Напоминание

"Работа в материале (художественная обработка бересты)"


Автор: Трофимова Светлана Владимировна
Должность: Преподаватель ОДПИ
Учебное заведение: ОГАОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Белый Яр Верхнекетского р-на Томской обл.
Наименование материала: Программа
Тема: "Работа в материале (художественная обработка бересты)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.04.

РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ

(Художественная обработка бересты)

2021 год

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.

Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Работа в материале» по виду «Художественная

обработка бересты», далее – «Работа в материале. Художественная обработка бересты»

разработана на основе общеобразовательных (общеразвивающих) программ:

«Декоративно-прикладное творчество» («Художественная обработка бересты») 2008 г.,

«Живопись» («Декоративная композиция») 2009 г,

на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным

предпрофессиональным программам в области декоративно-прикладного искусства

«Декоративно-прикладное творчество».

Учебный предмет «Работа в материале. Художественная обработка бересты» направлен на

создание условий для познания учащимися приемов работы и техник с таким материалом, как

береста, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого учащегося,

на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение

интереса к национальной культуре.

Работа с берестой издавна на Руси считалось искусством, в котором находили свое

призвание тысячи талантливых мастеров. Производством изделий из бересты с давних пор

занимались народные мастера Вятской, Казанской, Нижегородской, Пензенской, Костромской,

Сибирской, Тамбовской, Уфимской, Саратовской, Владимирской, Пермской, Московской и

других губерний Российского государства. И в настоящее время география основных центров

художественной обработки бересты достаточно обширна: Великий Устюг Волгоградской

области, Архангельск, Семёнов, Вятка, Сухой Лог Свердловской области, Томск, Асино

Томской области, Петрозаводск, Костамукша, пос. Шушенское, Хабаровский край и Приамурье

– у нанайцев и ульчей, Якутия. Каждому промыслу присущи свои художественные традиции,

которые проявляются в своеобразии отдельной техники, оригинальных декоративных швов,

соединений, специфических орнаментов, форм и др.

Береста – один из самых поэтических материалов народного декоративно-прикладного

искусства. Даёт нам этот материал берёза – одно из самых любимых на Руси деревьев, как

никакое другое требующее к себе отношения.

Срок реализации учебного предмета

Учебный

предмет

«Работа

в

материале.

Художественная

обработка

бересты»

реализуется при 5-летнем сроке обучения в 1-5 классах. Срок реализации учебного предмета - 5

лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации

на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Работа в материале. Художественная

обработка бересты» составляет

1188 часов. Из них: 792 часа – аудиторные занятия, 396 часов -

самостоятельная работа.

3

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

Вид учебной работы,

аттестации, учебной

нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной и итоговой аттестации

Всего

часов

Год обучения/класс

1-й год

1 класс

2-й год

2 класс

3-й год

3 класс

4-й год

4 класс

5-й год

5 класс

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудиторные занятия (в

часах)

64

68

64

68

80

85

80

85

96

102

792

Самостоятельная работа

(в часах)

32

34

32

34

32

34

48

51

48

51

396

Максимальная учебная

нагрузка

(в часах)

96

102

96

102

112

119

128

136

144

153

1188

Вид промежуточной и

итоговой аттестации по

полугодиям

контрольный

урок

экзамен

контрольный

урок

экзамен

контрольный

урок

экзамен

контрольный

урок

экзамен

контрольный

урок

-

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Работа в материале. Художественная обработка бересты», а также

проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий

(численностью от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю

построить

процесс

обучения

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного

и

индивидуального подходов.

Аудиторные занятия:

1-2 годы обучения - по 4 часа в неделю,

3-4 годы обучения - по 5 часов в неделю,

5-й год обучения - 6 часов в неделю,

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1-3 годы обучения - 2 часа в неделю,

4-5 годы обучения - 3 часа в неделю,

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета

является овладение знаниями и представлениями о

художественной обработке бересты, формирование практических умений и навыков, развитие

творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных

учащихся к поступлению в организации среднего профессионального и высшего образования,

реализующие основные образовательные программы в области декоративно-прикладного

искусства.

Задачи учебного предмета:

познакомить с историей берестяного промысла, как частью национального наследия;

обучить правилам заготовки, хранения и экономного расходования бересты;

обучить приемам и методам работы с берестой;

4

обучить правильной и безопасной организации труда;

обучить приемам работы с инструментами;

обучить приемам самостоятельной разработки изделий;

ознакомить с основными законами рисунка и композиции при выполнении эскиза для

изделия;

научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;

научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль

на разных этапах выполнения работы.

