Автор: Кушева Надежда Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Раздел: среднее образование
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, КАК
СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И
СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ
Н.П. Кушева,
заместитель директора по ВР, учитель
«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова»
Ян Коменский
На
современном
этапе
главной
задачей
государственной
образовательной политики является создание условий для достижения
нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными
потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования
для всех детей.
Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами
образования является основной функцией специальной (коррекционной)
школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития зависит
от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и
от применения специфических приемов обучения.
До недавнего времени было принято считать, что обучение – это
передача учащимся готовых знаний и усвоение определённых умений,
навыков.
Активизация
познавательной
деятельности
школьников
–
актуальнейшая проблема современной педагогики.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Но как
не прискорбно сказать, всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться, отсюда и
слабая речевая деятельность. В чём же причины этого нежелания? И
таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности
познавательной
деятельности,
и
отвлекающие
факторы
полнокровной
детской жизни, однообразие и монотонность учебного процесса. Хотя
причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко
устранить.
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над
вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим
предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»
Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке
работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для
каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация
общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к
школе.
Отсюда вытекает противоречие:
- Между преобладанием в системе образования традиционных форм
обучения
и
ориентированностью
современной
школы
на
внедрение
деятельностного подхода.
Коррекционная работа проводится на том материале, который является
содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный
процесс сливается с учебно-воспитательным. Целью коррекционной работы
является исправление присущих умственно отсталым детям недостатков
психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие
ребенка.
Вся система коррекционной работы направлена на исправление
дефектов, общих для всех детей с нарушением интеллекта (общая коррекция)
и на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников
(индивидуальная коррекция), с целью дальнейшей их развития, социализации
и адекватной адаптации в современном обществе.
Общая
коррекционно-развивающая
работа
со
всеми
учащимися
заключается
в
исправлении
дефектов
мышления,
в
повышении
интеллектуального уровня школьников с нарушениями интеллекта, в
развитии
познавательной
деятельности,
всех
психических
функций,
социально-бытовых и коммуникативных навыков.
Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития,
общие для всех умственно отсталых школьников, но и недостатки,
характерные для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция).
Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у
умственно отсталых детей проявляется неодинаково и, кроме основного, есть
сопутствующие дефекты разной степени. В обучении это наблюдается в
значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и
навыками разными учениками и в неравномерном продвижении их в
умственном и физическом развитии.
Общая и индивидуальная коррекция осуществляю практически на
одном и том же учебном материале и почти в одно и тоже время. Общая
коррекционная
работа
проводится
обычно
фронтально,
индивидуальная коррекция – с отдельными учениками или с небольшой
группой.
Основной целью обучения является: выявление и создание условий для
развития учащихся (овладение знаниями, культурой речи, навыками,
умениями,
развитие
мыслительных
и
творческих
способностей,
познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику
технологии проблемного обучения.
Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную
сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев: ”… это
тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой
проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих
задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим
руководством
происходит
овладение
новыми
знаниями
и
способами
действия,
а
через
это
–
формирование
творческих
способностей,
2
продуктивного
мышления,
воображения,
познавательной
мотивации,
интеллектуальных эмоций”.
Понимание
педагогом
особенностей
эмоционального
отношения
учащегося к тем или иным сторонам окружающей действительности является
важным условием эффективности коррекционного воздействия.
Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению
намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к
своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников.
Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.
Развитие мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII
вида на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм,
приемов и методов на уроках письма и чтения – вот основная задача учителя.
Нестандартные формы и методы обучения и воспитания позволяют
обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности
группы, использовать содержание учебного материала, активизировать
познавательную
деятельность,
культуру
речи,
наладить
процесс
сотрудничества учителя и ученика.
Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо
известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной
действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно
проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры,
урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении и воспитании, это
разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо
активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса,
отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой
причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной
учебной деятельности.
Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх,
замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать
свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в
других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую
оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают
свои коммуникативные проблемы и т. п.
Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и
потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой,
запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в
активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или
чтению.
Они воспитывают общую культуру, культуру речи и мнений, умение
грамотно излагать свои мысли, вырабатывать собственную активную,
высоконравственную позицию. Это всегда уроки-праздники, когда активны
все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс
становится коллективом.
И именно на таком уроке, как говорил Цицерон,
«зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
3
Основные направления коррекционной работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавание;
- развитие пространственных представлении и ориентировки;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций;
- формирование навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации;
- формирование умения работы по словесной и письменной инструкции,
алгоритму;
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры
и т.д.)
4. Развитие речи, владение техникой речи.
