Автор: Самохина Галина Петровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МАОУ "Ефимовская СОШ"
Населённый пункт: С.Ефимовка Оренбургская Область
Наименование материала: конспект урока на тему Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух.
Тема: биология 7 класс
Раздел: среднее образование
Урок на тему: Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и
условия неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух.
Цель. Узнать, как влияют на растения условия неживой природы: свет,
температура, влага, атмосферный воздух. Также рассмотреть приспособленность
растений к среде обитания.
Задачи:
Образовательные:
Ввести понятия среда обитания и факторы среды, о взаимодействии растений с факторами
неживой природы
Выделить экологические группы растений
Развивающие:
Развивать умения выявлять признаки приспособления растений к среде обитания
Развивать умения анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды
на растения
Развивать познавательный интерес к предмету
Воспитательные:
Воспитывать позитивное ценностное отношение к растениям
Планируемые результаты урока:
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
•
Выделение существенных признаков растений и процессов их жизнедеятельности
•
Приведение доказательств необходимости охраны растений
•
Объяснение роли человека в природе, роли растений в жизни человека
•
Выявление приспособления растений к среде обитания
•
Факторы живой и неживой природы
Личностные:
Формирование основ экологического сознания
Формирования познавательного интереса и мотивов, направленных на изучения
растительного мира и бережного отношения
Умение соблюдать дисциплину на уроке
Формирования умения анализировать результаты своей деятельности и делать выводы
Метапредметные:
Умение работать с различными источниками биологической информации; находить
информацию об экологических группах растений
Умение создавать, применять и преобразовывать схемы и таблицы для решения учебных и
познавательных задач
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и
учащимися
Ход урока
1.Оргмомент
2.Актуализация знаний
В течении 2-х уроков мы говорим об эволюции растений
- что такое эволюция
- На основании каких данных можно утверждать, что растительный мир развивался и
усложнялся постепенно
- Где появились первые живые организмы?
- Какое значение имело появление фотосинтеза?
- Какими были первые наземные растения?
- Какие древние растения дали начало папоротниковидным, а какие — голосеменным
растениям?
1) В какой среде впервые возникла жизнь на Земле?_____________________________
2) Какая группа растения появилась после водорослей?___________________________
3) Какая группа растений возникла на Земле 120 млн. лет назад?___________________
4) Почему появление семени – главный этап в эволюции растений?________________
Вставьте в текст «Историческое развитие растительного мира на Земле
(эволюция мира растений)» пропущенные термины из предложенного
перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст
цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр
(по тексту) запищите в приведенную ниже таблицу.
_______ (А) – это процесс исторического развития органического мира,
связанный с совершенствованием и усложнением строения и
жизнедеятельности организмов. Первыми организмами, способными к
фотосинтезу, были______ (Б). От потомков водорослей возникли первые
сухопутные, примитивные растения - ______ (В). Тело споровых растений, в
отличие от водорослей разделено на _____ (Г). 350 млн лет назад появились
и распространились _____ (Д) растения. От голосеменных растений возникли
самые совершенные растения на Земле - ______ (Е)
Перечень терминов:
1) цианобактерии 2) орган 3) голосеменные 4) покрытосеменные
5) фитонциды 6) риниофиты 7) хвойные 8) эволюция
3.Мотивация и целеполагание
Мы с вами уже очень много знаем о растениях. Но растения существуют не сами по себе,
они связаны с окружающей их средой и с другими организмами. Как эти взаимосвязи
отражаются на строении и функциях организма растений, мы с вами и будем изучать.
Среда обитания – все условия живой и не живой природы, при которых существует
организм и с которыми он непосредственно взаимодействует
Тема:
Цель:
4.Изучение новой темы
На Земле выделяют четыре основные среды обитания:
Какие бывают среды обитания? (схема)
Воздействие среды на растения происходит через экологические факторы-элементы
среды, оказывающие влияние на растения
Экологические факторы - отдельные свойства или элементы среды, воздействующие
прямо или косвенно на организм.
Ребята, на какие группы делятся экологические факторы?( схема)
Смысловое чтение работа в пара
Влияние света на растения.
Свет необходим растениям как источник энергии для фотосинтеза. Он влияет также на
рост, цветение и плодоношение растений. У разных видов растений потребность в
освещённости неодинакова, по этому признаку различают три группы: светолюбивые,
тенелюбивые и теневыносливые.
Светолюбивые растения живут только на освещённых солнцем открытых местах. К
светолюбивым относят степные и луговые травы (степные злаки, иван-чай), большинство
культурных растений, из древесных пород — сосну, берёзу, лиственницу, белую акацию.
В клетках мякоти листа светолюбивых растений хлоропластов, как правило, немного,
поэтому они имеют светло-зелёную окраску. Механические ткани и корневая система у
них хорошо развиты.
Тенелюбивые растения не переносят действия ярких солнечных лучей. Их листья
обычно большие, тонкие, тёмно-зелёные, с крупными хлоропластами. Растут они в
тенистых местах, под пологом деревьев и кустарников
.Это травянистые растения еловых лесов и дубрав, например кислица, вороний глаз,
майник двулистный, ветреница, многие лесные папоротники и мхи.
Теневыносливые растения лучше растут при прямом освещении солнечными лучами,
однако способны выносить и затенение. В эту группу растений входят многие древесные
породы с густыми кронами, в которых часть листьев сильно затеняется (липа, дуб, ясень),
многие травянистые растения лесов, опушек и лугов.
Вопросы:
- на какие группы делятся растения по отношению к свету
-какие растения- светолюбивые
-какие у них приспособления, примерыпримеры
- какие растения – тенелюбивыми, какие у них приспособления
- какие растения – теневыносливы какие у них приспособления
Влияние температуры на растения.
Растения приспособлены к определённому температурному режиму. Для них опасны как
перегрев, так и чрезмерное охлаждение.
Воздействию высоких температур, часто сочетающемуся с недостатком влаги, нередко
подвергаются светолюбивые растения. У этих растений выработались разнообразные
приспособления, позволяющие избежать вредных последствий перегрева: вертикальное
положение листьев, свёртывание листовых пластинок (злаки), уменьшение поверхности
листа, развитие колючек (кактусы), способность к запасанию большого количества воды
(алоэ), развитая корневая система, густое опушение, придающее листьям светлую окраску
и усиливающее отражение падающего света, и др.
У растений холодных местообитаний, которым приходится переносить холодные зимы,
также развиваются защитные изменения. Многолетние травы и кустарники полярных и
высокогорных областей имеют очень мелкие листья и небольшие размеры (карликовая
берёза, карликовая ива). Их высота соответствует глубине снежного покрова, так как все
части, выступающие над снегом, гибнут.
У некоторых кустарников и деревьев начинает преобладать рост в горизонтальном
направлении, например у кедрового стланика, можжевельника, рябины и др. Многие
растения тундры плотно прижимаются к земле, используя тем самым тепло почвы. Их
ветви стелются по земле и не поднимаются выше обычной глубины снежного покрова
В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы. Подготовка к
состоянию зимнего покоя начинается заблаговременно. Растения сбрасывают листву. У
них происходит одревеснение побегов и утолщение пробкового слоя. У многих
травянистых растений отмирают надземные органы. Некоторые водные растения
опускаются на дно водоёмов или образуют зимующие почки.
Вопросы:
- приведите примеры как растения приспособились к температурному режиму
Влияние влажности на растения.
Вода необходима для жизни растений. Влажность, т. е. количество влаги, зависит от
осадков, выпадающих за определённый период времени в той или иной местности. По
отношению к влажности растения можно разделить на три группы.
1.
Растения водных и избыточно увлажнённых мест обитания.
2.
Растения сухих мест обитания, обладающие большой засухоустойчивостью.
3.
Растения, живущие в средних (достаточных) условиях увлажнения.
Растения, входящие в эти экологические группы, имеют характерные для них
особенности внешнего и внутреннего строения. У них сходно протекают процессы
жизнедеятельности.
Растения водных и избыточно увлажнённых мест обитания.
Большинство живущих в воде растений имеет очень большую поверхность тела по
отношению к его общей массе. Они поглощают воду и растворённые в ней вещества всей
поверхностью тела, в связи с чем корневая система у них развита слабо, а иногда и совсем
отсутствует (элодея, перистолистник). На погружённых в воду частях растений покровные
ткани развиты слабо. Устьиц на подводных листьях нет.
У извлечённых из воды растений стебли и листья обвисают. Это связано с тем, что их
механические ткани развиты очень слабо и растения могут сохранять вертикальное
положение только в воде, которая их поддерживает.
Иное строение у листьев водных растений, плавающих на поверхности .На их верхней
стороне, как и у сухопутных растений, образуются многочисленные устьица (на 1
мм
2
верхней стороны листа кувшинки их 460–500), обеспечивающие газообмен с
воздушной средой и интенсивное испарение. Поверхность листа покрыта плотной
глянцевой кожицей, она плохо смачивается, поэтому вода скатывается и не заливает
устьица.
Сухопутные растения, живущие в сильно увлажнённой среде, совсем не выносят даже
кратковременного иссушения. Это объясняется тем, что они плохо регулируют испарение,
не могут сохранять в тканях необходимое количество воды и при засухе вянут и
погибают.
