Напоминание

"Педагогическое мастерство воспитателя"


Автор: Цыкунова Алла Давыдовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СОГБОУ "Починковская школа-интернат"
Населённый пункт: Смоленская область, Починковский р-он, д. Прудки, ул. Школьная, д. 1/1
Наименование материала: Доклад
Тема: "Педагогическое мастерство воспитателя"
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад на тему:

«Педагогическое мастерство воспитателя»

«Умение воспитывать — это все – таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на

скрипке или рояле, хорошо писать картины. Беда искусства воспитания в том, что научить

воспитывать можно только в практике на примере. Как бы человек успешно ни кончил

педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не

будет хорошим педагогом».

А. С. Макаренко.

Дошкольный период в жизни человека является очень важным, и воспитатель несет весьма

немалую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Воспитатель – это самый

первый учитель, которого встречает ребенок после мамы и папы. Хороший воспитатель будет

отдавать детям только самые лучшие знания и умения, вкладывать в них свою душу. Это

весьма нелегкий труд, отнимающий массу не только душевных, но и физических сил. А

главной наградой для воспитателя является результат его трудов, счастливые дети и

довольные родители.

Выпускники педагогических вузов начиная работать с детьми, очень часто испытывают

трудности с проведением воспитательной работы в детском коллективе. Мастерство

воспитателя оказывается весьма нелегким процессом, нежели мастерство обучения, которое

выступает одним из средств воспитания личности, развития его интеллектуального

потенциала, нравственного совершенства, эстетической чуткости и образованности,

трудолюбия и умения трудиться.

Современное дошкольное образование довольно быстро развивается и совершенствуется, в

связи с чем, и воспитатель обязать постоянно поддерживать свои профессиональные навыки,

развивая педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство — это самый высокий

уровень педагогической деятельности, который проявляет себя в творчестве воспитателя, в

его постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при

котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного

процесса, в решении научно-практических проблем. В каждом отельном случае мастерство

воспитателя и есть творчество. Каждый педагог ищет свои способы воздействия на детей в

той или иной ситуации. В работе с детьми не может быть шаблоном и однообразия.

Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и

заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям в области

образования. Отсутствие творчества воспитателя негативно сказывается на развитие детей.

А.С.Макаренко, рассматривая работу воспитателя, говорил, что деятельность воспитателя

есть, в сущности, деятельность организатора. И мастерство воспитателя не что иное, как

мастерство организатора жизни детей. Мастерство – это умение создавать педагогические

ситуации, стимулирующие эффективное развитие детей. Не сиюминутное решение вопросов

в паре «воспитатель-ребенок», а организация творческой коллективной деятельности

способны создавать условия для воспитательного воздействия на коллектив и каждую

личность.

Педагогическое мастерство – это высокое искусство воспитания и обучения детей. Знания и

основанные на них умения – это основа содержания мастерства воспитателя. К важным

умениям воспитателя относятся: «умение правильно воспринимать те процессы, которые

происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;

умение анализировать соотношение «цель- средства - результат» применительно к ситуации;

умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание;

умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из

многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте

увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородным

приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом,

мимикой, движениями».(Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн.для учителя. – 2-е изд.,

перераб. и доп. - М., 1985. – С. 418-419.)

Воспитатель обязан быть внимателен к окружающей обстановке, предвидеть любую мелочь,

которая может быть опасна для жизни и здоровья детей. Педагог должен быть тактичным,

соблюдать меры приличия, уметь держать себя подобающим образом, не ввязываться в

ссоры с родителями, следить за своей речью, так как дети способны подражанию, не

ущемлять детей, их родителей. Воспитатель должен уметь видеть, слушать, чувствовать

детей, понимать их психическое состояние, переключать с одного вида деятельности на

другую. Оптимизм весьма важен в работе воспитателем. Столкнувшись с трудностями

педагогического процесса, он не опускает руки, а ищет способы их решения. Никогда не

следует плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, чтобы они принимали

необходимые меры, а наоборот, верить в возможности каждого воспитанника, подбадривать и

поощрять ребенка в его стремлении быть хорошим. В этом мудрость воспитания.

Педагогическая деятельность воспитателя является достаточно многогранной и интересной,

а для развития своего мастерства требуется постоянное совершенствование различных

умений и навыков в работе с детьми. Эти умения можно условно поделить на конструктивные,

коммуникативные, гностические, организаторские и специальные.

- Конструктивная и проектированная деятельность предполагает прогнозирование развития

ребенка в условиях дошкольного учреждения, подбор индивидуальных методов работы с ним.

- Коммуникативные умения – это способность воспитателя находить быстрый контакт как с

детьми, так и с родителями.

- Гностические умения – это умения, с помощью которых воспитатель изучает ребенка и весь

детский коллектив. Изучение ребенка необходимо для более углубленного знания его

внутреннего мира и возможностей в целом, что является весьма важным в решении

возникших проблем воспитания и развития воспитанника.

- Организаторские умения предусматривают систему действий воспитателя и воспитанников

по выполнению разнообразных видов деятельности.

- Аналитическая деятельность – это анализ проделанной работы, с целью корректировки

дальнейшего учебно-воспитательного процесса.

- К специальным умениям воспитателя относятся: способность к пению, чтению стихов,

актерское мастерство и навыки садовника по выращиванию растений, а также масса других

интересных занятий.

Многогранно развитый воспитатель всегда вызывает только восхищение, как у детей, так и у

родителей.

Каждый педагог должен обладать уникальными умениями передачи своих знаний детям.

Воспитатель должен заниматься самообразованием, интеллектуально развиваться,

постоянно использовать новые технологии в своей работе с детьми. Мастерство воспитателя

в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в

подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников.



В раздел образования