Автор: Саркина Ирина Алексеевна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ города Жуковки «Лицей №1 имени Героя Советского Союза Дмитрия Сергеевича Езерского»
Населённый пункт: г. Жуковка Брянской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок музыки
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока музыки
в 8 классе
Учитель: Саркина И.А.
Тема урока: Развитие патриотизма у учащихся посредством образов музыки русских композиторов и картин русских
художников.
Тип урока: Комбинированный
Цель: Воспитание любви к Родине, формирование чувств патриотизма через образы музыки М.И Глинки, Г.В.Свиридова и
через образы картин художников П. Корина и В. Верещагина.
Задачи:
Обучающие: Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, расширять
знания о русских полководцах, солдатах-воинах так же и через образы изобразительного искусства.
Углубить представление о личных качествах и произведениях русских художников и композиторов.
Развивающие: Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу и образам картин.
Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся интерес к русской музыке, истории, чуткое отношение к памяти о великих
русских полководцах, русских воинах, солдатах.
Формы работы: Фронтальная; индивидуальная; групповая работа.
Методы обучения: метод развития ассоциативно-образного мышления; метод размышления о музыке; метод забегания вперед
и возвращения назад.
Оборудование: мультимедийная установка.
Типы электронных ресурсов: мультимедийная презентация
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
1
Личностные: формировать
основы российской
гражданской идентичности;
проявлять эмоциональную
отзывчивость на
произведения различного
образного содержания;
представлять образ Родины,
историческое прошлое,
культурное наследие России.
Предметные:
размышлять
о
музыкальных
произведениях
и
произведениях
изобразительного
искусства
как
о
способе
выражения чувств и мыслей человека;
эмоционально воспринимать профессиональное
музыкальное творчество композиторов России и
высказывать мнение о его содержании; узнавать
знакомые музыкальные произведения.
Регулятивные
формулировать и удерживать учебную
задачу, вносить коррективы в свою работу
выполнять учебные действия в качестве
слушателя; нацеливаться на успешную
деятельность.
Познавательные
осуществлять анализ музыки с
выделением музыкальных образов; уметь
сравнивать музыкальные образы, фразы,
выразительность интонаций.
Коммуникативные
участие в обсуждении значимых для
каждого человека проблем жизни
продуктивное сотрудничество со
сверстниками и взрослыми; умение
участвовать в диалоге, слышать
собеседника, точно высказывать свои
мысли.
Ход урока
Этап
урока
Время
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
1.
Организац
ионный
момент.
2 минуты
Подготовить
учащихся к работе-
боте на уроке
Учитель приглашает детей в класс под песню «Умывало красно
солнышко...» в исполнении Л.Зыкиной.
Входят в класс,
занимают свои
места.
Коммуникативные
Регулятивные
2.
Подготовк
а
5 минут
Психологич
ески
Формулируем тему сегодняшнего урока, опираясь на звучавшую
песню.
Предполагаемые
ответы
Познавательные
Коммуникативные
2
учащихся
к активной
основной
учебно-
познавател
ьной
деятельнос
ти
3.
Мотивация
к учебной
деятельнос
ти
Постановк
а цели
урока.
4.
Основной
этап (этап
изучения
3минуты
15минут
настроить
на
предстоящи
й урок
Актуализир
овать ранее
изученный
материал.
Мотивирова
ть к учебной
деятельност
и учащихся.
Создать
проблемную
ситуацию,
сформулиро
вать тему,
цель урока
Формирован
ие у
учащихся
знаний
О героико –
патриотичес
ких
музыкальны
Актуализация
Вопросы: Что такое патриотизм? Что значит- любить Родину? Что
для вас – героизм?
В начале урока прозвучала знакомая музыка.
Как она называется и кто автор?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Слово учителя о С.В. Свиридове, глубине его чувствований и
раздумий о судьбе Родины, Земли Русской, его боли и радостях
неразрывно
связанных с жизнью Родины.
Творчество русского композитора Г. В. Свиридова, как
достойного представителя отечественной музыкальной
культуры, уходит своими корнями в историю нашей страны,
– от далекого прошлого до современности, – в жизнь
русского народа, его душевный склад и национальный
характер, в природу России. Музыкальное наследие
композитора богато размышлениями о прошлом и
настоящем родной земли.
