Напоминание

Применение технологий проектно-исследовательской деятельность обучающихся на уроках биологии.


Автор: Ачёва Галина Викторовна
Должность: учитель биологии, географии, химии
Учебное заведение: МОУ ОШ с. Барышская Слобода
Населённый пункт: Ульяновская область, Сурский район, с. Барышская Слобода
Наименование материала: статья
Тема: Применение технологий проектно-исследовательской деятельность обучающихся на уроках биологии.
Раздел: среднее образование





Назад




Применение технологий проектно-исследовательской деятельность обучающихся на

уроках биологии.

Естественные науки – одни из самых сложных дисциплин в школе. Изучение

предметов географии, биологии и химии в школе способствует формированию

мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение

этих дисциплин при сохранении объёма содержания, снижается интерес учащихся к

предмету. Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали эти

предметы как нужные и востребованные жизнью науки, как часть мировой культуры,

необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины

мира? Для этого в своей работе на уроках я использую исследовательскую и проектную

технологию, метод проектов с использованием информационных технологий и личностно-

ориентированный и деятельностный методы обучения. Все технологии рассматриваются в

системе личностно ориентированного обучения. Это позволяет создавать на уроке ситуацию

успеха для детей с разным уровнем подготовки, учу ребят планированию своих действий,

направляю на поиск нетрадиционных способов решения, стимулирую развитие

нестандартного мышления.

Цель такого обучения: создание условий для собственной учебной деятельности

Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается на учёте

индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности,

имеющие свои характерные черты, склонности и интерес. Обучение в соответствии с этим

подходом предполагает:

самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в

определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются

для них предпочтительными;

опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;

учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение

стремления быть «самим собой»;

учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и

нравственных ценностей;

целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного

учащегося учебным стратегиям;

перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение

ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.

Методика личностно-ориентированного подхода существует уже довольно давно.

Такие выдающиеся психологи, как А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс писали о

влиянии школы на формирование личности учащихся. Впервые, термин «личностно-

ориентированный подход» стал использовать К. Роджерс. При этом он говорил о таком

методе обучения, как о принципиально новом, позволяющим ученику не просто учиться, а

учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией материал, развивающий

воображение. Роджерс так же подчеркивал, что по сложившейся традиции упор в

образовании делался лишь на интеллектуальное развитие, а не на личностное. Он выделял

два основных направления в образовании: авторитарное и человекоконцентрированное,

свободное обучение, при котором ученики с первых дней пребывания в школе оказываются в

дружелюбной атмосфере, с открытым, заботливым учителем, который помогает изучать то,

что хочется и нравится.

По мнению К. Роджерса - обучение должно нести за собой личностный рост и развитие.

А учитель, придерживающийся таких установок, может позитивно влиять на развитие

личности учеников. Также необходимым условием является использование общих

методических приемов. К таким приемом относятся: использование ресурсов чтения и

создание особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, создание

разнообразных обратных связей между учителем и учащимися, заключение индивидуальных

и групповых контрактов с учащимися, т. е. фиксация четкого соотношения объемов учебной

работы, ее качества и оценок на основе совместного обсуждения, организация процесса

обучения в разновозрастных ученических группах, распределение учащихся на две группы:

склонные к традиционному обучению и к гуманистическому обучению, организация групп

свободного общения с целью повышения уровня психологической культуры

межличностного общения.

Цель метода проектирования: повышение уровня активности школьников в предметных

областях, развитие самостоятельности.

Для себя я определила следующие принципы организации проектной деятельности:

1. Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен,

не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую

для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2. Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую

деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы,

презентации.

3. Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4. Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между

родителями и учениками, а также всем социумом.

5.Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты

проекта.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего

образования (ФГОС) сегодня является ключевым элементом модернизации российской

школы. Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного

стандартами, стало обеспечение проектной и исследовательской деятельности обучающихся,

направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и

практическими действиями, для решения личностно и социально значимых задач и

нахождение путей решения проблемных задач. Таким образом, проектная деятельность

учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. В нашей школе

проектную исследовательскую деятельность с обучающимися на всех ступенях обучения

начали задолго до внедрения стандартов.

В своей педагогической практике важное место я отвожу проектно-исследовательской

работе - работе, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее

неизвестным результатом. Являюсь школьным координатором по вопросам защиты

итогового индивидуального проекта в 9 классе. Активно принимаю участие в семинарах,

конференциях и конкурсах, публикуюсь в различных СМИ по вопросу проектной и

исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Все занятия проходят в кабинете биологии-географии. За последние три года он

превращен в кабинет - лабораторию. В кабинет входит учебно-методическое и

лабораторное оборудование, современные технические средства: ноутбук. Кабинет

подключен к локальной сети школы и имеет выход в интернет. Все это позволяет не

заканчивать исследовательскую работу на уроке, а продолжать ее во внеурочное время. В

курсе «Биологии» на уроках дети с большим интересом рассматривают под микроскопом

одноклеточные и многоклеточные организмы по темам: «Животные клетки», «Разнообразие

живого», «Среды обитания», «Методы изучения живой природы». Они изучают, наблюдают,

