Автор: Ачёва Галина Викторовна
Должность: учитель биологии, географии, химии
Учебное заведение: МОУ ОШ с. Барышская Слобода
Населённый пункт: Ульяновская область, Сурский район, с. Барышская Слобода
Наименование материала: статья
Тема: Применение технологий проектно-исследовательской деятельность обучающихся на уроках биологии.
Раздел: среднее образование
Применение технологий проектно-исследовательской деятельность обучающихся на
уроках биологии.
Естественные науки – одни из самых сложных дисциплин в школе. Изучение
предметов географии, биологии и химии в школе способствует формированию
мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение
этих дисциплин при сохранении объёма содержания, снижается интерес учащихся к
предмету. Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали эти
предметы как нужные и востребованные жизнью науки, как часть мировой культуры,
необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины
мира? Для этого в своей работе на уроках я использую исследовательскую и проектную
технологию, метод проектов с использованием информационных технологий и личностно-
ориентированный и деятельностный методы обучения. Все технологии рассматриваются в
системе личностно ориентированного обучения. Это позволяет создавать на уроке ситуацию
успеха для детей с разным уровнем подготовки, учу ребят планированию своих действий,
направляю на поиск нетрадиционных способов решения, стимулирую развитие
нестандартного мышления.
Цель такого обучения: создание условий для собственной учебной деятельности
Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается на учёте
индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности,
имеющие свои характерные черты, склонности и интерес. Обучение в соответствии с этим
подходом предполагает:
самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в
определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются
для них предпочтительными;
опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;
учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение
стремления быть «самим собой»;
учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и
нравственных ценностей;
целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного
учащегося учебным стратегиям;
перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение
ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.
Методика личностно-ориентированного подхода существует уже довольно давно.
Такие выдающиеся психологи, как А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс писали о
влиянии школы на формирование личности учащихся. Впервые, термин «личностно-
ориентированный подход» стал использовать К. Роджерс. При этом он говорил о таком
методе обучения, как о принципиально новом, позволяющим ученику не просто учиться, а
учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией материал, развивающий
воображение. Роджерс так же подчеркивал, что по сложившейся традиции упор в
образовании делался лишь на интеллектуальное развитие, а не на личностное. Он выделял
два основных направления в образовании: авторитарное и человекоконцентрированное,
свободное обучение, при котором ученики с первых дней пребывания в школе оказываются в
дружелюбной атмосфере, с открытым, заботливым учителем, который помогает изучать то,
что хочется и нравится.
По мнению К. Роджерса - обучение должно нести за собой личностный рост и развитие.
А учитель, придерживающийся таких установок, может позитивно влиять на развитие
личности учеников. Также необходимым условием является использование общих
методических приемов. К таким приемом относятся: использование ресурсов чтения и
создание особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, создание
разнообразных обратных связей между учителем и учащимися, заключение индивидуальных
и групповых контрактов с учащимися, т. е. фиксация четкого соотношения объемов учебной
работы, ее качества и оценок на основе совместного обсуждения, организация процесса
обучения в разновозрастных ученических группах, распределение учащихся на две группы:
склонные к традиционному обучению и к гуманистическому обучению, организация групп
свободного общения с целью повышения уровня психологической культуры
межличностного общения.
Цель метода проектирования: повышение уровня активности школьников в предметных
областях, развитие самостоятельности.
Для себя я определила следующие принципы организации проектной деятельности:
1. Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен,
не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую
для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2. Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую
деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы,
презентации.
3. Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4. Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между
родителями и учениками, а также всем социумом.
5.Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты
проекта.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования (ФГОС) сегодня является ключевым элементом модернизации российской
школы. Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного
стандартами, стало обеспечение проектной и исследовательской деятельности обучающихся,
направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и
практическими действиями, для решения личностно и социально значимых задач и
нахождение путей решения проблемных задач. Таким образом, проектная деятельность
учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. В нашей школе
проектную исследовательскую деятельность с обучающимися на всех ступенях обучения
начали задолго до внедрения стандартов.
В своей педагогической практике важное место я отвожу проектно-исследовательской
работе - работе, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным результатом. Являюсь школьным координатором по вопросам защиты
итогового индивидуального проекта в 9 классе. Активно принимаю участие в семинарах,
конференциях и конкурсах, публикуюсь в различных СМИ по вопросу проектной и
исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
Все занятия проходят в кабинете биологии-географии. За последние три года он
превращен в кабинет - лабораторию. В кабинет входит учебно-методическое и
лабораторное оборудование, современные технические средства: ноутбук. Кабинет
подключен к локальной сети школы и имеет выход в интернет. Все это позволяет не
заканчивать исследовательскую работу на уроке, а продолжать ее во внеурочное время. В
курсе «Биологии» на уроках дети с большим интересом рассматривают под микроскопом
одноклеточные и многоклеточные организмы по темам: «Животные клетки», «Разнообразие
живого», «Среды обитания», «Методы изучения живой природы». Они изучают, наблюдают,
сравнивают, исследуют. Во время исследовательской работы каждый ученик имеет
возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт,
продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. Например, в работе «Растения
нашего класса» ребята изучали особенности строения классных растений и определяли их
систематическую принадлежность, выясняли их пользу и вред, определили ряд растений,
которые не должны находиться в классных комнатах. Выступили с такими рекомендациями
на совещании при директоре. Работа «Краснокнижные растения школьного двора» позволяет
узнать много интересного о видах растений, занесенных в Красную книгу растений
Ульяновской области, выпустить буклет и выступить с призывом к школьникам сохранить
данные виды. Опыт исследовательской деятельности – необходимый компонент подготовки
школьников к решению многообразных учебных, впоследствии – жизненных задач, в том
числе и выбора будущей профессии.