сформировать знания о художественных промыслах;

сформировать осознанное отношение к историческому прошлому, традициям и промыслам;

раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;

сформировать личность, творчески относящуюся к любому делу;

развивать художественный вкус, фантазию;

воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы

преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы

«Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются

следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом природных способностей, возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Кабинет должен быть оснащен удобными столами, наглядными пособиями и иметь

хорошее освещение.

Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться информацией из

интернета для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник

работы с материалом, а также информацию о мастерах и народных умельцах.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-

методической

литературой

по

декоративно-прикладному

искусству,

художественными

альбомами по ремеслам. Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам.

5

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Работа в материале. Художественная обработка бересты» рассчитан

на пять лет обучения.

В

программе

учтен

принцип

систематического

и

последовательного

обучения.

Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в

изучении нового материала. Программу составляют темы, разработанные с учетом возрастных

возможностей детей.

Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства с

простыми

изделиями

из

бересты

до

овладения

тонкостями

традиционных

техник

художественной обработки бересты (прорезная резьба, пластовая береста). Учебный материал

разделен на основные разделы: «Из истории развития «Художественной обработки бересты»,

«Прорезная береста», «Берестяная пластика», «Аппликация», «Выжигание по бересте»,

«Пластовая

береста»

и

«Берестяная

мастерская»,

каждый

раздел

наполняется

соответствующими темами.

Содержание учебного предмета «Работа в материале. Художественная обработка

бересты» включает в себя теоретическую и практическую работу. Теоретическая работа

предполагает изучение учащимися истории берестяного промысла, региональных особенностей

и технологических приемов художественной обработки бересты, включает в себя задания по

аналитической работе в области декоративно-прикладного искусства. Практическая работа,

основана на применении теоретических знаний, навыков ремесла в учебном и творческом

опыте. Знакомясь с различными видами художественной обработки бересты, учащиеся узнают

об увлекательности этого ремесла, учатся создавать своими руками предметы, которые

наполнены теплотой души.

Знакомство с традиционными ремеслами играет важную роль в передаче традиций из

поколения в поколение. В процессе обучения учащиеся узнают историю и традиции родного

края, участвуют в выставках и конкурсах, что является стимулом к их самосовершенствованию.

Учебно-тематический план

1

ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название раздела, темы.

Общий объем времени в часах

Максим.

учебная

нагрузка

Аудит.

занятия

Самост.

работа

Раздел 1: Из истории развития « Художественной обработки бересты»

1.1.

Историко-художественный обзор развития «Художественной

обработки бересты»

6

4

2

1.2.

Оборудование, материалы, инструменты. Техника безопасности.

Организация рабочего места

2

2

-

1.3.

Обработка, заготовка и хранение бересты

4

2

2

Раздел 2: Прорезная резьба. Простые изделия

2.1.

Освоение технологических приемов

12

8

4

2.2.

Простые изделия из бересты (закладка, кулон, брелок, заколка,

серьги, брошь и др.)

108

72

36

2.3.

Берестяной сувенир

30

20

10

6

Раздел 3: Берестяная пластика

3.1.

Инструменты и материал. Техника безопасности. Организация

рабочего места

3

2

1

3.2.

Технология изготовления объёмной аппликации из бересты

3

2

1

3.3.

Цветочная композиция из бересты на плоскости

30

20

10

Итого:

198

132

66

2

ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название раздела, темы

Общий объем времени в часах

Максим.

учебная

нагрузка

Аудит.

занятия

Самост.

работа

Раздел 1: Из истории развития « Художественной обработки бересты»

1.1.

Возникновение центров по обработке бересты в России

6

4

2

1.2.

Региональные

особенности

«Художественной

обработки

бересты»

6

4

2

Раздел 2: Прорезная резьба. Изделия средней сложности

2.1.

Освоение технологических приемов

6

4

2

2.2.

Изделия из бересты средней сложности (зеркало, игольница,

простые шкатулки и др.)

81

54

27

2.3.

Обереги и талисманы

3

2

1

2.4.

Оберег «Подкова»

12

8

4

2.5.

Талисман «Колокольчик», «Нанаечка»

18

12

6

1.3.