сравнивают, исследуют. Во время исследовательской работы каждый ученик имеет

возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт,

продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. Например, в работе «Растения

нашего класса» ребята изучали особенности строения классных растений и определяли их

систематическую принадлежность, выясняли их пользу и вред, определили ряд растений,

которые не должны находиться в классных комнатах. Выступили с такими рекомендациями

на совещании при директоре. Работа «Краснокнижные растения школьного двора» позволяет

узнать много интересного о видах растений, занесенных в Красную книгу растений

Ульяновской области, выпустить буклет и выступить с призывом к школьникам сохранить

данные виды. Опыт исследовательской деятельности – необходимый компонент подготовки

школьников к решению многообразных учебных, впоследствии – жизненных задач, в том

числе и выбора будущей профессии.

Привлекая учащихся к исследованиям, учитываю их интересы. Все, что изучается,

должно стать для ученика личностно — значимым, повышать его интерес и уровень знаний.

Однако, предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны

превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность

должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

Так, например, теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению

и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких

исследований позволяют изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в

действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных

изысканий, построения различных гипотез. Учащиеся 5-6 классов успешно справляются с

такой формой исследования. Так, при изучении темы «Природные зоны Земли», ребята по

материалам учебника знакомятся с тем, как приспособлены к обитанию в засушливых

условиях кактусы, верблюжья колючка. Возможная тематика исследований:

«Приспособленность растений степей к засушливым условиям обитания», «Особенности

насекомоядных растений», «Приспособления растений к опылению», «Приспособления

насекомых к сбору пыльцы и нектара». По результатам исследований ребята делают краткие

сообщения, обязательно содержащие выводы. В 7-9-х классах теоретические исследования

оформляются в виде презентаций, содержащей гораздо больший объем информации по

выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации ученик

приобретает навыки работы с интернетом, классификации и систематизации материала,

знакомится с основами оформления слайдов, учится выделять главное, анализировать

данные и делать выводы. Работа над презентацией помогает глубже разобраться в теме,

усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые

при изучении любого предмета. В итоге работы обучающиеся учатся публично представлять

собранный материал – публичная презентация своей работы. Практикую специальные

лабораторные работы по блок-схемам. У учащихся развиваются навыки самостоятельных

наблюдений, умения исследовательской и практической работы, как в классе, так и в

окружающей среде. Например, изучение строения плесневого гриба мукора. Проблемным

вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и выявление ее

причины между рассмотренными временными микропрепаратами плесневого гриба,

развивающегося на субстрате в начальном периоде развития и во время созревания спор.

Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием светового

микроскопа. Я демонстрирую микропрепараты с помощью цифрового микроскопа. Учебный

эксперимент – один из продуктивных методов обучения.

Большое внимание уделяю практическим работам в разделе «Общая биология», которые

можно использовать в экологии при изучении «отдельных» тем. Например, урок по теме

«Взаимоотношения между организмами». Время проведения практических работ — в

течение года. Цель проведения подобных работ — совершенствование умений и навыков,

учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности. Задания

практических работ имеют экологическую направленность и выполняются индивидуально

или в парах. Они создают условия для личной заинтересованности ученика в конечном

результате его деятельности и в самом процессе его достижения.

Исследовательские проекты считаю высшей ступенью исследовательской деятельности

учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки

практической экспериментальной работы, учащиеся успешно справляются с

экспериментальной частью проектов, которую выполняют по специально подобранным

методикам. Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно. Таким

путем мы изучаем с пятиклассниками строение клетки, строение органоидов и их функций.

Выполняем задания в рабочих тетрадях по данной теме. В закреплении изученного

материала – изготовление макета растительной и животной клетки, с точной

расположенностью органоидов и их строения. Данные работы составляют наглядный

материал по биологии. Многим ученикам помогают родители. Я убеждаюсь, что после

такого кропотливого исследования строения клетки, обучающиеся запомнят данный

материал. Виртуальные экскурсии по уникальным местам природы обучающиеся составляют

самостоятельно. Собирают фотографии, видеоматериал, накладывают музыку и получают

продукт – экскурсия в электронном виде. Многие ребята разослали ее своим друзьям в

социальных сетях.

Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь

старшеклассникам. На уроках использование материалов, полученных из Интернета, носит в

большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно

заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.

Организация исследовательской деятельности, в сочетании с информационными

технологиями, при изучении географии и биологии позволяет: интенсифицировать все

уровни образовательного процесса; рационально организовать познавательную деятельность

учащихся; построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому ученику

собственную траекторию обучения; изучать явления и процессы внутри сложных

биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и

компьютерного моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе времени

различные биологические процессы. Появляется возможность в большей степени

использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный

интерес и любопытство ко всему, потребность в общении и игре, а самое главное помогает

заложить основу человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение

всей жизни. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг

захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и

учеников. Воспитание ученика-исследователя открывает широкие возможности для развития

активной творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать

собственные открытия. За время организации научно-исследовательской работы с

учащимися я убедились в эффективности данной инновации.



В раздел образования