Напоминание

Методические рекомендации по созданию условий для организации самостоятельной работы по сольфеджио учащихся ДМШ и ДШИ внеаудиторных занятий, формы домашних заданий


Автор: Федчук Юлия Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДШИ Ольгинского муниципального округа
Населённый пункт: пгт Ольга
Наименование материала: Методические рекомендации по созданию условий для организации самостоятельной работы по сольфеджио учащихся ДМШ и ДШИ внеаудиторных занятий, формы домашних заданий
Тема: Методические рекомендации по созданию условий для организации самостоятельной работы по сольфеджио учащихся ДМШ и ДШИ внеаудиторных занятий, формы домашних заданий
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА

ИСКУССТВ ОЛЬГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

«Методические рекомендации по созданию условий для

организации самостоятельной работы по сольфеджио учащихся

ДМШ и ДШИ внеаудиторных занятий, формы домашних заданий»

2025

пгт. Ольга

Аннотация.

Сегодня одной из ключевых задач педагога является обучение ребенка

самостоятельной работе. Творческая деятельность способствует развитию

важных личностных качеств, необходимых для любого вида деятельности,

таких как воображение, способность к анализу и мышлению, увлеченность,

трудолюбие, активность, инициатива и независимость.

Сольфеджио направлено на развитие мелодической и гармонической

памяти, а также на формирование представления о взаимосвязи ритмических

элементов

музыкальных

звуков,

их

тембра

и

основных

принципах

музыкальной формы.

В рамках современной педагогики сольфеджио выделяют четыре

ключевые формы учебной деятельности:

Упражнения, направленные на развитие интонационной и слуховой

грамотности,

• Аудитивный анализ воспринимаемой музыки,

• исполнение по нотам,

• музыкальное тестирование.

Все эти методики, хотя и предназначены для решения одной задачи –

формирования и развития музыкального слуха у детей, тесно взаимосвязаны

и обогащают друг друга. На занятиях по сольфеджио каждая тема

рассматривается в рамках всех четырех форм, что способствует ее

всестороннему пониманию и практическому запечатлению.

Цель данной работы - описать некоторые формы внеклассной работы,

которые проводятся не только в виде уроков сольфеджио, но и в свободное

время в течение дня, а также в виде домашних заданий. Методические

рекомендации помогут преподавателям детских школ искусств организовать,

сформулировать и разнообразить домашние задания по сольфеджио.

В основу создания работ положен педагогический стаж 25 лет.

Сведения об авторе:

Федчук Юлия Владимировна, преподаватель теоретических дисциплин, МБУ

ДО ДШИ Ольгинского муниципального округа

Пояснительная записка.

Эффективность музыкального образования в современных условиях

часто

не

соответствует

требованиям

реальной

практики.

Серьезной

проблемой является постепенное формирование ограниченного круга знаний

в этой области, без связи между теорией и практикой сольфеджио и

занятиями по специальным индивидуальным направлениям. XXI век с его

многообразием музыкальных культур, стремительным технологическим

прогрессом и открытыми возможностями для самореализации личности

ставит новые задачи перед музыкальным образованием в целом и предметом

сольфеджио в частности. Постоянно увеличивающийся объем информации

требует более рационального подхода к процессу обучения. Это означает

предоставление учащимся как можно большего объема знаний и навыков,

необходимых для успешной музыкальной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что сольфеджио играет ключевую роль в

творческом развитии музыканта. Структура учебного курса по сольфеджио

существенно

влияет

на

формирование

творческих,

сенсорных

и

эмоциональных навыков студентов. В процессе обучения часто возникает

трудность в понимании алгоритма выполнения домашних заданий, что

является важным аспектом в освоении этой дисциплины. Именно поэтому

занятия по сольфеджио начинаются с основ музыкального обучения, и

освоение предмета невозможно без выполнения практических упражнений

домашнего задания. Но, в отличие от явного результата выполненной

домашней работа по специальному предмету (например, исполнительская

практика на инструменте) не такой яркий и наглядный. Выполнение

домашних заданий откладывается на последний день перед уроком

и

сводится к написанию письменного задания.

Многие авторы заметили важность и важность подготовки домашней

подготовки к теме Сольфеджио об их деятельности. Среди них Макейчук

В.А. «Современные методы обучения предмета сольфеджио», Демчинская

Л.В. «Преподавание сольфеджио в ДМШ», Гамаюн «Родителям о домашних

заданиях по сольфеджио», Владимир Рыжиков «Домашние задания по

сольфеджио» и т.д.

Таким образом, проблема подготовки и выполнения домашних

заданий по сольфеджио является актуальной и требует внимательного

отношения к данному вопросу как преподавателя, так и ученика.