Привлекая учащихся к исследованиям, учитываю их интересы. Все, что изучается,
должно стать для ученика личностно — значимым, повышать его интерес и уровень знаний.
Однако, предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны
превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность
должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.
Так, например, теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению
и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких
исследований позволяют изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в
действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных
изысканий, построения различных гипотез. Учащиеся 5-6 классов успешно справляются с
такой формой исследования. Так, при изучении темы «Природные зоны Земли», ребята по
материалам учебника знакомятся с тем, как приспособлены к обитанию в засушливых
условиях кактусы, верблюжья колючка. Возможная тематика исследований:
«Приспособленность растений степей к засушливым условиям обитания», «Особенности
насекомоядных растений», «Приспособления растений к опылению», «Приспособления
насекомых к сбору пыльцы и нектара». По результатам исследований ребята делают краткие
сообщения, обязательно содержащие выводы. В 7-9-х классах теоретические исследования
оформляются в виде презентаций, содержащей гораздо больший объем информации по
выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации ученик
приобретает навыки работы с интернетом, классификации и систематизации материала,
знакомится с основами оформления слайдов, учится выделять главное, анализировать
данные и делать выводы. Работа над презентацией помогает глубже разобраться в теме,
усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые
при изучении любого предмета. В итоге работы обучающиеся учатся публично представлять
собранный материал – публичная презентация своей работы. Практикую специальные
лабораторные работы по блок-схемам. У учащихся развиваются навыки самостоятельных
наблюдений, умения исследовательской и практической работы, как в классе, так и в
окружающей среде. Например, изучение строения плесневого гриба мукора. Проблемным
вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и выявление ее
причины между рассмотренными временными микропрепаратами плесневого гриба,
развивающегося на субстрате в начальном периоде развития и во время созревания спор.
Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием светового
микроскопа. Я демонстрирую микропрепараты с помощью цифрового микроскопа. Учебный
эксперимент – один из продуктивных методов обучения.
Большое внимание уделяю практическим работам в разделе «Общая биология», которые
можно использовать в экологии при изучении «отдельных» тем. Например, урок по теме
«Взаимоотношения между организмами». Время проведения практических работ — в
течение года. Цель проведения подобных работ — совершенствование умений и навыков,
учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности. Задания
практических работ имеют экологическую направленность и выполняются индивидуально
или в парах. Они создают условия для личной заинтересованности ученика в конечном
результате его деятельности и в самом процессе его достижения.
Исследовательские проекты считаю высшей ступенью исследовательской деятельности
учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки
практической экспериментальной работы, учащиеся успешно справляются с
экспериментальной частью проектов, которую выполняют по специально подобранным
методикам. Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно. Таким
путем мы изучаем с пятиклассниками строение клетки, строение органоидов и их функций.
Выполняем задания в рабочих тетрадях по данной теме. В закреплении изученного
материала – изготовление макета растительной и животной клетки, с точной
расположенностью органоидов и их строения. Данные работы составляют наглядный
материал по биологии. Многим ученикам помогают родители. Я убеждаюсь, что после
такого кропотливого исследования строения клетки, обучающиеся запомнят данный
материал. Виртуальные экскурсии по уникальным местам природы обучающиеся составляют
самостоятельно. Собирают фотографии, видеоматериал, накладывают музыку и получают
продукт – экскурсия в электронном виде. Многие ребята разослали ее своим друзьям в
социальных сетях.
Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь
старшеклассникам. На уроках использование материалов, полученных из Интернета, носит в
большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно
заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.
Организация исследовательской деятельности, в сочетании с информационными
технологиями, при изучении географии и биологии позволяет: интенсифицировать все
уровни образовательного процесса; рационально организовать познавательную деятельность
учащихся; построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому ученику
собственную траекторию обучения; изучать явления и процессы внутри сложных
биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и
компьютерного моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе времени
различные биологические процессы. Появляется возможность в большей степени
использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный
интерес и любопытство ко всему, потребность в общении и игре, а самое главное помогает
заложить основу человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение
всей жизни. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг
захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и
учеников. Воспитание ученика-исследователя открывает широкие возможности для развития
активной творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать
собственные открытия. За время организации научно-исследовательской работы с
учащимися я убедились в эффективности данной инновации.