Напоминание

Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике: эффективные приемы, методы, подходы


Автор: Ксензюк Любовь Павловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике: эффективные приемы, методы, подходы
Раздел: среднее образование





Назад




Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике: эффективные

приемы, методы, подходы

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: Ксензюк Л.П., учитель математики

МБОУ СОШ №22, г. Ставрополь

В

основу

построения

рекомендаций

положены

принципы

развития

математического образования, определение приоритетных и перспективных направлений,

а также анализ наиболее типичных ошибок, допущенных в решении заданий базового и

профильного экзамена.

Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что

для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо

быть

математически грамотным человеком. В связи со стратегическими направлениями

социально - экономического развития России до 2020 года: «Приоритетной

государственной

задачей

является

обеспечение

качественного

базового уровня математических и

естественнонаучных знаний у всех выпускниковшколы, не только будущих ученых, но и б

удущих квалифицированных рабочих…»

Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить

полноценную подготовку к выпускным экзаменам. Формула успеха хорошо сдать экзамен

ЕГЭ и ОГЭ по математике:

высокая степень восприимчивости + мотивация + компетентный педагог.

Практика показывает, что прорешивание открытых вариантов ЕГЭ прошлых лет не

даёт ожидаемого эффекта. Разобрав вариант в классе, учитель даёт аналогичный вариант

для домашнего разбора. После удачного разбора в классе домашний вариант не

представляет большого труда, и у обучающегося и учителя складывается ложное

впечатление, что подготовка идет эффективно и цель достигнута. Многократное

повторение этих манипуляций не улучшает ситуацию. Когда участник на ЕГЭ получает

свой вариант, он обнаруживает, что этот вариант он с учителем не решал. Привычка

повторять разобранные ранее варианты часто идет во вред обучению.

Правильным подходом является систематическое изучение материала, решение

большого числа задач по каждой теме – от простых к сложным, изучение отдельных

методов решения задач. Разумеется, варианты подготовительных сборников, открытые

варианты можно и нужно использовать в качестве источника заданий, но их решение не

должно становиться главной целью; они должны давать возможность иллюстрировать и

отрабатывать те или иные методы. В любом случае, при проведении диагностических

работ следует подбирать задачи, прямые аналоги которых в классе не разбирались. Только

так учитель может составить верное представление об уровне знаний и умений своих

учеников.

Компенсирующее обучение в старших классах.

Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда главенствующим методическим

принципом оказывается принцип «прохождения программы», – то есть программа должна

быть пройдена во что бы то ни стало, невзирая на то, что содержание этой программы

может не отвечать реальным возможностям и подготовке обучающихся.

С введением нового ФГОС, реализацией Концепции развития математического

образования,

принятием

федеральных

примерных

образовательных

программ

по

математике принцип прохождения программы приобретает новый смысл – обучающийся

должен участвовать в посильной интеллектуальной математической деятельности,

дающей осязаемые плоды обучения.

Компенсирующая программа как вариант базовой программы для старших классов

даёт возможность учителю сделать уроки математики для наименее подготовленных

обучающихся осмысленными. При этом появляется реальная возможность эффективно

подготовить обучающихся к решению 8 – 10 заданий профильного ЕГЭ.

Практико-ориентированная математика.

Важной частью ЕГЭ по математике и современных программ являются задачи на

применение математических знаний в быту, в реальных жизненных ситуациях. Это задачи

на проценты, оптимальный выбор из предложенных вариантов, чтение данных,

представленных в виде диаграмм, графиков или таблиц, вычисление площадей или других

геометрических величин по рисунку, задачи на вычисление по формулам и т.п.

Круг

практико-ориентированных

задач

в

ЕГЭ

постоянно

расширяется;

дополнительно к ним следует отнести задачи вероятностно-статистического блока.

Сложилась практика, когда к практическим задачам учитель приступает только в

последний год перед сдачей ЕГЭ. К этому времени обучающиеся успели прочно забыть,

как вычислять проценты, как находить площади фигур с помощью палетки или на

клетчатой бумаге – все эти задачи для них оказываются новыми.

На протяжении всего периода обучения математике не следует отрываться от

простых практических задач; их следует включать в блоки повторения в начале и конце

учебного года, в текущий, внутришкольный контроль. Задачи на вычисление сумм

налогов, процентов по банковскому вкладу или кредиту, другие задачи финансового

характера должны стать постоянным инструментом на уроках математики, поскольку эти

задачи связывают наш предмет с окружающим миром и повседневной жизнью.

