Автор: Обыдёнова Екатерина Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 155 имени Героя Советского Союза Мартынова Д.Д.»
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Профилактика девиантного поведения среди старших школьников
Раздел: среднее образование
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ “БЕЗОПАСНАЯ ПЕРЕМЕНА.
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА”
Актуальность внедрения воспитательной практики “Безопасная перемена.
Система наставничества”
Актуальность темы обусловлена тенденцией к увеличению в обществе количества
подростков, имеющих отклонения в поведении. В рамках стратегического
развития Российской Федерации запрос на качественное образование является
предельно значимым. Задача каждого образовательного учреждения – создать
комфортные условия для получения обучающимися основного общего
образования. На качество получения образования влияют множество факторов. В
том числе – проявление девиантного и деструктивного поведения среды
школьников начального и старшего звена. Профилактическая и воспитательная
работа с обучающимися – необходимая мера нивелирования негативных факторов,
влияющих на учебный процесс
Целевая аудитория воспитательной практики “Безопасная перемена. Система
наставничества”
- Обучающиеся 8-х классов (58 чел.), выступающие в роли «Наставников» (в том
числе дети с признаками проявления девиантного и деструктивного поведения)
- Обучающиеся 4-х классов (65 чел.), выступающие в роли «Подопечных»
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики
“Безопасная перемена. Система наставничества”
Материальные ресурсы: канцелярские принадлежности, материалы для
творчества, наборы настольных игр Ресурсы социального партнерства:
официальные сайты учреждений системы образования, содержащие методические
рекомендации и разработки по профилактике девиантного и деструктивного
поведения детей и подростков, а также рекомендации по организации внеурочной
деятельности школьников
Ожидаемые результаты реализации воспитательной практики “Безопасная
перемена. Система наставничества»
- Профилактика девиантного поведения среди обучающихся старшей школы
- Формирование у школьников таких личностных качеств, как
дисциплинированность, инициативность, добросовестность, ответственность.
- Создание в школьном сообществе благоприятного климата -
Повышение уровня сплочения коллектива среди обучающихся начальной школы
- Повышения уровня успеваемости, творческих способностей и уверенности в
себе у обучающихся начальной школы благодаря поддержке более опытных
сверстников
- Адаптация выпускников начальной школы к переходу в старшую школу
Краткое описание воспитательной практики “Безопасная перемена. Система
наставничества»
Проект направлен на развитие системы наставничества в школьном коллективе,
где старшеклассники выступают в роли наставников для младших школьников.
Дети взаимодействуют в рамках программы мероприятий, разработанной
наставниками-старшеклассниками с целью оказания помощи в организации досуга
младших школьников на переменах.
В период реализации воспитательной практики старшеклассники-наставники
работают в группах. Результатами работы еженедельных встреч творческой
группы является разработка плана досуговых мероприятий на переменах для
подопечных-младших школьников. После согласования плана мероприятий с
кураторами проекта, группа наставников реализует план мероприятий с участием
своих подопечных. Целью данного направления работы является формирования
дисциплинированности и чувства ответственности у старшеклассников, развитие
их творческого и аналитического потенциала. Наставничество не только обогащает
знания обучающихся, но и создает положительную атмосферу в образовательной
среде, снижая уровень девиантного поведения среди обучающихся.
Младшие школьники в процессе реализации практики извлекают пользу от
взаимодействия со старшеклассниками. Поддержка и взаимодействие с более
опытными школьниками способствует повышению самооценки, творческих
способностей и уверенности в себе. Участие в практике в качестве подпочечных
обучающихся 4-х классов способствует более комфортной адаптации младших
школьников при переходе в старшее звено школы.