Берестяной сувенир

30

20

10

Раздел 3: Аппликация

3.1.

Инструменты и материал. Техника безопасности. Организация

рабочего места

2

2

-

3.2.

Технология изготовления аппликации из бересты

4

2

2

3.3.

Панно «Золотая рыбка»

30

20

10

Итого:

198

132

66

3

ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название раздела, темы

Общий объем времени в часах

Максим.

учебная

нагрузка

Аудит.

занятия

Самост.

работа

Раздел 1: Из истории развития « Художественной обработки бересты»

1.1.

Основные особенности «Художественной обработки бересты»

7

5

2

Раздел 2: Прорезная резьба. Сложные изделия

2.1.

Освоение технологических приемов

14

10

4

2.2.

Сложные изделия из бересты (ладанка, салфетница, зеркало с

ручкой, шкатулки и др.)

133

95

38

2.3.

Берестяной сувенир

28

20

8

Раздел 3: Выжигание по бересте

7

3.1.

Инструменты и материал. Техника безопасности. Организация

рабочего места

2

2

-

3.2.

Технология выполнения картин на бересте

4

2

2

3.3.

«Пейзажи родного края»

43

31

12

Итого:

231

165

66

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название раздела, темы

Общий объем времени в часах

Максим.

учебная

нагрузка

Аудит.

занятия

Самост.

работа

Раздел 1: Из истории развития « Художественной обработки бересты»

1.1.

История развития современной «Художественной обработки

бересты»

6

3

3

Раздел 2: Прорезная резьба

2.1.

Простые изделия (копирование современных образцов)

47

29

18

2.2.

Изделия средней сложности (копирование современных

образцов)

50

32

18

2.3.

Сложные изделия (копирование современных образцов)

53

33

20

Раздел 3: Пластовая береста

3.1.

Знакомство с промыслом

3

2

1

3.2.

Инструменты и материал. Техника безопасности. Организация

рабочего места

2

2

-

3.3.

Технология изготовления туеса

4

2

2

3.4.

Виды орнамента для рубашки туеса

3

2

1

3.5.

Туес с прорезным орнаментом

32

20

12

3.6.

Туес с оформлением в технике выжигания

32

20

12

Раздел 4: Берестяная мастерская

4.1.

Изготовление изделий творческого характера

32

20

12

Итого:

264

165

99

5

ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название раздела, темы

Общий объем времени в часах

Максим.

учебная

нагрузка

Аудит.

занятия

Самост.

работа

Раздел 1: Из истории развития « Художественной обработки бересты»

1.1.

История развития зарубежной «Художественной обработки

бересты»

6

3

3

Раздел 2: Прорезная резьба

2.1.

Простые изделия (закрепление навыков)

46

31

15

2.2.

Изделия средней сложности (закрепление навыков)

52

34

18

2.3.

Сложные изделия (закрепление навыков)

54

36

18

Раздел 3: Берестяная пластика

8

3.1.

«Ваза с цветами» (закрепление навыков)

27

18

9

Раздел 4: Аппликация

4.1.

Панно (закрепление навыков)

27

18

9

Раздел 5: Выжигание по бересте

5.1.

«Времена года» (закрепление навыков)

27

18

9

Раздел 6: Берестяная мастерская

6.1.

Изготовление изделий творческого характера

58

40

18

Итого:

297

198

99

Годовые требования

1

ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Из истории развития «Художественной обработки бересты»

Тема

1.1.

Историко-художественный

обзор

развития

«Художественной

обработки

бересты». Общие понятия о «Художественной обработки бересты». История возникновения и

развития

промысла.

Знакомство

с

изделиями

народных

мастеров.

Разновидность

художественной обработки бересты.

Самостоятельная работа: сбор информации с использованием литературы и сетевых ресурсов.

Тема 1.2. Оборудование, материалы, инструменты. Техника безопасности. Организация

рабочего места.

Характеристика сырья и оборудования

необходимого для обработки

бересты. Подготовка инструментов и оборудования к работе.

Тема 1.3. Обработка, заготовка и хранение бересты. Сроки и место заготовки. Правила и

приёмы заготовки. Приёмы обработки. Сортировка. Правила хранения бересты. Экономное

расходование бересты.

Самостоятельная работа: поиск информации по литературе и сетевым ресурсам.

