Автор: Цыкунова Алла Давыдовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СОГБОУ "Починковская школа-интернат"
Населённый пункт: Смоленская область, Починковский р-он, д. Прудки, ул. Школьная, д. 1/1
Наименование материала: Доклад
Тема: "Педагогическое мастерство воспитателя"
Раздел: среднее образование
Доклад на тему:
«Педагогическое мастерство воспитателя»
«Умение воспитывать — это все – таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на
скрипке или рояле, хорошо писать картины. Беда искусства воспитания в том, что научить
воспитывать можно только в практике на примере. Как бы человек успешно ни кончил
педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не
будет хорошим педагогом».
А. С. Макаренко.
Дошкольный период в жизни человека является очень важным, и воспитатель несет весьма
немалую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Воспитатель – это самый
первый учитель, которого встречает ребенок после мамы и папы. Хороший воспитатель будет
отдавать детям только самые лучшие знания и умения, вкладывать в них свою душу. Это
весьма нелегкий труд, отнимающий массу не только душевных, но и физических сил. А
главной наградой для воспитателя является результат его трудов, счастливые дети и
довольные родители.
Выпускники педагогических вузов начиная работать с детьми, очень часто испытывают
трудности с проведением воспитательной работы в детском коллективе. Мастерство
воспитателя оказывается весьма нелегким процессом, нежели мастерство обучения, которое
выступает одним из средств воспитания личности, развития его интеллектуального
потенциала, нравственного совершенства, эстетической чуткости и образованности,
трудолюбия и умения трудиться.
Современное дошкольное образование довольно быстро развивается и совершенствуется, в
связи с чем, и воспитатель обязать постоянно поддерживать свои профессиональные навыки,
развивая педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство — это самый высокий
уровень педагогической деятельности, который проявляет себя в творчестве воспитателя, в
его постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при
котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного
процесса, в решении научно-практических проблем. В каждом отельном случае мастерство
воспитателя и есть творчество. Каждый педагог ищет свои способы воздействия на детей в
той или иной ситуации. В работе с детьми не может быть шаблоном и однообразия.
Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и
заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям в области
образования. Отсутствие творчества воспитателя негативно сказывается на развитие детей.
А.С.Макаренко, рассматривая работу воспитателя, говорил, что деятельность воспитателя
есть, в сущности, деятельность организатора. И мастерство воспитателя не что иное, как
мастерство организатора жизни детей. Мастерство – это умение создавать педагогические
ситуации, стимулирующие эффективное развитие детей. Не сиюминутное решение вопросов
в паре «воспитатель-ребенок», а организация творческой коллективной деятельности
способны создавать условия для воспитательного воздействия на коллектив и каждую
личность.
Педагогическое мастерство – это высокое искусство воспитания и обучения детей. Знания и
основанные на них умения – это основа содержания мастерства воспитателя. К важным
умениям воспитателя относятся: «умение правильно воспринимать те процессы, которые
происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;
умение анализировать соотношение «цель- средства - результат» применительно к ситуации;
умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из
многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте
увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородным
приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом,
мимикой, движениями».(Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн.для учителя. – 2-е изд.,
перераб. и доп. - М., 1985. – С. 418-419.)
Воспитатель обязан быть внимателен к окружающей обстановке, предвидеть любую мелочь,
которая может быть опасна для жизни и здоровья детей. Педагог должен быть тактичным,
соблюдать меры приличия, уметь держать себя подобающим образом, не ввязываться в
ссоры с родителями, следить за своей речью, так как дети способны подражанию, не
ущемлять детей, их родителей. Воспитатель должен уметь видеть, слушать, чувствовать
детей, понимать их психическое состояние, переключать с одного вида деятельности на
другую. Оптимизм весьма важен в работе воспитателем. Столкнувшись с трудностями
педагогического процесса, он не опускает руки, а ищет способы их решения. Никогда не
следует плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, чтобы они принимали
необходимые меры, а наоборот, верить в возможности каждого воспитанника, подбадривать и
поощрять ребенка в его стремлении быть хорошим. В этом мудрость воспитания.
Педагогическая деятельность воспитателя является достаточно многогранной и интересной,
а для развития своего мастерства требуется постоянное совершенствование различных
умений и навыков в работе с детьми. Эти умения можно условно поделить на конструктивные,
коммуникативные, гностические, организаторские и специальные.
- Конструктивная и проектированная деятельность предполагает прогнозирование развития
ребенка в условиях дошкольного учреждения, подбор индивидуальных методов работы с ним.
- Коммуникативные умения – это способность воспитателя находить быстрый контакт как с
детьми, так и с родителями.
- Гностические умения – это умения, с помощью которых воспитатель изучает ребенка и весь
детский коллектив. Изучение ребенка необходимо для более углубленного знания его
внутреннего мира и возможностей в целом, что является весьма важным в решении
возникших проблем воспитания и развития воспитанника.
- Организаторские умения предусматривают систему действий воспитателя и воспитанников
по выполнению разнообразных видов деятельности.
- Аналитическая деятельность – это анализ проделанной работы, с целью корректировки
дальнейшего учебно-воспитательного процесса.
- К специальным умениям воспитателя относятся: способность к пению, чтению стихов,
актерское мастерство и навыки садовника по выращиванию растений, а также масса других
интересных занятий.
Многогранно развитый воспитатель всегда вызывает только восхищение, как у детей, так и у
родителей.
Каждый педагог должен обладать уникальными умениями передачи своих знаний детям.
Воспитатель должен заниматься самообразованием, интеллектуально развиваться,
постоянно использовать новые технологии в своей работе с детьми. Мастерство воспитателя
в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в
подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников.