Напоминание

Визуальная поддержка как инструмент успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Автор: Трандина Анастасия Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ ЛО "Всеволожская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Всеволожск
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: Визуальная поддержка как инструмент успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: начальное образование





Назад




ГБОУ ЛО «Всеволожская школа-интернат»

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

А.Н. Трандина

г. Всеволожск

Визуальная поддержка как инструмент успеха для детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Визуальная поддержка — это не просто метод, а целая система

подходов и инструментов, направленных на улучшение понимания и

восприятия

информации

детьми,

у

которых

могут

быть

различные

особенности в развитии. Включение визуальных элементов в преподавание

способствует более глубокому и многогранному усвоению материала,

повышает уровень вовлеченности и мотивации, а

также облегчает процесс обучения.

Стратегии

визуальной

поддержки

могут

быть разнообразными, и их применение зависит от

индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Например, визуальные расписания, о которых я

упоминала

ранее,

являются

мощным

инструментом. Они представляют собой не просто

список задач, а наглядное отображение времени и

порядка действий. Это дает детям возможность

заранее увидеть, что их ожидает в течение дня, и

снижает уровень тревожности, связанной с неопределенностью.

Визуальные

расписания

можно

адаптировать

под

различные

возрастные группы и уровни развития. Для младших детей это могут быть

яркие картинки с простыми подписями, а для старших — более сложные

графики, отражающие не только учебные занятия, но и свободное время,

отдых, занятия спортом и другие аспекты жизни. Каждое изменение в

расписании можно визуально подчеркивать, чтобы дети могли легко

ориентироваться в новых условиях.

Следующий аспект, который стоит рассмотреть, — это использование

визуальных инструкций для выполнения различных заданий. Карточки с

изображениями шагов выполнения действий помогают детям не только

лучше понимать процесс, но и развивают самостоятельность. Например, в

рамках обучения бытовым навыкам можно создать пошаговые инструкции

для мытья посуды. Каждая карточка будет иллюстрировать один шаг:

сначала подготовка моющих средств, затем мытье под проточной водой, и,

наконец, сушка. Использование визуальных инструкций позволяет детям

запускать процесс самостоятельно, без постоянной потребности в помощи со

стороны взрослых.

Кроме того, ресурсами для

визуальной

поддержки

могут

стать

различные

цифровые

технологии. Приложения, которые

предлагают интерактивные задачи

или

игры

с

элементами

визуализации, могут значительно

улучшить уровень вовлеченности детей. Они могут видеть прогресс

выполнения

своих

заданий

на

экране,

что

создает

дополнительные

мотивации и восприятие успеха. Например, если ребенку предложить

задание по собиранию пазлов на планшете, это не только развивает

моторику, но и способствует развитию пространственного мышления.

Важно помнить, что визуальная поддержка должна быть интегрирована

в общий процесс обучения. Она не заменяет традиционные методы, а,

наоборот, дополняет их. Учителя должны осознанно подбирать визуальные

элементы, рассчитывая на уровень восприятия конкретного ребенка. Это

требует времени на наблюдение и анализ, но результатом станет более

адаптированное и индивидуализированное обучение.

Также

стоит

отметить,

что

вовлечение

родителей

в

процесс

использования визуальной поддержки является важным аспектом. Родители

могут помогать в создании визуальных материалов, а также адаптировать их

для домашней среды. Общение между родителями и педагогами о том, какие

методы визуальной поддержки оказались наиболее эффективными, может

стать ценным ресурсом для всех вовлеченных сторон.

В заключение, можно сказать, что визуальная поддержка является

неотъемлемой частью системы обучения

детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Она

не

только

улучшает

восприятие

информации,

но

и

способствует повышению уверенности,

самостоятельности

и

успешности

в

учебных

достижениях.

Создание

гармоничной

и

поддерживающей

образовательной

среды,

в

которой

визуальные элементы играют важную роль, откроет новые горизонты для

многих детей, позволяя им реализовать свой потенциал и преодолевать

трудности, с которыми они сталкиваются на своем пути.

Библиографический список:

1.

Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития

навыков самостоятельности: Коэн, Герхардт. - Рама Паблишинг, 2023

2.

Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной

деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе.

Практическое пособие: - Анастасия Козорез, 2016 г

3.

Социальные истории. Инновационная методика для развития

социальной компетентности у детей с аутизмом: - Кэрол Грей, 2018 г.



В раздел образования