Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей


Автор: Хунакаа Ай-Суу Эдуардовна
Должность: преподаватель по классу флейта
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №1 им.Л.Л.Линховоина" г.Улан-Удэ
Населённый пункт: Россия, респ.Бурятия, г.Улан-Удэ
Наименование материала: Развитие мелкой моторики у детей
Тема: Развитие мелкой моторики у детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей

Хунакаа Ай-Cуу Эдуардовна

МАУ ДО «Детская школа искусств №1 им. Л. Л. Линховоина» г. Улан – Удэ

преподаватель по классу флейта

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» - выражение, которое часто можно

услышать

от

специалистов,

работающих

с

детьми.

Известный

педагог

Василий

Александрович Сухомлинский говорил о связи между уровнем развития мелкой моторики и

умственными способностями ребенка.

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и

психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается.

Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка

необходимо уделять особое внимание.

Мелкая моторика у детей-это основа развития таких психических процессов, как

внимание, память, восприятие, мышление и речь. Развивать её важно для детей любого

возраста. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальчиков ребенка, помогают

передавать множество сигналов головному мозгу, поэтому влияние мелкой моторики на

развитие ребенка в целом очевидно. Мелкая моторика представляет собой выполнение

точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей. Обычно ребенок, который

обладает высоким уровнем развития мелкой моторики, интеллектуально готов к школьному

обучению. Он достаточно хорошо рассуждает логически, у него развиты внимание и память,

связная речь....

Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо

выполнять те или иные движения в определенной последовательности (пальчиковая

гимнастика); игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; игры, где

требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать,

насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия; рисование; эастегивание и расстегивание

молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Также для развития мелкой моторики очень хорошо помогает обучение игре на

музыкальном инструменте. Для того чтобы научить ребенка играть на инструменте

необходимо в первую очередь научить его контролировать движения пальцев. Начинать

занятия с юным музыкантом необходимо с упражнений на тренировку движений пальцев рук

и кистей. Чередовать тренировку пальцев правой и левой рук, затем выполнять упражнения

одновременно пальцами обеих рук.

Важную роль при игре на инструменте является четкое и осознанное движение

пальцев на инструменте. Занимаясь с учеником важно обратить внимание, насколько

разными бывают прикосновения подушечек пальцев, когда подушечки пальцев правой руки

касаются подушечек пальцев левой руки, это могут быть поглаживания, постукивание с

задержанием или постукивание с отскоком и т.д. Прикосновение пальцев с клапанами

необходимо связать со слуховым и зрительным восприятием. Посмотреть с ребенком, куда

нужно поставить пальчик и насколько длинным должен быть звук. Все упражнения на

начальном этапе обучения выполняются со словами, это может быть просто ритмический

рисунок или детская попевочка, которую нужно прохлопать в ладоши, затем отстучать

каждым пальчиком по поверхности стола, после чего ребенок с легкостью исполнит

попевочку на инструменте. Все эти занятия помогают развивать моторику, координацию

движений и артикуляцию.

Мелкую моторику ребёнок может развивать не только в школе, посещая кружки, но и

дома. Родители должны привлекать ребёнка к интересной и доступной для него

деятельности. Например, мама просит помочь с готовкой или посадить цветы вместе.

Ключ к успеху в занятиях на развитие мелкой моторики - это настойчивость и

регулярность, и даже маленькая победа принесёт ребенку радость и несомненную пользу!

Список литературы

1. Е.А.Янушко ,,Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

2. Цвынтарный В. “Играем пальчиками и развиваем речь”. – СПб., 1999..

3. С.Е.Большакова. Формирование мелкой моторики рук

4. Т.А. Ткаченко Книга «Мелкая моторика»



В раздел образования