Напоминание

Способы работы над звуком в классе флейты на начальном этапе обучения


Автор: Шевченко Анастасия Александровна
Должность: преподаватель по классу флейты
Учебное заведение: МБУ ДО "Музыкальная школа №2 г. Донецка"
Населённый пункт: Донецкая Народная Республика, г. Донецк
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Способы работы над звуком в классе флейты на начальном этапе обучения
Раздел: дополнительное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ДОНЕЦКА»

«СПОСОБЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Методический доклад

преподавателя

отдела оркестровых

инструментов

МБУ ДО «Музыкальной

школы №2 г.Донецка»

Шевченко Анастасии

Александровны

г. Донецк - 2024

2

Содержание

1. Введение...............................................................................................3

2. Роль исполнительского дыхания при работе над звуком..........4

3. Основные упражнения работы над звуком для начинающих

флейтистов...............................................................................................6

3.1. Постановка исполнительского аппарата ....................................6

3.2. Выдержанные ноты ....................................................................11

3.3. Октавно - квинтовые интервалы................................................11

3.4. Упражнение на crescendo и diminuendo.....................................12

4. Другие способы работы над звуком.............................................13

5. Заключение........................................................................................14

6. Литература.........................................................................................16

3

1. Введение

В

воспитании

подрастающего

поколения

особая

роль

принадлежит начальному музыкальному образованию, поскольку

приобщение

детей

к

музыкальному

искусству

способствует

решению

вопросов

воспитания

и

образования,

а

также

их

профессиональной ориентации. В настоящее время значительно

возрос интерес к разработке проблем, связанных с многовековой

историей и современной практикой искусства игры на духовых

инструментах. Одним из самых популярных и доступных для детей

инструментов данной группы является флейта. Игра на флейте

является одной из традиционных учебных программ в сфере

музыкального образования. Начальный период обучения игре на

флейте, без сомнения, является одним из самых важных этапов в

воспитании музыканта. Это время, когда закладываются основы

игры на инструменте и на педагоге лежит большая ответственность

за то, чтобы у ребенка не угасал интерес к музыке и инструменту.

Современные детские музыкальные школы и школы искусств,

помимо осуществления просветительской функции, становятся

первой ступенью для подготовки учащихся к профессиональной

деятельности.

Поэтому

от

качества

начального

музыкального

образования,

безусловно,

зависит

успешность

в

становлении

будущего музыканта - исполнителя.

Первые уроки флейты также сложны тем, что звук не

получается сразу, как например, на фортепиано, поэтому ребёнку

необходима музыкальная подготовка для того, чтоб он смог

воспринять объяснения педагога. Ребёнку необходимо во время

подготовительного года познакомиться с блокфлейтой, как наиболее

лёгким

по

звукоизвлечению

духовым

инструментом.

Также

4

особенностями флейты является то, что это инструмент лабиальный,

единственный среди духовых, в котором отсутствуют трость и

мундштук, благодаря которым в процессе исполнения происходит

существенная экономия

дыхания. Исполнителям

-

флейтистам

требуются дополнительные усилия, направленные на освоение

особого

комплекса

навыков,

связанных

с

исполнительской

техникой. В связи с этим во многих музыкальных школах вводят

подготовительный год обучения.

В

настоящее

время

накоплен

определенный

опыт

и

существуют теоретико

-

методические разработки, посвященные

различным вопросам обучения игре на флейте. Он представлен в

работах

известных

педагогов

и

исполнителей

на

духовых

инструментах, как отечественных (В.Н. Цыбин, Н.И Платонов, Ю.Н.

Должиков и др.), так и зарубежных (Ж.-П. Рампаль, Б. Гислер-Хаазе,

П-Л. Граф). Это, безусловно, служит хорошей базой для построения

занятий с учащимися.

2. Роль исполнительского дыхания при работе над звуком

Один из основателей русской флейтовой школы В. И.

Цыбин придерживался следующей точки зрения: «Флейта как

духовой инструмент требует, прежде всего, тренировки дыхания. В

основу дыхания флейтиста необходимо положить технику дыхания

певца. С этой целью, положив ладони рук на ребра (около пояса),

следует производить вдох и следить за тем, чтобы диафрагма

постепенно поднималась, наполняясь воздухом; затем медленно

выдыхать,

задерживая

воздух

мышцами

диафрагмы».

Таким

образом,

смысл

рекомендаций

В.

И.

Цыбина

сводится

к

использованию полного (певческого) исполнительского дыхания. В

5

дальнейшем ведущие педагоги Московской консерватории Н.

