Напоминание

Проверочная работа в формате ГИА


Автор: Ковалев Владимир Александрович
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГОУ СОШ 594 Московского р-на
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проверочная работа в формате ГИА
Раздел: среднее образование





Назад




1

КОВАЛЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

учитель биологии ГБОУ СОШ № 594 Московского р-на Санкт-Петербурга,

кандидат биологических наук. 199284 Санкт Петербург, ул Купчинская д.6,

кв 317, зарегистрирован на Про школа.

Методическая разработка мероприятия "Межпредметный

интегрированный урок "Химия-Биология:"Удивительная вода"

8-11 класс"( работа была опубликована ранее в соавторстве с учителем

химии В.М Василенко)

1 Цель и задачи мероприятия

ГБОУ СОШ

№ 594

работает

с

детьми

с

ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ),

обучающимися индивидуально (домашнее

обучение).

Дети страдают самыми разными соматическими и душевными

заболеваниями.

В процессе

работы коллектив педагогов школы пришёл к выводу,

что одной

из

существенных

проблем детей

является

отсутствие

опыта

общения

со

сверстниками,

и

другие

проблемы социальной

адаптации.

Чтобы помочь

детям

постепенно

решить

эти

проблемы,

в

школе

применяются различные методики.

Одну из методик несколько лет назад

разработали педагоги естественно-научного цикла -

методику проведения

метапредметных уроков для старшеклассников.

Урок проводится вне расписания, как дополнительное, не обязательное

мероприятие. Несколько лет назад темой урока была избрана "Пресная вода".

На урок приглашаются ученики 8-10 классов.

Перед

уроком

проводится

большая

индивидуальная

подготовка.

Учащиеся

готовят

выступления,

презентации,

демонстрации

опытов.

Осваивают под руководством учителей различные источники информации и

способы

коммуникации

в

соответствии

со

своими

индивидуальными

физическими, психологическими и интеллектуальными возможностями.

Таким образом,

урок

является

итогом большой

подготовительной

работы педагогов и учащихся.

Цели мероприятия:

а) в направлении личностного развития: формировать умение тактично

вести себя в присутствии человека с ОВЗ; укреплять умение справляться со

своими физическими недостатками в публичном пространстве;

развивать

качества личности,

обеспечивающих культуру речи,

патриотизм,

любовь к

родной природе,

«экологическое

мышление»;

расширять

способности к

интеллектуальному

эксперименту,

необходимому

для

адаптации

в

современном обществе;

2

б) в

метапредметном направлении

-

формировать

общие

способы

интеллектуальной деятельности,

характерные для предметов естественно-

научного цикла;

в) в предметном направлении -

актуализировать знания,

полученные

в процессе обучения по отдельным предметам.

Задачи мероприятия:

воспитывать интерес к предметам естественно-научного цикла;

способствовать

формированию

коммуникативной

компетенции

учащихся,

быть объективным в оценке своей деятельности и деятельности

окружающих;

углубить

понимание

внутренней схожести предметов

естественно-

научного цикла (предмет изучения – законы природы; методы укладываются

в схему: "наблюдение–описание–эксперимент- изучение–объяснение");

расширить и закрепить у учащихся знания о воде,

как об уникальном

веществе, без которого невозможна жизнь;

способствовать

формированию

представления

о

воде,

как

о величайшей универсальной ценности;

содействовать закреплению у школьников желания беречь воду;

донести информацию о водных ресурсах мира и России;

формировать

способности

к

интеллектуальному

эксперименту,

к концентрации внимания на изложении конкретной проблемы;

формировать коммуникативную компетенцию.

2 Технологии, методы обучения

Используемые

технологии:

информационно-коммуникативные

(текстовые, графические, анимационные, видео- и звуковые),

компьютерные

(информационные), обучение в сотрудничестве, ролевая игра.

Применяемые

методы обучения:

организация

групповой

работы,

поляризация

пространства,

учебная

дискуссия,

самооценка

выполнения

заданий на

уроке,

словесные

и наглядные

методы,

метод

наблюдения,

практические методы, технические средства обучения.

3 Оборудование

Оборудование:

компьютер,

медиапроектор,

экран,

презентации

учителей и учеников,

химические стаканы,

вода,

фильтровальная бумага,

фломастеры, медные монеты.

4 Форма организации

Межпредметный интегрированный урок.

5 Структура (элементы) мероприятия

организационный момент

-

0,5 мин.

постановка целей и задач урока

-

1,5 мин.

начало совместной работы. Актуализация собственных знаний

учащихся о воде (викторина)

-

5 мин.

актуализация опорных знаний и умений учащихся - 14 мин.

выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера

(опыты, презентации, викторины)

- 21 мин.

3

подведение итогов

-

3 мин.

6 Ход мероприятия

Часть 1 - Организационный момент

Цель -

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом

уровне "я хочу", "я смогу".

Деятельность

учителя:

приветствует

учеников;

необходимо

снять

эмоциональное

напряжение,

неизбежное

для

детей

в непривычной

обстановке массового мероприятия;

нужно учесть,

что ученики мало знают

друг

друга;

спокойно и доброжелательно корректирует

поведение детей;

помогает им занять удобные места.

Действия учеников: занимают места за круглый столом,

формируя две

"условные команды".

Часть 2 - Постановка целей и задач урока

На

экране

высвечивается

слайд

с

названием

темы

урока

и репродукцией с картины о пресной воде.

Деятельность учителя: в вводном слове указывается на традиционность

проведения

внеклассных

занятий

межпредметных

связей

"Химии",

"Биологии".

