Напоминание

Ажурная стяговая вышивка


Автор: Заблоцкая Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр художественных ремесел"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской обл.
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Ажурная стяговая вышивка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Заблоцкая Т.Н., педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр художественных ремесел»

Ажурная стяговая вышивка

(из опыта работы)

Ажурная

стяговая

вышивка

всегда

поражала

меня

своей

красотой

и

изяществом, а также возможностью достигать неожиданных, иногда просто

непредсказуемых, результатов, т.к. в этой вышивке один и тот же шов,

выполненный на тканях с нитями разной толщины и выработки, смотрится

совершенно

различно.

Кажется,

изучены

все

возможности

этой

необыкновенной вышивки и в современном мире она может не прозвучать,

не пригодиться с ее удивительно нежным и тонким характером. Отдадим

дань ее прошлому, тем вышивальщицам, которые, напрягая глаза, создавали

необыкновенный

узор,

отсчитывая

тонкие

ниточки

на

тканях

редкого

переплетения

или

специально

разреженных

тканях,

из

которых

предварительно через определенное количество нитей выдергивали по 1-2

ниточки.

Удивляет

многообразие

узоров,

придуманных

мастерицами

прошлого. Их работы достойно занимают место в музеях многих городов

России и частных коллекциях. В то же время, хотелось бы, чтобы искусство

ажурно-стяговой

вышивки

продолжало

жить

и

развиваться.

Это

просто

счастье,

что

сегодня,

в

век

технического

прогресса, когда

большинство

предпочитает провести свободное время за компьютером, в интернете или у

экрана телевизора, когда буквально все переводиться на технические рельсы,

остаются востребованными изделия именно ручной работы.

В

настоящее

время

в

мастерской

«Художественная

вышивка»

Центра

художественных

ремесел,

я

как

педагог-мастер

по

вышивке

стремлюсь

сохранить

и

передать

детям

искусство

многих

видов

русской

вышивки.

Понятно, что как любое другое ремесло, занятия вышивкой благотворно

влияют на физическое и умственное развитие учащихся. Но, мало научить

технике вышивки, необходимо найти ей применение.

Побывав в образовательных учреждениях подобного рода в разных городах

Нижегородской и других областей России, пообщавшись с педагогами на

различных фестивалях и конкурсах, покопавшись в интернете, я убедилась,

что

ажурно-стяговой

вышивке

уделяется

сейчас

очень

мало

внимания.

Возможно, это объясняется кажущейся трудностью выполнения стяговых

швов. К сожалению, в немногочисленных книгах, в которых я обнаружила

информацию о стяговой вышивке, дается только техника самих стяговых

швов, а для чего они нужны, где применимы – не понять. Для многих

любителей-вышивальщиц ажурно-стяговая

вышивка

остается секретом

за

семью печатями.

К сожалению, эта прекрасная вышивка не получает сегодня

достойного внимания. А ведь ее возможности достаточно широки, в этом

легко убедиться, побывав хотя бы раз, в музее поселка Мстёра что находится

во

Владимирской

области.

Работники

музея

бережно

хранят

богатую

коллекцию

изделий

с

вышивкой

советского

времени,

в

том

числе

и

с

ажурными стягами.

В

нашем

«Центре

художественных

ремесел»,

можно

полюбоваться

на

изделия с этой уникальной техникой вышивки. Выполненные «под старину»,

т.е.

по

старинной

технологии,

предметы

с

вышивкой,

составляя

неотъемлемую

часть

общих

экспозиций

выставок

Центра,

помогают

представить быт и обычаи людей прошедших времен.

Занятия в мастерских Центра художественных ремесел вовлекают учащихся

в творческий процесс, заражают стремлением к творчеству. При этом очень

важно правильно направить это стремление, не на то, что легко и быстро

выполняется,

к

чему

приучают

иногда,

как

ни

странно, сами

мастера-

педагоги, проводя мастер-классы, на которых участники быстро и легко

выполняют

какое-либо

изделие,

а

на

более

глубокое

и

творческое

осмысление полученного материала.

Что представляет собой ажурно-стяговая вышивка?

Стяги относятся к старинным ажурным счетным вышивкам, которые в

отличие от строчевых вышивок, выполняют по целой ненарушенной ткани.

Ажурные узоры образуются за счет стягивания в определенном порядке

нитей

ткани,

без

продергивания

их.

После

стягивания

нитей

в

ткани

получаются отверстия, создающие изящный удивительный узор. Такие швы

чаще всего используются для заполнения фона узора и в качестве дополнения

к другим вышивкам.

Так вот, ажурно-стяговая вышивка и есть комплекс сочетаний «вышивок

разного рода». Вышивка сочетающая в себе глухие и сквозные ажурные швы

была особенно интересна и в старину имитировала так. наз. дрезденское

кружево, в России называлась еще кольбертовским шитьем. Ажурные стяги

могу сочетаться как с вышивкой по свободному контуру (тамбурный шов,

белая гладь), так и с другими счетными швами (атласники). В старых книгах

эту вышивку предлагают вышивать на тонких тканях, таких как маркизет,

батист, редина, шифон.