Патриотизм-
желание знать о
Родине больше, о
ее историческом
прошлом,
участвовать в ее
настоящем, в
последующем –
формировать ее
будущее. Это и
есть любовь к
Родине.
Героизм –
готовность к
решительным
действиям в
сложных
ситуациях.
Делают
предположение о
теме урока
О патриотизме в
музыке С. С.
Прокофьева, М.
И. Глинки.
Тема урока:
«Патриотическа
я тема в музыке
С.С.Прокофьева и
М.И Глинки».
Любовь в
широком смысле –
Личностные
Предметные: узнавать
знакомые музыкальные
произведения
Коммуникативные: умение
участвовать в диалоге,
слышать собеседника, точно
высказывать свои мысли.
Регулятивные:
нацеливание на успешную
деятельность.
Личностные: проявлять
эмоциональную отзывчивость
на произведения различного
образного содержания
Регулятивные:
формулировать и удерживать
учебную задачу.
Личностные:
представлять образ Родины,
историческое прошлое,
культурное наследие России
Предметные: эмоционально
воспринимать
художественные и далее
музыкальные произведения и
высказывать мнение о их
содержании
Коммуникативные: активно
слушать музыкальные
произведения, обсуждать
услышанное; использование
3
новых
знаний и
способов
деятельнос
ти)
х примерах
в русской
классическо
й музыки.
Темы свиридовского творчества так или иначе связаны с широко
трактуемой темой Родины, которая освещает и подчиняет себе все
другие:
•
Россия и ее история;
•
природа;
•
обычаи;
•
судьба личная и народная;
•
искусство и его этическая роль;
•
а так же тема революции – грандиозного перелома,;
•
тема поэта и его предназначения - голоса и совести своего
народа, как наиболее совершенное и высокое выражение
черт национального характера.
Слушание фрагмента из музыки Г.В.Свиридова к трагедии
А.К.Толстого «Федор Иоаннович».
Музыка звучит сопровождаемая видеорядом,затем беседа об
образном содержании музыкального фрагмента.
Тема Родины ярко звучит и через полотна великого русского
художника Василия Верещагина , в картинах которого природа
нашей необъятной Родины предстает, казалось бы в не яркой ,
приглушенно-спокойной гамме, но какими щемяще пронзительно
родными они видятся русскому человеку, рожденному в окружении
этих природных картин – сдержанных, но от этого не менее
красивых.
Василий Верещагин. Русский дворянин, сын губернского
предводителя дворянства, русский офицер, участник боевых
действий, человек личной храбрости.
Верещагин всю жизнь оставался русским офицером и погиб как
настоящий офицер. В то же время, отложив оружие и взяв в руки
кисть, художник становился пацифистом. И он имел право на
такую точку зрения, ведь сам не раз смотрел смерти в глаза и не
понаслышке знал, что такое война. В какой бы точке мира ни
находился Василий Васильевич Верещагин, он способствовал
это и любовь к
Родине,ее родным
просторам,
родительская
любовь и любовь
сыновняя, любовь
материнская
соединившая
материнствоземн
ое и небесное,
любовь матери
небесной ко всем
нам. Все это мы
слышим в этой
музыке Георгия
Васильевича.
Русская природа –
спокойная и
вместе с тем
речь для регуляции своего
действия; вести диалог;
Регулятивные:
выполнять учебные действия
в качестве слушателя
.Познавательные:
осуществлять анализ музыки с
выделением существенных
признаков сравнивать
музыкальные и
художественные образы.
Личностные: проявлять
эмоциональную отзывчивость
на произведения различного
образного содержания
4
укреплению положения Российской империи, всегда был и остается
достойным сыном своего Отечества и примером для будущих
поколений.
Давайте посмотрим на полотна показывающие нам красоту
природы России – Дальнего востока нашей страны, природы средней
полосы, Алтая, русской тундры
Какую музыку вы сочинили бы к этим картинам?