Занятие

является

продолжением изучения,

систематизации

знаний,

повторения

материала,

пройденного

на

уроке

по

теме

"Вода",

и рассмотрению результатов

совместной

работы учеников

с

учителем

в рамках

внеклассного

мероприятия;

объявляется

тема

и

цели

урока;

сообщается,

что за правильные ответы будут присуждаться "снежинки".

По

окончанию урока результаты будут подсчитаны по двум группам,

а также

ученикам будет дана возможность оценить мероприятие.

Часть 3

-

Начало

совместной

работы.

Актуализация

собственных

знаний учащихся о воде (викторина)

Действия учителя:

проводится викторина "Загадки об удивительном

веществе";

посредством ярких демонстрационных слайдов о природе воды

должен создаваться эмоционально позитивный настрой учеников на урок.

Ответы

загадок

демонстрируются

на

слайдах

в

виде

высококачественных художественных изображений.

Деятельность учеников: участвуют в общей работе.

Часть 4 - Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Деятельность

учителя:

создаёт

обстановку,

мотивирующую

самостоятельную деятельность учащихся по активизации знаний о воде,

её

физических

свойствах

и важности в

природе

Земли;

руководит

общей

дискуссией;

следит

за

тем,

чтобы успели

высказаться

дети,

имеющие

трудности в произношении.

Деятельность детей:

восстанавливают знания,

полученные на уроках,

формулируют ответы,

получают опыт общения.

Отвечающие получают в

награду снежинки.

На экране – гидрологический цикл.

Деятельность

учителя:

помогает

вспомнить

эту схему;

подводит

к

пониманию важности этого процесса в природе Земли;

старшие ученики

4

приходят

к обобщению – это один из

важнейших процессов на

Земле,

обеспечивающих имеющиеся природные условия; участвующие в дискуссии

получают снежинки.

Деятельность

учеников:

заранее

подготовленное

выступление

о

круговороте

воды в

природе;

заранее

подготовленная

презентация

о

свойствах облаков.

Ученики выступают с короткими презентациями:

роль воды в растениях;

физиологическое значение воды;

бытовое использование воды;

роль воды в клетке.

Деятельность

учителя:

моральная

поддержка

выступающих;

организация положительной и доброжелательной обстановки;

комментарии,

обращающие

внимание

учащихся на

тех аспектах презентаций,

которые

раскрывают тему урока;

проводит блиц-турнир "Вопросы о воде" (учитель

химии

и

биологии

задают

короткие

вопросы

по

просмотренным

презентациям

и

оценивают

уровень

внимательности

обучающихся

к

представленному материалу), поощрение "снежинками".

Часть 5 -

Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего

характера (опыты, презентации, викторины)

Деятельность

учителя:

опираясь

на

базовые

знания

учеников,

напоминает

основные

физические

свойства

воды

и

предлагает

экспериментальным путем рассмотреть некоторые из этих свойств.

Демонстрация

опытов.

Цель

-

показать

на

практике

пример

эксперимента, формирование универсальных учебных действий.

Деятельность учеников:

две группы под руководством учителя химии

проводят опыты,

демонстрирующие уникальные свойства воды:

"вода течет

вверх",

"поверхностное натяжение

воды";

"мозговым штурмом"

каждая

группа формулирует объяснение этим явлениям.

Деятельность

учителя:

определяет

наиболее

правильный

ответ

и

оценивает коллективную работу групп учащихся (поощрение "снежинками");

акцентирует внимание учеников на химическую и физическую сущность

"снежинок"

-

их

индивидуальность,

уникальность

и

неповторимость

в

природе.

Деятельность учеников:

заранее подготовленный одним из учеников

вариант ответа;

заранее подготовленная презентация "Биологическая роль

воды на Земле".

Деятельность учителя: акцентирует на бережное отношение к воде как

к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы

России.

Часть 6 - Подведение итогов урока

Цели этого этапа урока:

5

в направлении личностного роста -

укрепить ощущение успеха:

«я

могу»;

в метапредметном направлении -

мы смогли выявить связи между

разными предметами в изучении одного вещества.

Деятельность учителя:

задает контрольный вопрос: "У меня в руках два стакана. В одном вода

чистая, в другом грязная. Чем опасна грязная вода?";

обращает внимание детей на то,

что опасность грязной воды связана с

её свойствами;

подводит итоги урока;

благодарит всех за проделанную работу;

раздает «Таблицу итогов урока».

6

Таблица итогов урока:

да

нет

Понравился ли тебе урок?

Понравилось ли тебе работать в группе?

Хочешь ли ты участвовать в подобных мероприятиях?

Хочешь ли ты готовить выступления и выступать?

Интересно ли установить связи между химическими и

физическими свойствами воды и ее ролью в природе?

Прощание.

7 Анализ мероприятия

Учащиеся

способны самостоятельно ставить

перед собой учебную

задачу,

находить

средства

и

способы

ее

решения,

индивидуально

выстраивать траекторию собственного продвижения в учебном материале.

У учеников

сформированы действия

самоконтроля,

они способны

контролировать свои учебные действия и критично оценивать полученный

результат.

У учеников

успешно

формируются

навыки

авторского

действия,

которые проявляется в умении

составить учебные задания,

справочники,

творческие проекты.

Ученики

демонстрируют

владение

различными

формами

внутригруппового и межгруппового сотрудничества при решении учебно-

практических

задач:

ведение

диалога,

выстраивание

монологического

высказывания.

У учащихся проявляется высокая мотивация и интерес к предметам,

об этом свидетельствует активность участия.



В раздел образования