Напоминание

Урок мужества ( на литературном и краеведческом материале) для 9 класса


Автор: Медведева Наталья Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ЯСШ 2 им.Героя Советского Союза Н.А.Данюшина
Населённый пункт: город Ярцево, Смоленская область
Наименование материала: Конспект классного часа для 9 класса
Тема: Урок мужества ( на литературном и краеведческом материале) для 9 класса
Раздел: среднее образование





Назад




Проведение урока мужества

«Жизнь, опалённая войной»

на основе использования

литературного и краеведческого материала

в 9 классе

Медведева Наталья Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ЯСШ №2

Друг, не горюй, что рано мы уходим.

Кто жизнь свою, скажи, купил навек?

Ведь годы ограничены той жизнью,

Которую избрал сам человек.

Не время меж рождением и смертью

Одно определяет жизни срок, -

Быть может, наша кровь, что здесь прольётся,-

Прекрасного бессмертия исток!

Так писал в 1943 году в стихотворении «Другу» татарский поэт Муса

Джалиль. Это стихотворение раскрывает нам глубинный смысл слова

«мужество»: кровь, пролитая за родину, - исток бессмертия. Кровь пролита

ради жизни на земле.

Вот именно так, работая с понятиями и расшифровывая смысл каждого

слова на уроках русского языка и литературы, во внеурочной работе с

обучающимися, можно воспитать в них активную жизненную позицию,

чувство гордости за свою родину, мужественный подход к решению

сложных жизненных задач. На мой взгляд, в этом может помочь

использование литературного и краеведческого материала для проведения

уроков мужества.

Представляю вашему вниманию разработанный мною сценарий урока

мужества «Жизнь, опалённая войной».

Цели мероприятия:

1.формирование

у

обучающихся

активной

жизненной

позиции,

представления о долге, мужестве, героизме;

2.воспитание любви к родине на основе изучения литературы военных

лет и краеведческого материала (страниц биографий фронтовиков);

3.обучение школьников выразительному чтению художественных

текстов.

Ход мероприятия

Звучит (тихо) мелодия песни «Священная война» (В.И.Лебедева-

Кумача и А.В. Александрова).

Ведущий 1:

Курганами славы покрыта родная равнина.

И Днепр, и Морава, и Висла, и Волга-река.

Ты лжёшь, чужеземец, что медленна кровь славянина,

Что в грозные годы душа славянина кротка.

От нас убегали монгольские орды Мамая.

Солдат Бонапарта мы в наших снегах погребли,

На полчища Гитлера кованый меч подымая,

Мы грудью прикрыли просторы славянской земли.

Курганами славы покрыта родная равнина…

Так писал поэт Алексей Сурков.

Учитель:

-У писателя Юрия Бондарева в очерке «Писатели-солдаты» можно

прочитать: «Фашизм – это философия уничтожения и разрушения личности,

это зловещее подчинение разума инстинктам, это сила выше права, взгляд на

человека, как на взбесившееся животное, достойное кнута и смерти, это

убийство миллионов людей, насилие над любовью, над молодостью, это

жирно дымящиеся трубы крематориев в концлагерях, выстрелы в затылок,

это отрицание совести, мешающей нажать на спусковой крючок автомата,

нацеленного на ребёнка».

Сказать по-другому о фашизме, на мой взгляд, просто невозможно.

Великая Отечественная война, по словам писателя, всколыхнула «весь мир

смертельной борьбой нашего государства с силами фашизма». Очень

достоверно об этом написано в книге генерала армии А.В.Горбатова «Годы и

войны» (1965 год) и в книге Маршала Советского Союза А.И.Ерёменко «На

западном направлении» (1959 год).

Ведущий 1:

- Мы, люди, живущие в новом тысячелетии, не должны забывать

страницы биографии своего многострадального народа, народа-защитника,

потому что наши деды и прадеды прошли нечеловеческую проверку огнём на

передовой, замерзали в окопах, тонули в болотах, горели в танках, проливали

кровь ради жизни на земле, ради светлого слова «ПОБЕДА».

Учитель:

- 9 мая наша страна отметит 80 –летие Великой Победы. Мы всегда будем

помнить тех, кто навеки (в нашей памяти ) остался лежать в крови и дыму на

заснеженных полях Подмосковья, под Смоленском, в брянских лесах, на

улицах Ленинграда и Берлина, и многих безымянных героев, чьи братские и

одинокие могилы напоминают нам о войне. Мы будем помнить героев,

чтобы не повторились те страшные события, о которых мы, к счастью, знаем

только из рассказов ветеранов войны и из книг, чтобы вовремя успеть

предотвратить возникновение любой теории, философии, приносящей

стране, миру голод, разруху, нечеловеческие муки и истребление нации.

Ведущий 2:

- Сегодня мы вспомним тех, кто в трагическое для страны время творческое

перо сделал своим оружием. Это поэты и писатели военного времени.

Литература периода Великой Отечественной войны с течением

времени не теряет своего значения. Писатели и поэты вновь и вновь

обращаются к теме войны, стремясь осмыслить трагические дни для нашего

народа.

В течение четырёх лет войны не было ни одного сколько-нибудь

значительного

явления

в

жизни

страны,

которое

не

находило

бы

немедленного и прямого отражения в литературе. В разгар событий,

буквально по горячим следам, создавались очерки, поэмы и повести, драмы.

Первая повесть военных лет «Народ бессмертен» В.Гроссмана, а также

первые драматические произведения «Русские люди» К.Симонова, «Фронт»

А.Корнейчука, «Нашествие» Л.Леонова появились в печати в 1942 году.