5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
6. Совершенствование движений и сенсорного развития.
- развитие мелкой моторики кисти
7. Развитие различных видов мышления;
- развитие наглядно-образного мышления
-
развитие словесно- логического мышления (умение видеть и
устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа с учащимися строится на принципах сочетания
слова, наглядного образа и практических действий.
В работе нужно использовать следующие приёмы обучения на разных
этапах урока. В начале урока применима «ситуация на успех». Удачным
является
эмоциональный
настрой,
поэтому
в
начале
урока
нужно
использовать психологический и организационный настрой, который часто
придумывать нужно самостоятельно исходя из темы урока, тщательно
подбирать занимательный материал, соответствующий тематике урока:
- загадки:
Пример: Черные, кривые. Встанут в ряд – Заговорят.
- пословицы:
Пример: Азбука – к мудрости ступенька.
- стихи:
Пример: Слова, как деревья ветвисты.
Возьми хоть бы слово любовь.
Войди в этот мир многолистный
И в музыку вслушайся вновь
Любовь моя, Любонька, Люба
Любляна, Любань, Люблино…..
- притчи, басни о разных частях речи
Пример:
Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них
важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не
может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили,
4
что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы
напоминали,
что
большинство
новых
слов
образовано
при
помощи
суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих
детенышей, маленьких предметов, названий профессий….
Проведение с детьми дидактических игр и упражнений являются
эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д. у
детей с нарушенным интеллектом. Дидактическая игра и упражнения,
помогают умственно отсталому школьнику в развитии его способностей.
Упражнения на тренировку распределения и избирательности
внимания.
а) Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и
подчеркнуть эти слова.
Пример:
Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш
Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн
б) Развитие умения анализировать написанные слова, “видеть” буквы в них, а
в результате сформировать внимательность, является игра, в основе своей
имеющая тест “корректурная проба». Для нее берутся старые, пригодные
лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 2 минут детям
предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а» или любая другая
буква. Затем взаимопроверка. Получает жетончик тот, кто не допустил
ошибки и нашел ошибку у другого.
в) Следующий этап – одну букву в строчке вычеркивать, а другую
подчеркивать. Например, «е» вычеркиваем, а букву «м» подчеркиваем.
• Упражнения, направленные на способность установления связи между
элементами материала (низкий уровень развития памяти)
Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать,
объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчит запоминание; а потом
придумать рассказ, которая свела бы их вместе.
Например:
Лиза, уборка, пылесос, девочки, прогулка.
• Упражнение «Пол, нос, потолок»
Эта игра является хорошей активизацией и проверкой внимательности.
Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите
на пол назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы ее
коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите:
«Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают вместе с
вами, а называть будете вы. Ваша цель – запутать ребят. Скажите «Нос», а
покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и
показывать правильно.
Упражнение «Три слова.»
Цели:
развитие вербального мышления, его скорости, гибкости;
развитие способности оперировать образами и понятиями.
5
Берутся наугад три слова из темы урока. Необходимо составить как можно
больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять
падежи, дополнять предложение другими словами.
1 вариант: картофель, соль, тарелка.
2 вариант: нитка, тесьма, фартук.
Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы
они образовали небольшой коллективный рассказ
• Упражнение «Поиск нового.»
Цели:
развитие вербального интеллекта;
развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.
Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них
как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в
себе указание на внешние характеристики. Вещей. Оригинальные ответы
являются результатом анализа существующих признаков.
Например: тарелка, половник.
• Упражнение. Способы применения предмета.
Цели:
развитие вербального и абстрактно-логического мышления; формирование
способности к мысленному анализу и синтезу.
Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше
способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из
реальной жизни и способы придуманные.
Например: помидор.
Помидор: салат, борщ, крашение к блюду, фаршированный помидор, маска
для лица ит.д.
•
Коррекция низкого уровня развития восприятия и ориентировки в
пространстве.
Задание детям: перед вами отдельные детали предмета, вы должны
соединить их так, чтобы получился заданный предмет (наподобие мозаики)
• Упражнение. Ситуация.
Цели:
развитие вербального интеллекта;
развитие способности к вербальному анализу, умению осуществлять
доказательство.
Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать
причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы
показать ее последствия.
Например: Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что идет дым из
квартиры…
• Игра – Отгадай-ка!
Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи Цель:
тренировать внимание, речь, память.
Ход игры: Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти описать
какой-либо изучаемых предметов так, чтобы товарищи угадали. При этом
нельзя смотреть на этот предмет и называть его.
6
•
Моделирование
реальных
ситуаций.