Среди этих растений можно выделить две группы. К первой относят растения,
живущие в сильно увлажнённых тенистых местах (в лесу это некоторые виды
папоротников, кислица). Для растений этой группы характерны признаки тенелюбивых
растений. У них обычно плохо развита корневая система, многочисленные устьица
расположены на верхней и нижней сторонах листа. У некоторых, кроме устьиц, есть
особые образования — гидатоды (от греч. слов гадор — вода и одос — путь), через
которые излишки воды удаляются из растений. Поэтому у многих растений, живущих в
условиях повышенной влажности почвы и воздуха, па листьях часто появляются капли
воды. Это явление получило название «плач растений».
Ко второй группе относятся растения, живущие в хорошо освещённых сырых местах,
на переувлажнённых почвах, во влажном воздухе, например калужница болотная,
пушица, подмаренник болотный, рогоз, рис и др.
Эти растения плохо переносят засуху, ветры. Корневая система у них обычно развита
слабо, расположена поверхностно. Из-за недостатка воздуха во влажной почве в корнях и
стеблях часто образуется система межклетников, развивается воздухоносная ткань.
Некоторые особенности строения этих растений позволяют им быть более устойчивыми к
действию прямых солнечных лучей. Кожица их листьев достаточно плотная, устьица
расположены главным образом на нижней стороне. Механические ткани хорошо развиты.
Растения сухих мест обитания
Растения сухих мест обитания живут при значительном недостатке влаги, чаще всего
в степях, полупустынях и пустынях. У растений этой группы существует множество
приспособлений для экономии расхода воды. Так, у ряда растений листья покрыты
восковым налётом, видоизменены в колючки, устьица погружены в ткани листа. Кроме
того, некоторые растения запасают воду в тканях, имеют мощную корневую систему,
позволяющую поглощать воду из глубоких слоёв почвы
Вопросы:
- на какие группы делятся растения по отношению к влаги
- приспособленность растений к водным и избыточно увлажнённым местам обитания.
- приспособленность растений к сухим местам обитания
Отчет пар.
5.Закрепление
1.
Что такое среда обитания?
2.
Каковы особенности разных сред обитания?
3.
Что такое экологические факторы?
4.
На какие группы делят экологические факторы?
5.
Как приспосабливаются растения к определённым факторам среды?
6.
Какие экологические группы растений можно выделить в зависимости от их
отношения к освещённости?
7.
Какие экологические группы растений можно выделить в зависимости от их
отношения к влажности?
8.
Какие биотические отношения существуют в природе между растениями и другими
живыми организмами?
ПОДУМАЙТЕ!
1.
Какие приспособления к абиотическим факторам имеются у верблюжьей колючки?
2.
Какие черты сходства наблюдаются у растений засушливых мест обитания и
светолюбивых растений?
6.Д.з
7. Рефлексия
Влияние света на растения.
Свет необходим растениям как источник энергии для фотосинтеза. Он влияет также на
рост, цветение и плодоношение растений. У разных видов растений потребность в
освещённости неодинакова, по этому признаку различают три группы: светолюбивые,
тенелюбивые и теневыносливые.
Светолюбивые растения живут только на освещённых солнцем открытых местах. К
светолюбивым относят степные и луговые травы (степные злаки, иван-чай), большинство
культурных растений, из древесных пород — сосну, берёзу, лиственницу, белую акацию.
В клетках мякоти листа светолюбивых растений хлоропластов, как правило, немного,
поэтому они имеют светло-зелёную окраску. Механические ткани и корневая система у
них хорошо развиты.
Тенелюбивые растения не переносят действия ярких солнечных лучей. Их листья
обычно большие, тонкие, тёмно-зелёные, с крупными хлоропластами. Растут они в
тенистых местах, под пологом деревьев и кустарников
.Это травянистые растения еловых лесов и дубрав, например кислица, вороний глаз,
майник двулистный, ветреница, многие лесные папоротники и мхи.
Теневыносливые растения лучше растут при прямом освещении солнечными лучами,
однако способны выносить и затенение. В эту группу растений входят многие древесные
породы с густыми кронами, в которых часть листьев сильно затеняется (липа, дуб, ясень),
многие травянистые растения лесов, опушек и лугов.
Вопросы:
- на какие группы делятся растения по отношению к свету
-какие растения- светолюбивые
-какие у них приспособления, примерыпримеры
- какие растения – тенелюбивыми, какие у них приспособления
- какие растения – теневыносливы какие у них приспособления
Влияние температуры на растения.
Растения приспособлены к определённому температурному режиму. Для них опасны как
перегрев, так и чрезмерное охлаждение.
Воздействию высоких температур, часто сочетающемуся с недостатком влаги, нередко
подвергаются светолюбивые растения. У этих растений выработались разнообразные
приспособления, позволяющие избежать вредных последствий перегрева: вертикальное
положение листьев, свёртывание листовых пластинок (злаки), уменьшение поверхности
листа, развитие колючек (кактусы), способность к запасанию большого количества воды
(алоэ), развитая корневая система, густое опушение, придающее листьям светлую окраску
и усиливающее отражение падающего света, и др.
