Автор: Немальцева Анна Алексеевна
Должность: Логопед
Учебное заведение: АУ ТО "Центр социального обслуживания и комплексной реабилитации детей-инвалидов"
Населённый пункт: Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Нейрологопедические технологии"
Раздел: дополнительное образование
«Нейрологопедические технологии в работе с детьми с нарушениями
речевого развития».
В настоящее время среди учителей-логопедов появилась тенденция к
использованию нейроподхода в коррекционном воспитании
дошкольников. Нейрологопедия рассматривается специалистами как новая
область, сфера компетентности которой связана с детьми с нарушениями
речи, имеющих: комплексные нарушения психики, минимальную
связь нарушений с повреждениями операционального сенсомоторного
уровня речи, недоразвитие мотивации при потенциально нормативном
интеллекте, грубые нарушения или искажения знаково-символической
функции.
Нейрологопедия детского возраста выступает важной
частью нейродефектологии, которая в настоящем времени имеет
актуальные проблемы необходимости понимания истинных
причин нарушений психоречевых расстройств, а также критериев выбора
оптимальных путей коррекционного и восстановительного обучения и его
содержания.
Современные дети имеют трудности в воспитании и обучении в связи с
незрелостью или особенностями развития различных структур головного
мозга. В связи с этим, актуальным становится вопрос дифференциальной
диагностики нарушения и его первичных и вторичных проявлений. Часто,
дети, имеющие задержку речи, имеют первичные проявления в
виде нарушений моторной программы, переключения, ориентировки в
схеме тела и т. д. Прежде чем логопед начнет растормаживать речь таких
детей, нужно нормализовать работу мозговых функций, отвечающих за
первичные проявления нарушения. Это возможно
благодаря нейрокоррекции.
Для понимания функционирования головного мозга необходимо
обратиться к нейропсихологии и нейрофизиологии. Нейропсихология –
наука о формировании мозговой организации психических процессов. Эта
наука создана в нашей стране в середине двадцатого века А. Р. Лурия. В
настоящее время вопросами нейропсихологии занимаются А. В. Семенович
и Т. Г. Визель.
Нейропсихологическая коррекция - это комплекс упражнений, которые
применяются для преодоления отклонений и нарушений в развитии
психических функций у детей в возрасте от 2 до 16
лет. Нейропсихологическая диагностика и коррекция поведения в
детском возрасте условно делится на два неразрывно связанных компонента:
1. двигательная коррекция;
2. когнитивная, или познавательная коррекция.
Методы двигательной коррекции основываются на
теории «замещающего онтогенеза». В работе с такими детьми используется
большое количество двигательных упражнений, связанных с ползаньем,
совместным движением глаз и рук, раскачиванием. Это служит стимуляцией
в регуляции движений, улучшении межполушарного взаимодействия,
развития пространственных представлений детей.
Методы нейрокоррекции чаще применяются у детей со
следующими речевыми нарушениями :
1. диспраксия;
2. моторная алалия;
3. дизартрия;
4. речеслуховая агнозия;
5. заикание.
Работая с тем или иным нарушением, логопед может
использовать нейроупражнения в коррекции слоговой структуры слова,
фонематического слуха и восприятия, автоматизации и дифференциации
поставленных звуков.
Работа будет основана на соединении упражнений классической
логопедии и приемов нейростимуляции : моторном планировании,
переключении, ритмико-мелодических рядах, кинезиотерапии, сенсорной
интеграции.
Благодаря использованию различных техник и приемов коррекционной
работы, через управление своим телом и своими движениями, а также через
овладение когнитивными функциями ребенок получает возможность
преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в
школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие
проблемы.
Простые упражнения
Залезть и слезть с доски.
Стоя на доске, двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали,
рисовать восьмерку.
Стоя на доске, двигать руками, рисуя восьмерку, следить глазами за руками.
Стоя на доске рисовать восьмерку и знак бесконечности носом.
Упражнение на дыхание. Одна рука на животе, другая на груди. По команде
ребенок надувает сначала грудь (3-5 раз), затем надуваем живот (3-5 раз).