С
помощью
упражнений
формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно
правильное выполнение различных работ.
Например: покупка товаров магазине.
игры: «Третий лишний», «Цепочка», «За стол сядут, только те, у кого имя
начинается на букву…», «Определить тему урока, зашифрованную на доске».
Пример: АПРВЫСОСТАВДЛОСЛОВАРО
На уроках русского языка нужно применять чередование различных
занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных
расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на воспитание и
сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет
работоспособность школьников и воспитывает в них желание овладевать
знаниями.
Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает
дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для
урока русского языка, я делаю три варианта заданий, рассчитанные на
сильного, среднего и слабого ученика.
Часто на уроках письма и чтения для активизации познавательной
деятельности
учащихся
применимы
проблемные
ситуации,
ситуации
затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству,
обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают
как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо
знаний
или
умений.
Вслед
за
проблемной
ситуацией,
создающей
психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний,
учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение.
Например, предложения с союзами, соединяющими однородные члены и
части сложного предложения, нужно выявить сходство и различие. Или:
предложить набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в
произношении.
Пример: Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты
составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая
орфоэпические
нормы.
Назначаются
2
эксперта,
которые
должны
внимательно
прослушать
текст
и
сделать
вывод
о
соблюдении
произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу трое
учащихся.)
Часто нужно практиковать такие игры: «Восстанови пословицы» (части
которых соединены неверно), «Заново расставь знаки препинания» и другие.
Проводить различные формы уроков: урок – путешествие, урок-сказка, урок
– экскурсия. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении
изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к
урокам русского языка в частности.
Для оживления интереса учащихся нужно вводить в традиционный
урок элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов,
шарад, третий лишний. Особенно актуальны эти виды работы при изучении
тем: «Фонетика», «Словообразование», «Морфология». Однако иногда они
бывают, полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости,
7
навыка правописания. Для организации такой работы чаще всего нужно
использовать объединение в группы и команды, так как общеизвестно
стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В результате
совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.
Итог урока в нестандартной форме:
Пример: с каким настроением шел на урок? Какое сейчас? Отметь.
Было ли тебе трудно-отметь.
В качестве домашнего задания, чтобы повысить интерес ребят к слову,
показать его многообразие, целесообразно ребятам самим сочинить загадки,
используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа
вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по
группам. После чего, нужно разобрать их, вместе корректировать, более
удачный вариант записывать в тетрадь. Использование различных приёмов,
форм, методов на уроках письма и чтения воспитывает интерес обучающихся
к
предмету,
повышает
уровень
речевой
культуры,
что
помогает
активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою
очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к
обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую
мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в
учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как
личность.
Конечно, весь учебный процесс переводить на “нетрадиционные
рельсы” не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной
формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс
нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать
мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности,
повысить мотивацию к учению. А при проведении педагогами открытых
уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т.
к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу
материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.
Разумеется, нельзя отказываться от традиционного урока, как основной
формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные,
оригинальные
приемы
необходимо
для
активизации
мыслительной
деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и
переработка,
внесение
оживления,
разнообразия,
которые
повышают
интерес, речевую культуру, обогащают активный и пассивный словарь,
способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках
ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность
урока возрастает. В своем выступлении я не стала показывать значимость и
примеры развития мелкой моторики, т. к. каждый из педагогов знает
стимулирующие значение функции руки. В ходе «пальчиковых игр»
у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может
служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых
учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно,
8
что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у
них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление
принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся
этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к
выполнению
заданий,
анализировать
условия
и
планировать
свою
деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы
о качестве выполненной работы.
Вся
система
коррекционно-педагогической
работы
призвана
реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к
реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным
тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в
трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова.
Основы интегрированного обучения:
пособие для вузов – М.: Дрофа; 2008. – 210с.
2. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной
школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. ин – тов. – М.: Просвещение, 1994. –
272с.
4. Вавина Л.С. Обучение русскому языку учащихся вспомогательной школы.
– Киев: Рад. Школа, 1986. – 124 с.
5. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися
вспомогательной школы. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. – 120 с.
6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под. ред. В.В.
Воронковой. – М.: Школа – Пресс, 1994. – 416 с.
7. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых
дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. М.: Просвещение,
1985. – 124 с.
6. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. Певзнер М. С. М. Изд – во АПН
РСФСР, 1978. – 278с.
8. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.
9. Лалаева Р.И. Формирование операций порождения связных высказываний
у умственно отсталых школьников // Принципы и методы логопедической
работы. Ленинград, 1984. – 16-33с.
9