Раздел 2: Прорезная резьба. Простые изделия

Тема 2.1. Освоение технологических приемов. Работа с шаблонами. Подготовка бересты к

работе.

Самостоятельная работа: работа с шаблонами.

Тема 2.2. Простые изделия из бересты (закладка, кулон, брелок, заколка, серьги, брошь и

др.) Составление простейших композиций. Перенос рисунка на бересту. Работа с шаблонами.

Разметка шилом. Вырезание рисунка. Соединение деталей с помощью клея. Использование

декоративных элементов.

Самостоятельная работа: составление эскизов простейших композиций, разработка шаблонов.

Тема 2.3. Берестяной сувенир. Изготовление простых изделий из бересты на выбор.

Самостоятельная работа: составление эскизов простейших композиций.

Раздел 3: Берестяная пластика

Тема 3.1. Инструменты и материал. Техника безопасности. Организация рабочего места.

Подготовка бересты к работе. Экономное расходование бересты.

Тема 3.2. Технология изготовления объёмной аппликации из бересты. Передача цветом и

тоном бересты линии силуэта и пространства. Композиционное построение рисунка эскиза.

9

Самостоятельная работа: составление эскизов композиций.

Тема 3.3. Цветочная композиция из бересты на плоскости.

Зарисовка эскиза. Подбор

бересты по тональности. Работа с шаблонами. Вырезание деталей. Изготовление объемных

деталей.

Составление

композиции

на

фоне.

Соединение

деталей

с

помощью

клея.

Использование декоративных элементов. Оформление готовой работы.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

2

ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Из истории развития «Художественной обработки бересты»

Тема 1.1. Возникновение центров по обработке бересты в России.

История центров

«Художественной обработки бересты» в России.

Самостоятельная работа: сбор информации с использованием литературы и сетевых ресурсов.

Тема 1.2. Региональные особенности «Художественной обработки бересты». Основные

сходства и различия композиций крупнейших центров России.

Самостоятельная работа: сбор информации с использованием литературы и сетевых ресурсов.

Раздел 2: Прорезная резьба. Изделия средней сложности

Тема 2.1. Освоение технологических приемов. Работа с шаблонами. Подготовка бересты к

работе.

Самостоятельная работа: работа с шаблонами.

Тема 2.2. Изделия из бересты средней сложности (зеркало, набор: серьги и кулон, простые

шкатулки и др.) Составление эскиза. Подбор бересты по цвету. Перенос рисунка на бересту.

Работа с шаблонами. Разметка шилом. Вырезание рисунка. Соединение деталей с помощью

клея. Использование декоративных элементов.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

Тема 2.3. Обереги и талисманы. Значение оберега в русской культуре. Виды изготовления

оберегов и талисманов.

Самостоятельная работа: сбор информации с использованием литературы и сетевых ресурсов.

Тема 2.4. Оберег «Подкова». Составление эскиза. Подбор бересты по цвету. Перенос рисунка

на бересту. Работа с шаблонами. Разметка шилом. Вырезание рисунка. Соединение деталей с

помощью клея. Использование декоративных элементов.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

Тема 2.5. Талисман «Колокольчик», «Нанаечка». Составление эскиза. Подбор бересты по

цвету. Перенос рисунка на бересту. Работа с шаблонами. Разметка шилом. Вырезание рисунка.

Соединение

деталей

с

помощью

клея.

Использование

декоративных

элементов.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

Тема 2.6. Берестяной сувенир. Изготовление изделий средней сложности из бересты на выбор.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

Раздел 3: Аппликация

Тема 3.1. Инструменты и материал. Техника безопасности. Организация рабочего места.

Подготовка бересты к работе. Экономное расходование бересты.

Тема 3.2. Технология изготовления аппликации из бересты. Передача цветом и тоном

бересты линии силуэта и пространства. Композиционное построение рисунка эскиза.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

10

Тема 3.3. Панно «Золотая рыбка». Выбор сюжета. Зарисовка эскиза. Подбор бересты по

тональности. Вырезание деталей. Составление композиции на фоне. Соединение деталей с

помощью клея. Использование декоративных элементов. Оформление готовой работы.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

3

ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Из истории развития «Художественной обработки бересты.

Тема 1.1.

Основные особенности «Художественной обработки бересты» Знакомство с

орнаментами XVIII-XIX веков.

Самостоятельная работа: сбор информации с использованием литературы и сетевых ресурсов.