Успешное освоение школьной программы во многом зависит от

эффективности выполнения домашнего задания. Ключевым моментом

является

не

простое

"сделал

и

забыл",

а

грамотная

организация

самостоятельной работы учащихся. Это комплексная задача, требующая

внимания к нескольким аспектам. Во-первых, необходимо обеспечить

понимание цели домашнего задания. Ученик должен ясно представлять, чему

он должен научиться, какие навыки отработать и какие знания закрепить.

Недостаточно просто сказать "сделай упражнение 5-10". Важно объяснить,

почему эти упражнения важны, как полученные навыки пригодятся в жизни,

и

какие

ключевые

концепции

они

иллюстрируют.

Здесь

поможет

использование разнообразных методик, например, постановка проблемных

вопросов перед выполнением задания или обсуждение практического

применения изученного материала. Во-вторых, необходимо учитывать

индивидуальные особенности учащихся. Не все дети одинаково быстро

усваивают информацию и обладают одинаковым уровнем самоорганизации.

Для одних достаточно краткого объяснения, а другим требуется подробная

инструкция, разбивка задания на более мелкие, управляемые этапы. Для

эффективной

работы

необходимо

разрабатывать

дифференцированные

задания,

учитывающие

разный

уровень

подготовки

и

темп

работы

школьников.

Можно

использовать

технологии

адаптивного

обучения,

предлагая ученикам задания соответствующей сложности в зависимости от

их результатов. В-третьих, необходимо создать благоприятную атмосферу

для самостоятельной работы. Это означает обеспечение спокойного рабочего

места,

отсутствие

отвлекающих

факторов

и

достаточное

время

для

выполнения задания. Родители играют важную роль в этом процессе,

создавая условия для эффективной работы и контролируя процесс, но не

выполняя задание вместо ребенка. Важно научить детей самостоятельно

планировать свое время, распределять нагрузку и организовывать свой

рабочий процесс. Это развивает важные навыки самостоятельности и

ответственности. В-четвертых, эффективная организация домашней работы

требует

регулярной

обратной

связи.

Важно

не

только

проверить

правильность выполнения задания, но и проанализировать процесс работы

ученика, выявить его сильные и слабые стороны, а также дать конкретные

рекомендации по улучшению результатов. Это может быть как устная беседа,

так и письменные комментарии к выполненному заданию. Регулярный

анализ

и

коррекция

помогут

ученику

улучшить

свои

навыки

самостоятельной работы и достичь более высоких результатов в обучении. В

целом, грамотная организация домашних заданий — залог успешного

обучения,

развития

самостоятельности

и

приобретения

практических

навыков.

«Методические рекомендации по созданию условий для организации

самостоятельной работы по сольфеджио учащихся ДМШ и ДШИ

внеаудиторных занятий, формы домашних заданий».

В современной практике время, предусмотренное на выполнение

домашнего задания, составляет от 1 часа в неделю. Рассчитывается исходя из

затрат

времени

на

отдельные

виды

заданий

(сольфеджирование,

интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания и

т.д.).

Целесообразно

равномерно

распределять

время

на

выполнение

домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это

10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с

заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с

упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров

наизусть,

транспонирование,

игра

последовательностей),

чтобы

иметь

возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели

между

занятиями

в

классе.

Должное

время

необходимо

уделить

интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь

возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это делать

самостоятельно

на

фортепиано

(или

на

своем

инструменте).

Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием

для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений

и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое

должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и

закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:

– выполнение теоретического (возможно письменного) задания;

– сольфеджирование мелодий по нотам;

– разучивание мелодий наизусть;

– транспонирование;

– интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов,

аккордов);

исполнение

двухголосных

примеров

с

собственным

аккомпанементом;

– игру на фортепиано интервалов, аккордов, последовательностей;

– ритмические упражнения;

– творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение

мелодии, ритмического рисунка).

Домашнее задание по музыке – это важная часть учебного процесса,

способствующая

развитию

музыкальных

навыков

и

творческих

способностей. Записи в дневнике или, если это необходимо, в нотной

тетради, фиксируют все задания, помогая ученику организовать свою работу

и отслеживать прогресс. Но просто выполнить задание недостаточно – важно

понимать, *как* его выполнять эффективно. На уроках преподаватель не

только дает задания, но и подробно объясняет методику их выполнения.

