Автор: Маркелова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 43
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 8 классе.
Учитель Маркелова Татьяна Анатольевна
Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения
Цель: дать понятие об обобщающих словах , выработать навык узнавания их в тексте,
умение интонационно выделять их; содействовать в ходе урока формированию
устойчивого интереса к языку
1.Опрос
1). Устная синтаксическая зарядка.
Тема : «Январь – начало года».
-Прослушайте текст и определите на слух ,какие типы предложений в нем встречаются.
Открываем календарь,
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снега на дворе.
(С. Маршак.)
Январь. Начало года .
Морозец на дворе.
Хорошая погода
Бывает в январе.
(Н. Саконская )
2).Проверка домашней работы .
а) Устное изложение текста (упр.176)
б) Объяснение орфограмм и знаков препинания (упр.174)(Ответ ученика у доски )
3). Задание для класса. Диктант .
Идут по земле очень разные дети ,
Которым дружить на огромной планете ,
Которым беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой.
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом,
Развеем над нею и тучи , и дым,
В обиду её никому не дадим.
(Из песни.)
-Как связано с содержанием употребление побудительного предложения? Чем выражены
однородные сказуемые давайте обнимем, развеем ,не дадим в обиду? Приведите примеры
сочинительной и подчинительной связи между членами предложения. Какой связью
связаны между собой предложения, входящие в состав сложного?
2.Работа над новым материалом
1) Изучение $27
На доске под руководством учителя фиксируются этапы работы над понятием .
а) Понятие об обобщающих словах (по упр. 177)
б) Понятие о месте обобщающих слов в предложении (перед однородными членами, после
них), об их синтаксической роли ( тот же член предложения , что и однородные члены).
в) Схематическое изображение с конструкцией с обобщающими словами
г) Знаки препинания при обобщающих словах.
2) Проверка понимания темы.
Учитель читает предложения, ученики записывают схемы этих предложений .(Для
контроля параллельно используется доска)
Белым снегом было покрыто все :дорога, крыши домов, деревья, кусты. Дорога, крыши
домов , деревья ,кусты –все было покрыто белым снегом . Все: дорога, крыши домов,
деревья, кусты –было покрыто белым снегом .
3.Закрепление .Самостоятельная работа.
-Из упр.180 выпишите по одному предложению на все три случая употребления знаков
препинания при обобщающих словах .
4.Домашнее задание .
$27 Упр.179.
Для хорошо подготовленных учащихся-самостоятельно изучить примечание стр.115