Автор: Антонова Яна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №11" городского округа г. Стерлитамак
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС в рамках деятельностного подхода личностно- ориентированной технологии.
Раздел: среднее образование
Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС в
рамках деятельностного подхода личностно- ориентированной
технологии.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение
системой
знаний,
составляющих
основу
наук.
Память
учеников
загружалась
многочисленными
фактами,
именами,
понятиями.
Именно
поэтому
выпускники
российской
школы
по
уровню
фактических
знаний
заметно
превосходят
своих
сверстников из большинства стран.
Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных
сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше
учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие
овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при
выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях,
содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых
требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или
назвать последствия тех или иных изменений.
Российские школьники показали значительно более низкие результаты при
выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения,
классификации,
сравнения,
формулирования
гипотез
и
выводов,
планирования
эксперимента, связанных с интерпретацией данных и проведением исследования.
Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул
новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Школа
должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы
действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;
развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Качество
образования
на
современном
этапе
понимается
как
уровень
специфических,
межпредметных
умений,
связанных
с
самоопределением
и
самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели
будущей деятельности, жизненной ситуации.
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в
изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро
устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их
применять.
Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или
создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это
решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов
(результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат –
умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса
и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения
деятельностного подхода.
Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором
главное
место
отводится
активной
и
разносторонней,
в
максимальной
степени
самостоятельной познавательной деятельности школьника
Использование данного подхода в практике позволяет нам грамотно выстроить
урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.
Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)– 1-2
минуты
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в
пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется
его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности
(“надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в
учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает
пожелать друг другу удачи;
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы,
дети высказываются;
девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
учебном действии– 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового
знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Возникновение проблемной ситуации.
Методы постановки учебной проблемы:
побуждающий, подводящий диалоги;
мотивирующий приём “яркое пятно” –случаи из истории, науки, культуры,
повседневной жизни)
III. Постановка учебной задачи– 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё
не знаем?”)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины
затруднения.
Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково)
место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом,
понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину
затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для
решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)– 7-
8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект
будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего
затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели
и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на
первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с
помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление– 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
фронтальная работа, работа в парах;
комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)– 4-5
минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3
типовые задания).
Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение -7-8 минут.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое
понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с
изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)– 2-3 минуты.
Цель: осознании учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов
своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
и другие.
Особенность деятельностного подхода – самостоятельное “открытие” детьми
нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что
знания и учебные умения приобретают для учащихся личную значимость.
Деятельностный подход является универсальным средством, предоставляющим
учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми
целями образования.
Успешность обучения зависит от желания овладения основами наук. Чтобы у
школьников было желание изучать предмет нужно сделать урок современным и
увлекательным. Урок современный, если современно его содержание, эффективны формы
организации деятельности учащихся, если учитель использует элементы различных
образовательных технологий, позволяющих стимулировать образовательный процесс, то
есть всё, что делает ученика успешным вне зависимости от того, сильный или слабый
класс.
Исследования учёных и практика показывают, ученики запоминают 5%, если
слышат, 10% - если видят, 20% - если видят и слышат, 50% - если обсуждают, 75% - если
практически применяют, 90% - если сами обучают, поэтому урок необходимо построить
так, чтобы использовались эффективные формы обучения, где дети сами получали знания
Я считаю, что данную проблему можно решить различными способами используя,
например:
применение элементов технологии развития критического мышления
решение проблемных ситуаций
дидактические игры
использование ИКТ на уроке
Технология развития критического мышления
Цель:
развитие критически мыслить; грамотно работать с информацией, повышение
интереса учащихся к учебной деятельности
В своей практике часто применяю приём технологии развития критического
мышления в частности составление синквейна. Синквейн малая стихотворная форма,
используемая
для
фиксации
эмоциональных
оценок,
описания
своих
текущих
впечатлений, ощущений и ассоциаций. Синквейны полезны в качестве инструмента для
синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного
багажа учащихся. Можно проанализировать лексическое богатство (или бедность),
предложенных синквейнов и сделать вывод. При внешней простоте формы, синквейн –
быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать
сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, не очень просто).
На уроке истории по теме: Политическое развитие страны в 17 веке учащиеся
составляли синквейн:
1.Самодержавие
2. единовластная, неограниченная
3. передается, наследует, властвует
4. монархическая форма правления в России
5. власть монарха
Решение проблемных ситуаций
Цели: приобретение знаний, умений, навыков; усвоение способов самостоятельной
деятельности; развитие познавательных и творческих способностей
Дидактические игры
Цель:
повышение
познавательной
активности
и
интереса
учащихся
к
учебной
деятельности. Игровые технологии помогают также усовершенствовать комбинированный
урок, или сделать урок нетрадиционным. Они активизируют познавательный интерес к
предмету, способствуют саморазвитию учащихся.
Использования ИКТ на уроках
Цель:
Формирование
ключевых
компетенций
учащихся
на
основе
применения
эффективных форм и методов на уроках истории
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории
текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют
учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных
методик
и
групповых
форм
работы
даёт
учителю
возможность
реализовать
деятельностный подход в обучении школьников.
Заключение
Реализация деятельностного подхода в школе способствует успешному обучению
школьников. У учащихся формируются основные учебные умения, позволяющие им
успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по
любому учебно-методическому комплекту.