Например,

при

работе

над

одноголосными

упражнениями,

учитель

демонстрирует

правильную

постановку

дыхания,

артикуляцию

и

способствует развитию чувства ритма, объясняя, как правильно следить за

темпом и длительностями нот. При разборе двухголосных примеров

подробно разбирается взаимодействие голосов, объясняются гармонические

связи между ними, уделяется внимание интонационной чистоте и балансу

громкости. Работа над интервальными и аккордовыми последовательностями

требует тщательного анализа гармонических функций аккордов, понимания

их взаимосвязи и роли в музыкальной ткани. Учитель показывает, как

распознавать какие аккорды используются и какие функции они выполняют в

конкретном

музыкальном

контексте.

Аналогично,

интонационные

упражнения направлены на развитие музыкального слуха и способности

точно

воспроизводить

мелодические

интервалы.

Преподаватель

демонстрирует

приемы

самоконтроля,

используя

различные

методики

проверки интонационной чистоты. Однако, успех в музыке зависит не только

от занятий в классе. Самостоятельная работа играет ключевую роль. Развитие

музыкального слуха и памяти – это длительный процесс, требующий

систематических упражнений. Один из эффективных методов – подбор

мелодий на слух. Следует начинать с простых мелодий, постепенно усложняя

задания.

Это

поможет

развитию

аналитических

навыков,

обучит

распознаванию мелодических оборотов и гармонических структур. Запись

мелодий

по

памяти

также

является

важным

упражнением.

После

прослушивания

музыкального

фрагмента

необходимо

записать

его

с

помощью нотного станка или, если учащийся не умеет пользоваться нотным

станом, следует написать его, используя простые обозначения, например,

цифры, соответствующие ступеням гаммы. Еще более высокий уровень

(старшие

классы)

сочинение

и

запись

собственных

музыкальных

построений. Необходимо начать с простых мелодических линий, постепенно

вводя гармонию и ритмические узоры. Следует убедить учащихся не бояться

экспериментировать с различными звуками и ритмами. Это позволит им

развить

творческое

мышление

и

индивидуальный

стиль.

Регулярное

выполнение этих упражнений поможет вам достичь значительного прогресса

в освоении музыки и развитии ваших музыкальных способностей.

Формы домашних заданий для развития музыкального слуха.

Пение гамм:

– Пение небольших отрезков звукоряда в объеме терции или квинты;

– Пение в прямом движении вверх или вниз;

– Пение по тетрахордам;

–Пение по слогам (ля-ля, та-та) вслух или про себя различными

способами (через одну или через 2 ступени);

– Пение от различных ступеней, например от III ст. вверх или от VI ст.

вниз;

– Пение одноименных гамм в сопоставлении.

Ладовые упражнения:

– Пение Т53 вверх и вниз;

– Пение трезвучий главных ступеней лада;

– Пение трезвучия в разбивку;

– Пение развернутого Т53;

– Опевание устойчивых ступеней и разрешение неустойчивых

ступеней;

– Упражнения с хроматическими проходящими и вспомогательными

звуками;

– Упражнения в гармоническом виде мажора и минора.

Упражнения с одноголосными мелодиями:

1. Прочесть название мелодии и автора.

2. Выучить слова (если они есть).

3. Сделать мысленный анализ мелодии:

– определить лад тональность размер;

– посмотреть мелодию, наметить моменты дыхания (по фразам);

– определить знакомые моменты музыкальной речи, встречающиеся в

мелодии (направление движения мелодии, повторы, скачки,

синкопированный, пунктирный ритм и.т.д.);

– определить примерный темп исполнения.

4. Настройка (на инструменте только Т) в младших классах можно спеть

гамму, Т53.

5. Спеть мелодию с дирижированием и названием нот.

6. Сыграть для проверки на инструменте.

При сложности воспроизведения ритма простучать ритмический рисунок

мелодии.

7. Спеть еще раз в темпе, с динамическими оттенками.

8. Спеть со словами.

9. Спеть мелодию по фразам (вслух и про себя).

10. Спеть транспонируя.

Упражнения с интервалами в тональности.

Упражнения способствуют укреплению ладового чувства. Начинать надо с

устойчивых ступеней мажорного лада, затем подключать неустойчивые с

разрешением. Например ч.5 на IIст. С разрешением в III и V ст.

– Петь интервалы на слог. Вверх и вниз от звука.

– Пение 2,3,4,5,8 от устойчивых ступеней натурального мажора и

минора.

– Пение 2,3,4,5,8 от неустойчивых ступеней натурального мажора и

минора.

– Пение 6, 7 в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.

– Пение тритонов с разрешением.

– Пение характерных интервалов с разрешением.

–Зрительный и слуховой анализ интервалов.

– Пение модулирующих секвенций.

Упражнения с интервалами от звука.

– Пение 2,3,4,5,8 от звука вверх и вниз.

– Пение 6, 7 от звука вверх и вниз.

– Пение тритонов с разрешением и определением тональности.

