Автор: Ковалев Владимир Александрович
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГОУ СОШ 594 Московского р-на
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проверочная работа в формате ГИА
Раздел: среднее образование
1
КОВАЛЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
учитель биологии ГБОУ СОШ № 594 Московского р-на Санкт-Петербурга,
кандидат биологических наук. 199284 Санкт Петербург, ул Купчинская д.6,
кв 317, зарегистрирован на Про школа.
Методическая разработка мероприятия "Межпредметный
интегрированный урок "Химия-Биология:"Удивительная вода"
8-11 класс"( работа была опубликована ранее в соавторстве с учителем
химии В.М Василенко)
1 Цель и задачи мероприятия
ГБОУ СОШ
№ 594
работает
с
детьми
с
ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ),
обучающимися индивидуально (домашнее
обучение).
Дети страдают самыми разными соматическими и душевными
заболеваниями.
В процессе
работы коллектив педагогов школы пришёл к выводу,
что одной
из
существенных
проблем детей
является
отсутствие
опыта
общения
со
сверстниками,
и
другие
проблемы социальной
адаптации.
Чтобы помочь
детям
постепенно
решить
эти
проблемы,
в
школе
применяются различные методики.
Одну из методик несколько лет назад
разработали педагоги естественно-научного цикла -
методику проведения
метапредметных уроков для старшеклассников.
Урок проводится вне расписания, как дополнительное, не обязательное
мероприятие. Несколько лет назад темой урока была избрана "Пресная вода".
На урок приглашаются ученики 8-10 классов.
Перед
уроком
проводится
большая
индивидуальная
подготовка.
Учащиеся
готовят
выступления,
презентации,
демонстрации
опытов.
Осваивают под руководством учителей различные источники информации и
способы
коммуникации
в
соответствии
со
своими
индивидуальными
физическими, психологическими и интеллектуальными возможностями.
Таким образом,
урок
является
итогом большой
подготовительной
работы педагогов и учащихся.
Цели мероприятия:
а) в направлении личностного развития: формировать умение тактично
вести себя в присутствии человека с ОВЗ; укреплять умение справляться со
своими физическими недостатками в публичном пространстве;
развивать
качества личности,
обеспечивающих культуру речи,
патриотизм,
любовь к
родной природе,
«экологическое
мышление»;
расширять
способности к
интеллектуальному
эксперименту,
необходимому
для
адаптации
в
современном обществе;
2
б) в
метапредметном направлении
-
формировать
общие
способы
интеллектуальной деятельности,
характерные для предметов естественно-
научного цикла;
в) в предметном направлении -
актуализировать знания,
полученные
в процессе обучения по отдельным предметам.
Задачи мероприятия:
воспитывать интерес к предметам естественно-научного цикла;
способствовать
формированию
коммуникативной
компетенции
учащихся,
быть объективным в оценке своей деятельности и деятельности
окружающих;
углубить
понимание
внутренней схожести предметов
естественно-
научного цикла (предмет изучения – законы природы; методы укладываются
в схему: "наблюдение–описание–эксперимент- изучение–объяснение");
расширить и закрепить у учащихся знания о воде,
как об уникальном
веществе, без которого невозможна жизнь;
способствовать
формированию
представления
о
воде,
как
о величайшей универсальной ценности;
содействовать закреплению у школьников желания беречь воду;
донести информацию о водных ресурсах мира и России;
формировать
способности
к
интеллектуальному
эксперименту,
к концентрации внимания на изложении конкретной проблемы;
формировать коммуникативную компетенцию.
2 Технологии, методы обучения
Используемые
технологии:
информационно-коммуникативные
(текстовые, графические, анимационные, видео- и звуковые),
компьютерные
(информационные), обучение в сотрудничестве, ролевая игра.
Применяемые
методы обучения:
организация
групповой
работы,
поляризация
пространства,
учебная
дискуссия,
самооценка
выполнения
заданий на
уроке,
словесные
и наглядные
методы,
метод
наблюдения,
практические методы, технические средства обучения.
3 Оборудование
Оборудование:
компьютер,
медиапроектор,
экран,
презентации
учителей и учеников,
химические стаканы,
вода,
фильтровальная бумага,
фломастеры, медные монеты.
4 Форма организации
Межпредметный интегрированный урок.
5 Структура (элементы) мероприятия
организационный момент
-
0,5 мин.
постановка целей и задач урока
-
1,5 мин.
начало совместной работы. Актуализация собственных знаний
учащихся о воде (викторина)
-
5 мин.
актуализация опорных знаний и умений учащихся - 14 мин.
выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера
(опыты, презентации, викторины)
- 21 мин.
3
подведение итогов
-
3 мин.
6 Ход мероприятия
Часть 1 - Организационный момент
Цель -
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом
уровне "я хочу", "я смогу".
Деятельность
учителя:
приветствует
учеников;
необходимо
снять
эмоциональное
напряжение,
неизбежное
для
детей
в непривычной
обстановке массового мероприятия;
нужно учесть,
что ученики мало знают
друг
друга;
спокойно и доброжелательно корректирует
поведение детей;
помогает им занять удобные места.
Действия учеников: занимают места за круглый столом,
формируя две
"условные команды".
Часть 2 - Постановка целей и задач урока
На
экране
высвечивается
слайд
с
названием
темы
урока
и репродукцией с картины о пресной воде.
Деятельность учителя: в вводном слове указывается на традиционность
проведения
внеклассных
занятий
межпредметных
связей
"Химии",
"Биологии".
