Напоминание

Технология, 7 класс


Автор: Михайлова Татьяна Юристевна
Должность: учитель труда
Учебное заведение: МОУ "Ореховская средняя школа"
Населённый пункт: Ульяновская область, Радищевский район, село Ореховка
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Технология, 7 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Планируемые результаты учебного предмета

Технология 7 класс

Личностные результаты изучения предмета:

проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной

технологической деятельности;

мотивация учебной деятельности;

овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и

физического труда;

самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной

деятельности);

самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах

с позиций будущей социализации и стратификации;

нравственно-эстетическая ориентация;

реализация творческого потенциала в духовной и предметно-практической

деятельности;

развитие готовности к самостоятельным действиям;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

гражданская идентичность (знание о своей этнической принадлежности, освоение

национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально-положительное

принятие своей этнической идентичности);

проявление технико-технологического и экономического мышления;

осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и

эффективной социализации;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

экологическое

сознание

(знание

основ

здорового

образа

жизни,

здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях,

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам);

самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического

труда.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные УУД

алгоритмизированное

планирование

процесса

познавательно-трудовой

деятельности;

определение

адекватных

имеющимся

организационным

и

материально-

техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе

заданных алгоритмов;

комбинирование

известных

алгоритмов

технического

и

технологического

творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из

них;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по

созданию технических изделий;

виртуальное

или

натуральное

моделирование

технических

объектов

и

технологических процессов;

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

выявление

потребностей,

проектирование

и

создание

объектов,

имеющих

потребительскую стоимость;

диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым

критериям и показателям;

осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и

Интернета;

выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической

культурой производства;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и

созидательного труда;

Коммуникативные УУД

приведение

примеров,

подбор

аргументов,

формулирование

выводов

по

обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в

устной или письменной форме результатов своей деятельности;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с

другими ее участниками;

Регулятивные УУД

целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;

самоорганизация

учебной

деятельности

(целеполагание,

планирование,

прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);

саморегуляция;

диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым

критериям и показателям;

обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в

выполняемых технологических процессах.

Предметные результаты освоения курса:

В познавательной сфере:

осуществление поиска и рациональное использование необходимой информации в

области

оформления

помещения,

кулинарии

и

обработки

тканей

для

проектирования и создания объектов труда;

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических

процессах с учетом областей их применения;

владение методами чтения графической информации и способами выполнения

чертежа поясного изделия;

владение

способами

научной

организации

труда,

формами

деятельности,

соответствующей культуре производства;

применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и

проектов;

в трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда;

соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;

разработка

освещения

интерьера

жилого

помещения

с

использованием

светильников разного вида, проектирование размещения в интерьере коллекций,

книг;

работа

с

кухонным

оборудованием,

инструментами;

планирование

технологического процесса и процесса труда при приготовлении блюд из молока,

молочных и кисломолочных продуктов, из различных видов теста, при сервировке

сладкого стола;

оценка и учет свойств тканей животного происхождения при выборе модели

поясной одежды;

выполнение на универсальной швейной машине технологических операций с

использованием различных приспособлений;

планирование и выполнение технологических операций по снятию мерок,

моделированию, раскрою, поузловой обработке поясного изделия;

подбор материалов и инструментов для выполнения вышивки, росписи по ткани;

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных

результатов труда;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их

исправления;

документирование результатов труда и проектной деятельности;

расчет себестоимости продукта труда;

примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся

ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

оценивание способности и готовности к труду в конкретной предметной

деятельности;

осознание ответственности за качество результатов труда;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,

денежных средств и труда;

в эстетической сфере:

дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация

работ;

моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное

планирование работ;

разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности

интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

выбор средств знаковых систем и средств для кодирования и оформления

информации в процессе коммуникации;

публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

развитие моторики и координации движений рук при работе с помощью машин и

механизмов;

достижение

необходимой

точности

движений

при

выполнении

различных

технологических операций;

Содержание учебного предмета

№ п.п

Название раздела

Количество часов

1.

Интерьер жилого дома.

7

2.

Кулинария

14

3.

Создание изделий из

текстильных материалов.

28

4.

