Автор: Дрюкова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ АО Травинская школа-интернат
Населённый пункт: Образцово-Травино
Наименование материала: конспект урока чтения
Тема: "Веселое лукавство ума"
Раздел: среднее образование
Конспект урока чтения. «Весёлое лукавство ума». (по басням
И.А.Крылова) 5 кл , для детей с ОВЗ.
Цель: формирование навыков и умений выразительного чтения басен;
Задачи:
• образовательные: учить детей умению анализировать басни, составлять
характеристики героев;
• коррекционно-развивающие: расширять словарный запас учащихся,
развивать мышление, память;
• воспитательные: воспитывать нравственно-этические нормы поведения.
Ход урока.
1.
Орг.момент.
Псих-пед настрой.
Дружная работа – залог успеха!
Мы команда, значит, работать должны все!
Умейте выслушать товарища.
Не расстраивайся в случае неудачи!
Верьте: у тебя всё получится!
Дыхательная гимнастика.
Гимнастика для глаз
. (по презентации)
Речевая разминка.
Хохлатые хохотушки
Хохотом
Хохотали:
Ха-ха-ха
2.
Повторение.
- Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с
творчеством замечательного русского баснописца. Кто он, назовите?
Зад: Убери лишнее.
(на картинках найди портрет И.Крылова)
Вспомним из биографии И.Крылова.
Зад: Восстанови текст.
И.А.Крылов родился в городе ………. В …. семье. Отец у него был ……….. …………
Крылову с десяти лет пришлось работать …… в Тверском суде. Образования он не получил,
но самостоятельно овладел ………., ……….., ……… языками. Увлекался ……….. , на ….
В … лет написал первую басню. Он был великим ……………..
Заполнить таблицу.
(Методом исключения.)
Басня
1.Короткая сказочная история
Смешное лирич стихотв
Небольшой рассказ в стихах
2.Герои-животные, иногда люди.
Герои из сказок
Герои-богатыри
3.Развлечь читателя, создать хорошее настроение.
Помочь исправить недостатки, посмеяться над ними
Прославить русский народ,Русь.
4. Волшебство.
Троекратное повторение.
Мораль.
Первое. Выясняем жанр басни. Что по-вашему не относится к жанру
басни? (учащиеся высказывают свои версии, а затем убирают лишние
элементы из схемы
Второе. Кто является героями басен? (учащиеся высказывают свои версии,
а затем убирают лишние элементы из схемы
Третье. Какова цель басен? (учащиеся высказывают свои версии, а затем
убирают лишние элементы из схемы
Четвертое. Какой обязательный элемент должен быть в басне?
(учащиеся высказывают свои версии, а затем убирают лишние элементы из
схемы
Вывод: Вот мы и убрали все лишние элементы и теперь мы можем сделать
вывод, что такое басня?
Басня – это небольшой рассказ в стихах.
Герои басни – животные, реже люди.
Цель басни: помочь человеку исправить свои недостатки, посмеявшись
над ними.
Для этого в басне есть мораль, поучение.
В каждой басне есть мораль, т.е. поучение.
3. Проверка дом задания.
Прослушивание музыки «Квартет» композитора А.Бородина.
И «Квартет» игру животных из басни «Квартет».
- Скажите, какая музыка вам понравилась больше? Какую музыку было
приятно слушать? Почему?
- А что такое –квартет?(ансамбль состоящий из четырёх музыкантов)
- На каких муз инструментах играют музыканты?
Скрипки: - Прима – инструмент, играющий главную роль в оркестре
- Втора – второй по важности инструмент в оркестре
Альт –инструмент немного больше скрипки.
Контрабас – самый низкий голос (бас).
- Что объединяет эти инструменты? (звук извлекается смычком)
- Поэтому все эти инструменты называются смычковые.
-Что вам было задано на дом? ( басня «Квартет»)
- Давайте вспомним значение некоторых слов.
Словарная работа.
Пленять – очаровывать. Чинно – строго по правилам.
Лад – согласие, порядок.
Чтение по ролям.
Анализ басни.
- О ком в басне идёт речь? (о животных, выступающих в роли музыкантов)
Анализ басни. ( выборочное чтение)
Найдите и прочитайте.
- Где происходит действие басни? (Сели на лужок под липки)
- Почему эти звери собрались вместе? (…«затеяли сыграть Квартет…»)
- С каким настроением музыканты сели играть?
- Как об их игре отозвался автор? («пленять своим искусством свет…»)
- Прочитайте, какие советы давали мартышка и осёл?
- Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре?
(себя, поэтому Крылов ей и даёт приму)
- Почему Медведю достался контрабас? (Это большой инструмент, удержать
его сможет только он)
-Легко ли Медведю играть на струнном инструменте? (У музыканта должны
быть тонкие и гибкие пальцы.).
- Удобно ли ослу и козлу играть на струнных инструментах? Почему?
(копытные)
- Что, кроме инструментов приобрели животные? (ноты)
- Пользовались ли они ими?
- Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для
осуществления мечты? (Умения)
- К кому обращаются звери за помощью? (К соловью)
- Имеет ли право Соловей поучать всех остальных в этом деле? (да, потому,
что он прекрасный певец)
- В каких строках басни заключена мораль? В чём её смысл? (за дело нужно
браться умеючи)
- Только ли музыкантам нужно умение? (всем людям)
Сегодня на уроке мы подводим итог по изучению басен и сейчас
проведем Игру- Угадывание басен по морали.
( детям раздаются индивидуальные задания, выходят, читают мораль ,
угадывают басню и находят картинку в классе)
Угадывание басен по морали.
- Мораль басни всегда можно прочитать в тексте.
Сейчас проверю, как вы хорошо знаете басни Крылова.
1.К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он её ещё и гонит. (Мартышка и Очки)
(Родион)
2.Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад… (Щука и кот)
( Настя)
3.Вперед чужой беде не смейся, голубок! (Чиж и Голубь)
(Марго)
4.Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Ворона и Лисица)
(Ваня)
5.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,-
Им отвечает соловей:
« А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». («Квартет»).
( Маша)
Мини-соревнование. (девочки-мальчики), (Маша в роли судьи)
Помогите герою басни найти свою пару
(на скорость)
1.
Стрекоза голубь
Чиж щука, рак
Лиса муравей
Щука кот
Мартышка очки
Лебедь ворона
2.
лиса голубь
стрекоза очки
чиж щука и рак
щука муравей
мартышка ворона
лебедь кот
Кто же является героями басен Крылова? (дети называют)
Игра: Доска обьявлений.
Представьте, что некоторые из них написали объявление, догадайтесь, кому
из героев басен они могут принадлежать.
1. Ищу учебник по правильному использованию очков. Пишите
крупнее, я плохо вижу.
(Мартышка).
2. Молодая симпатичная особа, которая хорошо поёт, срочно снимет
тёплую квартиру до весны.
(Стрекоза).
3. Срочно ищу мастера, который откроет захлопнувшуюся клетку.
Попрошу не смеяться.
(Чиж).
4. Потеряла сыр, пока пела. Нашедшего, просьба вернуть на ель.
(Ворона).
5. Приглашаем на бесплатный концерт смычковых инструментов.
Пленяем всех своим искусством. (Квартет)
Беседа по ситуации.
- Да. Басни И.А.Крылова живут и в наше время. Они интересны,
поучительны и любимы народом.
В подтверждение наших слов, мы сейчас прочитаем историю, которая
произошла в школе, в таком же классе, как у нас (текст). (детям раздаётся
текст)
К новогоднему празднику ребята решили нарисовать стенгазету.
Они обсудили тему, идею газету, приготовили краски, цветную бумагу.
Однако, когда все собрались, Лена захотела нарисовать большую ёлку, а
Игорь предложил нарисовать Деда Мороза и Снегурочку. Пока ребята
думали, Володя нарисовал карнавальные маски. Кате не понравились
маски, но своих идей у неё не было. Разразился горячий спор.
На шум в класс пришла учительница. Она увидела разгорячённые
лица ребят, разлитые краски. И только лист бумаги, приготовленный
для газеты, остался пустым.
- Почему не получилась газета?
Ребятам выдаётся задание, где указано, что прочесть может
шахматный конь.
Игра: Ход шахматного короля.
Начиная с нижнего левого угла, ходом шахматного коня можно
прочитать мораль к одной из басен И. А. Крылова.
дело
нет
лад
на
в
не
согласья
их
,
когда
пойдёт товарищах
Ответ: “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт”.
( Маша читает басню наизусть.)
- Иван Андреевич и сам хорошо читал свои басни, смешно изображал и
подражал голосом и жестами тем, кого представлял. О своих произведениях
он говорил так: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать». Его басни
действительно очень точно подмечают недостатки людей и высмеивают их.
- Должны ли мы обижаться за это на них?
- Конечно, нет. Мы, наоборот, должны быть благодарны. Ведь эти басни
делают нас лучше и справедливее.
Интересные факты из жизни Крылова И. А.
Один раз на прогулке Иван Андреевич Крылов встретил
молодёжь, и один из этой компании решил подшутить над
телосложением поэта (он его скорее всего не знал) и сказал:
- «Смотите! Какая туча идет!», а Крылов посмотрел на небо и
ответил:
- «Да, и вправду дождик собирается! Недаром лягушки
расквакались!»
V. Подведение итога урока.
- Какой же вывод можно сделать?
«Живут ли басни Крылова в наши
дни? Могут ли они сегодня кого-либо научить правильным поступкам и
поведению?
VII. Рефлексия.
- Ребята, продолжите предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
Мне это нужно знать…
Оказалось для меня сложным…
Мне было интересно…
У меня появилась идея…
Оценка деятельности детей.
Я очень рада, что у нас получился такой замечательный результат.
Активно работали, были необыкновенными актёрами …
Красиво и правильно выражали свою мысль …
Внимательно слушали одноклассников …
Благодарю за урок.
Всем большое спасибо. Урок окончен.