Стоя на доске выполнять круговые вращения руками: а) обе руки в одну
сторону; б) обе руки в разные стороны; в) по очереди в одну сторону; г) по
очереди в разные стороны.
СЛАЙД №9
Усложненные упражнения с использованием аксессуаров
Мешочки разного веса с крупой кидаем ребенку, он их должен поймать.
Принимать мяч или мешочки от инструктора одной рукой, двумя, кидать и
ловить одновременно.
Подкидывать мешочки вверх двумя руками.
Подкидывать вверх правой рукой, потом левой рукой.
Отбивать мяч,
левой
, правой, двумя руками.
Игры на балансировочной доске распределены по уровню владения доской и
возрастам.
Сначала рекомендуется овладеть базовыми упражнениями, а затем уже
переходить к упражнениям с инвентарём.
Для выполнения упражнений используется следующий инвентарь:
балансировочная доска, поверхность для отбивания мяча, 2 мяча (средний и
маленький), мешочки с песком.
На коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ, мы используем следующие
игры, с использованием доски Бильгоу, для детей старшего дошкольного
возраста.
1. «Скажи наоборот»
Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет слово и бросает мяч. Ребёнок
ловит мяч и называет противоположное по значению слово
горячий – холодный, большой - маленький, здоровый-больной и т.д.)
2. «Один – много»
Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет слово и кидает мяч, а ребёнок
отбивает мяч поверхностью и называет множественную форму слова. (Лист –
листья, дерево – деревья и т.д.)
3. «Считаем с хлопком»
Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет слово, а ребёнок подкидывает
мешочек вверх и ловит его одной или двумя руками после хлопка.
Одновременно ребёнок считает предметы. (Один стул, два стула…5 стульев,
и т.д.)
4. «Назови детёныша»
Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет животного и бросает мешочек.
Ребёнок ловит мешочек и называет детёныша данного животного.
5.«Назови как можно больше»
Ведущий называет тему/обобщающее понятие, а ребёнок, стоя на доске,
перекидывает из руки в руку мешочек и называет как можно больше слов на
данную тему. (Овощи, фрукты, мебель, посуда, домашние животные и т.д.)
6. «Назови первый звук в слове»
Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет слово и кидает мяч, а ребёнок
отбивает мяч поверхностью и называет первый звук в слове. (Оля – о, дом
–д
, шапка – ш и т.д.).
При использовании доски Бильгоу в логопедических группах для детей с
ТНР осуществляется коррекция физиологических, речевых особенностей:
развивается
мелкая
и
крупная
моторика,
происходит
развитие
всех
компонентов
речевой
системы
дошкольника,
развиваются
процессы
внимания и воображения.
Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым
набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо
пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция
базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений: сначала
на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со
звуковыми, речевыми упражнениями.
Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в
том числе для развития речи, а также интересному способу закрепления
речевых навыков.
С
помощью
данного
метода
мы
можем
реализовать
поставленные
коррекционно-развивающие задачи,
вовлекая
в
работу
различные
анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата
Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции ?
улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения;
улучшение зрительно-моторной координации;
улучшение мануальных и графо-моторных функций;
повышение общего уровня интеллекта;
быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления);
повышение эффективности коррекционных занятий (с психологом,
логопедом, дефектологом
).
Принцип методики:
Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминают особую лечебную
физкультуру. Они включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-
моторной координации. Во время сеанса ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение
своего тела и выполнять определенные задания. Эти задания постепенно становятся сложнее. В
структуру занятия включаются упражнения с другими атрибутами: мяч-маятник, мячики, мешочки и
т.д.
Эта методика совершенствует работу мозжечка и формирует новые нейронные связи.При Задержке
речевого развития, значительно ускоряется процесс коррекции и запуска речи. Применяя в комплексе с
различными коррекционными занятиями специалистов: психологов, дефектологов, логопедов,
достигается уровень обучаемости ребенка. Для детей с ОВЗ это очень актуально. Формирование новых
(резервных) нейронных связей улучшает все виды памяти, восприятие устной и письменной речи,
аналитические способности, навык чтения. Выполняя специальные упражнения, имеющие в своей
основе коррекционную задачу, можно определить вектор развития для специалистов.