Художественные ремёсла

15

Итого

64 часа

Содержание программы

Раздел 1. «ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ДОМА» (7 ч)

Основные теоретические сведения

Освещение жилого дома: основные типы ламп; типы и виды светильников;

системы управления светом.

Систематизация, принципы размещения картин и коллекций в интерьере.

Гигиена жилища: виды и последовательность уборки помещений, средства

для

уборки.

Санитарно-гигиенические

требования

к

уборке

помещений.

Современные бытовые приборы для уборки помещений; современные технологии

и технические средства для создания микроклимата, их виды, назначение.

Творческий проект «Умный дом»

Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности.

Практические работы

Выполнение

электронной

презентации

«Освещение

жилого

дома»

составление плана генеральной уборки своей комнаты. Выполнение проекта

«Умный дом» в форме эскиза или презентации.

Подготовка к защите и защита проекта.

Раздел 2. «КУЛИНАРИЯ» (14 ч)

Блюда из молока и кисломолочных продуктов (2 ч)

Основные теоретические сведения

Пищевая ценность молока. Значение молока, молочных и кисломолочных

продуктов в питании человека. Блюда из молока, молочных и кисломолочных

продуктов. Виды тепловой обработки молока. Определение качества молока и

молочных продуктов. Технология приготовления молочных супов и каш.

Технология приготовления блюд из творога: сырников, вареников, запеканки.

Практическая работа

Приготовление молочного супа, молочной каши или блюда из творога.

Изделия из теста (6 ч)

Основные теоретические сведения

Изделия из жидкого теста (блины, блинчики, оладьи, блинный пирог). Виды

разрыхлителей. Технология приготовления изделий из жидкого теста.

Виды теста и выпечки. Качество продуктов для выпечки, их функции в

составе теста. Виды ароматизаторов теста. Оборудование, инструменты и

приспособления, необходимые для приготовления различных видов теста.

Технология приготовления изделий из пресного слоеного (готового или

скороспелого) теста. Виды изделий из слоеного теста.

Технология приготовления изделий из песочного теста. Виды изделий из

песочного теста. Способы формирования печенья из песочного теста.

Практические работы

Приготовление изделий из жидкого теста. Приготовление изделий из

слоеного и песочного теста.

Технология приготовления сладостей, десертов, напитков (2 ч)

Основные теоретические сведения

Сладкие блюда в питании человека. Виды десертов. Сахар и его виды,

заменители сахара, пищевая ценность.

Технология приготовления цукатов.

Десерты из шоколада и какао-порошка, технология приготовления

«Шоколадных трюфелей».

Различные сладкие блюда (безе, суфле, желе, мусс, самбук), технология их

приготовления, подача готовых блюд. Продукты и желирующие вещества,

используемые для приготовления сладких блюд.

Сладкие напитки. Технология приготовления компота, морса, киселя.

Практическая работа

Приготовление сладких блюд и напитков.

Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет (2 ч)

Основные теоретические сведения

Составление меню сладкого стола. Правила подачи десерта. Эстетическое

оформление стола. Правила использования столовых приборов при подаче десерта,

торта, мороженого, фруктов.

Правила этикета на торжественном приеме: приглашение, поведение за

столом.

Практическая работа

Разработка приглашения на торжество в редакторе MicrosoftWord.

Творческий проект «Праздничный сладкий стол» (2 ч)

Основные теоретические сведения

Возможная проблемная ситуация. Разработка меню праздничного сладкого

стола. Расчет расходов продуктов. Выполнение эскизов украшения праздничного

стола. Оформление сладких блюд и подача их к столу.

Практическая работа

Выполнение и защита проекта «Праздничный сладкий стол». Самооценка и

оценка проектов.

Раздел 3. «СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛОВ» (28 ч)

Элементы материаловедения (2 ч)

Основные теоретические сведения

Текстильные материалы из волокон животного происхождения и их

свойства. Технология производства шерстяных и шелковых тканей. Определение

вида тканей по сырьевому составу.

Ассортимент шерстяных и шелковых тканей.

Практическая работа

Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств.

Конструирование поясной одежды (6 ч)

Основные теоретические сведения

Виды поясной одежды. Юбка в народном костюме. Виды тканей,

используемых для пошива юбок. Конструкции юбки (прямая, клиньевая,

коническая). Мерки, необходимые для построения основы чертежа прямой юбки.