Рассказ учителя:
Борьба средствами искусства с «ужасным призраком войны»
мыслилась Верещагиным как главная задача творчества. Им была
совершена подлинная революция в издавна существовавшем
батальном жанре живописи. Прежде это были торжественные
сцены побед, триумфы полководцев, апофеозы героев; эпоха
наполеоновских войн еще больше усилила в искусстве мифологизацию
геройского подвига, известную романтизацию войны. Но во второй
половине XIX века и сами войны, и взгляд на них изменились – и одним
из первых зафиксировал это изменение Верещагин. Не событие
триумфа, отодвигаемое часто на второй план, интересует его, но
трагическая цена победы, грязные и бессмысленные подробности
войны, варварские зверства, преступное безразличие начальства,
становящееся причиной гибели сотен людей. Известие о войне
застало В. В. Верещагина в Париже. Он бросает всё и мчится в
Россию. Не без помощи своих родных братьев, боевых офицеров
Александра и Сергея Верещагиных, художник оказался на фронте в
качестве одного из штабных адъютантов главнокомандующего
Дунайской армией. Василий Васильевич считал своей прямой
обязанностью показать всему человечеству настоящий лик войны.
Несмотря на возмущение начальства, он шёл в самые горячие точки,
старался участвовать во всех атаках и штурмах, чтобы самому
увидеть всё и всё ощутить. Уже в июне 1877 года Верещагин был
тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте. Но, узнав
о предстоящем наступлении, он бежит из госпиталя и в августе
вновь оказывается в действующей армии. Вместе со своими
братьями, в качестве одного из адъютантов генерала М. Д.
Скобелева, художник Верещагин участвует в штурме Плевны. В
этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские
солдаты и офицеры. Брат Верещагина Сергей был убит, Александр
завораживающая
красотой, покоем
и угадывающейся
мощью размаха
русских
просторов.
Рассматриваем
репродукции
картин
В.Верещагина
5
тяжело ранен.
Примером любви к Родине могут служить не только образы
полотен Верещагина, его взгляды на войну, как на
недопустимую действительность в жизни человеческого
общества, но и он сам , его личность – самоотверженность,
готовность к самопожертвованию поражают.
Что такое кантата?
Слушаем фрагменты кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»
Показ картины Е.Корина- триптих «Александр Невский»
На картине изображен Александр Невский в полный рост. Он стоит
на высоком берегу реки, а за его спиной раскинулся простор лесов и
далекие горизонты. Картина создает впечатление величия и
могущества природы, которая окружает великого князя.
Александр Невский изображен в доспехах, что подчеркивает его
военное превосходство и готовность защищать свою страну. В руке
он держит меч, символизирующий его воинские навыки и решимость
защищать Русь. Его лицо выражает силу, решительность и мудрость.
Фон картины также играет важную роль. Он создает ощущение
простора и бескрайних просторов, что может ассоциироваться с
необъятностью русской земли и бескрайними возможностями этой
страны.
Цветовая палитра картины отражает торжественность и величие
момента. Главные цвета - золото, серебро и глубокий синий, которые
придают картины благородство и важность.
Картина Фёдора Корина "Александр Невский" является поистине
Кантата –
крупное вокально-
инструментально
е произведение для
солистов, хора и
оркестра, близка
к оратории , но
отличается
меньшим
размерои.
Хор «Вставайте,
люди русские»
Композитор
С.С.Прокофьев.
Кантата
«Александр
Невский»
КАНТАТА -
крупное
музыкальное
произведение,
состоящее из
нескольких
частей,
исполняемых
хором, солистами
и оркестром
6
великолепным художественным произведением, отражающим
национальный патриотизм и гордость за великих исторических
деятелей России.
Задает наводящие вопросы, в продолжении урока.
Кто он, Александр. Невский?
Какими качествами должен обладать такой человек?
Можно ли назвать его патриотом?
Каких людей называют патриотами?
Ребята с какими другими примерами патриотизма в русской музыке
вы знакомы?
Назовите фамилию композитора, который является
основоположником русской классической музыки? (М.И.Глинка)
Включаются в
беседу. Отвечают
на вопросы.
Воин, защитник
земли Русской,
великий
полководец и
русский князь.
Смелость,
сила,отвага,
бесстрашие,
решительность.
Людей, которые
любят свою
Родину, гордятся
достижениями и
культурой своей
страны, готовы
защищать её от
врагов.
В творчестве
каких
композиторов,
есть
произведения,
прославляющие
отважных
защитников
РОДИНЫ?.
М.И. Глинка ,
опера «Иван
Сусанин»,
А.П.Бородин,
7
опера «Князь
Игорь».
5.
