Напоминание

"Сольфеджио - развитие музыкального слуха"


Автор: Шардакова Людмила Георгиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУДОСО "Ирбитская ДМШ"
Населённый пункт: город Ирбит Свердловская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Сольфеджио - развитие музыкального слуха"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Свердловской области

«Ирбитская детская музыкальная школа»

Методическая работа

«

Сольфеджио – развитие музыкального слуха

»

Составитель: Шардакова Людмила Георгиевна,

преподаватель сольфеджио

г.Ирбит, 2025

Методическая работа

«Сольфеджио – развитие музыкального слуха»

Музыкальный слух – явление сложное,

затрагивающее многие стороны интеллекта.

Б.Асафьев охарактеризовал его

«как слух, управляемый интеллектом».

Развитие музыкального слуха начинается на уроках сольфеджио.

Римский-Корсаков называл сольфеджио «гимнастикой слуха», так как

именно на этом уроке происходит развитие определенных навыков:

слухового

внимания,

слуховой

реакции,

способности

запоминать

и

удерживать в памяти.

Формирование этих навыков необходимо для

функционирования музыкального слуха. Обучение сольфеджио начинается с

формирования ладового чувства, со связи звуков на основе их устойчивости

и неустойчивости. Значение лада, как основы музыкальной логики, делает

ладовое воспитание базой для формирования музыкального слуха. Хорошо

развитый музыкальный слух, это основа осмысленного пения, а осознание

«слухом» ладовых связей – начало становления музыкального мышления.

Специфика предмета такова, что необходимо «увидев-спеть, услышав –

записать». Поэтому одна из важнейших задач уроков сольфеджио –

воспитание

лада.

Это

длительный

целенаправленный

процесс,

непрекращающийся на протяжении всех лет обучения, особенно важен на

начальном этапе. Работу необходимо организовать так, чтобы возникало

постепенное и последовательное накопление простейших музыкальных

интонаций, развивающих лад: - это ощущение тоники, как главного

основного звука мелодии «центра лада», острой неустойчивости вводных

звуков, осмысление тяготения неустойчивых звуков к устойчивым, движение

по звукам тонического трезвучия в сочетании с поступенным движением.

Слуховые и интонационные упражнения, вводимые на занятиях,

развивают в учениках точность необходимых слуховых представлений.

Важным и полезным приемом, помогающим развитию ладового слуха,

умению

ориентироваться

в

исполняемой

мелодии

является

транспонирование. Игра выученных наизусть диктантов и мелодий в разных

тональностях развивает мышление, музыкальную память – два компонента,

которым должны быть подчинены все формы работы. Степень сложности

музыкального материала должна зависеть от способностей учащихся, от их

задатков. Говоря о мелодических основах развития и воспитания лада нельзя

не учитывать роли гармонии. Именно гармония, аккорды благодаря своей

выразительности и эмоциональной яркости помогают осознанию ладовых

связей. Гармония нужна, как краска, обостряющая тяготение звуков и

помогающая их почувствовать. В процессе воспитания лада гармония должна

быть важным и существенным помощником. Из этого совсем не следует

думать, что пение acapella не нужно – это остается основой приобретенных

навыков.

Уровень мелодического слуха определяется точностью интонирования.

В

любой

мелодии

неотделимы

две

стороны:

интонационная

и

метроритмическая,

так

как

чувство

метроритма

(осознание

и

воспроизведение разных длительностей) неотделимо от высоты звука. Работа

над интонацией требует определенных вокальных навыков, без которых

развитие мелодического слуха невозможно.

Ощущение фонической окраски или фонизма аккордов, восприятие

множества звуков, как единого целого, чувства строя и функциональных

связей вместе составляют гармонический слух, который должен развиваться

параллельно с мелодическим. Наряду с усвоением упражнений связанных с

пением звукорядов мажорных и минорных гамм, консонирующих и

диссонирующих интервалов следует вводить упражнения, направленные на

развитие ладо-гармонического слуха. Гармонический интервал представляет

собой созвучие, обладающее определенным характером звучания, которое

надо запомнить. Возникает проблема, связанная с особенностями слуховой

памяти, памяти на фонизм, на фоническую окраску. Слышать аккорды в

гармоническом звучании и пропевать их звук за звуком – навык, который

прививается одновременно, а поскольку у учащихся больше опыта в

одноголосном

пении,

интонирование

аккордов

в

мелодическом

виде

происходит раньше, чем ученики смогут осмыслить его в гармоническом

звучании.

Основными формами работы на сольфеджио являются:

- интонационные упражнения

- сольфеджирование и чтение с листа

- диктант

- анализ на слух.

Разнообразные интонационные упражнения служат для накопления

внутренних слуховых представлений и являются средством развития

навыков: чтения с листа и записи диктантов. Эти формы работы определяют

уровень развития музыкального слуха у учащихся. Работа над диктантом –

одна из самых сложных задач в сольфеджио. Для ее выполнения требуется не

только определенный уровень развития музыкального слуха, но и наличие

способности мыслить, соображать. Успех в записи диктантов зависит от

степени развития каждого ученика, от его способностей, его индивидуальных

особенностей. Процесс развития музыкального слуха требует длительного

времени. Решение этой задачи затрудняется тем, что коллективная форма

обучения входит в противоречие с индивидуальными особенностями

музыкального слуха каждого ученика. Управление занятием диктуется не

только изучением материала, но и уровнем его усвоения, который зависит от

способностей ученика, от его интереса к предмету, от желания трудиться.

Занятия по сольфеджио проводятся один раз в неделю. Каждый проведенный

урок имеет огромное значение. Такие формы работы, как анализ на слух не

могут быть проведены без преподавателя. И в пении, и в записи диктантов, в

чтении с листа основной контроль может быть осуществлен только на уроке.

Нельзя заниматься развитием музыкального слуха без опоры на осознание

ученика. Поэтому спланировать работу и провести урок одна из главных

задач преподавателя.

Перечень методической литературы:

1.

Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания. Изд-во «Музыка»,

1978.

2.

Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. Изд-во «Музыка»,

1986.

3.

Масленкова

Л.

Интенсивный

курс

сольфеджио.

Изд-во

«Союз

художников», СПб, 2007.

4.

Оськина С.Е., Парнес Д.Г. «Музыкальный слух», ООО Изд-во АСТ,

2001.

5.

Преподавание сольфеджио в XXI веке, Мастер-класс, Москва, 2006.



В раздел образования