Правила снятия мерок для построения чертежа юбки. Правила построения основы

чертежа прямой юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину (по своим

меркам).

Способы моделирования прямой юбки. Выбор модели с учетом

особенностей фигуры. Моделирование юбки расширением к низу, со складками

(односторонние складки, двусторонние (встречные) складки).

Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек,

журнала мод или Интернета. Определение индивидуального размера (российский и

европейский размерный ряд). Чтение чертежа и перенос контура на кальку.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа юбки в

масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование юбки в

соответствии с выбранным фасоном. Получение выкройки швейного изделия из

журнала мод и подготовка ее к раскрою.

Швейные ручные работы (2 ч)

Основные теоретические сведения

Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и

техника безопасности при работе со швейными иголками, булавками, ножницами

Терминология ручных работ. Подшивание: прямыми, косыми, крестообразными

стежками.

Практическая работа

Изготовление образцов ручных стежков.

Технология машинных работ (2 ч)

Основные теоретические сведения

Приспособления к швейной машине: лапки для пришивания пуговиц,

потайной застежки-молнии, для потайного подшивания, лапка для обметывания

петель. Приемы обработки среза изделия косой бейкой. Виды окантовочного шва: с

закрытыми срезами, с открытым срезом. Безопасные приемы труда при работе на

швейной машине.

Практическая работа

Изготовление образцов машинных швов.

Творческий проект «Праздничный наряд» (16 ч)

Основные теоретические сведения

Проектирование праздничного наряда: выбор лучшей идеи (модели юбки) и

обоснование.

Организация рабочего места для работ. Последовательность и приемы

раскроя поясного швейного изделия. Подготовка ткани и выкройки к раскрою.

Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия: правила раскладки выкроек на

ткани, раскладка выкроек на ворсовой ткани, на ткани в клетку, в полоску,

обмеловка, контрольные надсечки.

Обработка деталей кроя. Дублирование деталей с использованием

флизелина, дублерина, клеевой прокладки.

Сборка поясного швейного изделия. Технология обработки вытачек,

складок. Технология притачивания застежки-молнии. Технология обработки

боковых срезов, пояса, нижнего среза юбки.

Влажно-тепловая обработка швейного изделия. Подготовка доклада к

защите проекта.

Практические работы

Подготовка ткани к раскрою и раскрой проектного изделия. Обработка

среднего (бокового) шва юбки с застежкой-молнией. Обработка складок, вытачек.

Примерка изделия и устранение дефектов. Обработка верхнего среза юбки

(потайными стежками). Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль, оценка и

самооценка качества готового изделия.

Защита проекта.

Раздел 4. «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА» (19 ч)

Ручная роспись тканей (4 ч)

Основные теоретические сведения

Виды росписи по ткани. Художественные особенности различных техник

росписи по ткани. Материалы, инструменты, приспособления. Красители

анилиновые и на основе растительного сырья. Приемы росписи по ткани.

Закрепление рисунка на ткани. Технология росписи по ткани «холодный батик».

Практические работы

Выполнение образца росписи по ткани в технике холодного батика.

Ручные стежки и швы на их основе. Вышивка (10 ч)

Основные теоретические сведения

Вышивка как один из древнейших видов декоративно-прикладного

искусства в России. Вышивка в народном костюме. Применение вышивки в

современном костюме, интерьере. Организация рабочего места для ручного шитья.

Виды вышивки. Материалы и оборудование для вышивки. Виды ручных

стежков (прямые, петлеобразные, петельные, косые, крестообразные).

Виды счетных швов (крест, гобеленовый, болгарский крест, хардангер).

Виды вышивки по свободному контуру (гладьевые швы).

Вышивка лентами: материалы, инструменты, приспособления. Приемы

вышивки лентами.

Практические работы

Выполнение образцов швов. Выполнение образца вышивки швом крест.

Выполнение образцов вышивки гладью. Выполнение образца вышивки лентами.

Творческий проект «Подарок своими руками» (5 ч)

Основные теоретические сведения

Исследование проблемы, определение цели и задач проекта. Выбор техники

выполнения проекта. Обоснование проекта. Разработка технологической карты,

расчет затрат на изготовление изделия. Подготовка к защите проекта, оценка и

самооценка.

