Автор: Шевякова Юлия Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Алдан Алданского района РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: среднее образование
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
Шевякова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа № 9 г. Алдан" МР "Алданский район" РС(Я)
Аннотация. В статье рассматриваются основные формы и методы
воспитания,
направленные
на
формирование
духовных
ценностей
школьников на уроках русского языка и литературы. Автор акцентирует
внимание на роли этих предметов в духовно-нравственном воспитании
учащихся, выявляет возможности их интеграции в учебный процесс, а
также делится практическими рекомендациями для учителей.
Ключевые слова: русский язык, литература, воспитание, духовные
ценности,
методы,
формы,
нравственное
воспитание,
школьники,
интеграция, педагогика.
Воспитание
духовных
ценностей
у
школьников
—
важная
составляющая образования в современной школе. Особенно значимыми в
этом процессе являются уроки русского языка и литературы, поскольку они
дают возможность не только обучать языковым нормам и литературному
творчеству, но и прививать ученикам моральные ориентиры, расширять их
кругозор и помогать формировать внутренний мир. Вопрос о воспитании на
уроках русского языка и литературы стал актуальным в контексте общего
стремления
к
созданию
гармонично
развитой
личности,
способной
ориентироваться
в
современном
мире
и
придерживаться
высоких
нравственных принципов.
В данной статье мы рассмотрим основные формы и методы
воспитания духовных ценностей школьников на уроках этих дисциплин.
Роль уроков русского языка и литературы в воспитании духовных
ценностей
Русский язык и литература — это не только инструменты для
освоения знаний, но и мощные средства для формирования личностных и
духовных качеств. Уроки этих предметов дают учащимся возможность по-
настоящему почувствовать богатство и многообразие человеческих чувств,
осознать глубину моральных дилемм и найти ответы на важные жизненные
вопросы. Литература, как зеркало жизни, способна воздействовать на чувства
и мысли учащихся, развивать у них умение анализировать, сопереживать,
размышлять о смысле жизни и нравственных идеалах.
Важно отметить, что воспитание духовных ценностей на уроках
русского языка и литературы осуществляется через взаимодействие с
текстами,
в
которых
отражены
важнейшие
моральные,
этические
и
философские
вопросы.
Учитель,
направляя
процесс
осмысления
прочитанного и выстраивая диалог с учениками, создает условия для
формирования у них нравственных ориентиров.
Основные формы воспитания духовных ценностей на уроках
Процесс воспитания на уроках русского языка и литературы может
принимать различные формы, которые активизируют ученика, делают его
участником обсуждения важнейших вопросов. К основным формам можно
отнести следующие:
1. Обсуждение литературных произведений
Самая
эффективная
форма
воспитания
—
это
обсуждение
произведений, где затронуты глубокие моральные и философские темы.
Такие обсуждения позволяют ученикам не только раскрывать смысл текста,
но и осознавать его моральное содержание. Например, анализ произведений
А.С.
Пушкина,
Л.Н.
Толстого,
Ф.М.
Достоевского
способствует
формированию
у
школьников
таких
ценностей,
как
честность,
справедливость, ответственность за свои поступки.
2. Творческие задания и проекты
Процесс создания собственных текстов, сочинений и проектов на
основе прочитанных произведений способствует осознанию учениками
нравственных проблем и помогает развивать их способность выражать свои
мысли и чувства. Работы по анализу текста, написание эссе или обсуждение
прочитанного
помогают
углубить
восприятие
моральных
проблем
и
выстроить свою позицию относительно них.
3. Ролевая игра и драматизация
Ролевая игра или драматизация отдельных сцен из произведений
является эффективным методом в воспитании. Когда ученики становятся
частью литературного произведения, они чувствуют себя вовлеченными в
происходящее, понимают мотивы персонажей и осознают последствия их
поступков. Это способствует развитию эмпатии, способности сопереживать,
а также способствует лучшему пониманию нравственных основ, заложенных
в произведении.
4. Литературные чтения и выступления
Литературные чтения, где ученики читают вслух произведения, а
затем
обсуждают
их,
помогают
формировать
духовную
чуткость
и
внимательность
к
внутреннему
миру
других
людей.
Такие
чтения
стимулируют развитие не только навыков чтения, но и развивают речь,
эмоциональную осведомленность и анализ.
5. Взаимодействие с другими дисциплинами
Интеграция уроков литературы с другими дисциплинами (например, с
уроками истории, философии, психологии) помогает школьникам увидеть
взаимосвязь между событиями и нравственными вопросами, поднятыми в
литературных произведениях. Это способствует более глубокому пониманию
духовных ценностей и их связи с реальной жизнью.
Методы воспитания духовных ценностей на уроках
Методы воспитания — это практические способы, через которые
осуществляется формирование духовных ценностей. Важно, чтобы эти
методы не были абстрактными, а базировались на конкретных примерах из
литературы и жизни. К основным методам воспитания можно отнести
следующие:
1. Метод вопросно-ответной беседы
Этот метод позволяет активно вовлекать учеников в процесс
размышлений, помогает находить ответы на важнейшие нравственные
вопросы. Например, вопросы по поводу правильности поступков персонажей
или значения тех или иных поступков в контексте исторической эпохи
развивают
у
школьников
критическое
мышление
и
способность
анализировать.
2. Метод аналогий
Применение аналогий позволяет учащимся увидеть связь между
литературными сюжетами и современными нравственными проблемами. Это
метод способствует развитию абстрактного мышления и позволяет ученикам
лучше
понять
и
оценить
моральные
ценности,
передаваемые
в
произведениях.
3. Метод рефлексии
Рефлексия помогает ученикам осознать свои мысли и чувства
относительно прочитанного, а также оценить влияние литературы на их
личностное развитие. Применение рефлексии способствует более глубокому
осмыслению прочитанного материала и помогает учащимся развивать
осознание своего морального выбора.
4. Метод эмоционального отклика
Активное вовлечение эмоций учащихся через литературу позволяет
раскрыть внутренний мир и помогает развивать чуткость к духовным
ценностям. Эмоциональный отклик учащихся, выражающийся в их реакциях
на переживания литературных героев, способствует формированию личных
нравственных ориентиров.
Уроки русского языка и литературы — это не только обучение
языковым и литературным нормам, но и важный этап воспитания духовных
ценностей школьников. Эффективное использование различных форм и
методов воспитания, таких как обсуждение произведений, творческие
задания, ролевые игры, интеграция с другими дисциплинами и различные
методы анализа, помогает создать условия для формирования моральных
ориентиров у учащихся.
Каждый
урок,
посвященный
литературному
произведению,
становится шагом на пути к осознанию школьниками их места в обществе и в
мире в целом, а также важным этапом в становлении нравственного выбора,
который будет сопровождать их в будущем.
Список литературы
1.
Дамова Фатима Гидовна Духовно-нравственное воспитание
школьников на уроках русского языка и литературы // Проблемы педагогики.
2018. №1 (33).
2.
Мингазова Елена Анатольевна, Обросова Наталья Геннадьевна
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ
НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОО //
Вестник науки и творчества. 2019. №1 (37).
3.
Шевченко Я. Ю. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ // Теория и практика
современной науки. 2018. №6 (36).
4.
Шерайзина Роза Моисеевна, Донина Ирина Александровна,
Поломошнова Светлана Анатольевна Проектная организация духовно-
нравственного
воспитания
школьников
//
Проблемы
современного
педагогического образования. 2018. №61-1.