Напоминание

Технология, 8 класс


Автор: Михайлова Татьяна Юристевна
Должность: учитель труда
Учебное заведение: МОУ "Ореховская средняя школа"
Населённый пункт: Ульяновская область, Радищевский район, село Ореховка
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Технология, 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




1.Планируемые результаты учебногопредмета «Технология» 8класс

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического

технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является

подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и

профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно,

формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в

школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных,

метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология»

являются:

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики; проявление познавательных интересов и

активности в данной области предметной технологической деятельности;

выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для

удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и

физического труда;

самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с

позиций будущей социализации и стратификации;

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной

деятельности;

планирование образовательной и профессиональной карьеры;

осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и

эффективной социализации;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации

своей деятельности;

самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического

труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса

«Технология» являются:

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим

условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных

алгоритмов;

комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в

ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в

процессе моделирования изделия или технологического процесса;

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию

технических изделий;

виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических

процессов;

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию

технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или

письменной форме результатов своей деятельности;

выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих

потребительную стоимость;

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников

информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов,

имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с

другими ее участниками;

объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение

общих задач коллектива;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных,

правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе

требованиям и принципам;

диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям

и показателям;

обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в

выполняемых технологических процессах;

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой

производства;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и

созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы

«Технология» являются:

в познавательной сфере:

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической

информации для проектирования и создания объектов труда;

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов

труда;

владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-

технологических задач;

классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов,

энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также

соответствующих технологий промышленного производства;

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,

применяемого в технологических процессах;

владение кодами и методами чтения и способами графического представления

технической, технологической и инструктивной информации;

применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в

процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и

аргументации рациональности деятельности;

владение способами научной организации труда, формами деятельности,

соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

в трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда;

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов

труда;

подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-

энергетических ресурсов;

проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов

и ограничений;

соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил

санитарии и гигиены;

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов

труда;

выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и

технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной

задачей, сферой и ситуацией общения;

подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических

процессах с учетом областей их применения;

контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и

показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их

исправления;

документирование результатов труда и проектной деятельности;

расчет себестоимости продукта труда;

примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации

на рынке товаров и услуг.

в мотивационной сфере:

оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной

деятельности;

оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы

или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального

обучения;

выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других

участников познавательно-трудовой деятельности;

осознание ответственности за качество результатов труда;

наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных

средств и труда.

в эстетической сфере:

овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности

продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;

умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного

творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование

работ;

разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований

эргономики и научной организации труда;

рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

в коммуникативной сфере:

знания о конструктивном взаимодействии людей с разными убеждениями, культурными

ценностями и социальным положением;

умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска

необходимой учебной и социальной информации;

умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с

учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива;

умение публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту

проекта изделия, продукта труда или услуги.

в физиолого-психологической сфере:

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и

выполнении операций с помощью машин и механизмов;

достижение необходимой точности движений при выполнении различных

технологических операций;

соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом

технологических требований;

сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

2.Содержание учебногопредмета «Технология» 8 класс.

1. «Растениеводство. Основы аграрной технологии». (8ч.) Его актуальность заключается в том,

что в последнее время большое внимание уделяется экологическому и эстетическому воспитанию

учащихся. Комплексный учебный план составлен с учётом сезонности сельскохозяйственых работ

в данном регионе. Ландшафтная архитектура и озеленение имеет огромное эстетическое,

воспитательное и санитарно-гигиеническое значение. При этом в процессе изучения данного

раздела учащиеся осваивают декоративное оформление участка, стили садово-паркового

искусства, особенности ландшафтного стиля. Инициатива, самостоятельность, творческий подход,

совершенствование умений работы в коллективе при выполнении творческих проектов – это лишь

часть из задач, которые решаются в процессе изучения данного раздела.

2. Раздел «Творческий проект»(10ч.)

3. Раздел «Семейная экономика» (6ч)

Основные теоретические сведения

Цели и задачи экономики. Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация

семьи. Роль семьи в государстве. Ресурсы семьи.

Практические работы. Перечень ресурсов семьи. Варианты объектов труда. Инструкционная

карта.

Семья

и

бизнес.

Основные

теоретические

сведения.

Семья

и

бизнес.

Прибыль.

Предпринимательство

в

условиях

семьи.

Коммерческий

бизнес.

Практические работы. Виды предпринимательской деятельности в условиях семьи.

Варианты объектов труда. Инструкционная карта. Потребности семьи. Иерархия человеческих

потребностей. Основные теоретические сведения. Потребности семьи. Виды потребностей.

Критерии разумности потребностей. Необходимые и желательные потребности. Практические

работы.

Определение

первоочередных

потребностей

семьи.

Варианты

объектов

труда.

Инструкционная карта, презентация. Бюджет семьи. Структура семейного бюджета. Основные

теоретические сведения. Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета.

Источники дохода бюджета семьи.

Практические работы. Деловая игра «Бюджет семьи». Профессия бухгалтера. Варианты объектов

труда. Деловая игра «Бюджет семьи». Расходная часть семейного бюджета.

Основные теоретические сведения. Постоянные и переменные расходы. Экономия средств.

Распределение бюджета. Хозяйственная книга. Расходы на энергоносители, на услуги, питание,

одежду и отдых.

