Автор: Гизатуллина Неля Рашидовна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ "Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Рекомендации по использованию коррекционно-развивающих приёмов для формирования навыков смыслового чтения"
Раздел: среднее профессиональное
Рекомендации по использованию коррекционно-развивающих приёмов для
формирования навыков смыслового чтения.
I Упражнения. Направленные на развитие смысловой догадки:
1.Работа с таблицей слов.
2. Упражнения на различение (мел-мель, мал-мял)
3.Назови лишнее слово.
4.Назови одним словом (группа слов)
5.Составление слова из букв.
6.Перевёртыши.
7.Чтение двусложных слов с одной пропущенной гласной:
Г…ра, п…ле
8 Чтение слов с двумя пропущенными гласными:
Д…р…во. в…т…р.
9.Чтение незаконченных предложений:
Дверь была … .
Утром ….
10. Чтение связных текстов с пропущенными словами:
После холодной зимы наступила … .
Яркое…прогревает землю.
11.Прогнозирование(по названию догадайся. О чём будем читать?)
13. Работа с деформированным текстом.
14. Зрительные диктанты.
II. Словарная работа
Методические требования: на каждом этапе урока - не более трёх слов
1.Подготовительный этап (Критерии отбора слов:
Обширность
Возможность объяснения слова вне контекста
Смысловая значимость для понимания фактического содержания
Проводится предварительное чтение слов со сложной слоговой структурой : со стечением
3-4 и более согласных, с удвоенной, слов с ь и ъ знаками.
2. первичное чтение. (Критерии отбора слов – краткость пояснения значения слов, подбор
синонимов)
3.Аналитическое чтение (Критерии отбора слов являются сова от контекста:
Многозначные слова с переносным значением;
Фразеологические обороты речи:
Художественно – изобразительные средства произведения: метаморфозы, эпитеты,
сравнения, олицетворения.
Для активизации словарного запаса ставить вопрос таким образом,
чтобы ставить вопрос таким образом, чтобы дети в своих ответах употребляли изучаемые
слова; при составлении пунктов плана так же включали необходимые слова.
Межпредметная связь:
С какими словами познакомились, составьте словосочетания, предложения.
III. Упражнения, направленные на формирование навыка смыслового чтения,
речевых умений и навыков.
1.
Составление плана.
Методические требования к составлению плана:
План должен отразить основные моменты сюжета, т.е. воспроизводить события и
последовательность. А также характерные черты персонажей, лексику
произведения.
Должны логически подводить обучающихся к выделению главной мысли
Заготовки плана в младших классах составляются в виде развёрнутых или
вопросительных. С 6-го класса составляется цитатный план. С 8классх пункты
плана могут быть в форме назывных предложений.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида составляется простой по степени
детализации план, который включает только основные пункты без подразделения
на подпункты.
2.Пересказ прочитанного.
Виды пересказа:
Подробный;
Кратный;
Выборочный;
С изменением лица рассказчика;
Пересказ по опорным словам;
Пересказ по плану
3.Ответы на вопросы по содержанию.
4.Проблемные вопросы.
5. Устное рисование.
6.Оценка поступков героев, характеристика героев.
V I. Виды работы над текстом.
1. Чтение по готовому плану.
2. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно
пропустить. Подготовка к сложному (краткому) пересказу)
3. Чтение, поиск отрывка к рисунку.
4. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
5. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
6. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль.
7. Беседа с сопровождением выборочного текста.
8. Нахождение в тексте выводов.
9. Нахождение в тексте предложений, выражающих главную мысль
произведения.