Автор: Ирезепова Яна Сергеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ гимназия 209 "Павловская гимназия"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Оксиды: Состав. Классификация. Номенклатура
Раздел: среднее образование
«Оксиды: Состав. Классификация. Номенклатура»
Цели:
ввести понятие об оксидах; познакомить с важнейшими неорганическими
классами; рассмотреть состав, номенклатуру, классификацию и физические свойства
оксидов.
Задачи урока:
Конкретизировать понятие “оксид”, определять и различать виды оксидов, давать
названия оксидов. (предметный результат);
Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные
связи, искать аналогии, формулировать определения, делать выводы (метапредметный
результат);
Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию
выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, карточки, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече, и пусть за окном не солнечный день, но в
нашем классе тепло и уютно и это нам поможет работать плодотворно и эффективно.
2. Изучение нового материала.
С кислородом ходит парой,
То металл, то неметалл он,
Дружбу связями скрепит
Всем известный класс…
(оксид)
Вы правильно определили тему нашего разговора. Давайте запишем в тетрадях эту тему.
Теперь пришло время нам с Вами определиться, ЧТО именно об оксидах нам предстоит
выяснить? (Дети определяют, что нужно дать определение оксидов, определиться с
номенклатурой оксидов, привести классификацию).
Теперь нам нужно ответить на вопрос, что такое оксиды – т.е. дать им определение
(Дети говорят, что это сложные соединения, которые состоят из двух элементов,
один из которых кислород).
Я запишу на доске соединение, которое полностью отвечает данному нами определению,
но является ли оно оксидом? Это соединение вам знакомо – Н
2
О
2
(перекись водорода).
т.е. мы с вами упустили еще какую-то особенность оксидов, которая очень важна и
должна быть упомянута в определении! (Ученики догадываются, что в перекиси
водорода степень окисления кислорода совершенно другая, делают вывод, что важную
роль в определении играет именно степень окисления кислорода -2). Вы совершенно
правы, во всех оксидах степень окисления кислорода должна быть только -2. Теперь мы
можем записать в тетрадях полное и правильное определение оксидов – это сложные
соединения, которые состоят из 2х элементов, один из которых кислород, степени
окисления -2 (О
-2
).
А сейчас давайте дадим название нашим оксидам.
Н
2
О – Оксид водорода
СО
2
– Оксид углерода(IV)
СuО – Оксид меди(II)
Так из чего же складывается название оксида?
Название оксида = оксид + название элемента в Р.п.
На доске записаны формулы оксидов. У Вас несколько минут на то, чтобы в тетради
записать названия данных оксидов, после чего мы проверим задание:
Na
2
O К
2
О СаО СuО Р
2
O
5
CrO Cr
2
O
3
Аl
2
O
3
SO
2
SO
3
MnO Mn
2
O
7
FeO Fe
2
O
3
СО, СО, MgO,
NO, NO
2
. (проверка идет индивидуально, с места по очереди ребята дают названия
оксидам)
Нам с вами осталось проклассифицировать оксиды. Ребята, что такое классификация?
(Дети отвечают, что это весьма важный логический прием, которым пользуются
при изучении предмета и который основан на логическом делении понятий, поиске
общих черт, каких-то признаков)
Оксиды классифицируют по:
1. Агрегатному состоянию – Г, Ж,Т. При этом, нам нужно помнить, что оксиды металлов
чаще всего твердые.
2. По природе второго элемента – оксиды металлов, неметаллов(кислотные, основные,
амфотерные).
3. Закрепление нового материала по ходу изложения.
Мы с Вами вместе разобрались с новой темой.
1.Сейчас каждому я раздам листочки с заданием, затем мы вместе проверим, как вы
справились с ним.
2. Пример заданий из ВПР и ОГЭ, которые связаны с данной темой
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
4. Рефлексия.
Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы все вместе узнали что-то новое и всё же
каждый для себя совершил какое - то открытие. Поделитесь вашими впечатлениями от
урока, на доске два смайлика, грустный и веселый. Если вам все удалось и тема была
понятна, то наклейте стикер на веселый смайлик, если же тема показалась вам трудной и
вы сделали много ошибок при выполнении заданий, то наклейте стикер на грустный
смайлик.
Задание на дом: учить §23 + конспект.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1.
Вставьте формулы названных в тексте оксидов:
В земной коре – литосфере – находится оксид алюминия ________ (глина), оксид
кремния (IV) _____ (песок), оксид железа (III) ______ (содержится в красном железняке).
Водная оболочка Земли – гидросфера состоит из оксид водорода _____. В воздухе есть
оксид углерода (IV) ______ (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности
человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) _____
(угарный газ), оксид серы (IV) ______ (сернистый газ), оксид азота (II) ____ и оксид
азота (IV) ______.
2.
Тип 1.1 Предметом изучения химии являются вещества. Внимательно рассмотрите
предложенные рисунки. Укажите номер рисунка, на котором изображён объект,
содержащий индивидуальное химическое вещество.
Тип 1.2 Какие вещества содержатся в объектах, изображённых на остальных
рисунках? Приведите по ОДНОМУ примеру. Для каждого вещества укажите его
химическое название и формулу.
Рис. 1: ___________________________(название)__________________(формула).
Рис. 2: ___________________________(название)__________________(формула).
Рис. 3: ___________________________(название)__________________(формула).
3. Вещества, формулы которых —ZnO и Na
2
SO
4
, являются соответственно
1) амфотерным оксидом и солью
2) основным оксидом и кислотой
3) основным оксидом и основанием
4) амфотерным гидроксидом и солью
4. Напишите химические формулы каждого из указанных веществ.
Железо —
____________.
Хлор —
_____________.
Хлорид
железа(III) —
_____________.Сульфит
натрия —
_________.
Серная
кислота —
__________________.Сульфат натрия — _________________. Оксид серы(IV) —
_______________. Вода — _________.