Сегодня,

благодаря

разнообразию

появившихся

в

продаже

тканей

полотняного переплетения (а это главный принцип при выборе ткани для

счетной

вышивки),

изменению

модных

тенденций, более

свободного

и

смелого преподнесения себя в творчестве вообще, больше возможностей

появляется и для вышивки. Она может выполняться и на более грубых,

фактурных тканях, нитями большой толщины, сейчас это модно.

Еще один важный момент: трудно бывает создать современную вещь с

использованием старинной вышивки, обычно все сводится к выполнению

панно. Панно – это неплохо, но лишь для тех, кто видит в этом прекрасное

украшение интерьера. Главное, чтобы вышивка не смотрелась чужеродным

предметом, чтобы гармонично вписывалась в интерьер, чтобы размер, узор и

тема вышивки сочеталась со стилем интерьера. Часто бывает трудно найти

золотую середину.

Сегодня я со своими учениками представляю вашему вниманию несколько

работ, выполненных в технике вышивки ажурные стяги. На фотографиях

ниже вы видите прекрасные работы наших юных рукодельниц.

Чтобы

создать

подобные

вещи,

кроме

навыков

и

технических

приёмов

вышивания, знаний о видах вышивки, умения работать с тканью, правильно

подбирать

нужные

нити,

дети

на

занятиях

в

мастерской

получают

необходимые

знания

и

об

основах

композиции,

правилах

построения

орнамента,

а

также

основные

сведения

по

цветоведению.

В

каждой

последующей

работе

эти

знания

и

умения

закрепляются,

что

даёт

возможность обучающимся свободно пользоваться ими как инструментом

при самостоятельной работе. Все изделия выполнены на тканях полотняного

переплетения из разных материалов: маркизет, лен, хлопок, шерсть.

Учебные работы – две салфетки вышиты на редине (лен). Ажурные стяги в сочетании со

счетными швами – атласниками. Ажурные стяги здесь самостоятельно выстраивают узор

геометрического характера в квадрате.

Декоративный платочек «Цветы луговые».

Автор: Лазарева Олеся, 16 лет.

Вышивка белая гладь со стягами.

Маркизет, мулине.

Вышивка платочка выполнена в традиционном стиле изящной мстерской

белой глади, ажурные стяги украшают бордюр по краю платочка.

Рушник «Морозные узоры»

Автор: Воронцова Александра. 13 лет.

Вышивка тамбур со стягами.

Лен, мулине.

Чтобы создать подобный узор, ученица изучала орнаменты и специфику

выполнения старинного северного олонецкого шитья. В данной вышивке

ажурные

стяги

образуют

фоновый

узор

вместо

традиционной

сетки,

получающейся при выдергивании нитей ткани.

Два панно одного автора Козиной Татьяны, 14 лет и 15лет.

Панно «Птица» выполнено на льне, вышито нитками мулине в технике тамбур со

стягами.

Панно «Древо жизни» выполнено на канве из хлопка. Вышивка: декоративные швы и

счетные швы в сочетании со стягами.

В своей работе ученица отталкивалась от рельефных изображений на стенах

Дмитровского собора, что во Владимире.

Костюм «Русские мотивы» 16 лет

Автор: Ткачева Анастасия.

Декоративные швы со стягами.

Шерсть, мулине, ирис.

Источником вдохновения послужили образы и орнамент глухой домовой резьбы по

дереву нижегородской области.

Салфетка «Белые лилии», 15 лет.

Автор: Манакина Александра

Вышивка в технике ришелье, нижегородские гипюры, ажурные стяги.

Лен, мулине, ирис. Орнамент в стиле модерн.

Панно «Сказка о царе Салтане»

Коллективная работа.

Ажурные стяги в сочетании с различными декоративными стягами.

Хлопковая редина, мулине.

Сейчас очень много литературы по вышивке иностранных авторов, просто

насаждается западное видение красоты в искусстве. Но ведь наши русские

предшественницы

мастерицы-вышивальщицы

не

просто

копировали

иностранные образцы, а старались внести в узоры нечто свое, родное. Так

родились

многие

художественные

промыслы

России,

в

том

числе

и

вышивальные.

Главное, чтобы во время создания своих произведений наши ученики - наше

продолжение - изучали историю и истоки русского народного искусства,

понимали орнаментальные образы изобразительного народного творчества,

пропускали

через

себя,

через

свое

сердце

тот

русский

дух,

который

ощущается во многих изделиях русских ремесленников.

Желаю

современным

художникам,

педагогам

и

вышивальщицам

чаще

обращаться к народной вышивке – неиссякаемому источнику вдохновения.



В раздел образования