Практические работы

Выполнение проекта «Подарок своими руками». Защита проекта.

Тематическое планирование

№ п.п.

урока

Тема урока.

Количеств

о часов

Раздел 1. Интерьер жилого дома

7

1-2

Правила техники безопасности и поведения в кабинете.

Освещение жилого помещения. Предметы искусства и

коллекции в интерьере.

2

3-4

Гигиена жилища. Бытовые приборы для уборки.

2

5-6

Творческий проект «Умный дом». Обоснование проекта.

2

7

Защита проекта «Умный дом».

1

Раздел 2. Кулинария

14

8-9

Блюда из молока и кисломолочных продуктов.

2

10-11

Изделия из жидкого теста. Виды теста и выпечки.

Практическая работа «Приготовление блюд из жидкого теста,

творога».

2

12-13

Изделия из пресного слоеного теста. Изделия из песочного

теста.

2

14-15

Практическая работа «Приготовление изделий из слоеного и

песочного теста».

2

16-17

Технология приготовления сладостей, десертов, напитков.

Практическая работа «Приготовление сладких блюд и

напитков».

2

18-19

Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет. Групповой

творческий проект «Праздничный сладкий стол». Разработка

меню.

2

20-21

Выполнение и защита проекта «Праздничный сладкий стол».

2

Раздел 3. Создание изделий из текстильных материалов

28

22-23

Текстильные материалы из волокон животного

происхождения. Практическая работа «Определение

сырьевого состава тканей и изучение их свойств».

2

24-25

Конструирование поясной одежды. Практическая работа

«Снятие мерок для построения чертежа поясного швейного

изделия».

2

26-27

Практическая работа «Построение чертежа юбки в масштабе

1:4». Практическая работа «Построение чертежа юбки в

натуральную величину и по своим меркам».

2

28-29

Моделирование поясной одежды. Практическая работа

«Моделирование юбки в соответствии с выбранным

фасоном».

2

30-31

Швейные ручные работы. Практическая работа

2

«Изготовление образцов ручных швов». Техника

безопасности при выполнении ручных работ».

32-33

Технология машинных работ. Практическая работа

«Изготовление образцов машинных швов». Техника

безопасности при выполнении машинных работ.

2

34-35

Творческий проект «Праздничный наряд». Обоснование

проекта.

2

36-37

Раскрой поясного швейного изделия. Практическая работа

«Раскрой поясного швейного изделия».

2

38-39

Примерка поясного изделия, выявление дефектов.

Практическая работа «Дублирование деталей юбки».

2

40-41

Практическая работа «Обработка среднего (бокового) шва

юбки с застежкой-молнией».

2

42-43

Практическая работа «Обработка складок, вытачек».

2

44-45

Практическая работа «Обработка верхнего среза прямым

притачным поясом». Практическая работа «Обработка

нижнего среза юбки».

2

46-47

Влажно-тепловая

обработка

готового

изделия.

Контроль

качества изделия. Подготовка проекта к защите.

2

48-49

Защита

проекта

«Праздничный

наряд».

Контроль

и

самооценка изделия».

2

Раздел 4. Художественные ремёсла

15

50-51

Ручная роспись тканей. Технологи росписи ткани в технике

холодного батика.

2

52-53

Практическая работа «Выполнение образца росписи ткани в

технике холодного батика».

2

54-55

Ручные стежки и швы на их основе. Виды ручных стежков.

Практическая работа «Выполнение образцов швов».

2

56

Виды счетных швов. Практическая работа «Выполнение

образца вышивки швом крест».

2

57

Виды гладьевых швов. Практическая работа «Выполнение

образцов вышивки гладью».

4

58-59

Вышивка лентами. Практическая работа «Выполнение

образца вышивки лентами».

2

60-61

Творческий проект «Подарок своими руками». Обоснование

проекта.

2

62-63

Разработка технологической карты. Выполнение проекта.

2

64

Подготовка проекта к защите. Защита проекта. Итоговый

урок.

1

Итого

68 часа

Лист коррекции

Тема урока

Дата

проведения

Причина коррекции

По

плану

По

факту



В раздел образования