Раздел 2: Прорезная резьба. Сложные изделия

Тема 2.1. Освоение технологических приемов. Работа с шаблонами. Подготовка бересты к

работе.

Самостоятельная работа: работа с шаблонами.

Тема 2.2. Сложные изделия из бересты (ладанка, салфетница, зеркало с ручкой, шкатулки

и др.) Составление эскиза. Подбор бересты по цвету. Перенос рисунка на бересту. Работа с

шаблонами. Разметка шилом. Вырезание рисунка. Соединение деталей с помощью клея.

Использование декоративных элементов.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

Тема 2.3. Берестяной сувенир. Изготовление сложных изделий из бересты на выбор.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

Раздел 3: Выжигание по бересте

Тема 3.1. Инструменты и материал. Техника безопасности. Организация рабочего места.

Подготовка бересты к работе.

Тема 3.2. Технология выполнения картин на бересте. Композиционное построение рисунка

эскиза. Правила работы с выжигателем. Прорисовка деталей выжигателем. Наложение

цветового тона.

Самостоятельная работа: зарисовка эскизов композиций.

Тема 3.3. «Пейзажи родного края». Выбор сюжета. Зарисовка эскиза. Перенос рисунка на

бересту. Выжигание сюжета с детальной прорисовкой. Наложение цветового тона. Оформление

готовой работы в рамку. Прорисовка мелких деталей.

Самостоятельная работа: зарисовка эскизов композиций.

4

ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Из истории развития «Художественной обработки бересты.

Тема

1.1.

История

развития

современной

«Художественной

обработки

бересты».

Знакомство с современной историей развития «Художественной обработки бересты». Изучение

современных образцов.

Самостоятельная работа: сбор информации с использованием литературы и сетевых ресурсов.

Раздел 2: Прорезная резьба

Тема 2.1. Простые изделия (копирование современных образцов). Копирование образцов.

Подбор бересты по цвету. Подготовка бересты к работе. Перенос рисунка на бересту. Работа с

11

шаблонами. Разметка шилом. Вырезание рисунка. Соединение деталей с помощью клея.

Использование декоративных элементов.

Самостоятельная работа: копирование образцов, разработка эскизов.

Тема 2.2. Изделия средней сложности (копирование современных образцов). Копирование

образцов. Подбор бересты по цвету. Подготовка бересты к работе. Перенос рисунка на бересту.

Работа с шаблонами. Разметка шилом. Вырезание рисунка. Соединение деталей с помощью

клея. Использование декоративных элементов.

Самостоятельная работа: копирование образцов, разработка эскизов.

Тема 2.3. Сложные изделия (копирование современных образцов). Копирование образцов.

Подбор бересты по цвету. Подготовка бересты к работе. Перенос рисунка на бересту. Работа с

шаблонами. Разметка шилом. Вырезание рисунка. Соединение деталей с помощью клея.

Использование декоративных элементов.

Самостоятельная работа: копирование образцов, разработка эскизов.

Раздел 3: Пластовая береста

Тема 3.1.

Знакомство с промыслом.

История происхождения, применение изделий из

пластовой бересты в быту.

Самостоятельная работа: сбор информации с использованием литературы и сетевых ресурсов.

Тема 3.2. Инструменты и материал. Техника безопасности. Организация рабочего места.

Подготовка бересты к работе. Экономное расходование бересты.

Тема 3.3. Технология изготовления туеса. Последовательность изготовления. Внутренняя и

наружная рубашки. Замковые соединения. Пояски ажурные. Донышко, крышка, ручка.

Самостоятельная работа: поиск информации по литературе и сетевым ресурсам.

Тема 3.4. Виды орнамента для рубашки туеса.

Геометрический орнамент. Цветочный

орнамент. Растительный орнамент. Прорезной орнамент. Разработка эскизов и перенос

орнамента на бересту.

Самостоятельная работа: составление и зарисовка орнаментов.

Тема 3.5. Туес с прорезным орнаментом. Изготовление туеса. Разработка эскиза рубашки с

прорезным орнаментом. Перенос рисунка на бересту. Вырезание орнамента. Соединение

деталей. Использование декоративных элементов.

Самостоятельная работа: составление и зарисовка эскизов прорезного орнамента.

Тема 3.6. Туес с оформлением в технике выжигания. Изготовление туеса. Выбор сюжета.