Платонов и Ю. Должиков развивали в своей педагогической

деятельности те же установки.

Техника исполнительского дыхания флейтиста заключается

в

умении

правильно

использовать

свойственную

дыханию

природную гибкость, видоизменяться в зависимости от требований

музыки, способности в нужный момент выбрать правильный тип

дыхания и самый целесообразный момент для смены дыхания.

Дыхание при игре на флейте постоянно видоизменяется по

глубине. При исполнении коротких музыкальных фраз требуется

быстрая смена дыхания, менее глубокий вдох.

Исполнение

продолжительных музыкальных построений требует от исполнителя

более глубокое дыхание.

Процесс

постановки

исполнительского

дыхания

очень

сложный и важный, требует долгой и кропотливой работы. Главной

задачей

флейтиста

является

овладение

правильным

профессиональным звучанием инструмента которому присущи

чистота звука, устойчивость, полнота, красивый тембр. Эти качества

звука

должны

сохраняться

при

исполнении,

в

работе

над

различными

видами

флейтовой техники:

штрихах, интервалах,

динамике, пальцевой беглости, ровности звучания регистров, ритме.

Проблема, с которой могут столкнуться флейтисты - это

возникновение шипа при игре. Следует знать, что не весь воздух,

выходящий из губ, попадает в лабиальное отверстие головки

флейты,

некоторая его часть уходит мимо инструмента.

Очень

важно при игре на флейте уметь определить точный расход воздуха,

который

поможет

убрать

излишний

шип,

возникший

при

прохождении чрезмерного объема воздуха через губную щель.

6

У флейтистов существует два источника шипа. Первый

образуется при прохождении воздуха через губы, второй – при

соприкосновении воздушной струи с острым краем лабиального

отверстия головки флейты. Технические погрешности у играющего

на флейте заметны гораздо больше, чем у исполнителей на других

духовых инструментах. Призвуки, щип, свист в верхнем регистре

недопустимы при игре, чтобы этого не происходило, исполнителю

необходимо овладеть большим мастерством, формирующимся с

помощью

рациональных

методов

обучения

и

осмысленных

ежедневных занятий на инструменте.

Флейтисты чаще всего используют в своей практике грудо-

диафрагмальный вдох. Это наиболее рациональный тип дыхания, в

котором максимально работают мышцы груди и диафрагма. Обычно

такой тип дыхания называют грудобрюшным. Осуществляется этот

вдох диафрагмой и наружными межреберными мышцами. Грудная

клетка расширяется в переднем, заднем и боковых направлениях.

Для того чтобы,

активно работали боковые части диафрагмы и

поясничная часть спины, необходимо перед началом вдоха напрячь

мышцы брюшного пресса, создавая как бы преграду для движения

передней части диафрагмы вниз-вперед. Работа всех вдыхательных

мышц будет происходить взаимосвязано, а дыхание станет более

объемным, глубоким и полным.

3. Основные упражнения работы над звуком для начинающих

флейтистов

3.1

Постановка исполнительского аппарата

Первый этап обучения начинающего флейтиста требует от

педагога

большого

внимания.

Необходимо

следить

и

за

правильностью положения инструмента, и за положением губного

7

аппарта, и за дыханием, и за точностью интонации, и за всеми

исполнительскими движениями. Малейший недосмотр педагога

может привести к усвоению учащимся неправильных навыков,

борьба с которыми всегда представляет значительные трудности.

Главный принцип правильного положения рук во время игры

основан на балансе. Чтобы тело ученика не зажималось, руки,

локти, плечи и губы оставались свободными, нужно помнить об

опорных

точках

инструмента. Устойчивого

положения

инструмента и независимости движений всех пальцев возможно

достигнуть при такой постановке, когда флейта удерживается

тремя взаимодействующими силами – опорными точками:

1) нижней челюстью, упирающейся в головку флейты;

2) основанием первой фаланги указательного пальца левой руки;

3) большим пальцем правой руки, упирающимся в инструмент и в

то же время поддерживающим его.

Правильное

положение

пальцев

и

постановка

кисти

позволит

рационально

распределить

силу

левой

руки

для

поддержки флейты. Указательный палец должен выглядеть как

английская буква «S», прислонен к телу флейты и подставлен под

инструмент. Большой палец левой руки свободно выпрямлен,

остальные

пальцы

левой

руки

закруглены,

и

находятся

в

непосредственной близости от клапанов.