Как работать логопеду с балансировочной доской?
Заниматься с детьми можно с 3-4 лет.
3-4 раза в неделю по 25 минут.
Уровень сложности упражнений изменяется в зависимости от наклона доски.
Балансировочная доска - это специально - разработанное устройство для работы над стимуляцией
мозжечка.Подготовительный этап. Простые упражнения.
С использованием спокойной музыки для релаксации.
1.
Стоя на доске поочередно поднимать руки вверх перед собой и через стороны.
2.
Стоя на доске. Руки в стороны, одновременно сжимать руку в кулак и поворачивать голову в ту
сторону, где сжата рука.
3.
Стоя на доске выполнять наклоны.
4.
Стоя на доске выполнять кинезиологические упражнения (ноги не отрывать от доски).
5.
Стоя на доске выполнять упражнения с предметами (прокатывание карандаша, перекладывать
из руки в руку мешочков, можно использовать сухой бассейн и попросить ребенка выбрать из
вазы фасоль и.т.д.)
6.
Стоя на доске проговаривать звук, слоги , слова.Важно после каждого упражнения
расслаблять мышцы ног, для этого выполнить 1-2 приседания и встряхивание.
Более сложные упражнения с мячом.
1.
Стоя на доске перекладывать из руки в руку.
2.
Стоя на доске подбрасывать мяч вверх и ловить.
3.
Ударять мяч о мишень и ловить.
4.
Перекидывать друг другу.
5.
Упр. Попади в корзину.
Важно! При достижении результата менять угол на балансире, т.к. головной мозг быстро
приспосабливается к условиям.
При выполнении упражнений ребёнку даются речевые задания.
Например: Отгадай загадку и попади в отгадку.
Подбрось мяч столько раз, сколько букв в слове.
Если услышишь твёрдый согласный, то брось мяч в корзину и т.д.
В работе на балансире важно задействовать все виды анализаторов.
Программа мозжечковой стимуляции, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе
для развития речи, а также является интересным способом закрепления речевых навыков.
Одним из эффективных методов развития речи является метод мозжечковой
стимуляции. Мозжечковая
стимуляция - это
система
физических
упражнений,
направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в
формировании речи.
Мозжечок - это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга,
его задача быстро переработать информацию и отправить её по адресу (лобные доли).
И
если есть нарушение связи между мозжечком и лобными долями, то у ребёнка будут нарушены
речь , а также психическое и интеллектуальное развитие
.
Многие исследователи считают, что
мозжечок - это «ключ» к обучению.
Симптомы мозжечковой недостаточности:
- ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед;
- ребенок/ подросток/ взрослый плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;
- ребенок/ подросток/ взрослый демонстрирует плохую координацию движений и много
лишних движений;
-у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно
в руках.
Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.
1.Проблемы с речью:
- непроговаривание слов, перестановка слогов;
- логоневроз (обычное заикание);
- дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и
письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается
дисграфией – нарушением письма;
- нарушениях аутистического спектра.
2. Особенности моторики:
- угловатые, неплавные движения;
- дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками;
- «дрожание» глаз при взгляде в сторону;
- ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.
Упражнения для освоения балансировочной доски
Упражнение 1. «Вот какой я ловкий».
Залезть и слезть с доски: спереди, сзади, с обеих сторон (5 -10 раз)
Упражнение 2. «Как красиво я сижу, спинку ровно я держу»
Ребенок сидит по-турецки, взрослый раскачивает доску. Ребенок удерживает равновесие
(2-3 мин)
Упражнение 3. «Пловец».
Имитация плавания (в положении стоя)
Упражнение 4. «Ножницы».
Ребенок сидит, вытягивает руки перед собой, одновременно обе поворачивает влево, а
голову вправо и тянется. А затем – наоборот: голову влево, руки вправо и тянется.
