Автор: Медведева Наталья Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ЯСШ 2 им.Героя Советского Союза Н.А.Данюшина
Населённый пункт: город Ярцево, Смоленская область
Наименование материала: Конспект классного часа для 9 класса
Тема: Урок мужества ( на литературном и краеведческом материале) для 9 класса
Раздел: среднее образование
Проведение урока мужества
«Жизнь, опалённая войной»
на основе использования
литературного и краеведческого материала
в 9 классе
Медведева Наталья Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ЯСШ №2
Друг, не горюй, что рано мы уходим.
Кто жизнь свою, скажи, купил навек?
Ведь годы ограничены той жизнью,
Которую избрал сам человек.
Не время меж рождением и смертью
Одно определяет жизни срок, -
Быть может, наша кровь, что здесь прольётся,-
Прекрасного бессмертия исток!
Так писал в 1943 году в стихотворении «Другу» татарский поэт Муса
Джалиль. Это стихотворение раскрывает нам глубинный смысл слова
«мужество»: кровь, пролитая за родину, - исток бессмертия. Кровь пролита
ради жизни на земле.
Вот именно так, работая с понятиями и расшифровывая смысл каждого
слова на уроках русского языка и литературы, во внеурочной работе с
обучающимися, можно воспитать в них активную жизненную позицию,
чувство гордости за свою родину, мужественный подход к решению
сложных жизненных задач. На мой взгляд, в этом может помочь
использование литературного и краеведческого материала для проведения
уроков мужества.
Представляю вашему вниманию разработанный мною сценарий урока
мужества «Жизнь, опалённая войной».
Цели мероприятия:
1.формирование
у
обучающихся
активной
жизненной
позиции,
представления о долге, мужестве, героизме;
2.воспитание любви к родине на основе изучения литературы военных
лет и краеведческого материала (страниц биографий фронтовиков);
3.обучение школьников выразительному чтению художественных
текстов.
Ход мероприятия
Звучит (тихо) мелодия песни «Священная война» (В.И.Лебедева-
Кумача и А.В. Александрова).
Ведущий 1:
Курганами славы покрыта родная равнина.
И Днепр, и Морава, и Висла, и Волга-река.
Ты лжёшь, чужеземец, что медленна кровь славянина,
Что в грозные годы душа славянина кротка.
От нас убегали монгольские орды Мамая.
Солдат Бонапарта мы в наших снегах погребли,
На полчища Гитлера кованый меч подымая,
Мы грудью прикрыли просторы славянской земли.
Курганами славы покрыта родная равнина…
Так писал поэт Алексей Сурков.
Учитель:
-У писателя Юрия Бондарева в очерке «Писатели-солдаты» можно
прочитать: «Фашизм – это философия уничтожения и разрушения личности,
это зловещее подчинение разума инстинктам, это сила выше права, взгляд на
человека, как на взбесившееся животное, достойное кнута и смерти, это
убийство миллионов людей, насилие над любовью, над молодостью, это
жирно дымящиеся трубы крематориев в концлагерях, выстрелы в затылок,
это отрицание совести, мешающей нажать на спусковой крючок автомата,
нацеленного на ребёнка».
Сказать по-другому о фашизме, на мой взгляд, просто невозможно.
Великая Отечественная война, по словам писателя, всколыхнула «весь мир
смертельной борьбой нашего государства с силами фашизма». Очень
достоверно об этом написано в книге генерала армии А.В.Горбатова «Годы и
войны» (1965 год) и в книге Маршала Советского Союза А.И.Ерёменко «На
западном направлении» (1959 год).
Ведущий 1:
- Мы, люди, живущие в новом тысячелетии, не должны забывать
страницы биографии своего многострадального народа, народа-защитника,
потому что наши деды и прадеды прошли нечеловеческую проверку огнём на
передовой, замерзали в окопах, тонули в болотах, горели в танках, проливали
кровь ради жизни на земле, ради светлого слова «ПОБЕДА».
Учитель:
- 9 мая наша страна отметит 80 –летие Великой Победы. Мы всегда будем
помнить тех, кто навеки (в нашей памяти ) остался лежать в крови и дыму на
заснеженных полях Подмосковья, под Смоленском, в брянских лесах, на
улицах Ленинграда и Берлина, и многих безымянных героев, чьи братские и
одинокие могилы напоминают нам о войне. Мы будем помнить героев,
чтобы не повторились те страшные события, о которых мы, к счастью, знаем
только из рассказов ветеранов войны и из книг, чтобы вовремя успеть
предотвратить возникновение любой теории, философии, приносящей
стране, миру голод, разруху, нечеловеческие муки и истребление нации.
Ведущий 2:
- Сегодня мы вспомним тех, кто в трагическое для страны время творческое
перо сделал своим оружием. Это поэты и писатели военного времени.
Литература периода Великой Отечественной войны с течением
времени не теряет своего значения. Писатели и поэты вновь и вновь
обращаются к теме войны, стремясь осмыслить трагические дни для нашего
народа.
В течение четырёх лет войны не было ни одного сколько-нибудь
значительного
явления
в
жизни
страны,
которое
не
находило
бы
немедленного и прямого отражения в литературе. В разгар событий,
буквально по горячим следам, создавались очерки, поэмы и повести, драмы.
Первая повесть военных лет «Народ бессмертен» В.Гроссмана, а также
первые драматические произведения «Русские люди» К.Симонова, «Фронт»
А.Корнейчука, «Нашествие» Л.Леонова появились в печати в 1942 году.
