Автор: Хунакаа Ай-Суу Эдуардовна
Должность: преподаватель по классу флейта
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №1 им.Л.Л.Линховоина" г.Улан-Удэ
Населённый пункт: Россия, респ.Бурятия, г.Улан-Удэ
Наименование материала: Развитие мелкой моторики у детей
Тема: Развитие мелкой моторики у детей
Раздел: дополнительное образование
Развитие мелкой моторики у детей
Хунакаа Ай-Cуу Эдуардовна
МАУ ДО «Детская школа искусств №1 им. Л. Л. Линховоина» г. Улан – Удэ
преподаватель по классу флейта
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» - выражение, которое часто можно
услышать
от
специалистов,
работающих
с
детьми.
Известный
педагог
Василий
Александрович Сухомлинский говорил о связи между уровнем развития мелкой моторики и
умственными способностями ребенка.
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и
психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается.
Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка
необходимо уделять особое внимание.
Мелкая моторика у детей-это основа развития таких психических процессов, как
внимание, память, восприятие, мышление и речь. Развивать её важно для детей любого
возраста. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальчиков ребенка, помогают
передавать множество сигналов головному мозгу, поэтому влияние мелкой моторики на
развитие ребенка в целом очевидно. Мелкая моторика представляет собой выполнение
точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей. Обычно ребенок, который
обладает высоким уровнем развития мелкой моторики, интеллектуально готов к школьному
обучению. Он достаточно хорошо рассуждает логически, у него развиты внимание и память,
связная речь....
Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо
выполнять те или иные движения в определенной последовательности (пальчиковая
гимнастика); игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; игры, где
требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать,
насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия; рисование; эастегивание и расстегивание
молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Также для развития мелкой моторики очень хорошо помогает обучение игре на
музыкальном инструменте. Для того чтобы научить ребенка играть на инструменте
необходимо в первую очередь научить его контролировать движения пальцев. Начинать
занятия с юным музыкантом необходимо с упражнений на тренировку движений пальцев рук
и кистей. Чередовать тренировку пальцев правой и левой рук, затем выполнять упражнения
одновременно пальцами обеих рук.
Важную роль при игре на инструменте является четкое и осознанное движение
пальцев на инструменте. Занимаясь с учеником важно обратить внимание, насколько
разными бывают прикосновения подушечек пальцев, когда подушечки пальцев правой руки
касаются подушечек пальцев левой руки, это могут быть поглаживания, постукивание с
задержанием или постукивание с отскоком и т.д. Прикосновение пальцев с клапанами
необходимо связать со слуховым и зрительным восприятием. Посмотреть с ребенком, куда
нужно поставить пальчик и насколько длинным должен быть звук. Все упражнения на
начальном этапе обучения выполняются со словами, это может быть просто ритмический
рисунок или детская попевочка, которую нужно прохлопать в ладоши, затем отстучать
каждым пальчиком по поверхности стола, после чего ребенок с легкостью исполнит
попевочку на инструменте. Все эти занятия помогают развивать моторику, координацию
движений и артикуляцию.
Мелкую моторику ребёнок может развивать не только в школе, посещая кружки, но и
дома. Родители должны привлекать ребёнка к интересной и доступной для него
деятельности. Например, мама просит помочь с готовкой или посадить цветы вместе.
Ключ к успеху в занятиях на развитие мелкой моторики - это настойчивость и
регулярность, и даже маленькая победа принесёт ребенку радость и несомненную пользу!
Список литературы
1. Е.А.Янушко ,,Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
2. Цвынтарный В. “Играем пальчиками и развиваем речь”. – СПб., 1999..
3. С.Е.Большакова. Формирование мелкой моторики рук
4. Т.А. Ткаченко Книга «Мелкая моторика»