися строится на принципах сочетания

слова, наглядного образа и практических действий.

В работе нужно использовать следующие приёмы обучения на разных

этапах урока. В начале урока применима «ситуация на успех». Удачным

является

эмоциональный

настрой,

поэтому

в

начале

урока

нужно

использовать психологический и организационный настрой, который часто

придумывать нужно самостоятельно исходя из темы урока, тщательно

подбирать занимательный материал, соответствующий тематике урока:

- загадки:

Пример: Черные, кривые. Встанут в ряд – Заговорят.

- пословицы:

Пример: Азбука – к мудрости ступенька.

- стихи:

Пример: Слова, как деревья ветвисты.

Возьми хоть бы слово любовь.

Войди в этот мир многолистный

И в музыку вслушайся вновь

Любовь моя, Любонька, Люба

Любляна, Любань, Люблино…..

- притчи, басни о разных частях речи

Пример:

Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них

важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не

может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили,

4

что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы

напоминали,

что

большинство

новых

слов

образовано

при

помощи

суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих

детенышей, маленьких предметов, названий профессий….

Проведение с детьми дидактических игр и упражнений являются

эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д. у

детей с нарушенным интеллектом. Дидактическая игра и упражнения,

помогают умственно отсталому школьнику в развитии его способностей.

Упражнения на тренировку распределения и избирательности

внимания.

а) Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и

подчеркнуть эти слова.

Пример:

Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш

Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн

б) Развитие умения анализировать написанные слова, “видеть” буквы в них, а

в результате сформировать внимательность, является игра, в основе своей

имеющая тест “корректурная проба». Для нее берутся старые, пригодные

лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 2 минут детям

предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а» или любая другая

буква. Затем взаимопроверка. Получает жетончик тот, кто не допустил

ошибки и нашел ошибку у другого.

в) Следующий этап – одну букву в строчке вычеркивать, а другую

подчеркивать. Например, «е» вычеркиваем, а букву «м» подчеркиваем.

• Упражнения, направленные на способность установления связи между

элементами материала (низкий уровень развития памяти)

Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать,

объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчит запоминание; а потом

придумать рассказ, которая свела бы их вместе.

Например:

Лиза, уборка, пылесос, девочки, прогулка.

• Упражнение «Пол, нос, потолок»

Эта игра является хорошей активизацией и проверкой внимательности.

Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите

на пол назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы ее

коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите:

«Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают вместе с

вами, а называть будете вы. Ваша цель – запутать ребят. Скажите «Нос», а

покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и

показывать правильно.

Упражнение «Три слова.»

Цели:

развитие вербального мышления, его скорости, гибкости;

развитие способности оперировать образами и понятиями.

5

Берутся наугад три слова из темы урока. Необходимо составить как можно

больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять

падежи, дополнять предложение другими словами.

1 вариант: картофель, соль, тарелка.

2 вариант: нитка, тесьма, фартук.

Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы

они образовали небольшой коллективный рассказ

• Упражнение «Поиск нового.»

Цели:

развитие вербального интеллекта;

развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.

Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них

как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в

себе указание на внешние характеристики. Вещей. Оригинальные ответы

являются результатом анализа существующих признаков.

Например: тарелка, половник.

• Упражнение. Способы применения предмета.

Цели:

развитие вербального и абстрактно-логического мышления; формирование

способности к мысленному анализу и синтезу.

Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше

способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из

реальной жизни и способы придуманные.

Например: помидор.

Помидор: салат, борщ, крашение к блюду, фаршированный помидор, маска

для лица ит.д.

Коррекция низкого уровня развития восприятия и ориентировки в

пространстве.

Задание детям: перед вами отдельные детали предмета, вы должны

соединить их так, чтобы получился заданный предмет (наподобие мозаики)

• Упражнение. Ситуация.

Цели:

развитие вербального интеллекта;

развитие способности к вербальному анализу, умению осуществлять

доказательство.

Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать

причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы

показать ее последствия.

Например: Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что идет дым из

квартиры…

• Игра – Отгадай-ка!

Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи Цель:

тренировать внимание, речь, память.

Ход игры: Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти описать

какой-либо изучаемых предметов так, чтобы товарищи угадали. При этом

нельзя смотреть на этот предмет и называть его.

6

Моделирование

реальных

ситуаций.

С

помощью

упражнений

формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно

правильное выполнение различных работ.

Например: покупка товаров магазине.

игры: «Третий лишний», «Цепочка», «За стол сядут, только те, у кого имя

начинается на букву…», «Определить тему урока, зашифрованную на доске».

