Напоминание

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Автор: Шевякова Юлия Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Алдан Алданского района РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: среднее образование





Назад




ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ,

СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ

Шевякова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя

общеобразовательная школа № 9 г. Алдан" МР "Алданский район" РС(Я)

Аннотация. В статье рассматриваются основные формы и методы

воспитания,

направленные

на

формирование

духовных

ценностей

школьников на уроках русского языка и литературы. Автор акцентирует

внимание на роли этих предметов в духовно-нравственном воспитании

учащихся, выявляет возможности их интеграции в учебный процесс, а

также делится практическими рекомендациями для учителей.

Ключевые слова: русский язык, литература, воспитание, духовные

ценности,

методы,

формы,

нравственное

воспитание,

школьники,

интеграция, педагогика.

Воспитание

духовных

ценностей

у

школьников

важная

составляющая образования в современной школе. Особенно значимыми в

этом процессе являются уроки русского языка и литературы, поскольку они

дают возможность не только обучать языковым нормам и литературному

творчеству, но и прививать ученикам моральные ориентиры, расширять их

кругозор и помогать формировать внутренний мир. Вопрос о воспитании на

уроках русского языка и литературы стал актуальным в контексте общего

стремления

к

созданию

гармонично

развитой

личности,

способной

ориентироваться

в

современном

мире

и

придерживаться

высоких

нравственных принципов.

В данной статье мы рассмотрим основные формы и методы

воспитания духовных ценностей школьников на уроках этих дисциплин.

Роль уроков русского языка и литературы в воспитании духовных

ценностей

Русский язык и литература — это не только инструменты для

освоения знаний, но и мощные средства для формирования личностных и

духовных качеств. Уроки этих предметов дают учащимся возможность по-

настоящему почувствовать богатство и многообразие человеческих чувств,

осознать глубину моральных дилемм и найти ответы на важные жизненные

вопросы. Литература, как зеркало жизни, способна воздействовать на чувства

и мысли учащихся, развивать у них умение анализировать, сопереживать,

размышлять о смысле жизни и нравственных идеалах.

Важно отметить, что воспитание духовных ценностей на уроках

русского языка и литературы осуществляется через взаимодействие с

текстами,

в

которых

отражены

важнейшие

моральные,

этические

и

философские

вопросы.

Учитель,

направляя

процесс

осмысления

прочитанного и выстраивая диалог с учениками, создает условия для

формирования у них нравственных ориентиров.

Основные формы воспитания духовных ценностей на уроках

Процесс воспитания на уроках русского языка и литературы может

принимать различные формы, которые активизируют ученика, делают его

участником обсуждения важнейших вопросов. К основным формам можно

отнести следующие:

1. Обсуждение литературных произведений

Самая

эффективная

форма

воспитания

это

обсуждение

произведений, где затронуты глубокие моральные и философские темы.

Такие обсуждения позволяют ученикам не только раскрывать смысл текста,

но и осознавать его моральное содержание. Например, анализ произведений

А.С.

Пушкина,

Л.Н.

Толстого,

Ф.М.

Достоевского

способствует

формированию

у

школьников

таких

ценностей,

как

честность,

справедливость, ответственность за свои поступки.

2. Творческие задания и проекты

Процесс создания собственных текстов, сочинений и проектов на

основе прочитанных произведений способствует осознанию учениками

нравственных проблем и помогает развивать их способность выражать свои

мысли и чувства. Работы по анализу текста, написание эссе или обсуждение

прочитанного

помогают

углубить

восприятие

моральных

проблем

и

выстроить свою позицию относительно них.

3. Ролевая игра и драматизация

Ролевая игра или драматизация отдельных сцен из произведений

является эффективным методом в воспитании. Когда ученики становятся

частью литературного произведения, они чувствуют себя вовлеченными в

происходящее, понимают мотивы персонажей и осознают последствия их

поступков. Это способствует развитию эмпатии, способности сопереживать,

а также способствует лучшему пониманию нравственных основ, заложенных

в произведении.

4. Литературные чтения и выступления

Литературные чтения, где ученики читают вслух произведения, а

затем

обсуждают

их,

помогают

формировать

духовную

чуткость

и

внимательность

к

внутреннему

миру

других

людей.

Такие

чтения

стимулируют развитие не только навыков чтения, но и развивают речь,

эмоциональную осведомленность и анализ.

5. Взаимодействие с другими дисциплинами

Интеграция уроков литературы с другими дисциплинами (например, с

уроками истории, философии, психологии) помогает школьникам увидеть

взаимосвязь между событиями и нравственными вопросами, поднятыми в

литературных произведениях. Это способствует более глубокому пониманию

духовных ценностей и их связи с реальной жизнью.

Методы воспитания духовных ценностей на уроках

Методы воспитания — это практические способы, через которые

осуществляется формирование духовных ценностей. Важно, чтобы эти

методы не были абстрактными, а базировались на конкретных примерах из

литературы и жизни. К основным методам воспитания можно отнести

следующие:

1. Метод вопросно-ответной беседы

Этот метод позволяет активно вовлекать учеников в процесс

размышлений, помогает находить ответы на важнейшие нравственные

вопросы. Например, вопросы по поводу правильности поступков персонажей

или значения тех или иных поступков в контексте исторической эпохи

развивают

у

школьников

критическое

мышление

и

способность

анализировать.

2. Метод аналогий

Применение аналогий позволяет учащимся увидеть связь между

литературными сюжетами и современными нравственными проблемами. Это

метод способствует развитию абстрактного мышления и позволяет ученикам

лучше

понять

и

оценить

моральные

ценности,

передаваемые

в

произведениях.

3. Метод рефлексии

Рефлексия помогает ученикам осознать свои мысли и чувства

относительно прочитанного, а также оценить влияние литературы на их

личностное развитие. Применение рефлексии способствует более глубокому

осмыслению прочитанного материала и помогает учащимся развивать

осознание своего морального выбора.

4. Метод эмоционального отклика

Активное вовлечение эмоций учащихся через литературу позволяет

раскрыть внутренний мир и помогает развивать чуткость к духовным

ценностям. Эмоциональный отклик учащихся, выражающийся в их реакциях

на переживания литературных героев, способствует формированию личных

нравственных ориентиров.

Уроки русского языка и литературы — это не только обучение

языковым и литературным нормам, но и важный этап воспитания духовных

ценностей школьников. Эффективное использование различных форм и

методов воспитания, таких как обсуждение произведений, творческие

задания, ролевые игры, интеграция с другими дисциплинами и различные

методы анализа, помогает создать условия для формирования моральных

ориентиров у учащихся.

Каждый

урок,

посвященный

литературному

произведению,

становится шагом на пути к осознанию школьниками их места в обществе и в

мире в целом, а также важным этапом в становлении нравственного выбора,

который будет сопровождать их в будущем.

Список литературы

1.

Дамова Фатима Гидовна Духовно-нравственное воспитание

школьников на уроках русского языка и литературы // Проблемы педагогики.

2018. №1 (33).

2.

Мингазова Елена Анатольевна, Обросова Наталья Геннадьевна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ

ШКОЛЬНИКОВ

НА

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОО //

Вестник науки и творчества. 2019. №1 (37).

3.

Шевченко Я. Ю. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

НА

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ // Теория и практика

современной науки. 2018. №6 (36).

4.

Шерайзина Роза Моисеевна, Донина Ирина Александровна,

Поломошнова Светлана Анатольевна Проектная организация духовно-

нравственного

воспитания

школьников

//

Проблемы

современного

педагогического образования. 2018. №61-1.



В раздел образования