Следующей опорной точкой является большой палец правой

руки. Он должен находиться в прямом состоянии приблизительно

под указательным пальцем, при этом ставить его следует немного

позади трубки флейты. Функция большого пальца - поддерживать

флейту снизу. Остальные пальцы правой руки должны быть слегка

закруглены и находиться близко к клапанам. При постановке рук -

главная задача педагога следить, чтобы ученик не давил пальцами на

8

клапаны и не зажимал руки. Найти хорошее и удобное положение

рук на начальных этапах занятий на флейте задача не из легких.

Только тогда, когда положение корпуса, головы, шеи и рук

находятся в балансе, флейта не будет соскальзывать с подбородка, и

пальцы будут оставаться свободными.

Также

инструмент

надо

держать

в

горизонтальном

положении, не опуская конца флейты вниз и не поднимая его

вверх.

Следует отметить наиболее распространенные недостатки,

встречающиеся у начинающих флейтистов:

Неправильное

положение

лабиума

флейты

на

губах

исполнителя:

начинающий

исполнитель

прижимает

значительную часть нижней губы лабиумом, вместо того чтобы

держать головку флейты под нижней губой.

Отыскивание отверстия в головке флейты языком. Такая

привычка и некрасива, и бесполезна.

Флейтисты, привыкшие играть с опущенным вниз концом

флейты,

усваивают

постановку,

при

которой

флейта

расположена не параллельно губам, а под углом к ним, иногда

очень значительным. Эта привычка не способствует чистоте

звука,

утомляет

шею

вследствие

продолжительного

неестественного положения головы, наклоненной вправо.

Высоко поднятые во время игры и оттопыренные свободные

пальцы также следует считать существенным недостатком,

ограничивающим

технику

и

портящим

внешний

вид

играющего.

У некоторых флейтистов при выдохе часть воздуха выходит

через нос. В этом случае происходит не только бесполезная

9

потеря воздуха, который мог бы быть использован для

динамических целей, но и звук утрачивает компактность, теряя

также тембровые качества.

После устранения возможных недочетов при постановке

корпуса и рук флейтиста, необходимо особое внимание уделить

губному аппарату.

Губы являются важнейшим исполнительским

органом при игре на флейте. От правильной постановки амбушюра

зависит тембр инструмента, полнота, глубина звучания.

Непосредственно перед извлечением первых звуков, надо

объяснить ученику, как правильно формировать воздушную струю

воздуха. Одна из главных задач амбушюра - создать такую щель в

губах, через которую воздух эффективно бы попадал во флейту.

Вот несколько простых правил, которые надо соблюдать для

правильного извлечения звука:

челюсть

должна

быть

чуть

приоткрыта

(на

ширину

прикушенного языка).

губы произносят букву «ю», при этом они складываются как бы в

маленький хобот. Получается слог «пю».

верхняя губа направляет струю воздуха на внешний край

вдувательного отверстия.

губы свободны, прикасаются к инструменту по принципу «край

на край», когда на край нижней губы опирается край лабиума.

струя воздуха должна напоминать струю, выдуваемую из

соломинки. (В качестве наглядного примера можно предложить

ученику подуть через соломинку на руку, а затем с теми же

ощущениями подуть без нее.)

движением нижней челюсти нужно изменять направление струи

воздуха, но при этом щель в губах должна сохранять свою

10

форму. Меняется напряжение. Можно предложить ребенку

подуть на свою руку, изменяя направление струи (вверх, вниз).

При этом нужно контролировать равномерный поток воздуха.

Звукоизвлечение на флейте осуществляется посредством

подачи

воздуха

на

острый

край

лабиального

отверстия,

в

результате чего происходит возбуждение воздушного столба в

канале

трубки.

Образование

хроматического

звукоряда

осуществляется путем поочередного открывания ( или закрывания)

звуковых отверстий от си малой октавы до до второй октавы. Звуки

в диапазоне от ре второй октавы до

до-диез третьей октавы

извлекаются способом активного передувания, а звуки верхнего

регистра

на

основе

применения

сложных

комбинаций

аппликатуры.

Особое

внимание нужно обратить на начало звука и его

окончание. Итак, первый элемент звука - это его начало, атака. В

исполнительской практике духовиков применяются два основных

вида атака: твердая и мягкая. Для успешного достижения твердой

атаки

язык

должен

более

энергично

отталкиваться

от

звукообразователя, как бы произнося слоги «ту», «та», «ти».

В

исполнительской практике окончанию звука уделяется большое

внимание.

Умение

своевременно

прекращать

звучание

в

особенности ценится в оркестре и ансамбле. Поэтому, готовя себя к

работе в ансамбле, в оркестре, исполнитель должен всегда уделять

внимание моменту окончания звука. У исполнителей на духовых

инструментах существуют два способа окончания звука. Во-первых,

посредством языка. Язык как бы гасит звукообразователь, произнося

слог «тит».