У растений холодных местообитаний, которым приходится переносить холодные зимы,
также развиваются защитные изменения. Многолетние травы и кустарники полярных и
высокогорных областей имеют очень мелкие листья и небольшие размеры (карликовая
берёза, карликовая ива). Их высота соответствует глубине снежного покрова, так как все
части, выступающие над снегом, гибнут.
У некоторых кустарников и деревьев начинает преобладать рост в горизонтальном
направлении, например у кедрового стланика, можжевельника, рябины и др. Многие
растения тундры плотно прижимаются к земле, используя тем самым тепло почвы. Их
ветви стелются по земле и не поднимаются выше обычной глубины снежного покрова
В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы. Подготовка к
состоянию зимнего покоя начинается заблаговременно. Растения сбрасывают листву. У
них происходит одревеснение побегов и утолщение пробкового слоя. У многих
травянистых растений отмирают надземные органы. Некоторые водные растения
опускаются на дно водоёмов или образуют зимующие почки.
Вопросы:
- приведите примеры как растения приспособились к температурному режиму
Влияние влажности на растения.
Вода необходима для жизни растений. По отношению к влажности растения можно разделить
на три группы.
1.
Растения водных и избыточно увлажнённых мест обитания.
2.
Растения сухих мест обитания, обладающие большой засухоустойчивостью.
3.
Растения, живущие в средних (достаточных) условиях увлажнения.
Растения, входящие в эти экологические группы, имеют характерные для них особенности
внешнего и внутреннего строения. У них сходно протекают процессы жизнедеятельности.
Растения водных и избыточно увлажнённых мест обитания.
Большинство живущих в воде растений имеет очень большую поверхность тела по отношению
к его общей массе. Они поглощают воду и растворённые в ней вещества всей поверхностью тела, в
связи с чем корневая система у них развита слабо, а иногда и совсем отсутствует (элодея,
перистолистник). На погружённых в воду частях растений покровные ткани развиты слабо.
Устьиц на подводных листьях нет.
У извлечённых из воды растений стебли и листья обвисают. Это связано с тем, что их
механические ткани развиты очень слабо и растения могут сохранять вертикальное положение
только в воде, которая их поддерживает.
Иное строение у листьев водных растений, плавающих на поверхности .На их верхней стороне,
как и у сухопутных растений, образуются многочисленные устьица (на 1 мм
2
верхней стороны
листа кувшинки их 460–500), обеспечивающие газообмен с воздушной средой и интенсивное
испарение. Поверхность листа покрыта плотной глянцевой кожицей, она плохо смачивается,
поэтому вода скатывается и не заливает устьица .Сухопутные растения, живущие в сильно
увлажнённой среде, совсем не выносят даже кратковременного иссушения. Это объясняется тем,
что они плохо регулируют испарение, не могут сохранять в тканях необходимое количество воды
и при засухе вянут и погибают.
Среди этих растений можно выделить две группы. К первой относят растения, живущие в сильно
увлажнённых тенистых местах (в лесу это некоторые виды папоротников, кислица). Для растений
этой группы характерны признаки тенелюбивых растений. У них обычно плохо развита корневая
система, многочисленные устьица расположены на верхней и нижней сторонах листа. У
некоторых, кроме устьиц, есть особые образования — гидатоды (от греч. слов гадор — вода
и одос — путь), через которые излишки воды удаляются из растений. Поэтому у многих растений,
живущих в условиях повышенной влажности почвы и воздуха, па листьях часто появляются капли
воды. Это явление получило название «плач растений».
Ко второй группе относятся растения, живущие в хорошо освещённых сырых местах, на
переувлажнённых почвах, во влажном воздухе, например калужница болотная, пушица,
подмаренник болотный, рогоз, рис и др. Эти растения плохо переносят засуху, ветры. Корневая
система у них обычно развита слабо, расположена поверхностно. Из-за недостатка воздуха во
влажной почве в корнях и стеблях часто образуется система межклетников, развивается
воздухоносная ткань.
Растения сухих мест обитания
Растения сухих мест обитания живут при значительном недостатке влаги, чаще всего в
степях, полупустынях и пустынях. У растений этой группы существует множество
приспособлений для экономии расхода воды. Так, у ряда растений листья покрыты восковым
налётом, видоизменены в колючки, устьица погружены в ткани листа. Кроме того, некоторые
растения запасают воду в тканях, имеют мощную корневую систему, позволяющую поглощать
воду из глубоких слоёв почвы
Вопросы:
- на какие группы делятся растения по отношению к влаги
- приспособленность растений к водным и избыточно увлажнённым местам обитания.
- приспособленность растений к сухим местам обитания