Пример: АПРВЫСОСТАВДЛОСЛОВАРО

На уроках русского языка нужно применять чередование различных

занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных

расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на воспитание и

сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет

работоспособность школьников и воспитывает в них желание овладевать

знаниями.

Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает

дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для

урока русского языка, я делаю три варианта заданий, рассчитанные на

сильного, среднего и слабого ученика.

Часто на уроках письма и чтения для активизации познавательной

деятельности

учащихся

применимы

проблемные

ситуации,

ситуации

затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству,

обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают

как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо

знаний

или

умений.

Вслед

за

проблемной

ситуацией,

создающей

психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний,

учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение.

Например, предложения с союзами, соединяющими однородные члены и

части сложного предложения, нужно выявить сходство и различие. Или:

предложить набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в

произношении.

Пример: Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты

составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая

орфоэпические

нормы.

Назначаются

2

эксперта,

которые

должны

внимательно

прослушать

текст

и

сделать

вывод

о

соблюдении

произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу трое

учащихся.)

Часто нужно практиковать такие игры: «Восстанови пословицы» (части

которых соединены неверно), «Заново расставь знаки препинания» и другие.

Проводить различные формы уроков: урок – путешествие, урок-сказка, урок

– экскурсия. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении

изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к

урокам русского языка в частности.

Для оживления интереса учащихся нужно вводить в традиционный

урок элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов,

шарад, третий лишний. Особенно актуальны эти виды работы при изучении

тем: «Фонетика», «Словообразование», «Морфология». Однако иногда они

бывают, полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости,

7

навыка правописания. Для организации такой работы чаще всего нужно

использовать объединение в группы и команды, так как общеизвестно

стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В результате

совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.

Итог урока в нестандартной форме:

Пример: с каким настроением шел на урок? Какое сейчас? Отметь.

Было ли тебе трудно-отметь.

В качестве домашнего задания, чтобы повысить интерес ребят к слову,

показать его многообразие, целесообразно ребятам самим сочинить загадки,

используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа

вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по

группам. После чего, нужно разобрать их, вместе корректировать, более

удачный вариант записывать в тетрадь. Использование различных приёмов,

форм, методов на уроках письма и чтения воспитывает интерес обучающихся

к

предмету,

повышает

уровень

речевой

культуры,

что

помогает

активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою

очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к

обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую

мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в

учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как

личность.

Конечно, весь учебный процесс переводить на “нетрадиционные

рельсы” не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной

формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс

нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать

мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности,

повысить мотивацию к учению. А при проведении педагогами открытых

уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т.

к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу

материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.

Разумеется, нельзя отказываться от традиционного урока, как основной

формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные,

оригинальные

приемы

необходимо

для

активизации

мыслительной

деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и

переработка,

внесение

оживления,

разнообразия,

которые

повышают

интерес, речевую культуру, обогащают активный и пассивный словарь,

способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках

ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность

урока возрастает. В своем выступлении я не стала показывать значимость и

примеры развития мелкой моторики, т. к. каждый из педагогов знает

стимулирующие значение функции руки. В ходе «пальчиковых игр»

у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Одним из показателей успешности коррекционной работы может

служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых

учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно,

8

что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у

них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление

принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся

этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к

выполнению

заданий,

анализировать

условия

и

планировать

свою

деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы

о качестве выполненной работы.

Вся

система

коррекционно-педагогической

работы

призвана

реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к

реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным

тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в

трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова.

Основы интегрированного обучения:

пособие для вузов – М.: Дрофа; 2008. – 210с.

2. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной

школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. ин – тов. – М.: Просвещение, 1994. –

272с.

4. Вавина Л.С. Обучение русскому языку учащихся вспомогательной школы.

– Киев: Рад. Школа, 1986. – 124 с.

5. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися

вспомогательной школы. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. – 120 с.

6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под. ред. В.В.

Воронковой. – М.: Школа – Пресс, 1994. – 416 с.

7. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых

дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. М.: Просвещение,

1985. – 124 с.

6. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. Певзнер М. С. М. Изд – во АПН

РСФСР, 1978. – 278с.

8. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)

образовательных учреждений. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.

9. Лалаева Р.И. Формирование операций порождения связных высказываний

у умственно отсталых школьников // Принципы и методы логопедической

работы. Ленинград, 1984. – 16-33с.

9



В раздел образования