Второй способ окончания звука – с помощью

прекращения подачи струи воздуха в инструмент, при этом звук как

бы затухает.

Часто тому или иному способу окончания звука

11

предшествует и определенная атака. Способу прекращения звука

языком,

как

правило,

предшествует

твердая

атака,

способу

прекращения звука дыханием - мягкая атака. Очень важный момент

в звукообразовании - это опора (так называемый воздушный столб),

которая опираясь на диафрагму должна контролироваться прессом.

3.2

Выдержанные ноты

Общепризнанным и самым главным упражнением при игре на

любом духовом инструменте, является упражнение – длинные звуки

или выдержанные ноты. При отработки длинных звуков тренируется

и развивается не только дыхание исполнителя.

На

протяжении

игры

длинных

звуков

ученик

имеет

возможность искать и корректировать свой звук, не отвлекаясь на

сложный нотный текст. Так же учащийся имеет возможность

контролировать

правильную

постановку

корпуса

и

рук

на

инструменте.

Необходимо помнить, что игра выдержанных нот или

длинных звуков эффективна при условии, что каждый из них длится

приблизительно 16 четвертей при темпе 60 ударов в минуту, а через

каждую октаву учащийся будет делать перерыв на 10- 15 секунд.

Таким образом упражнение займёт всего лишь около 10 - 15 минут.

Конечно, поначалу при отсутствии серьёзного опыта в работе над

звуком времени будет уходить несколько больше.

3.3 Октавно - квинтовые интервалы

Немаловажную роль в процессе становления качественного,

уверенного звука на флейте играют октавно - квинтовые интервалы.

Такие упражнения позволяют выработать у учащегося устойчивое

12

понимание расстояние между определенными звуками в данных

интервалах,

что

в

будущем

положительно

отразится

на

интонировании в изучаемых музыкальных произведениях. Помимо

этого,

игра

интервалов способствует

формированию

гибкости

амбушюра, тесситурной техники, беглости пальцев, артикуляции,

качества атаки и в целом интеллектуальному развитию исполнителя.

Упражнение по октавно - квинтовым интервалам, например: соль-

до1 - до2 - соль, ля - ре1 - ре2 - ля и т. д. (где 1 — первая октава, 2 —

вторая октава.) Очень важно играть это упражнение в штрихе legato,

соблюдая плавное соединение звуков и следя за их чистотой.

3.3

Упражнение на crescendo и diminuendo

Такое упражнение исполняется на продолжительных звуках.

Принцип данного упражнения, на превый взгляд, довольно прост -

долгий выдержанный звук, взятый в pianissimo, постепенное и

максимальное crescendo

и вновь постепенное

diminuendo до

morendo.

Однако

особое внимание следует обращать на строго

постепенное

изменение

силы

звучания,

на

сохранение

интонационной чистоты, а также на равномерность (по времени)

двух его фаз – crescendo и diminuendo. В практике нередки случаи,

когда музыканты при игре данного упражнения непропорционально

расходуют запасы воздуха, вследствие чего первая фаза оказывается

длиннее второй. Важным условием, от которого зависит успех в

работе над звуками продолжительной длительности, является выбор

правильной системы упражнений.

Также необходимо обращать

внимание на

повышение и понижение звука в процессе игры

( интонация). Когда учащийся начинает играть громче, свободнее -

строй понижается. Ключом является именно эта свобода, которую

при большей опоре на диафрагму, на больший поток воздуха

13

получают губные мышцы, в первую очередь контролирующие

высоту

звука.

Завышенный

строй

при

этом

компенсируется

свободным

амбушюром,

понижающим

это

завышение.

Рекомендации устранения погрешностей здесь диктует многолетняя

практика: при игре forte необходимо строй повышать (свободные

губы скорректируют его вниз), при игре pianissimo — понижать

(зажатые губы поднимут строй выше).

4. Другие способы работы над звуком

В этом разделе мы будем говорить о других упражнениях и

способах работы над звуком, которые хоть и не стоят на первом

месте, но не смотря на это, являются далеко не последними по

значимости, в процессе работы над звуком у флейтистов.

упражнение «толчки» – это специальное упражнение которое

помогает сформировать необходимую «воздушную опору» для

основы красивого и свободного звука. Чтобы исполнить это

упражнение правильно, нужно использовать вместо привычной

«атаки» кончиком языка, воздушные толчки (резкие сокращения

мышц пресса, которые будут выталкивать воздух из лёгких.) Для

правильного

исполнение

этого

упражнения

лучше

всего

представить как лает собака, пробуя имитировать её лай при игре

отдельных нот.

