Напоминание

"Рекомендации по использованию коррекционно-развивающих приёмов для формирования навыков смыслового чтения"


Автор: Гизатуллина Неля Рашидовна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ "Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Рекомендации по использованию коррекционно-развивающих приёмов для формирования навыков смыслового чтения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Рекомендации по использованию коррекционно-развивающих приёмов для

формирования навыков смыслового чтения.

I Упражнения. Направленные на развитие смысловой догадки:

1.Работа с таблицей слов.

2. Упражнения на различение (мел-мель, мал-мял)

3.Назови лишнее слово.

4.Назови одним словом (группа слов)

5.Составление слова из букв.

6.Перевёртыши.

7.Чтение двусложных слов с одной пропущенной гласной:

Г…ра, п…ле

8 Чтение слов с двумя пропущенными гласными:

Д…р…во. в…т…р.

9.Чтение незаконченных предложений:

Дверь была … .

Утром ….

10. Чтение связных текстов с пропущенными словами:

После холодной зимы наступила … .

Яркое…прогревает землю.

11.Прогнозирование(по названию догадайся. О чём будем читать?)

13. Работа с деформированным текстом.

14. Зрительные диктанты.

II. Словарная работа

Методические требования: на каждом этапе урока - не более трёх слов

1.Подготовительный этап (Критерии отбора слов:

Обширность

Возможность объяснения слова вне контекста

Смысловая значимость для понимания фактического содержания

Проводится предварительное чтение слов со сложной слоговой структурой : со стечением

3-4 и более согласных, с удвоенной, слов с ь и ъ знаками.

2. первичное чтение. (Критерии отбора слов – краткость пояснения значения слов, подбор

синонимов)

3.Аналитическое чтение (Критерии отбора слов являются сова от контекста:

Многозначные слова с переносным значением;

Фразеологические обороты речи:

Художественно – изобразительные средства произведения: метаморфозы, эпитеты,

сравнения, олицетворения.

Для активизации словарного запаса ставить вопрос таким образом,

чтобы ставить вопрос таким образом, чтобы дети в своих ответах употребляли изучаемые

слова; при составлении пунктов плана так же включали необходимые слова.

Межпредметная связь:

С какими словами познакомились, составьте словосочетания, предложения.

III. Упражнения, направленные на формирование навыка смыслового чтения,

речевых умений и навыков.

1.

Составление плана.

Методические требования к составлению плана:

План должен отразить основные моменты сюжета, т.е. воспроизводить события и

последовательность. А также характерные черты персонажей, лексику

произведения.

Должны логически подводить обучающихся к выделению главной мысли

Заготовки плана в младших классах составляются в виде развёрнутых или

вопросительных. С 6-го класса составляется цитатный план. С 8классх пункты

плана могут быть в форме назывных предложений.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида составляется простой по степени

детализации план, который включает только основные пункты без подразделения

на подпункты.

2.Пересказ прочитанного.

Виды пересказа:

Подробный;

Кратный;

Выборочный;

С изменением лица рассказчика;

Пересказ по опорным словам;

Пересказ по плану

3.Ответы на вопросы по содержанию.

4.Проблемные вопросы.

5. Устное рисование.

6.Оценка поступков героев, характеристика героев.

V I. Виды работы над текстом.

1. Чтение по готовому плану.

2. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно

пропустить. Подготовка к сложному (краткому) пересказу)

3. Чтение, поиск отрывка к рисунку.

4. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

5. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

6. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль.

7. Беседа с сопровождением выборочного текста.

8. Нахождение в тексте выводов.

9. Нахождение в тексте предложений, выражающих главную мысль

произведения.



В раздел образования