С
1941
года
по
1945
год
отдельными
главами
создавалась
поэма
А.Твардовского «Василий Тёркин».
Круг тем, затронутых литературой военных лет, весьма многообразен.
Но в этом многообразии ведущей темой была тема защиты Отечества. В это
время появились стихотворения, ставшие вскоре популярными песнями.
Среди них «Землянка» А.Суркова, «Огонёк», « В лесу прифронтовом»
М.Исаковского, «Соловьи» А.Фатьянова и т.п.
Стихи
К.Симонова,
А.Суркова,
М.Исаковского,
О.Берггольц,
Н.Тихонова, А.Твардовского отличались, с одной стороны, решительностью,
в иных случаях – жестокостью ( например, стихотворение К.Симонова «Убей
его!», А.Суркова «Я пою ненависть», названия которых говорит само за себя,
а с другой стороны – тонким лиризмом, как стихотворение К.Симонова «Жди
меня». Оно стало проникновенной молитвой любого бойца.
(1 ученик выразительно читает стихотворение «Жди меня» на фоне
тихо
звучащей
мелодии
песни
«Тёмная
ночь»
В.Г.Агатова
и
Н.В.Богословского).
Ведущий 1:
- Мы будем помнить героев, потому что «это нужно не мёртвым, это нужно
живым». И мы помним. Затаив дыхание, смотрим художественные и
документальные фильмы о войне, читаем книги, учим строки, опалённые
войной, слушаем рассказы бабушек и дедушек, которые были очевидцами и
участниками трагических и кровавых событий Великой Отечественной
войны.
Ведущий 2:
Сегодня мы расскажем о замечательном человеке, чья жизнь тоже была
опалена войной. Предоставим слово Щербаченковой Софье, ученице 9
класса, которая расскажет о своём прадедушке, чью историю хранит в
памяти семья ученицы.
Щербаченкова Софья:
В 2025-ом году наша страна отметит 80-летие Великой Победы над
фашизмом. Много было уже рассказано о героях-победителях Великой
Отечественной войны, о работниках тыла, о том, какой невероятной ценой
ковалась народом
победа. Я думаю, почти в каждой семье есть своя,
потаённая, история борьбы дедов и прадедов за мирное небо над головой
потомков. Вот и в нашей семье есть герой, о нём я и хочу рассказать.
Мой прадедушка, Туманов Василий Филиппович, родился 09 мая
1923
г.
в д. Веревна Монастырщинского района Смоленской области. Когда
началась война, ему исполнилось 18 лет. Деревню Веревну оккупировали
немцы в июле 1941 года и освободили в сентябре 1943 года. Прадедушка
был призван Монастырщинским военкоматом, и его направили на курсы
танкистов, а потом на фронт. Он служил в 230 - м гвардейском танковом
полку сержантом. Во время войны прадедушка получил ранение в горло и
пролежал в военном госпитале очень долго. Потом был снова отправлен на
фронт. Он участвовал в различных сражениях и дошел до Кенигсберга
( ныне Калининград). Когда закончилась война, он вернулся в родную
деревню. Прадедушка был очень сильным, храбрым и мужественным. Всю
жизнь проработал бригадиром в родном колхозе, был депутатом сельского
Совета. Потом (по возрасту) в 60 лет ушел на пенсию . Но прожил немного
и 19 августа 1985 года умер. Похоронен он у нас в Ярцево. В нашей семье
есть такая традиция: каждый год
9 мая
мы обязательно всей семьей
возлагаем цветы на его могиле. Ведь 9 Мая
- это не только его день
рождения, но и самый его любимый праздник - День Победы. В этот день
он надевал парадный китель, на котором были все его медали, садился к
телевизору, смотрел Парад на Красной площади и всегда плакал.
Прадедушка был награжден многими медалями и орденами:
1. За участие в героическом штурме и взятии Кенигсберга
награжден
медалью "За взятие КЕНИГСБЕРГА " 10.04.1945 г. 2. В соответствии с
Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден юбилейной
медалью " 50 лет ВООРУЖЕННЫХ
СИЛ СССР" 26.12.1967 г.3. В
соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден
юбилейной медалью " 30 лет Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг." 25.04.1975 г.
4. За долголетний добросовестный труд
награжден медалью "Ветеран труда" 14.03.1985 г. 5. За храбрость, стойкость
и
мужество
в
Великой
Отечественной
войне
награжден
орденом
Отечественной войны II степени 06.04.1985 г.
Вот
такие
награды
моего прадедушки говорят о его героическом жизненном пути, служении
родине, о невероятном мужестве. Наша семья гордится, что у нас в роду есть
человек, на которого можно равняться. Мы бережно храним память о
прадедушке, потому что жизнь Туманова Василия Филипповича - не только
история нашей семьи, а история всей нашей огромной страны, которую
защищали такие отважные люди, как мой прадедушка.
Да, уже давно
отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но в наших
сердцах память нежно хранит имена героев, павших и живых. Мы гордимся
тем, что именно русская земля взрастила народ-освободитель, который не
согнулся под ударами противника, а, сплотившись, с честью преодолел все
трудности и добился исторической победы. Низкий поклон мужеству героев,
павших и живых!
Фрагмент урока мужества «Жизнь, опалённая войной», в котором
были представлены страницы биографии прадедушки ученицы 9 класса,-
наглядный показатель того, что в каждой семье « памятен свой герой» войны.
Именно поэтому так необходимо проводить в школе уроки мужества, уроки
памяти, где будут представлены истории семей, этапы жизни нашего
героического народа.