упражнение для нот нижнего регистра: движение половинными

длительностями

по

хроматизму.

Игра

хроматизма

даёт

флейтисту возможность работать над качеством звучания. Во

время

таких

упражнений

музыкант

развивает

широту

и

управляемость

дыхания,

стабильность

постановки,

тембр,

14

динамику,

интонацию,

различные

типы

артикуляции

и

выразительность.

в становлении звука флейтиста так же обязательна работа над

этюдами, т.к. они включают в себя комплекс множества

способов работы над звуком.

5. Заключение

«Вовлекайте в игру на флейте всё своё тело, даже ноги.

Ваш звук – это результат работы всего организма.» -

Поль

Таффанель.

Необходимо

помнить,

что

лучший

способ

достигнуть

желаемого результата - это иметь перед собой пример, к которому

стоит стремиться. Речь идёт о восприятии на слух. Для того, чтобы

ученик лучше представлял флейтовый звук, который хотят от него

добиться, преподаватель должен постоянно демонстрировать такой

звук своему ученику. Также будет полезным для учащегося слушать

аудиозаписи известных исполнителей, таких как Жан Пьер Рампаль,

Дж. Гэллуэй, Э. Паю и др. А также посещать концерты флейтовой

музыки и мастер-классы.

Я

считаю,

что

высокого

уровня

игры

на

духовых

инструментах, и на флейте в частности, можно добиться только при

правильно поставленном звукоизвлечении. Этот аспект в обучении

игре на флейте играет самую важную роль и требует особенного

внимания со стороны преподавателя. Также очень важную роль в

достижении высокого мастерства исполнителя занимает общая

постановка исполнительского аппарата (губы, корпус, руки, пальцы,

язык). Правильный вдох, правильный выдох, взаимодействие рук,

дыхания, языка и рук - это то, над чем нужно работать в первую

15

очередь с учеником на первых этапах обучения игре на флейте, без

этих навыков не может идти и речи о качественном исполнении

музыкальных произведений любой сложности.

Очень важно привить учащемуся понимание того, что

необходима ежедневная работа над звуком, строем и интонацией.

Чем чище интонация, тем выше качество звука и, соответственно,

качество игры в целом. Здесь заложена важнейшая составляющая

доля мастерства исполнителя - флейтиста.

16

6. Литература

1. Ю. Должиков «Техника исполнительского дыхания флейтиста»,

вып 4, М. «Музыка» 1984

2. Н. Платонов «Школа игры на флейте». М. «Музыка» 1986

3. Волков, Н. В. Теория и практика искусства игры на духовых

инструментах: Монография. – М.: Академический Проект; Альма

Матер, 2008

4. Ягудин Ю. «Методические рекомендации в первоначальном

периоде обучения на флейте», Москва, 1970г.

5. Книтель В. «Начальное обучение игре на флейте», Алматы, 1992г.

6. Поль

Таффанель

и

Филипп

Гобер,

«Семнадцать

больших

ежедневных

технических

упражнений

для

флейты»

(Париж:

Alphonse Leduc, 1923)

17

Рецензия

На методический доклад «Способы работы над звуком в

классе флейты на начальном этапе обучения»

преподавателя отдела оркестровых инструментов

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного

образования «Музыкальная школа №2 г.Донецка»

Шевченко Анастасии Александровны

В методическом докладе указаны и затронуты основные способы

работы над звуком в классе флейты, указаны наиболее частые

проблемы, с которыми сталкиваются преподаватель и обучающийся

при занятиях над качеством и совершенствованием звука, а также

способы и методы преодоления этих проблем. Указаны так же менее

применяемые, но не менее важные способы работы над становлением

качественного звука флейтиста. Выявлена необходимость постоянных

и регулярных проигрываний данного комплекса упражнений для

достижения чистого, интонационно правильного звука учащегося.

Указана необходимость наличия личностных качеств и умений

педагога для полноценного обучения флейтиста.

В целом, рекомендации и методы работы над звуком на

начальном этапе обучения в классе флейты преподавателя Шевченко

Анастасии Александровны рациональны и вполне могут быть учтены и

применены в обучении учащихся музыкальной школы.

Рецензент заведующая

оркестровым отделом

МБУ ДО «Музыкальная школа №2 г. Донецка»

18

Антропова Светлана Петровна __________________



В раздел образования