С

1941

года

по

1945

год

отдельными

главами

создавалась

поэма

А.Твардовского «Василий Тёркин».

Круг тем, затронутых литературой военных лет, весьма многообразен.

Но в этом многообразии ведущей темой была тема защиты Отечества. В это

время появились стихотворения, ставшие вскоре популярными песнями.

Среди них «Землянка» А.Суркова, «Огонёк», « В лесу прифронтовом»

М.Исаковского, «Соловьи» А.Фатьянова и т.п.

Стихи

К.Симонова,

А.Суркова,

М.Исаковского,

О.Берггольц,

Н.Тихонова, А.Твардовского отличались, с одной стороны, решительностью,

в иных случаях – жестокостью ( например, стихотворение К.Симонова «Убей

его!», А.Суркова «Я пою ненависть», названия которых говорит само за себя,

а с другой стороны – тонким лиризмом, как стихотворение К.Симонова «Жди

меня». Оно стало проникновенной молитвой любого бойца.

(1 ученик выразительно читает стихотворение «Жди меня» на фоне

тихо

звучащей

мелодии

песни

«Тёмная

ночь»

В.Г.Агатова

и

Н.В.Богословского).

Ведущий 1:

- Мы будем помнить героев, потому что «это нужно не мёртвым, это нужно

живым». И мы помним. Затаив дыхание, смотрим художественные и

документальные фильмы о войне, читаем книги, учим строки, опалённые

войной, слушаем рассказы бабушек и дедушек, которые были очевидцами и

участниками трагических и кровавых событий Великой Отечественной

войны.

Ведущий 2:

Сегодня мы расскажем о замечательном человеке, чья жизнь тоже была

опалена войной. Предоставим слово Щербаченковой Софье, ученице 9

класса, которая расскажет о своём прадедушке, чью историю хранит в

памяти семья ученицы.

Щербаченкова Софья:

В 2025-ом году наша страна отметит 80-летие Великой Победы над

фашизмом. Много было уже рассказано о героях-победителях Великой

Отечественной войны, о работниках тыла, о том, какой невероятной ценой

ковалась народом

победа. Я думаю, почти в каждой семье есть своя,

потаённая, история борьбы дедов и прадедов за мирное небо над головой

потомков. Вот и в нашей семье есть герой, о нём я и хочу рассказать.

Мой прадедушка, Туманов Василий Филиппович, родился 09 мая

1923

г.

в д. Веревна Монастырщинского района Смоленской области. Когда

началась война, ему исполнилось 18 лет. Деревню Веревну оккупировали

немцы в июле 1941 года и освободили в сентябре 1943 года. Прадедушка

был призван Монастырщинским военкоматом, и его направили на курсы

танкистов, а потом на фронт. Он служил в 230 - м гвардейском танковом

полку сержантом. Во время войны прадедушка получил ранение в горло и

пролежал в военном госпитале очень долго. Потом был снова отправлен на

фронт. Он участвовал в различных сражениях и дошел до Кенигсберга

( ныне Калининград). Когда закончилась война, он вернулся в родную

деревню. Прадедушка был очень сильным, храбрым и мужественным. Всю

жизнь проработал бригадиром в родном колхозе, был депутатом сельского

Совета. Потом (по возрасту) в 60 лет ушел на пенсию . Но прожил немного

и 19 августа 1985 года умер. Похоронен он у нас в Ярцево. В нашей семье

есть такая традиция: каждый год

9 мая

мы обязательно всей семьей

возлагаем цветы на его могиле. Ведь 9 Мая

- это не только его день

рождения, но и самый его любимый праздник - День Победы. В этот день

он надевал парадный китель, на котором были все его медали, садился к

телевизору, смотрел Парад на Красной площади и всегда плакал.

Прадедушка был награжден многими медалями и орденами:

1. За участие в героическом штурме и взятии Кенигсберга

награжден

медалью "За взятие КЕНИГСБЕРГА " 10.04.1945 г. 2. В соответствии с

Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден юбилейной

медалью " 50 лет ВООРУЖЕННЫХ

СИЛ СССР" 26.12.1967 г.3. В

соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден

юбилейной медалью " 30 лет Победы в Великой Отечественной войне

1941-1945 гг." 25.04.1975 г.

4. За долголетний добросовестный труд

награжден медалью "Ветеран труда" 14.03.1985 г. 5. За храбрость, стойкость

и

мужество

в

Великой

Отечественной

войне

награжден

орденом

Отечественной войны II степени 06.04.1985 г.

Вот

такие

награды

моего прадедушки говорят о его героическом жизненном пути, служении

родине, о невероятном мужестве. Наша семья гордится, что у нас в роду есть

человек, на которого можно равняться. Мы бережно храним память о

прадедушке, потому что жизнь Туманова Василия Филипповича - не только

история нашей семьи, а история всей нашей огромной страны, которую

защищали такие отважные люди, как мой прадедушка.

Да, уже давно

отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но в наших

сердцах память нежно хранит имена героев, павших и живых. Мы гордимся

тем, что именно русская земля взрастила народ-освободитель, который не

согнулся под ударами противника, а, сплотившись, с честью преодолел все

трудности и добился исторической победы. Низкий поклон мужеству героев,

павших и живых!

Фрагмент урока мужества «Жизнь, опалённая войной», в котором

были представлены страницы биографии прадедушки ученицы 9 класса,-

наглядный показатель того, что в каждой семье « памятен свой герой» войны.

Именно поэтому так необходимо проводить в школе уроки мужества, уроки

памяти, где будут представлены истории семей, этапы жизни нашего

героического народа.



В раздел образования