Практические работы

Анализ ежедневных, еженедельных, месячных и годовых расходов. Лицевой счет школьника.

Варианты объектов труда. Инструкционная карта. Расходы на питание и составление меню.

Основные

теоретические

сведения.

Понятие

«культура

питания».

Сбалансированное,

рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учёт потребления продуктов

питания. Практические работы. Составление меню на неделю. Оценка затрат на питание семьи на

неделю. Варианты объектов труда. Список продуктов питания на неделю. Проект снижения затрат

на оплату услуг ЖКХ. Информация о товарах. Правила покупки.

Основные теоретические

сведения. Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах и услугах. Понятие

«сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов. Штриховое кодирование и его

функции. Информация, заложенная в штрихкоде.

Практические работы. Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Расшифровка

штрихкода товара.

4. Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (8ч)

Теоретические сведения. Характеристика

основных элементов систем энергоснабжения,теплоснабжения,водопровода и канализации в

городском и сельском(дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы

фильтрации воды (на лабораторном стенде). Излучение конструкции водопроводных смесителей.

Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации

Теоретические сведения. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме.

Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Работа счетчика расхода воды.

Способы определения расхода и стоимости расхода воды. Утилизация сточных вод системы

водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.

Лабораторно –практические и практические работы. Ознакомление со схемой системы

водоснабжения и канализации в школе и дом. Определение расхода и стоимости горячей и

холодной воды за месяц.

5.Раздел «Электротехника» (15ч.)

Теоретические сведения. Применение электрической энергии в промышлености ,на транспорте и

в быту .Электронагревательные приборы ,их характеристики по мощности и рабочему

напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на

кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии

электрической энергии в быту. Правила безопасного использования бытовыми электроприборами.

Устройство и принцип действия электрического фена для сушки волос.

Общие сведения о принципе работы , видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и

стиральных машин-автоматов, электрических вытяжных устройств.

Электрические приборы: телевизоры,DVD,музыкальные центры, компьютеры ,часы и др.

Сокращение срока их службы и поломка при скачках напряжения . Способ защиты приборов от

скачков напряжения.*

Лабораторно-практические и практические работы. Оценка допустимой суммарной мощности

электроприборов, подключаемых к одной розетке и квартирной (домовой)сети. Исследование

соотношения потребляемой мощности и силы света различных ламп. Ознакомление с устройством

и принципом действия стиральной машины-автомат, электрического фона. Изучение способов

защиты электронных приборов от скачков напряжения.

6. Раздел «Что изучает радиоэлектроника» (4ч.)

7.Раздел « Профессиональное самоопределение» (8 ч)

Теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие

производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия.

Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Уровни

квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника.

Лабораторно-практические и практические работы.

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия.

Анализ

структуры

предприятия

и

профессионального

разделения

труда.

Раздел « Творческий проект» (8ч.)

Профессиональное образование и профессиональная карьера

Творчески проект "Мой профессиональный выбор"

3.Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол–во

часов

1

Вводное занятие. Вводный инструктаж по охране труда

1

Растениеводство. Основы аграрной технологии.

10

2-3

Очистка поверхности почвы от растительных остатков.

2

4-6

Особенности обработки почвы осенью.

3

7-8

Обработка приствольных кругов плодовых деревьев.

2

9

Хранение семян овощных культур.

1

Раздел «Творческий проект»

10

10-19

Проектирование как сфера профессиональной деятельности.

10

Раздел «Семейная экономика»

6

20-21

Бюджет семьи.

2

22-23

Технология совершения покупок.

2

24-25

Технология ведения бизнеса.

2

Раздел «Технология домашнего хозяйства»

8

26-27

Экология жилища»

2

28-29

Инженерные коммуникации.

2

30-31

Водопровод и канализация: типичные неисправности и

простейший ремонт.

2

32

Современные тенденции развития бытовой техники.

1

33

Современные ручные электроинструменты.

1

Раздел «Электротехника»

15

34

Электрический ток и его использование.

1

35

Принципиальные и монтажные электрические схемы.

1

36

Потребители и источники электроэнергии.

1

37

Электроизмерительные приборы.

1

38

Правила безопасности при электротехнических работах на

уроках технологии.

1

39

Электрические провода.

1

40

Монтаж электрической цепи.

1

41

Электромагниты и их применение.

1

42

Электроосветительные приборы.

1

43

Бытовые электронагревательные приборы.

1

44

Техника безопасности при работе с бытовыми

электроприборами.

1

45

Двигатели постоянного тока.

1

46-48

Электоэнергетика будущего. пример творческого проекта

"Разработка плаката по электробезопасности"

3

Раздел «Что изучает радиоэлектроника»

4

49-50

Электромагнитные волны и передача информации.

2

51-52

Цифровые приборы.

2

Раздел «Профессиональное самоопределение»

8

53-54

Сферы производства и разделение труда.

2

55-56

Тенология профессионального выбора. Профессиограмма и

психограмма профессии.

2

57-58

Внутренний мир человека и профессиональное

самоопределение.

2

59-60

Возможности построения карьеры в профессиональной

деятельности.

2

Раздел «Творческий проект»

8

61-66

Профессиональное образование и профессиональная карьера.

6

67-68

Творчески проект "Мой профессиональный выбор"

2

итого

68



В раздел образования