Необходимо удерживать равновесие.
Упражнение 5. «Весы».
Руки как у балерины внизу и вкруг, изображают чашу весов. Ладошки вверх, пальчики
соприкасаются. Правая рука вверх, ладонь тянется туда, левая опущена вниз, ладонь
смотрит в пол. Возвращается в ИП. Затем меняем местами.( от 5 до 20 раз)
Упражнение 6.
В положении сидя на корточках, покачивающие движения из стороны в сторону
головой, круговые движения головой.
Упражнение 7.
Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад (под музыку)
Упражнение 8.
Ребенок принимает любое положение (стоя, сидя), обе руки – на грудь, затем вверх, в
стороны перед грудью.
Усложненные упражнения
1. Упражнения с мешочками.
1) ловить мешочки с разной крупой от ведущего (одной рукой, двумя).
2) кидать и овить мешочки одновременно двумя руками.
3) подкидывать вверх двумя руками, одной.
4) использовать мишень на полу, на стене.
2. С мячом-маятником
1) отбивать левой рукой, правой, двумя руками;
2) использовать мишень на стене, на полу;
3) отбивать мяч от наклонной доски
4) толкнуть подвешенный мяч, хлопнуть пока он летит
5) отбивать мяч ракеткой (планкой)
Все эти упражнения универсальны, и в логопедической работе возможно их
выполнение с использованием речевого материала. Во время упражнений пр
Упражнения на доске для развития звуковой стороны речи.
«Пропевание» гласных звуков,
стоя на балансировочной доске. Все гласные
«пропеваем» на выдохе.
1. «Цветок распускается»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки через стороны вверх – вдох,
руки через стороны вниз, «поем» : АААА ( на выдохе)
2. «Рубим дрова»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены, ноги шире плеч. Прямые руки вверх-
вдох , наклон, «поем»: УУУУ( на выдохе)
3. «Обнимаем солнышко»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны – вдох, руки вверх,
кисти складываются, изображая «О», поем: ОООО(на выдохе).
4. «Держим шарик»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны – вдох, руки пред
грудью - выдох: ЭЭЭЭ.
5. «Медвежонок»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками
отводим назад – выдох: ЫЫЫЫ.
6. «Бабочка»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки плавно поднимаются вверх –
ИИИИ(выдох)
Игры при коррекции звукопроизношения.
Упражнения с мешочками и мячами.
1.Подкидывать мяч (мешочек) и ловить, произнося слог с автоматизируемым звуком.
2.Подкинуть мяч(мешочек), хлопнуть, назвать слог(слово) с автоматизируемым звуком,
поймать мяч(мешочек).
3.Ударами мяча об пол или о стену делить слова на слоги. При этом ребенок ловит мяч
двумя руками или одной рукой.
4.Бросать мяч об пол одной рукой ловить другой при этом называть слоги (слова) с
автоматизируемым звуком.
Упражнения с мячом-маятником.
1. Ловим и бросаем мяч-маятник( он подвешивается на крючок, вбитый в полок, на
расстоянии 1м 30см от пола) двумя руками, произнося слог с автоматизируемым звуком
2. То же с хлопками
3. «Подбивать» (раскрытой ладошкой верх) мячик левой рукой, правой, поочередно.
Произнося при этом слог с автоматизируемым звуком
4.Отбивать мячик ракеткой,
планкой, произнося слог(слово)
с автоматизируемым
звуком.
5. Ловить и бросать взрослому разными руками поочередно с разного расстояния,
произнося слоги (слова) с автоматизируемым звуком
Упражнения для развитие фонематических процессов.
1. Стоя на доске повторить слоги с оппозиционными согласными,
2. Определить первый ( последний) звук в слове, место звука в слове, количество звуков в
слове и т.д.
Игры с доской для отбивания.
1. Найти предмет в правом верхнем углу, назвать его, определить первый звук в слове, и
ударить по нему мячом, поймать мяч.