Физкультм
инутка
3минуты
Способство
вать
оздоровлени
ю учащихся
Личностные:
овладение навыками
сотрудничества с учителем и
сверстниками;
реализация творческого
потенциала
Вокально
– хоровая
работа
развитие
эмоциональ
ной
отзывчивост
и к музыке
Развитее
вокально –
хоровых
навыков
Слушание: «Я пойду по полю белому».
Предлагает послушать музыкальный фрагмент записать в тетрадь
прилагательные, которые передают характер и настроение этой
музыкальной композиции
Какие слова вы записали?
Какой образ передаёт нам эта музыка?
К какому народному жанру близка музыка этой части?
Проводит вокально – хоровую работу.
Исполнение мелодию «Я пойду по полю белому
Организует совместное коллективное исполнение
Предлагает обсудить исполнение.
Понравилось вам ваше исполнение?
Выполняют
вокально-хоровые
упражнения на
развитие дыхания,
дикции
Принимают
учебную задачу.
Включаются в
творческую
деятельность.
Анализируют
свое исполнение.
Коммуникативные: уметь
осуществлять продуктивное
сотрудничество с учителем и
сверстниками в процессе
музыкально-творческой
деятельности.
Регулятивные: уметь
проявлять способность к
саморегуляции (мобилизации
сил в процессе работы над
музыкальными
произведениями);
6.
Этап
подведени
я итогов
учебного
занятия;
10 минут
Развитие
внимания
учащихся,
монологиче
ской речи,
работа над
формирован
ием
логических
умений:
Предлагает поработать с таблицами (раздаточный материал)
Сравнить образы картин и музыки С.С.Прокофьева. Заполнить
таблицу, работая по парам.
Организует совместную проверку заполнения таблиц.
Включает обучающихся в систему вопросов:
Можно ли назвать этот образ патриотическим?
Сравнивают
образы картин и
музыки С. С.
Прокофьева
Заполняют
таблицы
Работают в парах
Проверяют
результаты своей
Предметные: размышлять о
музыкальных произведениях
как способе выражения чувств
и мыслей человека.
Коммуникативные:
продуктивное сотрудничество
8
анализ,
сравнение,
обобщение.
Почему?
Образы защитников Родины в разные времена волновали
композиторов, художников и они разными средствами, независимо
друг от друга воплощали эти образы в своих произведениях.
Композиторы при помощи звуков, художники при помощи красок.
Прекрасные произведения великих мастеров В. Васнецова и А.П.
Бородина, П. Корина и С.С. Прокофьева рассказывают нам о
далеких событиях. Эти произведения были созданы ими гораздо
позже событий, описанных в картинах и музыкальных
произведениях.
Мы соприкоснулись сегодня с прекрасными творениями великих
мастеров, которые в своих произведениях воспели красоту нашей
великой Родины , отразили свою любовь к ней, показали мужество,
героизм, силу, благородство русских защитников Отечества.
"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно,
не уважать оной - есть постыдное равнодушие" – этими словами
Александра Сергеевича Пушкина мы и закончим сегодняшний
урок.
работы
Предполагаемые
ответы
обучающихся:
Да
Ведь у женщины
погибли близкие
люди, которые
защищали Родину.
со сверстниками и взрослыми
Регулятивные:
выполнять музыкально-
творческие задания по
заданным правилам
Познавательные:
осуществлять анализ музыки с
выделением существенных
признаков;
сравнивать музыкальные и
художественные образы.
Личностные: проявлять
эмоциональную отзывчивость
на произведения различного
образного содержания
7.
Домашнее
задание
2 минуты
Закрепить
знания по
теме.
Предлагает подготовить сообщение на тему « Патриотизм в русской
классической музыке».
Записывают
домашнее задание
в дневники.
Слушают
методические
рекомендации по
выполнению
заданий.
8.
Рефлексия
5 минут
Самооценка
результатов.
Предлагает поучаствовать в игре
«Да-нет»
1.Мы слушали сегодня музыку Г.В.Свиридова, С.С.Прокофьева?
2.Патриоты - это люди, которые любят и гордятся своей Родиной
и готовы её защищать?
3.Солист-это музыкант, который исполняет произведение один?
Личностные: повышение
мотивации к учебно-творческому
процессу.
Регулятивные: умение
проявлять способность к
саморегуции..
9