Автор: Попова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ " Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18"г.Кисловодск
Населённый пункт: г.Кисловодск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация досуга воспитанников в школе-интернате для слепых и слабовидящих обучающихся"
Раздел: среднее образование
Организация досуга воспитанников в школе-интернате для слепых и
слабовидящих обучающихся
Попова Т.А.
воспитатель ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №18 г. Кисловодск
Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных
человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать
уважительное отношение к себе. Полноценно проводимый досуг в существенной
степени способствует формированию таких качеств характера ребенка, как
инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость,
настойчивость, искренность, честность и др.
К основным задачам культурно-досуговой деятельности относятся:
-создание эмоционально-положительного климата в группе;
-обеспечение у детей чувства комфорта, уюта и защищенности;
-привлечение
детей
к
посильному
участию
в
играх,
театрализованных
представлениях, забавах, развлечениях и праздниках;
-вовлечение детей в процесс подготовки разных видов развлечений, праздников;
-формирование потребности к творчеству;
-воспитание чувства коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и
взрослым;
-осуществление патриотического воспитания;
-воспитание нравственного начала;
-приобщение к художественной культуре, музыке, танцу, другим видам искусства;
-привлечение
детей
к
активному
познанию
окружающего
мира,
используя
пространственно-предметную среду.
Досуг —
это
возможность
человека
заниматься
в
свободное
время
разнообразной деятельностью по своему выбору. Нашим воспитанникам нелегко
адаптироваться в современной обстановке. Преодолеть хотя бы часть проблем детям
в силах помочь досуговая деятельность. Мы все хотим, чтобы наши воспитанники
выросли
добрыми,
честными,
духовно
и
душевно
богатыми,
уверенно
ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому необходимо как можно
больше внимания уделять их развитию.
Основными формами организации досуга являются:
-спортивные мероприятия;
-художественная самодеятельность;
-экскурсии в природу;
-встречи с интересными людьми;
-посещения кино, концертов, выставок;
-кружки;
-трудовое воспитание;
-игра.
Досуг ребёнка — это мост в большой мир. Он обеспечивает дополнительное
образование,
развитие,
самовоспитание.
Досуговая
деятельность способствует
выходу из стрессов и мелких беспокойств, является важным орудием в работе с
детьми с ОВЗ. Досуговая деятельность включает занятия творческого характера,
связана со свободным общением, с игрой, то есть с реализацией различных
потребностей личности ребёнка.
Особенностью деятельности свободного времени является его самоценность и
самоцельность, то есть, воспитанники сами выбирают содержание и форму
организации этой деятельности. Регулировать свободное время учащихся можно
только опосредованно, через создание условий, позволяющих использовать его в
соответствии со своими способностями и потребностями. Задача воспитателя -
помочь воспитанникам обнаружить, проявить и развить свои дарования с
максимальной пользой для них.
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья посредством
творческой деятельности стимулирует
их
креативное
развитие.
Исходя
из
видов культурно-досуговой деятельности, которые я выбрала для реализации
поставленных задач в своей работе, можно классифицировать следующим образом:
-отдых (активный и пассивный);
-развлечения;
-праздники (каждый ребенок может проявить свои таланты, вокальные, актерские,
танцевальные, музыкальные, и др.)
-творчество;
-кружковая работа;
-театральное искусство.
Остановимся более подробно на каждом из них.
Самый простой вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления
затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.
Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и
восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения, лишь бы можно было
отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. К
пассивному отдыху относится просмотр газет, настольная игра, непринужденная
беседа, обмен мнениями, прогулка.
Активный отдых, напротив воспроизводит силы ребенка с превышением
исходного уровня. Активный отдых в отличие от пассивного требует некоторого
минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру,
спорт, физические и психические упражнения, игры, просмотр кинофильмов,
прослушивание музыки, чтение.
Основными формами активного отдыха являются прогулки, экскурсии,
наблюдения, подвижные игры на свежем воздухе. Двигательная активность детей
развивается за счет прогулок, спортивных соревнований, подвижных игр. Экскурсия
способствует проявлению интереса, любознательности, эмоциональности. Прогулка
служит
для
восстановления
работоспособности
ребят.
По
характеристике
двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий,
связанных с пребыванием детей на воздухе.
Методика организации отдыха детей зависит от их возрастных особенностей,
запросов и интересов. Особая склонность у детей к игровой деятельности. Именно
она занимает ведущее место в их досуге. Используют самые разнообразные по
характеру
виды
игр:
учебно-прикладные,
интеллектуальные,
развивающие,
обучающие
Таким образом, игры связаны со всеми сторонами формирования личности и
способствуют
всестороннему
развитию.
Познавательная деятельность приносит
непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для ребенка.
Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени,
рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных
ценностей
-
творчество.
Творчество
приносит
высшее
удовлетворение
и
одновременно
является
средством
духовного
совершенствования.
Элементы
творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить
открывается всем без исключения.
К
творчеству
относятся,
декоративно-прикладное,
художественное
и
технические виды досугового творчества.
Кружковая работа объединяет ребят для занятий в предметных, творческих,
технических, спортивных кружках и секциях. Цель работы кружков - вводить
воспитанников в мир науки и техники, развивать творческие способности и
дарования, формировать у них практические умения и навыки, учить использовать
знания, полученные в кружковой работе, на уроках.
В нашей школе работают вокальный кружок, театральный, гончарное дело,
типография, несколько спортивных секций.
Таким образом, досуговая деятельность воспитанников ценна тем, что создает
условия для эмоционально - психологического благополучия, так как оказывает
большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности,
создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению,
способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и
благотворно влияет на детскую психику и физическое развитие и здоровье ребенка.
Благодаря нашей совместной работе, дети чувствуют себя равноправными членами
современного общества. Ребята всегда с удовольствием посещают кружки,
участвуют в мероприятиях. Если в учебе воспитанники и испытывают трудности, то
в досуговой деятельности они могут проявить себя и раскрыть свои способности.
Таким
образом, досуговая
деятельность является
не
только
приоритетным
направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его
личности, но и важной сферой социализации воспитанника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимова К. Большая книга детского досуга / Анисимова К.. - М.: Феникс, 2018 -
883 c.
2. Васильева, И. Дошкольная подготовка. Занятия дома и в детском саду / И.
Васильева. - М.: Стрекоза, 2015 - 363 c.
3. Володина, Ю. А. Дорога в жизнь, или Путешествие в будущее… Тренинговая
программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников
детских домов и школ-интернатов / Ю.А. Володина. - М.: Генезис, 2012 - 200 c.
3. Левенцова, Я.Н. Детская энциклопедия досуга. Поделки, игры, праздники / Я.Н.
Левенцова. - М.: Феникс, 2015 - 214 c.
4. Лопатина, А. 500 игр по темам в детском саду, школе и дома / А. Лопатина, М.
Скребцова. - М.: ИДЛи, 2015 - 320 c.