Зарисовка эскиза рубашки. Перенос рисунка на бересту. Выжигание сюжета с детальной

прорисовкой. Наложение цветового тона. Прорисовка мелких деталей.

Самостоятельная работа: зарисовка эскизов композиций.

Раздел 4: Берестяная мастерская

Тема 4.1. Изготовление изделий творческого характера. Дизайн изделия: путь от замысла до

изготовления, проектирование и конструирование. Разработка изделий с частичной помощью

педагога и самостоятельно, творческое воплощение в работе собственных неповторимых черт и

индивидуальности.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

12

5

ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Из истории развития «Художественной обработки бересты.

Тема

1.1.

История

развития

зарубежной

«Художественной

обработки

бересты».

Современный этап развития «Художественной обработки бересты» за рубежом. Изучение

современных зарубежных образцов.

Самостоятельная работа: сбор информации с использованием литературы и сетевых ресурсов.

Раздел 2: Прорезная резьба

Тема 2.1. Простые изделия. Закрепление навыков. Подготовка бересты к работе. Составление

эскиза. Подбор бересты по цвету. Перенос рисунка на бересту. Работа с шаблонами. Разметка

шилом.

Вырезание

рисунка.

Соединение

деталей

с

помощью

клея.

Использование

декоративных элементов.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

Тема 2.2. Изделия средней сложности. Закрепление навыков. Подготовка бересты к работе.

Составление эскиза.

Подбор бересты по цвету. Перенос рисунка на бересту. Работа с

шаблонами. Разметка шилом. Вырезание рисунка. Соединение деталей с помощью клея.

Использование декоративных элементов.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

Тема 2.3. Сложные изделия. Закрепление навыков. Подготовка бересты к работе. Составление

эскиза. Подбор бересты по цвету. Перенос рисунка на бересту. Работа с шаблонами. Разметка

шилом.

Вырезание

рисунка.

Соединение

деталей

с

помощью

клея.

Использование

декоративных элементов.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

Раздел 3: Берестяная пластика

Тема 3.1. «Ваза с цветами». Закрепление навыков. Разработка эскиза. Подбор бересты по

тональности. Подготовка бересты к работе. Вырезание деталей.

Изготовление объемных

деталей.

Составление

композиции

на

фоне.

Соединение

деталей

с

помощью

клея.

Использование декоративных элементов. Оформление готовой работы.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

Раздел 4: Аппликация

Тема 4.1. Панно. Закрепление навыков. Выбор сюжета. Зарисовка эскиза. Подбор бересты по

тональности. Подготовка бересты к работе. Вырезание деталей. Составление композиции на

фоне.

Соединение деталей с помощью клея. Использование декоративных элементов.

Оформление готовой работы.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

Раздел 5: Выжигание по бересте

Тема 5.1. «Времена года». Закрепление навыков. Выбор сюжета. Зарисовка эскиза. Подготовка

бересты к работе. Перенос рисунка на бересту. Выжигание сюжета с детальной прорисовкой.

Наложение цветового тона. Оформление готовой работы в рамку. Прорисовка мелких деталей.

Самостоятельная работа: составление эскизов композиций.

Раздел 6: Берестяная мастерская

Тема 6.1. Изготовление изделий творческого характера. Дизайн изделия: путь от замысла до

изготовления, проектирование и конструирование. Разработка изделий с частичной помощью

13

педагога и самостоятельно, творческое воплощение в работе собственных неповторимых черт и

индивидуальности.

Самостоятельная работа: составление эскизов, разработка шаблонов.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых

обеспечивает программа «Работа в материале. Художественная обработка бересты»:

1. Знание основных понятий и терминологии в области берестяного промысла.

2. Знание основных видов и техник художественной обработки бересты.

3. Умение самостоятельно применять различные техники художественной обработки

бересты для оформления изделий.

4. Умение грамотно использовать материалы для воплощения художественного замысла.

5. Умение копировать, варьировать, самостоятельно выполнять изделия.

6. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения,

выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).

7. Иметь представление об истории основных Российских центров художественной

обработки бересты.

По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны:

Знать:

- правила безопасной организации труда;

- название и назначение инструментов;

- основные свойства бересты;

- правила заготовки, обработки, хранения и экономного расходования бересты.

Уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- пользоваться инструментами, соблюдая технику безопасности;

- работать с шаблонами, трафаретами;

- выполнять работу в нужной последовательности;

- анализировать свое изделие;

- доводить начатую работу до конца;

- ориентироваться в задании с частичной помощью педагога;

- подбирать и анализировать информацию из литературы и сетевых ресурсов.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную

и

корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени,

предусмотренного на учебный предмет,

и предполагает использование различных систем

оценивания. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые,

годовые оценки.

Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного

времени, предусмотренного на учебный предмет, в виде контрольного урока - творческого

просмотра по окончании первого полугодия каждого учебного года. Оценки ученикам могут

14

выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему

усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам текущей программы (текущий

контроль). Формы промежуточной аттестации:

контрольный урок – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);

экзамен – творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).

Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий в виде творческого просмотра по

окончании первого, второго, третьего и четвертого учебного года. Тему итоговой работы

каждый учащийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать

выбранную идею.

Критерии оценки

По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично»,

«хорошо», «удовлетворительно».

• 5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением

необходимой

последовательности,

проявил

умения

в

технологическом

исполнении

художественной обработки бересты; работа отличается аккуратностью и оригинальностью

орнаментального решения.

• 4 (хорошо) - ставится, если есть некоторая неряшливость в исполнении художественной

обработки бересты, недочеты в композиции и в цветовом решении узора, технологическое

исполнение задания имеет неточности.

• 3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством

преподавателя, самостоятельность учащегося практически отсутствует, учащийся неряшлив и

безынициативен.

• 2 (неудовлетворительно) - ставится, если работа наполовину незавершенная без уважительной

причины, выполнена безграмотно в связи с пропусками занятий без уважительной причины,

выполнена небрежно из-за несоблюдения дисциплины

При оценке знаний и умений учитывается факт участия во внеурочной деятельности,

стабильность посещения занятий и интереса к работе.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Предложенные в настоящей программе темы по освоению художественной обработки

бересты следует рассматривать как рекомендательные, что дает возможность педагогу

творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики

по освоению видов и техник художественной обработки бересты.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий,

самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко

укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.

Предлагается следующая схема ведения работы:

1.

Обзорная беседа о техниках художественной обработки бересты.

2.

Знакомство с орнаментальными особенностями техники.

3.

Знакомство с приемами выполнения изучаемой техники художественной обработки

бересты.

4.

Сбор орнаментального материала.

15

5.

Выполнение работы в материале.

Итогом освоения каждой темы становится выполненное в материале учебное задание, в

котором отрабатываются навыки и умения художественной обработки бересты в изучаемой

технике.

Для развития навыков заинтересованной, творческой, грамотной работы учащихся,

программой предусмотрены методы дифференциации, и индивидуализации при определении

учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные

особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих

способностей учащихся.

Применяются следующие средства индивидуального подхода:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) различная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала

является актуализация полученных ранее знаний учениками. Важно вспомнить именно то, что

будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового

материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом

ученики получают разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством

инструктажа-показа, а также с помощью технических схем, памяток.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание

творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

16

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список методической литературы

1.

Гукасова А.М. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: пособие для

учителей. - М.: Просвещение, 1981

2.

Орлова И.Б. Берестяная сказка. - С.-П.: 2006

3.

Полежаев А.А. Плетение из бересты. - С.-П.: 1998

4.

Просторы Интернета – Изделия мастеров

5.

Прохорова З.В. Волшебная береста

6.

Терентьева Л.Ф., Терентьева Н.Г. Берестяное кружево. – Томск: 2003

7.

Финягин В.В. Изделия из бересты. Уроки мастерства. - М.: АСТ Астрель, 2003

8.

Шутихин А.В. Доброе ремесло. - г. Котлас, Архангельской обл.

Список учебной литературы

1.

Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение,

1991

2.

Полежаев А.А. Плетение из бересты. - С.-П.: 1998

3.

Финягин В.В. Изделия из бересты. Уроки мастерства. - М.: АСТ Астрель, 2003

Средства обучения

Для успешного результата в освоении программы «Работа в материале. Художественная

обработка бересты» необходимы следующие учебно-методические материалы:

наглядные методические пособия по темам;

технологические карты;

фонд лучших работ учащихся по разделам и темам;

видеоматериалы о видах декоративно-прикладного искусства;

интернет – ресурсы;

презентации по тематике разделов.

17



В раздел образования