Занятие
является
продолжением изучения,
систематизации
знаний,
повторения
материала,
пройденного
на
уроке
по
теме
"Вода",
и рассмотрению результатов
совместной
работы учеников
с
учителем
в рамках
внеклассного
мероприятия;
объявляется
тема
и
цели
урока;
сообщается,
что за правильные ответы будут присуждаться "снежинки".
По
окончанию урока результаты будут подсчитаны по двум группам,
а также
ученикам будет дана возможность оценить мероприятие.
Часть 3
-
Начало
совместной
работы.
Актуализация
собственных
знаний учащихся о воде (викторина)
Действия учителя:
проводится викторина "Загадки об удивительном
веществе";
посредством ярких демонстрационных слайдов о природе воды
должен создаваться эмоционально позитивный настрой учеников на урок.
Ответы
загадок
демонстрируются
на
слайдах
в
виде
высококачественных художественных изображений.
Деятельность учеников: участвуют в общей работе.
Часть 4 - Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Деятельность
учителя:
создаёт
обстановку,
мотивирующую
самостоятельную деятельность учащихся по активизации знаний о воде,
её
физических
свойствах
и важности в
природе
Земли;
руководит
общей
дискуссией;
следит
за
тем,
чтобы успели
высказаться
дети,
имеющие
трудности в произношении.
Деятельность детей:
восстанавливают знания,
полученные на уроках,
формулируют ответы,
получают опыт общения.
Отвечающие получают в
награду снежинки.
На экране – гидрологический цикл.
Деятельность
учителя:
помогает
вспомнить
эту схему;
подводит
к
пониманию важности этого процесса в природе Земли;
старшие ученики
4
приходят
к обобщению – это один из
важнейших процессов на
Земле,
обеспечивающих имеющиеся природные условия; участвующие в дискуссии
получают снежинки.
Деятельность
учеников:
заранее
подготовленное
выступление
о
круговороте
воды в
природе;
заранее
подготовленная
презентация
о
свойствах облаков.
Ученики выступают с короткими презентациями:
роль воды в растениях;
физиологическое значение воды;
бытовое использование воды;
роль воды в клетке.
Деятельность
учителя:
моральная
поддержка
выступающих;
организация положительной и доброжелательной обстановки;
комментарии,
обращающие
внимание
учащихся на
тех аспектах презентаций,
которые
раскрывают тему урока;
проводит блиц-турнир "Вопросы о воде" (учитель
химии
и
биологии
задают
короткие
вопросы
по
просмотренным
презентациям
и
оценивают
уровень
внимательности
обучающихся
к
представленному материалу), поощрение "снежинками".
Часть 5 -
Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего
характера (опыты, презентации, викторины)
Деятельность
учителя:
опираясь
на
базовые
знания
учеников,
напоминает
основные
физические
свойства
воды
и
предлагает
экспериментальным путем рассмотреть некоторые из этих свойств.
Демонстрация
опытов.
Цель
-
показать
на
практике
пример
эксперимента, формирование универсальных учебных действий.
Деятельность учеников:
две группы под руководством учителя химии
проводят опыты,
демонстрирующие уникальные свойства воды:
"вода течет
вверх",
"поверхностное натяжение
воды";
"мозговым штурмом"
каждая
группа формулирует объяснение этим явлениям.
Деятельность
учителя:
определяет
наиболее
правильный
ответ
и
оценивает коллективную работу групп учащихся (поощрение "снежинками");
акцентирует внимание учеников на химическую и физическую сущность
"снежинок"
-
их
индивидуальность,
уникальность
и
неповторимость
в
природе.
Деятельность учеников:
заранее подготовленный одним из учеников
вариант ответа;
заранее подготовленная презентация "Биологическая роль
воды на Земле".
Деятельность учителя: акцентирует на бережное отношение к воде как
к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы
России.
Часть 6 - Подведение итогов урока
Цели этого этапа урока:
5
в направлении личностного роста -
укрепить ощущение успеха:
«я
могу»;
в метапредметном направлении -
мы смогли выявить связи между
разными предметами в изучении одного вещества.
Деятельность учителя:
задает контрольный вопрос: "У меня в руках два стакана. В одном вода
чистая, в другом грязная. Чем опасна грязная вода?";
обращает внимание детей на то,
что опасность грязной воды связана с
её свойствами;
подводит итоги урока;
благодарит всех за проделанную работу;
раздает «Таблицу итогов урока».
6
Таблица итогов урока:
да
нет
Понравился ли тебе урок?
Понравилось ли тебе работать в группе?
Хочешь ли ты участвовать в подобных мероприятиях?
Хочешь ли ты готовить выступления и выступать?
Интересно ли установить связи между химическими и
физическими свойствами воды и ее ролью в природе?
Прощание.
7 Анализ мероприятия
Учащиеся
способны самостоятельно ставить
перед собой учебную
задачу,
находить
средства
и
способы
ее
решения,
индивидуально
выстраивать траекторию собственного продвижения в учебном материале.
У учеников
сформированы действия
самоконтроля,
они способны
контролировать свои учебные действия и критично оценивать полученный
результат.
У учеников
успешно
формируются
навыки
авторского
действия,
которые проявляется в умении
составить учебные задания,
справочники,
творческие проекты.
Ученики
демонстрируют
владение
различными
формами
внутригруппового и межгруппового сотрудничества при решении учебно-
практических
задач:
ведение
диалога,
выстраивание
монологического
высказывания.
У учащихся проявляется высокая мотивация и интерес к предметам,
об этом свидетельствует активность участия.