– Подстраивайте голосом второй звук интервала к звуку на

инструменте.

– Петь цепочки интервалов с нижним или верхним звуком.

Упражнения с аккордами от звука.

– Пение мажорного и минорного трезвучия ↓↑.

– Пение мажорного и минорного трезвучия в сопоставлении.

– Пение мажорного и минорного секстаккорда и квартсекстаккорда от

– звука ↓↑.

– Пение аккордов S и D и обращений от звука с определением

тональности и с разрешением в мажоре и миноре.

– Пение обращений D7 от звука с определением тональности и с

разрешением в мажоре и миноре.

– Пение Ум53 от звука вверх с разрешением в мажоре и миноре.

– Пение вводных септаккордов от звука вверх с разрешением в мажоре

и миноре.

Упражнения с аккордами в тональности.

– Пение мажорного и минорного Т53↓↑.

– Пение в разбивку.

– Пение мажорного и минорного Т6 и Т64 аккордов ↓↑ и в разбивку.

– Пение S53 и D53 в мажоре и гармоническом миноре с разрешением.

– Пение S53 и D53 с обращением в мажоре и гармоническом миноре с

разрешением.

– Пение D7 с обращением в мажоре и гармоническом миноре с

разрешением.

– Пение кадансов.

– Пение Ум53 в мажоре и миноре с разрешением.

– Пение вводных септаккордов в натуральном мажоре и гармоническом

миноре с разрешением.

– Игра на инструменте всех пройденных аккордов.

– Пение басового голоса в аккорде или аккордовой

последовательности.

– Нахождение аккордов в мелодических изложениях в заданных

мелодиях.

– Нахождение аккордов в произведениях по специальности.

Упражнения с двухголосными мелодиями:

1.Исполнение примера на инструменте.

2.Пение одного голоса, второй играть.

3.Мелодии подголосочного склада:

– с названием нот;

– со словами;

– на слог;

– вслух и про себя по фразам.

4. Канонические примеры:

– нотами;

– со словами;

– на слог;

– вслух и про себя.

Письменные упражнения:

– навыки записи скрипичного и басового ключей, нот, длительностей,

пауз.

– переписывание мелодии.

– подписывание слов.

– построение интервалов и аккордов.

– запись мелодии по памяти.

– транспозиция.

– запись второго голоса к мелодии.

– запись аккомпанемента к мелодии.

– запись собственного сочинения.

Самодиктант.

Разучивание мелодии в классе со словами и на слог, а дома подобрать на

инструменте или записать нотами.

– Подобрать и записать аккомпанемент к заданной мелодии.

Творческие упражнения

– Допевание песни до тоники.

– Импровизация мелодии на заданные слова и ритм.

– Импровизация с собственным ритмом.

– Сочинение и запись второго голоса.

– Подбор и запись гармонического сопровождения к мелодии по плану:

Бас, тоника, субдоминанта, доминанта;

– Основные аккорды T,S, D;

– Обращения аккордов T,S, D;

– D7 с обращением;

– Подбор и запись фактурного аккордового аккомпанемента.

Данные

формы

домашних

заданий

по

сольфеджио

помогут

преподавателю

разнообразить

учебный

процесс,

а

учащимся

развить

музыкальный слух.

Отдельные виды работы можно использовать как памятку при

подготовке домашнего задания.

Рекомендуемая литература:

1. Андреева М. От примы до октавы. – Москва, 1976 г.

2. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ. –

Москва,1979.

3. Вахромеев В. Сольфеджио. – Москва, 1968.

4. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для

подготовительного класса ДМШ. – Москва. 1989.

5. Сердинская В.А. «Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио»,

Музгиз. 1962г.

6. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», «Наука» 2003г.

7. Федеральные государственные требования к минимуму содержания,

структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных

общеобразовательных программ в области музыкального искусства. –

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598;

2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036

8. Фридкин Г. Музыкальный диктант. – Москва, 1972.

9. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – Москва,

1974.

10. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. – Москва, 1996 г.

Методическая литература:

1. Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. –

Ленинград, 1967.

2. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – Москва, 1982

1975.

3. Карасева М. Сольфеджио-XXI: между мечтой и прагматикой. // Как

преподавать сольфеджио в XXI веке. Составители О. Берак, М. Карасева. –

Москва, 2006. С.10.

4. Кодай З. Кто хороший музыкант? // З. Кодай. Избранные статьи.– Москва,

1982. С. 232.

5. Незванов Б. Интонирование в курсе сольфеджио. – Москва, 1985. С.31.

6. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. –Ленинград, 1970.

С.8.

7. Чижова С. Работа над диктантом в старших классах ДМШ и ДШИ. –

Москва, 1984 г.



В раздел образования