Практико-ориентированные задачи по финансовой грамотности, геометрического

плана, чтение таблиц и графиков нужно включать в изучение математики в средней и

старшей школе. При этом характер и трудность задач могут меняться со временем, более

того, это необходимо для органического вплетения практических тем в изучение

теоретических вопросов. Например, задачи на вклады и кредиты органично возникают

при изучении прогрессий, показательной функции и производных. Вычисление площадей

по клеточкам очень часто помогает при изучении совершенно абстрактной, казалось бы,

темы «первообразная и интеграл». Чтение простых графиков помогает понять и грамотно

на качественном уровне применять производную.

Необходимо отметить, что создание ЕГЭ по математике базового уровня и

появление акцента на использование математических знаний в реальных ситуациях были

неверно истолкованы некоторыми учителями в качестве генеральной идеи обучения, что

привело к поверхностному освоению обучающимися программы старшей школы. В

частности, это зафиксировано и результатами экзамена: результаты выполнения заданий

по темам курса старшей школы ниже результатов выполнения заданий из «реальной

математики».

Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ по математике, важно пройти всю программу

целиком, а не только «то, что пригодится на экзамене», повысить свою культуру

вычислений, то есть минимизировать использование калькуляторов, развивать умение

читать графики, правильно использовать терминологию и учить формулы.

Для учащихся, которые могут успешно освоить курс математики средней (полной)

школы на базовом уровне, образовательный акцент должен быть сделан на полное

изучение традиционных курсов алгебры и начал анализа и геометрии на базовом уровне.

Помимо заданий базового уровня в образовательном процессе должны использоваться

задания повышенного уровня. Количество часов математики должно быть не менее 5

часов в неделю.

Для учащихся, которые могут успешно освоить курс математики полной (средней)

школы на профильном (повышенном) уровне, образовательный акцент должен быть

сделан на полное изучение традиционных курсов алгебры и начал анализа и геометрии на

профильном уровне. Количество часов математики должно быть не менее 6–7 часов в

неделю.

В первую очередь нужно выработать у обучающихся быстрое и правильное

выполнение заданий части 1, используя, в том числе и банк заданий экзамена базового

уровня. Умения, необходимые для выполнения заданий базового уровня, должны быть

под постоянным контролем.

Задания с кратким ответом (повышенного уровня) части 2 должны находить

отражение в содержании математического образования, и аналогичные задания должны

включаться в систему текущего и рубежного контроля.

В записи решений к заданиям с развернутым ответом нужно особое внимание

обращать на построение чертежей и рисунков, лаконичность пояснений, доказательность

рассуждений.

И в завершение необходимо отметить, что еще одним важным фактором является

психологический

климат

в

учебном

коллективе:

дружеские

отношения

среди

одноклассников, спокойная рабочая атмосфера на уроке, методичная, прозрачная и

последовательная подготовка к экзамену, доверительные отношения учителя с учениками,

вера в достижение более высоких результатов и эмоциональная поддержка.

На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности,

взаимопонимания. На своих уроках я делаю установку на то, чтобы любой

ребенок должен быть понят и услышан учителем и соучеником: учение должно

проходить в «атмосфере непринужденности, чтобы дети и учитель свободно

дышали на уроках». От учителя требуется и мастерство, и большое терпение, и

любовь

к

учащимся.

Доброжелательное отношение к ученикам снимает у

них страх перед трудностями

обучения: ребенок не должен бояться ошибиться, спросить учителя, если он что

то

прослушал

или

не

понял.

Психологическая

подготовка

учащихся, может

заключается в следующем:отработка поведения в период подготовки к экзамену; обучение

навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.

Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся

разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники,

Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как

подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-

психического напряжения, как противостоять стрессу.

Литература:

1.

Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа

типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по математике, подготовленные

ФГБНУ «ФИПИ».

2.

Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа

типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по математике, подготовленные

ФГБНУ «ФИПИ».

3.

Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / М.Ю. Баб

анский М., Педагогика, 1989.

4.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В.П. – М., 1989.

5.

Красновский Э.А. Активизация учебного познания / Красновский Э.А. // Советская

педагогика. – 1989. №5.

6.

Эльконин Д. Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. З

инченко.М., 1989.

7.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе/ Щук

ина Г.И. М., 1979.



В раздел образования